Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На многосторонней основе




К регулированию международных отношений

Теоретические источники и концептуальные подходы

Введение

Объективные сдвиги в сферах производства, коммуникаций, тор­говли, зарубежного инвестирования и финансов превращают мировую экономику в целостный глобальный организм, спаянный уже не про­сто международным разделением труда, но и гигантскими, по своим масштабам, порой всемирными производственно-сбытовыми струк­турами, глобальной финансовой системой и планетарной информаци­онной сетью.

Глобальная ориентация транснациональных компаний и банков и других ведущих макроэкономических субъектов закономерно умень­шает для них значение национальных экономик, центр тяжести их предпринимательской стратегии перемешается с национального на наднациональный уровень.

На современном этапе существенно возрастает роль международ­ных экономических организаций как инструмента макроэкономиче­ского регулирования экономики стран.

С середины 1940-х гг. до настоящего времени возникло около трех тысяч межправительственных организаций, регулирующих самые раз­личные сферы экономики, политики, экологии, культуры и т.д. Их до­полняют почти двадцать тысяч разнообразных неправительственных международных организаций, из которых примерно две тысячи имеют статус наблюдателя при ООН.

Необходимость написания данного учебного пособия продиктова­на недостаточностью имеющейся научной, справочной и учебной ли­тературы по данной проблеме.

Особенность издания состоит в рассмотрении объективных при­
чин, стимулирующих возникновение международных экономических
организаций, их эволюцию, роль и место в регулировании различных
сторон международных экономических отношений, в направлении
поиска принципиально новых механизмов регулирования глобальной
экономики. >

Авторы выражают глубокую признательность за оказанную кон­сультативную поддержку при написании данного пособия заведующе-


8 Введение

му кафедрой управления внешнеэкономической деятельностью пред­приятий Уральского технического университета, доктору экономиче­ских наук, профессору Л. Е. Стровскому, а также заведующей кафедрой иностранных языков Самарского института (филиала) РГТЭУ, канди­дату филологических наук, доценту И. Н. Никитиной.


Глава 1. Роль международных экономических организаций в системе мирохозяйственных связей

Международные отношения интересовали ученых еще в глубокой древности.

Одним из первых письменных источников, содержащих научный анализ международных отношений, является написанная более двух тысяч лет назад работа Фукидида «История Пелопоннесской войны в восьми книгах», посвященная анализу отношений между суверенны­ми политическими единицами. Выявляя истинные причины этой войны, Фукидид говорит не только о господстве силы в отношениях между странами, но и о приоритете интересов государства над инте­ресами отдельной личности1. Взгляды Фукидида легли в основу науч­ных теорий продолженных в трудах Н. Макиавелли (1469—1527 гг.), Т. Гоббса (1588—1679 гг.) и наиболее законченную форму обрели в работе немецкого генерала Карла фон Клаузевица (1780—1831 гг.). Данное направление известно в науке как классическое. В центре вни­мания его исследователей находились военно-политические отноше-, ния стран.

Классические теории международных отношений исходили из того, что человек по своей природе — существо эгоистичное. В нем скрыто не проходящее желание власти, а так как люди от природы в своих способностях не равны, то они соперничают, обнаруживают вза­имное недоверие, стремление к обладанию материальными благами, престижем или славой, а это ведет к постоянной войне всех против всех и каждого против каждого. Понимание пагубных последствий по­добной войны привело людей к необходимости заключения общест­венного договора, результатом которого становится государство — своеобразный инструмент регулирования внутренних общественных отношений. Люди добровольно передают государству в обмен на га­рантии общественного порядка, мира и безопасности свои права и сво-

1 Фукидид. История Пелопоннесской войны в восьми книгах / пер. Ф. Г. Мищен­ко. М., 1987. Т. 1. С. 24; Т. 2. С. 60.


10 Глава 1. Роль международных экономических организаций

боды. Отныне интересы государства начинают господствовать над ин­тересами индивидов: С помощью государства отношения между людь­ми вводятся в искусственное русло гражданского состояния. Но государства, являясь независимыми, не связаны никакими ограниче­ниями. Поэтому международные политические отношения продолжа­ют оставаться враждебными. Их регулятором является сила, а содержа­ние выражается «формулой»: каждое государство присваивает то, что способно захватить и удержать. Сами международные отношения строятся по принципу: сильный делает то, что хочет, слабый — то, что может. Уровень межстранового взаимодействия — региональный. Со­стояние международных отношений можно охарактеризовать как со­стояние войны, сменяющееся непродолжительным миром.

Дальнейшее развитие классическое направление получило в тео­рии политического равновесия, разработанной в трудах Б. Спинозы (1632—1677 ги), Дэвида Юма (1711 — 1776 гг.), Эмера де Ваттеля (1714—1767 гг.). Анализируя политическую обстановку, Эмер де Ват-тель отмечает, что мир изменился. Внимание правителей к происхо­дящему, обмен послами и переговоры формируют в Европе полити­ческую систему «некоторое целое, в котором все связано с отноше­ниями и различными интересами наций, живущих в этой части света» и где наряду с национальными у независимых европейских госу­дарств формируются и общие интересы поддержания порядка и сво­боды в Европе. «Именно это, — пишет де Ваттель, — породило знаме­нитую идею политического равновесия, равновесия власти. Под этим понимают такой порядок вещей, при котором ни одна держава не в состоянии абсолютно преобладать над другими и устанавливать для них законы»1. Вместе с тем в соответствии с существовавшей класси­ческой традицией представители теории политического равновесия считали, что превентивная война лротив опасного соседа законна и справедлива. В случае если сосед сильней, следует прибегнуть к обра­зованию коалиций, которые смогут противостоять самому могущест­венному государству и воспрепятствовать ему диктовать свою силу2. Таким образом, была впервые высказана идея регулирования между­народных политических отношений с помощью такого инструмента, как коалиция.

В XVIII в. рекомендациями этой теории охотно воспользовались суверены Европы, создавая коалиции для ведения войн. В определен­ном смысле коалицию можно считать прообразом международных ор-

1 Эмер де Ваттель. Право народов, или Принципы естественного права, приме­
няемые к поведению и делам наций и суверенов. М., I960. С. 451.

2 Там. же.


1.1. Источники и подходы к регулированию международных отношений 11

ганизаций, регулирующих международные воєнно-политические от­ношения.

Параллельно с классическим и теорией политического равновесия возникло идеалистическое (утопическое) направление, связанное с фи­лософией стоиков, развитием христианства, взглядами испанского теолога Франциско де Виттория (XVI в.), голландца Гуго Гроция (XVII в.), Иммануила Канта (XIX в.) и др.

В основу идеалистической концепции была положена идея о мо­ральном, политическом и экономическом единстве человеческого рода и естественных правах человека на безопасность существования и передвижения. Она была пронизана убежденностью возможности дос­тижения вечного мира между людьми путем правового и морального регулирования международных отношений либо какими-то иными средствами, связанными с самореализацией исторической необходи­мости. Так, И. Кант считал, что как внутри государства неизбежно формируется правовое общество, так и отношения между государства­ми в будущем меняются состоянием вечного гармонически регулируе­мого мира1.

Идеалисты были убеждены в необходимости регулирования меж­дународных отношений, так как только эта мера была способна обес­печить людям реализацию их естественной потребности в безопасно­сти и свободе передвижения., В XIX в. идеализм возродился в теориях либерализма и пацифизма.

В период между двумя мировыми войнами между идеалистами и реалистами возникла научная дискуссия по проблемам организацион­ной формы и инструментов урегулирования международных полити­ческих отношений.

Сторонники идеализма убеждали в необходимости прекращения мировых войн и вооруженных конфликтов путем многостороннего правового регулирования и демократизации международных отноше­ний с помощью международных организаций и роста их числа. В поли­тической практике идеализм был воплощен в разработанной после Первой мировой войны американским президентом Вудро Вильсоном Программе создания Лиги Наций (1920 г.)2, которая стала одной из первых организаций, регулирующих на многосторонней основе меж­дународные отношения.

Несмотря на то что Лига Наций как практическая реализация идеа­листических взглядов потерпела крах вследствие нарастания напря­женности в Европе в 30-х гг. и агрессивной политики фашизма, идея

1 См.: Философия Канта и современность. Гл. 7. М., 1979.

2 См.: Международные отношения как объект изучения / под ред. П. А. Цыганко­
ва. М., 1993.



Глава 1. Роль международных экономических организаций


необходимости регулирования международных отношений на много­сторонней основе с помощью международных организаций, заложен­ная в идеалистической концепции, продолжает жить. Ее влияние по­сле Второй мировой войны значительно возросло и вновь стало осно­вой практических шагов, которые предприняло мировое сообщество для формирования нового, сознательно регулируемого мирового по­рядка, отвечающего общим интересам всего человечества.

В отличие от международных политических отношений в эконо­мических теориях международные экономические отношения (МЭО) и их регулирование исследовались на разных уровнях их объективного развития, под разными углами зрения, но всегда через призму потреб­ностей развития национальной экономики (меркантилисты, сторон­ники классической и неоклассической школы, Кейнс и «неокейнси-анство» и другие школы экономической мысли).

В основе рекомендаций по регулированию МЭО находились преж­де всего национальные интересы. Сами отношения между странами длительное время регулировались на двусторонней основе. И хотя еще в 1883 г. ряд стран подписали Парижскую конвенцию по охране про­мышленной собственности, а в 1919 г. входе заключения Версальского договора была создана Международная организация труда (МОТ) и Международная торговая палата (МТП), широкой потребности в уни­версальном многостороннем регулировании МЭО страны не испыты­вали. Даже в Уставе Лиги Наций, одной из функций которой являлось информирование об экономическом положении стран-членов и соз­дание условий для обсуждения актуальных экономических проблем, вопросы компетенции в сфере экономики не были разработаны.

Объектом пристального внимания МЭО становятся в связи с необ­ходимостью переосмысления тезиса неоклассической теории о спо­собности рыночной экономики к саморегулированию.

В 1929 г. разразился мировой экономический кризис перепроиз­водства, который продолжался вплоть до 1933 г. Сильнее всех он пора­зил США, ведущее и наиболее благополучное государство мира. Не­достаточная покупательная способность населения страны привела к тому, что произведенная масса товара не нашла сбыта и оказалась не­реализованной. Был нарушен процесс воспроизводства. В результате к 1932 г. промышленное производство в США сократилось в целом на 46%'.

Великая депрессия 30-х гг., оставив глубокий отпечаток во всех об­ластях экономической мысли, разрушила теорию саморегулирующей­ся экономики и послужила основой для возникновения новой кейнси-

Всемирная история. М.: Социздат, 1962. Т. IX. С. 178.


1.1. Источники и подходы к регулированию международных отношений 13

анской доктрины государственного регулирования экономики. Ее центральной идеей стала необходимость государственного вмешатель­ства в воспроизводственный процесс. Кейнс, а позже неокейнсианцы, развивая идею государственного вмешательства в экономику, считали, что государство должно проводить меры, направленные на повышение совокупного спроса, предъявляемого рынком. Рост совокупного спро­са в свою очередь будет способствовать развитию экономики, избавит от экономического кризиса и его последствий — инфляции и безрабо­тицы. Теория узаконила вмешательство государства в воспроизводст­венный процесс и наполнила функции государства во внешнеэконо­мической сфере новым, более значительным содержанием. Долгие годы основными субъектами в международных экономических отно­шениях выступали, как правило, те или иные частнокапиталистиче­ские монополии, концерны и тресты, теперь наряду с ними эти функ­ции все чаще берет на себя непосредственно государство.

Мировой кризис подтолкнул страны к поиску новых форм регули­рования МЭО, разработке согласованной экономической стратегии. Традиционное согласование экономической политики на двусторон­ней основе перестало быть действенным инструментом регулирования МЭО.

Вторая мировая война не позволила решить эту проблему. Однако уже летом 1944 г. 28 стран в Бреттон-Вудсе (США) подписали соглаше­ния, которые заложили основы новой международной валютно-фи-нансовой системы. Были установлены правила, стимулирующие раз­витие международной торговли, позволяющие покрыть внешнеторго­вый дефицит и обеспечить стабильность обменных курсов национальных валют. Подписание Бреттон-Вудских соглашений оз­начало реализацию потребности стран в международном регулирова­нии международных экономических и валютно-финансовых отноше­ний на многосторонней основе. В рамках этих соглашений были созда­ны две международных организации: Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), и подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).

Международная экономическая организация — это, с одной сторо­ны, институт многосторонних межгосударственных отношений, имеющий согласованные цели, компетенцию и свои постоянные орга­ны, а с другой — это организационная форма экономического и поли­тического сотрудничества стран.

Процесс создания международных экономических организаций ак­тивизировался во второй половине прошлого века. После окончания Второй мировой войны произошло четкое осознание необходимости


14 Глава 1. Роль международных экономических организаций

обсуждения насущных политических и экономических проблем в рам­ках всего мирового сообщества, а также того, что основой международ­ного сотрудничества должен стать новый мировой порядок, базирую­щийся на либерализме, сотрудничестве, открытости и диалоге, свобод­ном от какой бы то ни было конфронтации. «Создание международных организаций явилось результатом поиска эффективных мер для разре­шения чрезвычайных или кризисных ситуаций в жизни государств»1.

В этот период активизируется развитие экономических связей стран, углубляется международное разделение труда. И как следствие этого в 1950-е гг. развиваются интеграционные процессы в Западной Европе. Они нашли свое отражение в создании сети международных го­сударственно-монополистических объединений типа Общего рынка, Евратома, Европейского объединения угля и стали и др. Участники этих объединений проводили согласованные действия, направленные на стимулирование взаимного экономического обмена, миграцию капита­лов и рабочей силы, стремились осуществлять общую экономическую политику. Динамично развиваются различные формы МЭО. Об этом свидетельствуют следующие данные. Если накануне Второй мировой войны, в 1938 г., общий объем мировой торговли составлял около 49 млрд долл., то в 1967 г. он достиг почти 440 млрд долл.2 Лишь за пери­од 1959—1966 гг. размер международных платежей по лицензионным со­глашениям увеличился примерно в три раза3. Ежегодная международ­ная миграция рабочей силы к середине 60-х гг. возросла до 4 млн чело­век4. Объем международных морских перевозок за 1938—1966 гг. увеличился в 3,7 раза, железнодорожных — в 3,4 раза, воздушных (толь­ко за последние десять лет) — в 3 раза5. Значительно возросли масштабы иностранных инвестиций капиталистических стран. По сравнению с 1938 г., когда они составляли около 50 млрд долл., их общий объем к 1968 г., по приблизительным оценкам, возросло 225—230 млрд долл.6

Важнейшим фактором, предопределяющим возросшую роль меж­дународных экономических отношений и одновременно составляю­щим новую черту, новое явление в их развитии, является универсали­зация этих отношений, расширение сферы их действия. Если раньше

1 Шреплер,Х.-А. Международные экономические организации: справочник. М.:
Международные отношения, 1999. С. 9.

2 UN. Yearbook of International Trade Statistics 1966. N.-Y., 1968. P. 12-13;
International Financial Statistics. 1969. N 4. P. 32—33.

3 См.: БИКИ. 1968. Приложение № 2. С. 132.

4 UN. Demographic Yearbook 1966. N.-Y., 1967. P. 641-670.

5 UN. Statistical Yearbook 1967. N.-Y., 1968. P. 77.

° По оценкам Института мировой экономики и международных отношений АН СССР.


1.1. Источники и подходы к регулированию международных отношений 15

международные экономические связи осуществлялись в основном в виде товарообмена, то теперь они охватывают самые разные сферы об­щественного воспроизводства — область научных исследований, тех­нику и технологию, самые различные отрасли промышленности, сель­ское хозяйство, транспорт, связь, сферу обслуживания и потребления. Международный обмен товарами сопровождается торговлей патента­ми и лицензиями, международным сотрудничеством в проектирова­нии и строительстве сооружений, обменом учеными и специалистами, международной миграцией рабочей силы, продажей различных видов услуг. Сотрудничество капиталистических государств в валютно-кре-дитной сфере как на двусторонней, так и на многосторонней основе достигло небывалого размаха.

Таким образом, факты свидетельствуют о бурном росте междуна­родных экономических связей, оказывающих все возрастающее воз­действие на экономику государств, развитие производительных сил.

Однако в конце 60-х гг. XX в. экономика стран Запада вновь под­верглась жестким инфляционным процессам и в 70-е гг. вновь разра­зился всеобщий экономический кризис, при этом циклический кри­зис переплетался с мировыми сырьевым, энергетическим и структур­ным кризисами, сопровождался валютным кризисом и усилением инфляции. Это означало кризис сложившейся модели государствен­ного и межгосударственного регулирования экономического разви­тия. Не выдержала проверки и сложившаяся система международного регулирования валютно-финансовых отношений.

В противовес кейнсианским и неокейнсианским доктринам поя­вился целый набор новых экономических учений: теория повышенной производительности, монетаризм, теория предложения, теория пла­нирующей системы и др., заложивших новые концептуальные основы перемен в экономической политике и в ее регулировании.

Эволюция теории межгосударственного регулирования междуна­родных экономических отношений выразилась в переосмыслении роли государства как основного субъекта международных отношений, степени взаимозависимости стран, значения национального интереса для понимания сути происходящего в мировом хозяйстве.

Эти проблемы стояли в центре исследования теорий транснацио­нализма (Роберт О. Коохейн, Джозеф Най), теории интеграции (Дэвид Митрани) и теории взаимозависимости (Эрнет Хоас, Дэвид Моурс). В конце 60-х — начале 70-х гг. в ходе дискуссии была выдвинута новая идея о том, что международные отношения выходят далеко за рамки межгосударственных взаимодействий, основанных на национальных интересах и силовом противоборстве. Государство как международ­ный участник лишается своей монополии. Помимо него в междуна-


16 Глава 1. Роль международных экономических организаций

родных, в том числе и экономических, отношениях принимают уча­стие индивиды, предприятия, организации, негосударственные объе­динения. Многообразие участников, видов (культурное и научное сотрудничество, экономические обмены и проч.), «каналов» взаимо­действия (партнерские связи между университетами, религиозными организациями, ассоциациями и т.п.) между ними вытесняют государ­ство из центра международного общения. Общение трансформируется из межгосударственного (интернационального) в общение помимо и без участия государства.

Большое число участников взаимодействия на международном уровне означает и появление множества интересов, в том числе эконо­мических, которые могут не совпадать с интересами государства, что чревато возникновением различных групп противоречий между участ­никами внешнеэкономической деятельности, которые государство уже не может регулировать.

Увеличивающаяся открытость экономик также способна порож­дать новые противоречия и опасности макроэкономического характе­ра. Национальные хозяйства, все более интегрируясь в мировую эко­номику, становятся легко уязвимыми для всяких неожиданностей, ис­ходящих извне. В создавшихся условиях национальные государства столкнулись с принципиально новой ситуацией — потерей возможно­сти эффективно использовать такие традиционные рычаги макроэко­номического регулирования, как импортные ограничения и экспорт­ные субсидии, изменение курса национальной валюты и ставки рефи­нансирования центрального банка. Некоторые процессы, особенно в валютно-финансовой сфере, приобрели масштабный характер. Они не поддаются регулирующим действиям отдельных государств. Междуна­родные экономические и политические процессы переросли из меж­национальных во вненациональные, глобальные. Эффективность эко­номического регулирования на национальном уровне снизилась и сде­лала неизбежным возникновение масштабных наднациональных форм регулирования.

Революционные изменения в технологии средств связи и транс­порта, трансформация и значение транснациональных корпораций (ТНК) стимулировали возникновение новых тенденций на мировой арене. Преобладающими среди них становятся:

• опережающий рост мировой торговли по сравнению с мировым производством;

• проникновение процессов модернизации, урбанизации и разви­тия средств коммуникации в развивающиеся страны;

• усиление международной роли малых государств и частных субъ­ектов;


1.1. Источники и подходы к регулированию международных отношений 17

• сокращение возможностей великих держав контролировать со­стояние окружающей среды и т.п.

Обобщающим последствием и выражением всех этих процессов яв­ляется формирование устойчивой тенденции к возрастанию взаимозави­симости мира1. Формируется все более взаимосвязанный мировой хозяй­ственный организм. Идея о нарастающей целостности и взаимозависи­мости мирового сообщества поддержана представителями неомарксизма (Пол Баран, Пол Сузи, Самир Амин, Иммануил Воллерстайн и др.) — те­чения столь же неоднородного, как и транснационализм.

Основой концептуальных построений неомарксистов выступает мысль о некоторой несимметричности, взаимосвязи современного мира и наличии реальной зависимости экономически слаборазвитых стран, находящихся на периферии мирового хозяйства, от индустри­альных держав. Зависимость проявляется в неравенстве экономиче­ских обменов и неравномерном развитии. «Центр», в рамках которого осуществляется около 80% всех мировых экономических сделок, зави­сит от сырья и ресурсов «периферии»2.

Страны «периферии», являясь потребителями различного вида продукции, производимой вне их, попадают в большую зависимость от «центра», становятся жертвами неравного экономического обмена (цены на сырье ниже, чем на продукты переработки) и экономической помощи со стороны индустриально развитых государств. Концепту­альные положения теории неомарксизма, взятые на вооружение пра­вительствами развивающихся стран, позволили им поставить перед ООН вопрос об установлении нового мирового порядка. Проблема по­требовала разработки единой стратегии социально-экономического развития для развивающихся стран. Генеральная Ассамблея ООН в ап­реле 1974 г. принимает соответствующую программу действий, а в де­кабре того же года — Хартию об экономических правах и обязанностях государств, а в рамках Международного банка реконструкции и разви­тия создает два института — Международную финансовую корпора­цию— МФК (1956 г.) в целях содействия экономическому росту в раз­вивающихся странах и Международную ассоциацию развития — MAP (1960 г.) в целях предоставления особо льготных кредитов беднейшим развивающимся странам.

Таким образом, эволюция исследований и концептуальных основ МЭО, отражая определенные аспекты экономической и политической реальности, находит свое проявление в создании системы междуна-

1 См.: Най,Дж. С. (мл.) Взаимосвязь и изменяющаяся международная политика//
Мировая экономика и международные отношения. 1969. № 12.

2 Amin, S. Ledeveloppement Inegal. Paris, 1973.

2 - 6465


18 Глава 1. Роль международных экономических организаций

родных экономических организаций — института межгосударственно­го регулирования международных отношений.

В нынешнем столетии формирование многоярусного механизма регулирования мировой экономики пойдет еще быстрее, чем до сих пор, не только потому, что возрастает давление глобальных проблем, но и благодаря тому, что информационная революция значительно об­легчает формирование и функционирование такого механизма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.