КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правописание суффиксов причастий
Задание 1. Дайте определение: причастие – это ________________________ 1) Бежавший, промчавшийся, воспитав, нежданный 2) Держащий, нагретый, прочитана, победивший 3) Заплакано, улыбнувшийся, посмотрев, неожиданный 4) Поливающий, битый, свернувшийся, разрезав Задание 3. В каком ряду все слова являются причастиями? 1) Любующийся, запеченный, пропев, подстриженный 2) Опечалившись, увидев, кланяющийся, мирный 3) Пляшущий, молотивший, налитый, обутый 4) Спокойный, сомкнутый, цветущий, уставший Задание 4. В каком ряду все слова являются действительными причастиями? 1) Любящий, раскинувшийся, принесший, пробегающий 2) Тренирующийся, заснувший, раскинувшийся, закопанный 3) Критикующий, доставляемый, укрепленный, спрятанный 4) Дочитывающий, распродавший, усвоенный, присоединенный Задание 5. В каком ряду все слова являются страдательными причастиями? 1) Пронесший, разбуженный, похвалив, обидевшийся 2) Пожженный, накрытый, согревшийся, поглядывающий 3) Вставляемый, основанный, умоляющий, слышимый 4) Укрепляемый, уносимый, позволено, разбитый Задание 6. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной? Потерянный вчера зонтик, к счастью, нашелся. 1) деепричастие 3) наречие 2) имя прилагательное 4) причастие Задание 7. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной? Мусор был небрежно свален в кучу. 1) причастие 3) глагол 2) имя прилагательное 4) деепричастие Задание 8. От данных глаголов образуйте и запишите возможные формы причастий. Желать __________________________________________________________ Бросать ___________________________________________________________
Бросить _________________________________________________________ Рисовать __________________________________________________________ Нарисовать ________________________________________________________ Победить __________________________________________________________ Увязать ________________________________________________________ Строить ________________________________________________________ Построить _______________________________________________________ Бороться __________________________________________________________ Толкнуть ___________________________________________________________ Мыть ______________________________________________________________ Видеть _____________________________________________________________ Задание 9. Образуйте от следующих глаголов действительные причастия прошедшего времени. Подчеркните гласный основы. Сиять ______________________________________________________________ Дышать ___________________________________________________________ Обидеть ___________________________________________________________ Маяться ___________________________________________________________ Слышать ___________________________________________________________ Назначить __________________________________________________________ Задание 10. Замените отлагательные прилагательные полными страдательными причастиями прошедшего времени. Подчеркните суффиксы прилагательных и причастий, объясните написание Н и НН. Вареный картофель _________________________________________________ Жареная рыба _______________________________________________________ Соленая пища _______________________________________________________ Плетеная корзина ___________________________________________________ Кованый сундук ____________________________________________________ Крашеный пол ______________________________________________________ Задание 11. Замените полные формы прилагательных и причастий краткими. Подчеркните суффиксы прилагательных и причастий, объясните написание Н и НН. Вскопанные грядки _________________________________________________ Раскрашенная картина ______________________________________________ Длинная дорога ____________________________________________________ Поджаренный картофель _____________________________________________ Законченная работа _________________________________________________ Торжественное собрание ____________________________________________ Воспитанная девочка ________________________________________________ Взволнованное море _________________________________________________
Собранный урожай __________________________________________________ Задание 12. Образуйте от следующих глаголов страдательные причастия прошедшего времени. Подчеркните суффиксы причастий и гласный основы. Разбросать _______________________________________________________ Посеять ____________________________________________________________ Увидеть ____________________________________________________________ Развешать __________________________________________________________ Обстрелять _________________________________________________________ Замешать ___________________________________________________________ Вымыть ____________________________________________________________ Распороть __________________________________________________________ Задание 13. Выясните, в каких предложениях есть причастный оборот, стоящий после определяемого слова. Выделите причастные обороты. 1) Река г..рела (в)низу оз..ре..ая вечерн..м со..нцем (Коч.). 2) Уд..вительно красива звонка пес(?)ня жаворонка пр..ветствующего пр..ход весны (С.-М.). 3) Из пр..крытой дерном и травою засады было удобно наблюдать к..рмившихся на отм..ли птиц (С.-М.). 4) Из букет..ка вып..лз крошеч(?)ный лазор..вый пауч..к очень похожий на живой драгоце..ый цветок (С.-М.). 5) При появлени.. хищ(?)ника высматр..вающего д..бычу все живое прячет(…)ся и пр..молкает (С.-М.). Задание 14. Укажите, в каких предложениях есть причастный оборот, стоящий после определяемого слова. Выделите причастные обороты. 1) С…сновый лес таинственно высок т…мнеет над песчаною грядою (Шеф.). 2) Гл…жу в задумчивом покое на куст склоне…ый над р…кою (Шеф.). 3) Тр…ва шуршит ногою примята (Шеф.). 4) Над головой видны осыпа…ые надувшимися см…листыми почками тонкие ветки бере… (С.-М.). 5) По р…ке несло желтоватую пену п…хожую на сбитый белок (Пауст.). Задание 15. Укажите, в каких предложениях есть причастный оборот, стоящий после определяемого слова. Выделите причастные обороты. 1) Я не хочу ни капли п…терять из н…визны меня переполня…щей (Слуцк.). 2) Утро встреч…ло нас ветром негада…о дунувшим. (Саян.). 3) Помню высокую ст…явшую на краю леса елку похожую на з…леную к…л…кольню (С.-М.). 4) Ноч…ю мы сидели в шалаше накрытом к…мышом и осокой (С.-М.). 5) Отраже…ый в снегах солнеч(…)ный свет нестерпимо реж…т глаза (С.-М.). Задание 16. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Выделите причастный оборот. 1) Все эти предметы помещались на маленьком мраморном столике уютно пр..соед..нивш..мся к громадному резного дуба буфету изрыгающему пучки стекля..ого и себря..ого света.
2) Он остановил взор на верхних этажах ослепительно отражающих в стеклах излома..ое со..нце. 3) Холод и страх ставший моим постоянным спутником доводили меня до и..тупления. 4) На разрисова..ых райскими цветами тарелках с ч..рной каймой лежала тонкими ломтиками нареза..ая семга маринова..ые угри. 5) Физиономия Бенгальского приютившегося (с)боку у сцены начала выражать недоумение. 6) Маг поглядел на пораже..ую появлением кресла из воздуха публику. 7) Возникли громадные зеркала с боков освеще..ые зеленоватыми трубками. 8) На табуретках с золоче..ыми ножками сидел целый ряд дам энергично топавших в ковер заново обутыми ногами. 9) Черт знает откуда взявшаяся девица заулыбалась у витрин хозяйской улыбкой. (По М. Булгакову) Задание 17. Выясните, от глаголов I или II спряжения образовано действительное причастие настоящего времени, и укажите, какой суффикс напишете на месте пропуска букв. Вставьте пропущенные буквы. Выберите вариант ответа: 1) от глаголов I спряжения; 2) от глаголов II спряжения; 3) суффикс –ущ- (-ющ-); 4) суффикс –ащ- (-ящ-).
Задание 18. Решите, букву е или и напишете на месте пропуска в суффиксе страдательного причастия настоящего времени. Объясните написание. Выберите вариант ответа: 1) букву е; 2) букву и; 3)причастие образовано от глагола I спряжения; 4) причастие образовано от глагола II спряжения.
Задание 19. Подумайте, какую букву нужно написать на месте пропуска. Выберите вариант ответа: 1) букву а; 2) букву я; 3) букву е; 4) букву и.
Задание 20. Обозначьте, какую букву напишете на месте пропуска. Выберите вариант ответа: 1) буква а; 2) букву я; 3) букву е; 4) букву о; 5) букву и.
Задание 21. 1) Выясните, какую букву надо написать на месте пропуска. 2) Подумайте, в каких предложениях нужно обособить причастный оборот. 3) Вставьте пропущенные буквы. Выберите вариант ответа: 1) буква а; 2) букву я; 3) букву е; 4) букву и; 5)нужно обособить причастный оборот.
Задание 22. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Ю? 1) Помн..щий детали, следу..щую ночь 2) Мел..щий муку, бле..щие овцы 3) Скач..щий галопом, крас..щий окрой 4) Завис..щий от случая, сужива..щаяся к меридиану Задание 23. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е? 1) Слыш..мый, непередава..мый 2) Скаж..шь, накле..вший 3) Утопа..шь, вид..мый 4) Кол..т, неувяда..мый Задание 24. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква? 1) Курганы безмолвству...т, друзья не ссор...тся 2) Они помир…тся, прикаса…щийся к тайне 3) Травы стел...тся, усмиря...щий взгляд 4) Волки брод…т по лесу, дрессиру…щие зверей Задание 25. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква У (Ю)? 1) Тле…щий костер, ягоды держ…тся 2) Они бор…тся, движ…щиеся тени 3) Колыш...щиеся деревья, они задерж...тся 4) Пламене...щий закат, порт...щийся продукт Задание 26. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква А (Я)? 1) Пен…щиеся потоки, они бор...тся без правил 2) Травы колыш...тся, огни маяч...т на горизонте 3) Гвозди держ...тся, стро...щийся дом 4) Они тащ...т невод, дела...щаяся работа Задание 27. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква А (Я)? 1) Бел...щий стены маляр, больно жал...щая оса 2) Но...щая боль, они задерж...тся 3) Вид…щий в темноте, они раска...тся 4) Флаги ре...т, еле слыш...щиеся звуки Задание 28. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И? 1) Движ...мый ревностью, выдел...м основное 2) Муч...мые сомнениями, трепещ...м от страха 3) Невид…мые миру слезу, поищ...м щенка 4) Колебл...мые паруса, накле...м обои Задание 29. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И? 1) Слыш...шь, реша…мый 2) Завис...шь, знач...мый 3) Бор...шься, замеч…нный 4) Стон...шь, вымеш...нный Задание 30. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е? 1) Стел...шь, вид…мый 2) Замет...шь, замеч...нный 3) Переброс...шь, движ...мый 4) Блиста...шь, переброш...нный Задание 31. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква У? 1) Щекоч...щий лицо ветер; звуки слыш...тся 2) Стены руш...тся; движ...щаяся артиллерия 3) Молнии блещ...т; колыш...щиеся ветки 4) Листья держ...тся; трепещ…щие флаги Задание 32. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И? 1) Кле...шь, вид...мый 2) Смотр...шь, реша...мый 3) Увид...шь, отмеч...нный 4) Пиш...шь, ненавид...мый Задание 33. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е? 1) Заброш…нная стройка, развенч...нные мифы 2) Помеш...нный на фантастике ребенок, помеш...нный для работы бетон 3) Прострел...нная шляпа, вкач...нный в шарик воздух 4) Навеш...нный замок, изгрыз...нная кость Задание 34. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква У? 1) Родители утеш…т, реж...щие предметы 2) Жесты много знач...т, реж...щий механизм 3) Скач...щий всадник, ищ…щий клад 4) Грибы суш...тся, хлопоч...щая хозяйка Задание 35. Замените сложноподчиненные предложения с придаточными определительными простыми предложениями с обособленными распространенными определениями, имеющими в своем составе причастие. Выделите причастные обороты. 1) Дом, который окружал тенистый сад, стоял на горе. ____________________________________________________________________ 3) Кусты сирени, которые посадил отец, сильно разрослись. __________________________________________________________________ Задание 36. Составьте или подберите из художественной литературы несколько примеров перехода причастий в прилагательные и существительные. Сделайте разбор примеров по членам предложения. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |