Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этологические теории когнитивного развития




Оценка

Идея Руссо о внутренней силе развития стала основным принци­пом в обширных научных работах и исследованиях Гезелла. Он по­казал, как механизмы созревания, хотя и незаметно, проявляются в сложной последовательности развития и процессов саморегуляции и указал на то, что есть веские причины считать, что развитие идет по внутреннему плану.

Чаще всего Гезелла критикуют за то, как он излагал нормы для каждого возраста. Как уже упоминалось, его нормы слишком уни­фицированы и не дают нам представления о том, сколько измене­ний происходит в каждом конкретном возрасте. Более того, Гезелл разработал свои нормы на основе наблюдений за детьми из семей среднего класса (сотрудников Йельского университета), и их нельзя полностью применить к другим культурным контекстам.

В последние годы возрастные нормы Гезелла снова подверглись критике после новой волны исследований, посвященных новорож­денным (младенцам до 1 месяца). Как выяснилось, новорожденные обладают многими удивительными способностями. В правильных условиях они могут визуально следовать за движущимися предмета­ми на короткие расстояния, могут визуально дотрагиваться до пред­метов, выделять форму, цвет, звук, вкус и запах. Они могут подражать движениям, например, высовывать язык и проявлять рефлекс хож­дения (Крейн У., 2002, с. 53). В свете таких дан­ных развитие, по Гезеллу, разворачивается слишком медленно. Ново­рожденные оказываются намного «сообразительнее», чем можно было бы подумать.

Более того, некоторые ранние способности, в том числе и рефлексивная ходьба, протягивание рук и подражание, как правило, исчезают через месяц или два. Они чаще всего исчезают, когда поведение начинает контролироваться более высокими корковыми центрами. Затем, когда эти способности все же снова проявляются, они становятся более произвольными. В любом случае новые исследования новорожденных, скорее, дополняют, чем прямо противоречат картине развития, представленной Гезеллом. Современные педиатры и специалисты, изучающие маленьких детей, по-прежнему придают большое значение нормам Гезелла, эти нормы помогают им определить способности маленьких детей в разном возрасте.

Этологи признают, что инстинкты сформировались потому, что играли адаптивную роль внутри определенных условий среды и что инстин­ктам необходима адекватная среда, чтобы они проявились должным образом. Среда важна. Этологи лишь утверждают, что инстинктив­ному поведению присущ некий крупный врожденный компонент и что при наличии среды, к которой инстинкт предварительно адап­тирован, он проявится без трудоемкого обусловливания или науче­ния.

Этология - относительно молодая наука, способствовала многочисленным открытиям, связанным с видами, не принадлежащим к человеческому роду. Рассмотрим фундаментальную по­пытку приложить этологические понятия к человеческому разви­тию — теорию Джона Боулби и Мэри Эйнсуорт.

Боулби и Эйнсуорт о человеческой привязанности

Боулби утверждал, что мы можем понять человеческое поведе­ние только рассмотрев его среду адаптации, основную среду, в которой оно формируется (Bowlby, 1982, p. 58). На протяжении большей части истории человечества люди, вероятно, перемещались небольшими группами в поисках пищи и часто подвергались опасности нападения со стороны крупных хищ­ников. В момент угрозы люди, подобно другим группам приматов, вероятно, сотрудничали, чтобы прогнать хищников и защитить боль­ных и детей. Чтобы получить эту защиту, детям необходимо было находиться рядом со взрослыми. Если ребенок терял с ними контакт, он мог погибнуть. Таким образом, у детей должны были сформироваться привязывающие модели поведения (attachment behaviors) — жесты и сигналы, которые обеспечивают и поддерживают их близость к опекунам (р.182).

Один из явных сигналов — плач малыша. Плач — это сигнал бед­ствия; когда младенец испытывает боль или напуган, он плачет, и родитель должен спешить на помощь, чтобы выяснить, что случи­лось. Еще одним привязывающим действием является улыбка ма­лыша; когда малыш улыбается, глядя на родителя, родитель испы­тывает к нему любовь и ему приятно быть рядом. Другие привязы­вающие действия включают в себя лепетание, цепляние, сосание и следование.

Боулби предположил, что привязанность ребенка развивается следующим образом. Сначала социальные реакции малышей не от­личаются разборчивостью. К примеру, они будут улыбаться любому лицу или плакать из-за ухода любого человека. Однако в возрасте от 3 до 6 месяцев малыши сужают направленность своих реакций до нескольких знакомых людей, формируют явное предпочтение в от­ношении одного человека и затем начинают относиться с насторо­женностью к незнакомым людям. Вскоре после этого они становятся более подвижными, начинают ползать и играют более активную роль в удержании рядом основного объекта привязанности. Они следят за тем, где находится этот родитель, и любой знак, указывающий на то, что родитель может внезапно уйти, вызывает с их стороны реакцию следования. Весь процесс — фокусирование на основном объекте приивязанности, который затем вызывает реакцию следования, соответствует импринтингу у других видов. Подобно детенышам многих других видов, у малышей вырабатывается импринтинг на определенный объект привязанности, и они настойчи­во следуют за этим родителем, когда он удаляется.

В своих трудах Боулби намеренно использовал этологические термины «инстинкт» и «импринтинг» в широком смысле. Он хотел показать, что эти понятия приложимы к человеческому поведению в своем общем виде, не как исключительно точные, детализирован­ные определения (р. 136,220).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.