Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональные бюджеты РФ. Характеристика осн-х параметров бюджета региона (на примере ЧР). 2 страница




57.Региональная социальная политика

Социальная политика региона – одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Суть социальной политики региона в поддержании отношений как между социальными группами, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.Региональная социальная политика – это целенаправленная деятельность региона, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве, это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д.Социальная политика региона реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.Экономическую базу социальной политики региона составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через региональный бюджет.Цели современной региональной политики в социальной сфере — обеспечение достаточного уровня благосостояния в каждом регионе, создание приблизительно одинаковых жизненных возможностей для всех граждан, препятствование нежелательной миграции населения, ослабить внутреннее социальное напряжение, сберечь целостность и единство страны.Типы региональной социальной политики можно разделить на две группы, в зависимости от степени вмешательства государства в управление социальными процессами:Первую условно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика. Вторая группа – институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов.Направления: 1)Политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние). 2) Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, социальное страхование, занятость населения и др.)3) Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание) 4) Основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт). 5) Миграционная политика (вынужденная миграция, защита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя торговая миграция).

58. Региональный рынок труда, его проблемы и пути их решения.

Рынок труда– совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на трудовые услуги.На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), т.е. в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.Проблемы: - большие масштабы скрыто й безработицы, - превышение спроса над предложением рабочих мест, - рост безработицы, - неэффективное использование трудового потенциала общества, - низкий уровень пособий по безработице, - большое количество беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве, - размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости, - нет четкого разграничения полномочий и функций между центром и субъектами РФ.Пути решения: 1) разработка региональных программ занятости, предусматривающих меры социальной защиты населения, 2) создание максимально благоприятных условий со стороны государства для развития коллективной и индивидуальной предпринимательской деятельности 3) увеличения доли федерального бюджета в общих расходах регионов на капитальные вложения, 4) дальнейшее совершенствование государственной финансово-кредитной и налоговой политики, обеспечивающей экономическую привлекательность отечественных и иностранных инвестиций в регионы 5) составление программ высвобождения мало - и неквалифицированных рабочих, а также тяжелым физическим, не престижным и вредным по условиям трудом, которые подлежат первоочередному высвобождению 6) улучшение профессионального ориентирования молодежи на выбор будущей профессии.

59. Экология и природопользование в регионах. Региональная экологическаяполитика.

Природопользование - учение об общих принципах и методах использования пр. ресурсов, включая анализ воздействия человека на природу и последствия этого воздействия для человека.Осн. задача природопользования – анализ противоречий между интересами разных субъектов и поиск путей их разрешения: - рациональное размещение отраслей производства на Земле; - определение целесообразных направлений пользования пр. ресурсами в зависимости от их свойств; -рациональная организация взаимоотношений между отраслями производства при совместном пользовании угодьями; - создание здоровой среды обитания для людей и полезных им организмов.Экология – это наука, изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой, или наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязи между средой, в которой они обитают.Региональная экополитика — политика государства, относительно регионов, а также экополитика, осуществляемая самими регионами.Собственно региональная экологическая политика должна быть направлена на улучшение экологических условий жизни людей и сохранение природных ландшафтов.В целом пониженная экологическая устойчивость характерна для большинства регионов южной и центральной России. Очагами экологического неблагополучия стали Урал, Кузбасс. Большая Волга, Западная Сибирь, Московская и Санкт-Петербургская агломерация. Сложная экологическая ситуация в России во многом обусловлена нерациональным природопользованием, повышенной ресурсоемкостью промышленности, отсталой агротехнологией сельскохозяйственного производства, техническим несовершенством транспорта.Необходимо отметить, что в современных условиях повысилась роль территориальных органов власти, которые вырабатывают и реализуют собственную экологическую политику. При этом учитываются индивидуальные природные, экономические, социальные особенности каждого региона и муниципального образования.Задачи региональной экологической политики: - всю деятельность по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подчинить социально-экологическим приоритетам, способствующим сбалансированному развитию региональных систем «природа-хозяйство-население»; - снизить ресурсо-, водо-, энергоёмкость предприятий за счёт их технологического перевооружения и территориальной организации экономики на основе конструкцииэнергопроизводственных циклов; - сформировать целостную региональную экологическую инфраструктуру; - реформировать региональную экономику, развитие и размещение производительных сил осуществлять с учётом экологического фактора, социальной ориентации и сохранения природной среды;

 

60. Особые экономические зоны как форма территориальной организации хозяйства.

Особая экономическая зона - это определяемая правительством часть территории Российской Федерации со специальным режимом для предпринимательской деятельности. В свободной зоне действует особый налоговый, таможенный, лицензионный и визовый режимы. Управление президент своим указом возложил на новый орган государственной власти - Федеральное агентство по управлению ОЭЗ, подведомственное Министерству экономического развития и торговли. В соответствии с указом новое агентство будет образовано в трехмесячный срок.

ОЭЗ создаются на 20 лет, и срок их существования продлению не подлежит. Закон предполагает создание технико-внедренческих и промышленно-производственных зон - для реализации научных проектов и, соответственно, для развития промышленного производства. Закон гарантирует участникам налоговые льготы. В России существуют зоны трёх типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные и туристско-рекреационные особые экономические зоны.

(ТВЗ) - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.

Туристско-рекреационная зона - территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность - создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

Промышленно-производственная зона (ППЗ) - часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

пример: Особая экономическая зона "Алабуга" относится к промышленно-производственному типу. ОЭЗ на территории Елабужского района Республики Татарстан. Особая эк-кая зона промышленно-производственного типа "Алабуга" была создана Постановлением Правительства РФ в 2005г. Осн. целью деят-ти ОЭЗ "Алабуга" является оказание содействия развитию экономики Республики Татарстан и РФ в целом, путем создания наиболее благоприятных условий для реализации российскими и международными компаниями инвестиционных проектов в области промышленного производства.

 

61. Формирование и развитие рыночной специализации регионов

Специализация происходит на основе индустриализации как выбор отрасли наиболее рациональной при данной обеспеченности региона ресурсами. Специализация позволяет региону обеспечить себе выгоду сравнительно преимущества как по затратам труда, так и по другим факторам производства. В рыночных условиях регион производит большинство продукции не для собственного потребления, а ориентируется на национальный и внешние рынки, подчиняется их требованиям. Направление специализации и место в регионе системе территориального разделения труда определяется необходимой структурой на личных сырьевых, трудовых и финансовых ресурсов. Регионы обеспеченные соответствующими производственными ресурсами имеет возможность быстрее приспособиться к рыночным условиям, извлечь выгоды из специализации и получить толчок к экономическому росту. Каждый регион имеет свои условия для специализации и каждая отрасль предъявляет свои требования к ним. Эти требования обусловлены особенностями технологии отрасли, которой необходимы соответствующие земельные, водные, энергетические ресурсы, сырьё, транспорт, квалифицированная рабочая сила, определённая степень развития инфраструктуры. В условиях рыночной системе перед каждым регионом в рамках национальной экономики стаёт проблема специализации и индустриализации. Именно в этой сфере решается проблема, на сколько успешно интегрируется регион и войдёт как естественная составная часть единой национальную систему. Особо актуальна эта проблема в новых условиях, когда регионы обладают не только формальными правами, но и реальными возможностями самоуправления. Каждый регион имеет свои неповторимые природно-географические, демографические, ресурсные, инфраструктурные и институциональные условия специализации. Каждая отрасль предъявляет свои требования к ним. Эти требования обусловлены особенностями технологии отрасли, потребностями земельных, водных, энергетических ресурсах, сырье, транспорте, квалифицированной рабочей силе, специфической развитой инфраструктуре.

 

 

62. Экономический рост в регионах и возможности его обеспечения

Экономический рост в современной России является одним из основных показателей развития государства. В настоящее время существует несколько способов оценки экономического роста, одним из которых является определение и анализ роста валового внутреннего продукта. Еще одним способом экономического роста является рост средней зарплаты россиян. Темпы экономического роста в современной России зависят от множества факторов. По мнению правительства Российской Федерации, одним из необходимых условий экономического подъема должно стать развитие частного бизнеса, кроме того, многие предприниматели рассчитывают на снижение налоговых сборов, которые, по их мнению, слишком мешают развитию предприятий.
Одним из факторов, который отрицательно сказывается на экономическом росте в современной России, является высокий уровень коррупции, который наблюдается во многих областях экономики. По данным специалистов, сумма взяток, которые получают чиновники на разных уровнях, в настоящее время составляет около 75 % официального российского бюджета.

Возможности обеспечения экономического роста. Существует 2 подхода: Первый подход приемлем в условиях неполного использования регионом своих экономическихресурсов. Когда производственные мощности имеющихся промышленных предприятий в значительной степени не загружены, когда не засеваются сельскохозяйственные угодья, когда велика безработица, когда в силу падения производства и снижения денежных доходов населения сокращаются налоговые поступления в бюджет, органы управления вынуждены искать пути, как заставить имеющиеся ресурсы вновь "работать". Экономический механизм решения этой проблемы объясняется теорией занятости. В самом кратком виде суть состоит в том, чтобы через бюджетные инвестиции и эффект рычага, называемый инвестиционным мультипликатором, "запустить" производство, вовлечь в него свободную рабочую силу, повысить доходы и платежеспособность населения, увеличить валовой региональный продукт (ВРП). Второй подход приемлем тогда, когда имеющиеся производственные мощности задействованыполностью и дальнейшее развитие регионального хозяйства связано с повышением егоконкурентоспособности, структурной перестройкой, повышением производительности труда и общей эффективности производства за счет использования организационных инноваций и новых технологий. Механизм такого развития объясняется теорией экономического роста. Источником роста здесь также являются инвестиции, но не бюджетные, а капиталовложения, осуществляемые предприятиями –"точками роста". Через них "включается" экономический рычаг, называемый механизмом акселерации. Дифференциация территорий, для одних из которых характерен подход, основанный на механизме теории занятости, а для других – преобладание механизма теории экономического роста, характерна и в условиях сложившихся рыночных отношений, и для развивающегося, трансформирующегося типа экономики.

 

63. Предпринимательская деятельность в регионе.

Территориальные особенности существенно повлияли и на процесс развития предпринимательской деятельности в разных регионах России. Так, уже первые этапы (90-е годы XX в.) осуществления приватизации государственной собственности – процесса, в ходе которого формируются предпосылки для развития рыночной конкуренции и создания многоукладной экономики, – показали, что значительно различаются по темпам и качеству приватизированных предприятий индустриальные и аграрные районы. Лидирующие позиции в этом процессе в последнее время (первая декада XXI в.) занимают Центральный экономический район (20 % от приватизированных предприятий в России), Поволжский (16 %), Западно-Сибирский и Северный (по 12 %), среди аутсайдеров – Дальневосточный, Волго-Вятский и Центрально-Черноземный экономические районы (по 3-4 %) предпринимательского климата российских регионов (без Чечни, Ингушетии и автономных округов, по которым нет полного круга данных) по 10 факторам:

– природно-ресурсный потенциал;

– демографическая ситуация;

– экономический потенциал;

– уровень экономического развития;

– экономическая активность;

– уровень жизни населения;

– состояние региональных финансов;

– ход экономических реформ;

– политическая ориентация электората;

– устойчивость и влиятельность региональных властей.

Каждый факторный индекс региона определяется на основании группы показателей, отнесенных к среднероссийскому значению. Интегральный индекс рассчитывается как среднее арифметическое из 10 факторных индексов. В результате было выделено 5 групп:

1) группа с высокой и очень высокой степенью привлекательности предпринимательского климата;

2) группа выше средней привлекательности предпринимательского климата;

3) группа со средней привлекательностью предпринимательского климата;

4) группа ниже средней привлекательности;

5) группа с низкой привлекательностью предпринимательского климата.

Самый высокий рейтинг в последнее время у Москвы. Кроме нее в первую группу попали также Тюменская область, Самарская область, Красноярский край, Свердловская область, город Санкт-Петербург, Белгородская область, республики Татарстан и Башкортостан и пр. (в этой группе всего насчитывается 14 субъектов). Во вторую группу вошли такие субъекты РФ, как Кемеровская область, Краснодарский край, республика Саха (Якутия), Ростовская область и ряд других (всего 11 субъектов). В третью группу в последнее время включают Приморский край, Удмурдскую республику, Курскую область и т.д. (всего в этой группе 19 субъектов). В четвертую группу, включающую 21 субъект РФ, входят Мурманская область, Тамбовская область, республики Бурятия и Карелия и т.д. И, наконец, в пятую, самую последнюю группу, попали, преимущественно, такие республики, как Алтай, Адыгея, Дагестан, а также Ивановская область и пр.

Рассматривая вопрос об особенностях развития предпринимательских структур в разных регионах, необходимо отметить, что сами эти структуры весьма неоднородны. В частности, различают крупный, средний и мелкий бизнес. Как показывает анализ развития разных форм собственности и форм хозяйствования в странах с развитой рыночной экономикой, соотношение между 3 крупными социально-экономическими секторами (укладами): государственным сектором, сектором малого и среднего бизнеса, сектором крупного частного бизнеса – близко к оптимальному. Для стабильного и эффективного развития экономики удельный вес государственного сектора в ВВП должен составлять приблизительно 15-25 %, что позволяет содержать необходимые для функционирования общества, но нерентабельные производства, развивать наукоемкие отрасли, элементы производственной и социальной инфраструктуры и т.п. На долю малого и среднего бизнеса в ВВП развитых государств с рыночной экономикой приблизительно приходится 30-40 %, а на долю крупного бизнеса – 35-50 %. В России соотношение между укладами всё ещё далеко от оптимальных параметров. Таким образом, высокий уровень эффективности развитой рыночной экономики непосредственно связан с относительно небольшой долей государственной собственности, необходимой прежде всего для содержания низкорентабельных, но нужных для нормального функционирования общества производств. Высокоэффективное производство в развитых странах во многом также обусловлено большой долей малых и средних фирм, что придает гибкость и маневренность социально-экономическим процессам. В секторе же крупного частного бизнеса концентрируются огромные объемы производства (как правило, в ведущих, базисных отраслях экономики), что обеспечивает устойчивость и стабильность функционирования системы общественного воспроизводства в развитых государствах.

 

64. Региональная логистическая система.

Региональная логистическая ситема-это функционирующая на поределённой территории, в регионе логистическая ситема как под система региональной логистической системы призванная осуществлять рациональное товародвижение на основе сквозного управления материальными потоками и сопутствующими им информационными и финансовыми потоками в целях снижения совокупных логистических издержек на товародвижение и сокращение логистической составляющей конечной стоимости товаров и услуг.

В качестве звеньев региональной логистической системы выступают предприятия-потавщики материальных ресурсов, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые, торговые, посреднические организации разного уровня, транспортные и экспедиционные предприятия, грузовые терминалы, биржы, банки и другие финансовые учреждения предприятия информационно-компьютерного сервиса и связи.

Совокупный экономический эффект от применения логистического подхода к управлению материальными потоками складывается в результате снижения запасов на всём пути движения материального потока; сокращение времени прохождения товаров по логистической цепи, снижение транспортных расходов, сокращение затрат ресурсов на операции с грузом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.