Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Период чувствительности к языку




Период чувствительности к ходьбе

Период чувствительности к владению руками

Период чувствительности к деталям

Период чувствительности к порядку

В первый период, который продолжается первые три года жизни, ребенок ощущает сильное стремление к упорядочиванию предметов. Как только ребенок начинает самостоятельно передвигаться, ему начинает нравиться ставить предметы на место. Если книга или ручка лежат не там, где обычно, ребенок решительно возвращает их на мес­то. И даже до того, как дети начинают передвигаться, они часто рас­страиваются, если видят вещь не на своем месте. Взрослым такие реакции ребенка, которые довольно обычны, кажутся капризами. Это потому, что у взрослых стремление к порядку лежит в другой плоскости. Для взрослого порядок обеспечивает определенную степень внешнего комфорта, но для ребенка он жизненно важен.

В возрасте от 1 до 2 лет дети концентрируют свое внимание на деталях. Например, они замечают мелких насекомых, мелкие части украшений. Или, если им показывают картинки, кажется, что они не замечают крупных и важных с точки зрения взрослого объектов, а фокусируются вместо этого на крошечных деталях на заднем плане. Это внимание к деталям говорит о перемене в психическом развитии ребенка. Если раньше его привлекали объекты и яркие цвета, то теперь он старается воспринимать действительность во всех деталях.

Третий период чувствительности связан с умением пользоваться руками. В возрасте от 18 месяцев до 3 лет дети постоянно хватают все руками. Им особенно нравится закрывать и открывать что-нибудь, класть предметы внутрь чего-то и доставать их оттуда, складывать и строить (р. 83). В течение следующих двух лет они оттачивают свои движения и чувство осязания.

Наиболее очевиден период чувствительности к ходьбе. Как говорила Монтессори, научиться ходить — это значит второй раз родиться. Ребенок превращается из беспомощного в активное существо (Montessori, 1936, р. 77). В своих попытках ходить дети повинуются непреодолимому импульсу и чем лучше ходят, тем больше гордятся этим.

Согласно Монтессори, ходьба, так же как и другие виды деятельности, для ребенка означает нечто совсем иное, чем для взрослого. Ребенок же идет для того, чтобы идти. Например, ребенок может спускаться и подниматься по лестнице снова и снова. Он идет не для того, чтобы куда-то попасть, а для «совершенствования своего умения, и, значит, его цель — это создание нового внутри себя» (р. 78).

Пятый период чувствительности связан с овладением речью. Поразительна быстрота, с которой дети учатся такому сложному процессу, как речь. Чтобы выучить язык, дети должны не только запомнить слова и их значение, но и освоить грамматику, систему правил, регламентирующих как расположить различные части речи. Дети овладевают ими, не задумываясь об этом. Если ребенок слышит в се­мье два языка, он овладевает обоими (р. 111).

Способность детей к овладению речью столь велика, что Монтессори заключила, что ребенок должен быть наделен особым «ме­ханизмом восприятия языка» (р. 113). Этот механизм очень отлича­ется от чего-либо в умственной деятельности старших детей и взрос­лых. Мы учим второй язык с большой осторожностью, сознательно стараясь запомнить правила спряжения глаголов, приставки, пред­логи и так далее, а ребенок учит язык бессознательно.

По описанию Монтессори, овладение речью у ребенка очень похоже на его отпечатывание в памяти. В определенный критический момент (от 2 с половиной до 3 лет) дети внутренне готовы к восприятию звуков, слов и грамматических конструкций. Такая необычайная восприимчивость к языку сохраняется у ребенка в течение первых 3 лет жизни и затем безвозвратно уходит.

Монтессори предположила, что овладение речью управляется внутренними возрастными факторами, и поэтому дети начинают говорить приблизительно в одном и том же возрасте, независимо от того, где они росли (р. 11). Например, все дети сначала сходят от невнятного лепета к произнесению отдельных слов. Затем наступает стадия предложений, состоящих из двух слов, и дальше следует период составления все более сложных предложений. Монтессори подчеркивает, что переход от одной стадии к другой исходит скачкообразно. В течение определенного времени кажется, что у ребенка нет никакого прогресса, и вдруг происходит целый взрыв новых достижений.

В возрасте от 3 до 6 лет дети уже не воспринимают слова и грамматику языка бессознательно, но они все еще пребывают в периоде чувствительности к языку. В это время они более сознательно заучивают грамматические формы и испытывают от этого большое удовольствие.

К 5 или 6 годам ребенок обычно готов к традиционной школе и умеет читать. «И все это происходит без учителя. Это спонтанное приобретение. И мы, после того как он сделал все это сам, посылаем его в школу и предлагаем ему, как великое испытание, выучить алфавит!» (р. 115).

Таким образом, взрослые демонстрируют предвзятость, придают главное значение тому, что они учат ребенка, и недооценивают его способность к самообучению (р. 122).

Школа Монтессори

Дети в возрасте около двух с половиной лет могут поступить в школу Монтессори. Там они учатся в одном классе с детьми в возрасте до 6 лет — это приблизительно тот же возрастной интервал, что и в «Детском доме», основанном самой Монтессори. Последователи Монтессори продолжают открывать школы, так что дети могут продолжать учиться по методам Монтессори даже в средней школе. Но возрастной интервал в классах по-прежнему очень велик (от 6 до 9 лет), так как Монтессори обнаружила, что детям нравится такая организация классов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.