КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура ООН. Основные органы
Из К О. И S Е Се S Я Я Классификация международных экономических организаций Знакомство с существующими классификациями международных организаций помогает осмыслить значение международных организаций в общемировых процессах развития. Один из первых исследователей международных экономических организаций Дж. Най (США) классифицировал все международные организации, исходя из географического принципа (региональные и квазирегиональные) и характера их деятельности (военные, политические и экономические). Линн X. Миллер также выделяет как особую разновидность региональные объединения и подразделяет их на организации сотрудничества, союзы или альянсы (военно-политические) и функциональные организации2. А. Л. Беннет использует такой критерий, как состав участников, и делит международные организации на два основных класса: глобальные (универсальные) и региональные. К глобальным организациям он отнес 1 Организация Объединенных Наций: сб. документов. М.: Наука, 1981. 2 Халевинская, Е. Д. Международные экономические организации: учеб. пособие. 26 Глава 1. Роль международных экономических организаций лишь ООН, а региональные организации определяет как «части мира», объединенные рядом общих целей, основанных на географических, социальных, культурных, экономических и политических связях и обладающих формальной структурой, которая отражена в официальных межправительственных соглашениях. Особо следует отметить место, отведенное А. Л. Беннетом региональным комиссиям ООН. Он отмечает, что они являются связующим звеном между глобальной организацией ООН и региональными организациями. А. Л. Беннет вводит в классификацию международных организаций такое понятие, как «многоцелевая организация», обозначив этим термином организации специальной компетенции, которые могут быть военно-политическими, социально-экономическими, и подчеркивает условность подобного разделения.
Шреплер Ханс-Альберт — глава Информационной службы Совета Европы в Страсбурге, дипломат, вице-президент Германского Федерального института исследований политики безопасности в Бонне, считает, что «в течение последних двух столетий получили развитие три основных типа международных организаций: • административные учреждения, занимающиеся специальными техническими задачами, такими как регулирование деятельности международных средств коммуникации; • механизмы разбирательства и вынесения решений по международным спорам либо примирение участвующих в них сторон; • международные организации общего характера, либо глобального, либо регионального уровня, призванные обеспечить коллективную безопасность и содействовать развитию сотрудничества по широкому кругу вопросов, в основном в области экономики»1. В российской научной литературе международные экономические организации классифицируются на базе использования различных критериев, таких как: характер членства и юридическая природа, состав участников, круг компетенций, характер полномочий, условия участия в членстве и т.д.2 Наиболее существенным и часто применяемым критерием деления международных организаций является характер членства и юридическая природа участников. В соответствии с ним все международные, в том числе и экономические, организации подразделяются на: межправительственные (ММПО) (межгосударственные), неправительственные (МНПО) и смешанного типа (рис. 1.1). 1 Шреплер, X.-Л. Международные экономические организации. М.: Международ
2 См.: Герчикова, И. Н. Международные экономические организации: регулирова 1.3. Классификация международных экономических организаций 27 я Характер членства и юридическая природа участников По географическому (территориальному) признаку По кругу компетенции По характеру полномочий По условиям участия < < Межправительственные (ММПО) Неправительственные (МНПО) Смешанные Общемировые Региональные Общей компетенции (универсальные) Специальной компетенции Межгосударственные Надгосударственные (наднациональные) Открытые Закрытые Рис. 1Л. Классификация международных организаций Международная межправительственная организация — это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей. Для нее характерно членство государств, наличие учредительного международного договора, постоянных органов. Она действует в интересах государств-членов при уважении их суверенитета и является субъектом международного права. ММПО создаются государствами исходя из объективной необходимости, обусловлены потребностями развития МЭО и являются организационными формами многостороннего сотрудничества стран. Международная неправительственная организация создается на основе объединения физических или юридических лиц в различных формах, которые действуют в интересах членов для достижения конкретных целей. Это могут быть объединения предпринимателей, международные союзы предпринимателей, международные общеэкономические региональные и отраслевые ассоциации экспортеров и производителей сырьевых товаров, кооперативные союзы, международные, региональные и смешанные торговые палаты, фонды развития, создаваемые неправительственными организациями, для координации экономической политики, выработки международных правил бизнеса и решения других проблем. 28 Глава!. Роль международных экономических организаций Наряду с названными существует целый ряд международных организаций смешанного типа. В них участвуют правительства или государственные ведомства, общественные организации и индивидуальные члены. Например, в Международной организации труда представлены государства, объединения предпринимателей, объединения трудящихся. В Международный совет научных союзов входят индивидуальные члены, национальные академии наук, научно-исследовательские советы, научные ассоциации, правительства, правительственные учреждения, университеты, отдельные международные научные организации. Однако международные правительственные организации в количественном отношении всегда преобладали. В начале 70-х гг. межправительственные организации составили 11—13% всех международных организаций. Это соотношение в основном сохраняется и сейчас.
Особо следует подчеркнуть, что значительное число неправительственных организаций имеет официальные отношения с межправительственными организациями, об этом свидетельствуют документы ООН1. Этим организациям предоставляется так называемый консультативный статус, что практически открывает для них возможность действовать совместно и в соответствии с целями и задачами тех или иных межправительственных организаций, получая от последних всяческое, в том числе и финансовое содействие2. В западной литературе к международным неправительственным организациям часто относят транснациональные корпорации (ТНК). Однако такой подход не находит всеобщей поддержки. В частности, ООН возражает против отнесения ТНК к международным организациям, так как режим деятельности транснациональных корпораций.подчинен законодательству страны регистрации. Следовательно, ТНК не могут являться субъектами международного права в отличие от международных организаций. К тому же соглашения по созданию этих организаций носят частноправовой характер. Вместе с тем реальная роль ТНК в межгосударственных отношениях весьма значительна. В ряде случаев они оказывают решающее влияние на политику того или иного государства в системе межгосударственных отношений, ставя в определенную зависимость от своих интересов, деформируют развитие экономики данного государства, вмешиваются во внутренние дела, что резко противоречит международному праву и порождает межстрановые противоречия.
1 Документы ООН. А/9001. С. 74. 2 См.: Морозов, Г. И. Международные организации. М., 1974. Гл. VI. С. 262. 1.3. Классификация международных экономических организаций 29 По географическому признаку международные экономические организации можно подразделить на общемировые, открытые для участия любым странам мира1 (к ним относят организации системы ООН), и региональные организации. По данным Центра исследований международных организаций в Брюсселе, количество региональных организаций составляет примерно 80% всех межправительственных организаций. Членами региональных организаций могут быть страны одного региона. В рамках региональных организаций осуществляется многостороннее регулирование экономической политики и реализуется региональная экономическая интеграция. Вопросы координации экономической политики и нахождения баланса интересов стран различных регионов являются предметом деятельности международных региональных организаций (комиссий) системы ООН (более подробно см. п. 2.2). Эти организации содействуют экономическому и социальному развитию стран-членов, способствуют разработке согласованной, скоординированной политики стран региона, развитию внутрирегионального сотрудничества, а также их сотрудничеству с различными международными и региональными организациями. Региональные комиссии способствуют реализации проектов и программ экономического сотрудничества и развития стран. Наряду с международными региональными организациями системы ООН существуют региональные экономические организации стран Западной Европы; Центральной и Восточной Европы и Азии; государств Америки; государств Азии и Тихого океана; региональные экономические организации арабских государств и государств Африки. Региональные организации возникают на почве совпадающих экономических интересов стран, а также в результате их стремления расширить совместными усилиями свои экономические возможности, используя выгоды международного разделения труда, развивая кооперацию и специализацию производства, делая ставку на повышение эффективности в условиях «большого хозяйственного пространства». В результате развивается процесс экономической интеграции. Экономическая интеграция успешно развивается в условиях либерализации торговли, предполагает стирание различий между хозяйственными субъектами разных стран на основе устранения дискриминации иностранных партнеров в каждой стране, укрупнения рынков сбыта и свободного перемещения всех факторов производства. Создание этих условий осуществляется путем организационно-хозяйствен- Некоторые авторы трактуют их как универсальные. ЗО Глава 1. Роль международных экономических организаций ного регулирования, на основе многостороннего экономического сотрудничества стран в рамках региональных экономических организаций. В мире насчитывается 42 организации, осуществляющие региональную координацию и содействие экономическому развитию стран-членов, из них: в Америке — 14; в Западной Европе — 9; в Центральной и Восточной Европе — 6; в Азии и Тихом океане — 5; в Арабских странах — 4; в Африке — 4. Однако наиболее успешно функционирует лишь одна региональная организация — Европейский союз (ЕС). В.рамках ЕС достигнута полная экономическая интеграция. Попытки воспроизведения региональных интеграционных структур в мире постсоциалистических и развивающихся стран либо неудачны, либо дают довольно ограниченные результаты (СЭВ, СНГ, Латиноамериканская экономическая система, Центральноамериканский общий рынок и др.). По функциональной направленности (кругу компетенций) ММПО подразделяются на организации общей компетенции и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции охватывает все сферы отношений: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. К числу организаций общей компетенции относятся, например, такие, как ООН, Совет Европы, Лига арабских государств. Организации специальной компетенции осуществляют сотрудничество в одной области (Всемирный почтовый союз, Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения и др.) или подразделяются по направлениям деятельности на политические, экономические, социальные, культурные, научные и т.д. Международные организации по характеру своих полномочий делятся на межгосударственные и надгосударственные. К первой группе относят все международные организации, целью которых является осуществление межгосударственного сотрудничества стран. Решения, принимаемые этими организациями, адресуются государствам-членам. Надгосударственные (наднациональные) международные организации по составу участников являются региональными и их цель, как уже отмечалось, заключается в осуществлении экономической интеграции. Решения, принимаемые надгосударственными организациями, распространяются на физические и юридические лица госу- f. дарств-членов. j К числу надгосударственных международных организаций по та- I кому критерию, как характер полномочий, можно отнести все регио- I нальные организации мира, в том числе и ЕС. Наконец, такой критерий, как условия участия, позволяет выделить открытые международные организации и закрытые. Членом открытой организации может стать любое государство по своему усмот- 1.3. Классификация международных экономических организаций 31 рению. Практически все международные организации являются открытыми. Прием в закрытые организации осуществляется по приглашению первоначальных учредителей. Примером такой организации служит НАТО. В особую группу выделяют международные конгрессы и конференции. Специалисты считают, что существует сходность процедуры организации работы международных конференций и международных организаций. Это обстоятельство дает основание отнести их к «временным» международным организациям. Однако вряд ли целесообразно отождествление их с постоянно функционирующими международными организациями. В то же время необходимо отметить, что международные конференции и совещания позволяют оперативно и весьма успешно решать возникающие в международных отношениях вопросы. Их число имеет устойчивую тенденцию к росту. По оценкам Центра международных исследований, к 2000 г. число международных конференций составило 50 тысяч в год1. Анализ целей и структур международных организаций выявляет их сложность и разнообразие. Однако общим, объединяющим началом различных международных организаций является порядок образования, однотипность их структур, сходность целей и задач. Основополагающей целью экономического сотрудничества является сотрудничество во имя прогресса и процветания каждой отдельно взятой страны, региона и в целом мирового сообщества. Порядок образования международных организаций также одинаков. Он предполагает: принятие учредительного документа, формирование Структуры организации, созыв главного органа, с которого начинается функционирование организации. Значительным сходством обладают структурно-организационные механизмы, созданные в различных международных организациях, с помощью которых разрабатывается общая стратегическая линия совместной деятельности стран-участниц и механизм контроля. Практически все международные организации используют единый способ образования — заключение международного договора, являющегося учредительным документом, хотя название его может быть различным: Устав (ООН, ОАЕ, ОАГ), Конвенция (ВОИС), Статут (Лига Наций и т.д.). Все организации имеют единую правовую природу. Она определяется наличием целей, принципов (политические, военные, экономические и др.), компетенций. 1 См.: Система, структура и процесс развития современных международных отношений / ред. В. И. Гантман; АН СССР. Ин-т мир. экономики и междунар. отношений. М., 1984. С. 240. 32 Глава 1. Роль международных экономических организаций Компетенция международной организации — это объект или сфера ее деятельности. В рамках своей компетенции международная организация наделяется определенными полномочиями для выполнения возложенных на нее задач и целей. В качестве наивысшего форума управления международной организацией чаще всего выступает совещание глав правительств, созываемое с регулярной периодичностью. Действуют ежегодные совещания министров иностранных дел, финансов, экономики и других ведомств. Учреждаются органы, функционирующие в промежутках между совещаниями на постоянной основе. В рамках различных направлений сотрудничества создаются комитеты и комиссии в составе представителей всех стран-участниц. Обязательным для принятия решения во всех международных организациях является голосование. Однако решение может приниматься различно: единогласно, абсолютным или относительным, простым или квалифицированным большинством, путем аккламации или без возражений. В современных условиях в практике деятельности международных организаций получила распространение процедура принятия решения на основе консенсуса. Для него характерно согласование позиций государств-членов на основе учета мнений интересов всех и при общем согласии. Таким образом, анализ существующих международных, в том числе и экономических, организаций может осуществляться по многим критериям. При всем своем разнообразии и сложности международные организации однотипны по своей сути, имеют схожую структуру и руководствуются общими целями. Самый существенный признак, позволяющий говорить о международных организациях в целом, — обеспечение глобальной либо региональной «безопасности», причем слово «безопасность» трактуется весьма широко и распространяется как на военно-политические, так и на экономические аспекты, охватывающие региональные и межрегиональные отношения. При рассмотрении основополагающих документов межгосударственных организаций (как общемировых, так и региональных) обнаруживается сходство целей и задач их сотрудничества. Основными являются задачи экономического сотрудничества во имя прогресса и процветания каждой отдельной страны, целого региона и всего мирового сообщества. Структурно-организационные механизмы, процедуры создания и принятия решений, созданные в различных международных организациях и предназначенные для определения общей стратегической ли- 1.3. Классификация международных экономических организаций 33 ний в совместной деятельности и контроля над осуществлением программ сотрудничества, также обладают значительным сходством. Из всего видового многообразия международных экономических организаций следует особо выделить те, которые играют важнейшую роль в мировой экономической политике и являются наиболее эффективными инструментами регулирования МЭО. К их числу следует отнести экономические организации системы ООН (ЮНКТАД, ЮНИДО) и Международные экономические организации, регулирующие валютно-финансовые и торговые отношения стран. К ним и будет обращено внимание авторов в дальнейших главах данной работы. Глава 2. Международные экономические организации в системе Организации Объединенных Наций Начиная с XIX в. стремление к интернационализации многих сторон жизни общества вызвало необходимость создания новой формы международного сотрудничества. Новым этапом в развитии мирового сообщества явилось учреждение первых международных универсальных организаций — Всемирного телеграфного союза в 1865 г. и Всемирного почтового союза в 1874 г. В настоящее время насчитывается более четырех тысяч международных организаций, имеющих различный правовой статус. Это позволяет говорить о системе международных организаций, центром которой является ООН (Организация Объединенных Наций). Система ООН зародилась более ста лет назад как механизм управления мировым сообществом. В середине XIX столетия появились первые международные межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократических революций суверенных государств, стремящихся к национальной независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности государств. Научно-технический прогресс, в свою очередь, привел к тому, что интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю связь наций друг с другом. Желание развиваться в рамках суверенного государства и невозможность делать это без широкого сотрудничества с другими независимыми государствами и привели к появлению такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные межправительственные организации. Вначале главной целью межгосударственного сотрудничества в рамках международных организаций можно было считать контроль над интеграционными процессами. На первом этапе за межправительственными организациями закреплялась скорее организационная, чем политическая функция. Они были призваны развивать интеграционные тенденции с целью вовлечения государств-членов. Обычная сфера сотрудничества — связь, транспорт, отношения с колониями. 2Л. Структура ООН. Основные органы 35 Именно административные союзы оказались наиболее подходящей формой развития межправительственных организаций в то время. По образу и подобию административных союзов, главной задачей которых было сотрудничество государств в специальных областях, межправительственные организации развивались в течение целого века. Начало XX столетия ознаменовало конец спокойного развития многих государств. Противоречия, присущие началу развития капитализма, породили мировую войну. Первая мировая война не только задержала развитие международных организаций, но и привела к роспуску многих из них. В то же время осознание губительности мировых войн для всей человеческой цивилизации оказало воздействие на появление проектов создания международных организаций политической ориентации в целях предотвращения войн. Идея создания глобальной межправительственной организации для предотвращения войн и поддержания мира занимала умы человечества с давних пор. Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919 г.), так и не ставшей эффективным инструментом политического и международного сотрудничества. В целом за время от Первой до Второй мировой войны разработка проблем организации международного мира и безопасности двигалась весьма медленно. Тем не менее мировые политические события, связанные в первую очередь со Второй мировой войной, а также интеграционные процессы привели к созданию Организации Объединенных Наций (ООН), которая при организации своей деятельности использовала опыт работы Лиги Наций. Лига Наций была создана сразу после Первой мировой войны. Сначала в нее входили 42 страны, 26 из которых — неевропейские. Количество членов за всю историю не превышало 57 стран. Лига Наций была необходима, поскольку правительства стран верили, что только всемирная организация может сохранить мир и избавить людей от повторения войны в Европе. Созданная после окончания Первой мировой войны в 1919 г. государствами-победителями (Антантой) — Англией, Францией, Италией, США и Японией — Лига Наций первоначально более или менее справлялась с задачами по предотвращению конфликтов, контролю за соблюдением международного права и поддержанию мира. Кризис организации пришелся на 1930-е гг., а его пик— на середину предвоенного десятилетия, когда один за другим следовали провалы Лиги, которая оказалась неспособной справиться с вызовами той эпохи. Необходимо з* 36 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН упомянуть агрессию Японии — учредителя Лиги — против Китая, захватившей в 1931 г. Маньчжурию, и выход Японии из Лиги в марте 1933 г. Вслед за Японией в октябре того же года последовала Германия, занимавшая место постоянного члена Совета Лиги с 1926 г. Затем произошел захват Италией (также страной — учредительницей Лиги) государства — члена Лиги Эфиопии (Абиссинии) в 1935—1936 гг., которому, несмотря на введенные против Рима экономические санкции, эта организация не смогла воспрепятствовать. Вслед за Японией и Германией в декабре 1937 г. из Лиги Наций вышла Италия. Конец известен: 1 сентября 1939 г. Устав Лиги (а вместе с ним и вся Версальская система международных отношений) окончательно превратился в ничего не значащий листок бумаги, что явилось закономерным итогом организации, переставшей выполнять свои функции и ставшей ненужной. О том, что к этому времени Лига Наций уже фактически умерла, свидетельствует следующий забытый ныне факт: когда 1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу и началась «горячая» фаза Второй мировой войны, никто даже не вспомнил про Женеву и не подумал обратиться в Лигу — настолько к тому времени она себя изжила и дискредитировала. В целом за время от Первой до Второй мировой войны разработка проблем организации международного мира и безопасности двигалась весьма медленно. Тем не менее мировые политические события, связанные в первую очередь со Второй мировой войной, а также интеграционные процессы привели к созданию Организации Объединенных Наций (ООН), которая при осуществлении своей деятельности использовала опыт работы Лиги Наций. На правительственном уровне вопрос создания организации международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны. 14 августа 1941 г. Президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчилль подписали документ, где обязались «работать вместе с другими свободными народами, как в войне, так и в мире». Свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности получил впоследствии название Атлантической хартии. Важным этапом на пути создания ООН стала конференция союзных держав в Москве в 1943 г. В декларации от 30 октября 1943 г., подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают необходимость учреждения, в возможно короткий срок, всеобщей международной организации для поддержания между- 2.1. Структура ООН. Основные органы народного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все государства — большие и малые»1. Важнейшим этапом в создании ООН обоснованно называют конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации. Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 г. с участием глав трех правительств — советского, британского и американского — обсудила предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его рядом пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 г. Это решение реализовалось на конференции в Сан-Франциско, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 г., где делегаты 50 стран собрались на Совещание Объединенных Наций (название впервые предложено Рузвельтом) и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября Устав был ратифицирован пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября в международном календаре называется Днем ООН. Объединенные Нации / Организация Объединенных Наций — ООН (United Nations — UN/United Nations Organization — UNO). ООН — универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН обязателен для всех государств, он является конституционным документом, который не только регулирует жизнедеятельность международной организации, но играет исключительную роль в качестве фундамента формирования системы коллективной безопасности, равной для всех государств. Устав представляет собой своеобразный кодекс поведения государств в военной, политической, экономической, экологической, гуманитар^ ной и иных областях. На основе Устава ООН возникла разветвленная система многосторонних договоров, заключенных в рамках ООН. Официальные цели ООН: • поддержание международного мира и безопасности путем принятия коллективных мер и мирного урегулирования споров; • развитие дружественных отношений между странами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; • осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного http://www.un.org. 38 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН и гуманитарного характера; поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех людей без каких-либо различий; • выполнение функции центрального органа по согласованию уси Принципы ООН: • суверенное равенство всех ее членов; • добросовестное выполнение принятых на себя по Уставу обязательств; • разрешение международных споров мирными средствами; • воздержание в международных отношениях от угрозы силой или ее применение против другого государства; • оказание членами Организации прмощи во. всех ее действиях, принимаемых в соответствии с этими принципами; • обеспечение того, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами ООН, когда это необходимо для поддержания международного мира и безопасности; • невмешательство во внутренние дела государств; • уважение основных прав и свобод человека; • равноправие и самоопределение народов; • сотрудничество и разоружение. ООН разрабатывает рекомендации, конвенции, мероприятия, которые предлагает своим членам принять и реализовать путем включения в законодательство или путем введения нормативных актов. ООН стремится побуждать государства к принятию соответствующих мер, к координации их действий, и инициатив1. Преамбула Устава ООН гласит: «МЫ, НАРОДЫ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ, ПРЕИСПОЛНЕННЫЕ РЕШИМОСТИ избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женшин и в равенство прав больших и малых наций, и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, И В ЭТИХ ЦЕЛЯХ проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности, 1 Герчикова, И. Н. Международные экономические организации: регулирование 2.1. Структура ООН. Основные органы 39 обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах, и использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов, РЕШИЛИ ОБЪЕДИНИТЬ НАШИ УСИЛИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭТИХ ЦЕЛЕЙ»1. Со дня образования ООН число ее членов увеличилось с 51 в 1945 г. до 99 в 1960 г., в настоящее время в составе ООН насчитывается 191 государство. Из 192 независимых стран до сих пор не является членом Ватикан, так как власть в нем принадлежит Папе Римскому. (В 2002 г. число независимых стран увеличилось с 191 до 192, поскольку из Индонезии выделился и стал независимым государством Остров Тимор.)2 Что касается Российской Федерации, то в соответствии с решением Совета глав государств СНГ от 21 декабря 1991 г. она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях. ООН является самой крупной международной организацией: ее членами являются 191 государство, что представляет практически все -страны мира, она имеет свои представительства и миссии в каждой стране. Спектр решаемых вопросов данной организацией крайне широк. Если раньше основными направлениями считались безопасность, то теперь на передний план выходит экономическое влияние. Все государства — члены ООН должны ежегодно вносить свой взнос в бюджет ООН. Величина этого взноса устанавливается Генеральной Ассамблеей в зависимости от величины валового национального продукта данной страны, но не более 25% и не менее 0,001% бюджета ООН. В настоящее время взносы составляют: для США — 25%, для Японии— 18%, для России — 2,8%, а для Гвинеи-Бисау — 0,001% бюджета ООН3. Прием в члены Организации открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя обязательства по Уставу и которые могут и желают эти обязательства выполнять.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |