Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура ООН. Основные органы




Из

К

О.

И

S

Е

Се S

Я

Я

Классификация международных экономических организаций

Знакомство с существующими классификациями международных организаций помогает осмыслить значение международных организа­ций в общемировых процессах развития.

Один из первых исследователей международных экономических организаций Дж. Най (США) классифицировал все международные организации, исходя из географического принципа (региональные и квазирегиональные) и характера их деятельности (военные, политиче­ские и экономические).

Линн X. Миллер также выделяет как особую разновидность регио­нальные объединения и подразделяет их на организации сотрудниче­ства, союзы или альянсы (военно-политические) и функциональные организации2.

А. Л. Беннет использует такой критерий, как состав участников, и делит международные организации на два основных класса: глобальные (универсальные) и региональные. К глобальным организациям он отнес

1 Организация Объединенных Наций: сб. документов. М.: Наука, 1981.

2 Халевинская, Е. Д. Международные экономические организации: учеб. пособие.
М.: Изд-во МГУК, 1999. С. 16-17.


26 Глава 1. Роль международных экономических организаций

лишь ООН, а региональные организации определяет как «части мира», объединенные рядом общих целей, основанных на географических, со­циальных, культурных, экономических и политических связях и обла­дающих формальной структурой, которая отражена в официальных межправительственных соглашениях. Особо следует отметить место, отведенное А. Л. Беннетом региональным комиссиям ООН. Он отмеча­ет, что они являются связующим звеном между глобальной организаци­ей ООН и региональными организациями. А. Л. Беннет вводит в класси­фикацию международных организаций такое понятие, как «многоцеле­вая организация», обозначив этим термином организации специальной компетенции, которые могут быть военно-политическими, социально-экономическими, и подчеркивает условность подобного разделения.

Шреплер Ханс-Альберт — глава Информационной службы Совета Европы в Страсбурге, дипломат, вице-президент Германского Феде­рального института исследований политики безопасности в Бонне, считает, что «в течение последних двух столетий получили развитие три основных типа международных организаций:

• административные учреждения, занимающиеся специальными техническими задачами, такими как регулирование деятельности меж­дународных средств коммуникации;

• механизмы разбирательства и вынесения решений по междуна­родным спорам либо примирение участвующих в них сторон;

• международные организации общего характера, либо глобально­го, либо регионального уровня, призванные обеспечить коллективную безопасность и содействовать развитию сотрудничества по широкому кругу вопросов, в основном в области экономики»1.

В российской научной литературе международные экономические организации классифицируются на базе использования различных критериев, таких как: характер членства и юридическая природа, со­став участников, круг компетенций, характер полномочий, условия участия в членстве и т.д.2

Наиболее существенным и часто применяемым критерием деле­ния международных организаций является характер членства и юри­дическая природа участников. В соответствии с ним все международ­ные, в том числе и экономические, организации подразделяются на: межправительственные (ММПО) (межгосударственные), неправи­тельственные (МНПО) и смешанного типа (рис. 1.1).

1 Шреплер, X.-Л. Международные экономические организации. М.: Международ­
ные отношения, 1999. С. 11 — 12.

2 См.: Герчикова, И. Н. Международные экономические организации: регулирова­
ние мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. М.: Изд-во АО
«Консалтбанкир», 2000. С. 26—27.


1.3. Классификация международных экономических организаций 27


я


Характер членства и юридическая природа участников

По географическому (территориальному) признаку

По кругу компетенции

По характеру полномочий

По условиям участия


<

<


Межправительственные (ММПО)

Неправительственные (МНПО)

Смешанные

Общемировые

Региональные

Общей компетенции (универсальные)

Специальной компетенции

Межгосударственные

Надгосударственные (наднациональные)

Открытые

Закрытые


Рис. 1Л. Классификация международных организаций

Международная межправительственная организация — это объеди­нение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей. Для нее характерно членство государств, на­личие учредительного международного договора, постоянных органов.

Она действует в интересах государств-членов при уважении их су­веренитета и является субъектом международного права. ММПО соз­даются государствами исходя из объективной необходимости, обу­словлены потребностями развития МЭО и являются организационны­ми формами многостороннего сотрудничества стран.

Международная неправительственная организация создается на основе объединения физических или юридических лиц в различных формах, которые действуют в интересах членов для достижения кон­кретных целей.

Это могут быть объединения предпринимателей, международные союзы предпринимателей, международные общеэкономические ре­гиональные и отраслевые ассоциации экспортеров и производителей сырьевых товаров, кооперативные союзы, международные, регио­нальные и смешанные торговые палаты, фонды развития, создаваемые неправительственными организациями, для координации экономиче­ской политики, выработки международных правил бизнеса и решения других проблем.


28 Глава!. Роль международных экономических организаций

Наряду с названными существует целый ряд международных орга­низаций смешанного типа.

В них участвуют правительства или государственные ведомства, общественные организации и индивидуальные члены. Например, в Международной организации труда представлены государства, объе­динения предпринимателей, объединения трудящихся. В Междуна­родный совет научных союзов входят индивидуальные члены, нацио­нальные академии наук, научно-исследовательские советы, научные ассоциации, правительства, правительственные учреждения, универ­ситеты, отдельные международные научные организации. Однако международные правительственные организации в количественном отношении всегда преобладали. В начале 70-х гг. межправительствен­ные организации составили 11—13% всех международных организа­ций. Это соотношение в основном сохраняется и сейчас.

Особо следует подчеркнуть, что значительное число неправитель­ственных организаций имеет официальные отношения с межправи­тельственными организациями, об этом свидетельствуют документы ООН1. Этим организациям предоставляется так называемый консуль­тативный статус, что практически открывает для них возможность дей­ствовать совместно и в соответствии с целями и задачами тех или иных межправительственных организаций, получая от последних всяческое, в том числе и финансовое содействие2.

В западной литературе к международным неправительственным организациям часто относят транснациональные корпорации (ТНК). Однако такой подход не находит всеобщей поддержки. В частности, ООН возражает против отнесения ТНК к международным организа­циям, так как режим деятельности транснациональных корпораций.подчинен законодательству страны регистрации. Следовательно, ТНК не могут являться субъектами международного права в отличие от международных организаций.

К тому же соглашения по созданию этих организаций носят част­ноправовой характер. Вместе с тем реальная роль ТНК в межгосударст­венных отношениях весьма значительна. В ряде случаев они оказыва­ют решающее влияние на политику того или иного государства в систе­ме межгосударственных отношений, ставя в определенную зависимость от своих интересов, деформируют развитие экономики данного госу­дарства, вмешиваются во внутренние дела, что резко противоречит ме­ждународному праву и порождает межстрановые противоречия.

1 Документы ООН. А/9001. С. 74.

2 См.: Морозов, Г. И. Международные организации. М., 1974. Гл. VI. С. 262.


1.3. Классификация международных экономических организаций 29

По географическому признаку международные экономические ор­ганизации можно подразделить на общемировые, открытые для уча­стия любым странам мира1 (к ним относят организации системы ООН), и региональные организации. По данным Центра исследова­ний международных организаций в Брюсселе, количество региональ­ных организаций составляет примерно 80% всех межправительствен­ных организаций.

Членами региональных организаций могут быть страны одного ре­гиона. В рамках региональных организаций осуществляется многосто­роннее регулирование экономической политики и реализуется регио­нальная экономическая интеграция.

Вопросы координации экономической политики и нахождения баланса интересов стран различных регионов являются предметом деятельности международных региональных организаций (комиссий) системы ООН (более подробно см. п. 2.2).

Эти организации содействуют экономическому и социальному развитию стран-членов, способствуют разработке согласованной, ско­ординированной политики стран региона, развитию внутрирегио­нального сотрудничества, а также их сотрудничеству с различными международными и региональными организациями. Региональные комиссии способствуют реализации проектов и программ экономиче­ского сотрудничества и развития стран.

Наряду с международными региональными организациями систе­мы ООН существуют региональные экономические организации стран Западной Европы; Центральной и Восточной Европы и Азии; госу­дарств Америки; государств Азии и Тихого океана; региональные эко­номические организации арабских государств и государств Африки.

Региональные организации возникают на почве совпадающих эко­номических интересов стран, а также в результате их стремления рас­ширить совместными усилиями свои экономические возможности, используя выгоды международного разделения труда, развивая коопе­рацию и специализацию производства, делая ставку на повышение эф­фективности в условиях «большого хозяйственного пространства». В результате развивается процесс экономической интеграции.

Экономическая интеграция успешно развивается в условиях либе­рализации торговли, предполагает стирание различий между хозяйст­венными субъектами разных стран на основе устранения дискримина­ции иностранных партнеров в каждой стране, укрупнения рынков сбыта и свободного перемещения всех факторов производства. Созда­ние этих условий осуществляется путем организационно-хозяйствен-

Некоторые авторы трактуют их как универсальные.


ЗО Глава 1. Роль международных экономических организаций

ного регулирования, на основе многостороннего экономического со­трудничества стран в рамках региональных экономических организа­ций. В мире насчитывается 42 организации, осуществляющие региональную координацию и содействие экономическому развитию стран-членов, из них: в Америке — 14; в Западной Европе — 9; в Цен­тральной и Восточной Европе — 6; в Азии и Тихом океане — 5; в Араб­ских странах — 4; в Африке — 4. Однако наиболее успешно функцио­нирует лишь одна региональная организация — Европейский союз (ЕС). В.рамках ЕС достигнута полная экономическая интеграция. По­пытки воспроизведения региональных интеграционных структур в мире постсоциалистических и развивающихся стран либо неудачны, либо дают довольно ограниченные результаты (СЭВ, СНГ, Латино­американская экономическая система, Центральноамериканский об­щий рынок и др.).

По функциональной направленности (кругу компетенций) ММПО подразделяются на организации общей компетенции и специ­альной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции охватывает все сферы отношений: политическую, экономическую, со­циальную, культурную и др. К числу организаций общей компетенции относятся, например, такие, как ООН, Совет Европы, Лига арабских государств. Организации специальной компетенции осуществляют со­трудничество в одной области (Всемирный почтовый союз, Междуна­родная организация труда, Всемирная организация здравоохране­ния и др.) или подразделяются по направлениям деятельности на по­литические, экономические, социальные, культурные, научные и т.д.

Международные организации по характеру своих полномочий де­лятся на межгосударственные и надгосударственные. К первой группе относят все международные организации, целью которых является осуществление межгосударственного сотрудничества стран. Решения, принимаемые этими организациями, адресуются государствам-чле­нам. Надгосударственные (наднациональные) международные орга­низации по составу участников являются региональными и их цель, как уже отмечалось, заключается в осуществлении экономической ин­теграции. Решения, принимаемые надгосударственными организа­циями, распространяются на физические и юридические лица госу-

f. дарств-членов.

j К числу надгосударственных международных организаций по та-

I кому критерию, как характер полномочий, можно отнести все регио-

I нальные организации мира, в том числе и ЕС.

Наконец, такой критерий, как условия участия, позволяет выде­лить открытые международные организации и закрытые. Членом от­крытой организации может стать любое государство по своему усмот-


1.3. Классификация международных экономических организаций 31

рению. Практически все международные организации являются от­крытыми. Прием в закрытые организации осуществляется по приглашению первоначальных учредителей. Примером такой органи­зации служит НАТО.

В особую группу выделяют международные конгрессы и конфе­ренции. Специалисты считают, что существует сходность процедуры организации работы международных конференций и международных организаций. Это обстоятельство дает основание отнести их к «вре­менным» международным организациям. Однако вряд ли целесооб­разно отождествление их с постоянно функционирующими междуна­родными организациями. В то же время необходимо отметить, что международные конференции и совещания позволяют оперативно и весьма успешно решать возникающие в международных отношениях вопросы. Их число имеет устойчивую тенденцию к росту. По оценкам Центра международных исследований, к 2000 г. число международных конференций составило 50 тысяч в год1.

Анализ целей и структур международных организаций выявляет их сложность и разнообразие. Однако общим, объединяющим началом различных международных организаций является порядок образова­ния, однотипность их структур, сходность целей и задач. Основопола­гающей целью экономического сотрудничества является сотрудниче­ство во имя прогресса и процветания каждой отдельно взятой страны, региона и в целом мирового сообщества.

Порядок образования международных организаций также одина­ков. Он предполагает: принятие учредительного документа, формиро­вание Структуры организации, созыв главного органа, с которого начи­нается функционирование организации. Значительным сходством об­ладают структурно-организационные механизмы, созданные в различных международных организациях, с помощью которых разра­батывается общая стратегическая линия совместной деятельности стран-участниц и механизм контроля.

Практически все международные организации используют еди­ный способ образования — заключение международного договора, яв­ляющегося учредительным документом, хотя название его может быть различным: Устав (ООН, ОАЕ, ОАГ), Конвенция (ВОИС), Статут (Лига Наций и т.д.). Все организации имеют единую правовую приро­ду. Она определяется наличием целей, принципов (политические, во­енные, экономические и др.), компетенций.

1 См.: Система, структура и процесс развития современных международных отно­шений / ред. В. И. Гантман; АН СССР. Ин-т мир. экономики и междунар. отношений. М., 1984. С. 240.


32 Глава 1. Роль международных экономических организаций

Компетенция международной организации — это объект или сфера ее деятельности. В рамках своей компетенции международная органи­зация наделяется определенными полномочиями для выполнения воз­ложенных на нее задач и целей.

В качестве наивысшего форума управления международной орга­низацией чаще всего выступает совещание глав правительств, созы­ваемое с регулярной периодичностью. Действуют ежегодные совеща­ния министров иностранных дел, финансов, экономики и других ве­домств. Учреждаются органы, функционирующие в промежутках между совещаниями на постоянной основе. В рамках различных на­правлений сотрудничества создаются комитеты и комиссии в составе представителей всех стран-участниц.

Обязательным для принятия решения во всех международных ор­ганизациях является голосование. Однако решение может принимать­ся различно: единогласно, абсолютным или относительным, простым или квалифицированным большинством, путем аккламации или без возражений. В современных условиях в практике деятельности между­народных организаций получила распространение процедура приня­тия решения на основе консенсуса. Для него характерно согласование позиций государств-членов на основе учета мнений интересов всех и при общем согласии.

Таким образом, анализ существующих международных, в том чис­ле и экономических, организаций может осуществляться по многим критериям.

При всем своем разнообразии и сложности международные орга­низации однотипны по своей сути, имеют схожую структуру и руково­дствуются общими целями. Самый существенный признак, позволяю­щий говорить о международных организациях в целом, — обеспечение глобальной либо региональной «безопасности», причем слово «без­опасность» трактуется весьма широко и распространяется как на воен­но-политические, так и на экономические аспекты, охватывающие ре­гиональные и межрегиональные отношения.

При рассмотрении основополагающих документов межгосударст­венных организаций (как общемировых, так и региональных) обнару­живается сходство целей и задач их сотрудничества. Основными явля­ются задачи экономического сотрудничества во имя прогресса и про­цветания каждой отдельной страны, целого региона и всего мирового сообщества.

Структурно-организационные механизмы, процедуры создания и принятия решений, созданные в различных международных организа­циях и предназначенные для определения общей стратегической ли-


1.3. Классификация международных экономических организаций 33

ний в совместной деятельности и контроля над осуществлением про­грамм сотрудничества, также обладают значительным сходством.

Из всего видового многообразия международных экономических организаций следует особо выделить те, которые играют важнейшую роль в мировой экономической политике и являются наиболее эффек­тивными инструментами регулирования МЭО.

К их числу следует отнести экономические организации системы ООН (ЮНКТАД, ЮНИДО) и Международные экономические орга­низации, регулирующие валютно-финансовые и торговые отношения стран. К ним и будет обращено внимание авторов в дальнейших главах данной работы.


Глава 2. Международные экономические организации в системе Организации Объединенных Наций

Начиная с XIX в. стремление к интернационализации многих сто­рон жизни общества вызвало необходимость создания новой формы международного сотрудничества. Новым этапом в развитии мирового сообщества явилось учреждение первых международных универсаль­ных организаций — Всемирного телеграфного союза в 1865 г. и Все­мирного почтового союза в 1874 г. В настоящее время насчитывается более четырех тысяч международных организаций, имеющих различ­ный правовой статус. Это позволяет говорить о системе международ­ных организаций, центром которой является ООН (Организация Объ­единенных Наций).

Система ООН зародилась более ста лет назад как механизм управ­ления мировым сообществом. В середине XIX столетия появились пер­вые международные межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано двумя взаимоисключающими причи­нами. Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократиче­ских революций суверенных государств, стремящихся к национальной независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической револю­ции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязан­ности государств.

Научно-технический прогресс, в свою очередь, привел к тому, что интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю связь наций друг с другом. Желание развиваться в рамках суверенного государства и невозможность делать это без широкого сотрудничества с другими независимыми государст­вами и привели к появлению такой формы межгосударственных взаи­мосвязей, как международные межправительственные организации.

Вначале главной целью межгосударственного сотрудничества в рамках международных организаций можно было считать контроль над интеграционными процессами. На первом этапе за межправитель­ственными организациями закреплялась скорее организационная, чем политическая функция. Они были призваны развивать интеграцион­ные тенденции с целью вовлечения государств-членов. Обычная сфера сотрудничества — связь, транспорт, отношения с колониями.


2Л. Структура ООН. Основные органы 35

Именно административные союзы оказались наиболее подходя­щей формой развития межправительственных организаций в то время.

По образу и подобию административных союзов, главной задачей которых было сотрудничество государств в специальных областях, межправительственные организации развивались в течение целого века.

Начало XX столетия ознаменовало конец спокойного развития многих государств. Противоречия, присущие началу развития капита­лизма, породили мировую войну. Первая мировая война не только за­держала развитие международных организаций, но и привела к рос­пуску многих из них. В то же время осознание губительности мировых войн для всей человеческой цивилизации оказало воздействие на по­явление проектов создания международных организаций политиче­ской ориентации в целях предотвращения войн.

Идея создания глобальной межправительственной организации для предотвращения войн и поддержания мира занимала умы челове­чества с давних пор.

Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919 г.), так и не ставшей эффективным инструментом политического и международ­ного сотрудничества.

В целом за время от Первой до Второй мировой войны разработка проблем организации международного мира и безопасности двигалась весьма медленно.

Тем не менее мировые политические события, связанные в первую очередь со Второй мировой войной, а также интеграционные процес­сы привели к созданию Организации Объединенных Наций (ООН), которая при организации своей деятельности использовала опыт рабо­ты Лиги Наций.

Лига Наций была создана сразу после Первой мировой войны. Сначала в нее входили 42 страны, 26 из которых — неевропейские. Ко­личество членов за всю историю не превышало 57 стран. Лига Наций была необходима, поскольку правительства стран верили, что только всемирная организация может сохранить мир и избавить людей от по­вторения войны в Европе.

Созданная после окончания Первой мировой войны в 1919 г. госу­дарствами-победителями (Антантой) — Англией, Францией, Италией, США и Японией — Лига Наций первоначально более или менее справ­лялась с задачами по предотвращению конфликтов, контролю за со­блюдением международного права и поддержанию мира. Кризис орга­низации пришелся на 1930-е гг., а его пик— на середину предвоенного десятилетия, когда один за другим следовали провалы Лиги, которая оказалась неспособной справиться с вызовами той эпохи. Необходимо

з*


36 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН

упомянуть агрессию Японии — учредителя Лиги — против Китая, за­хватившей в 1931 г. Маньчжурию, и выход Японии из Лиги в марте 1933 г. Вслед за Японией в октябре того же года последовала Германия, занимавшая место постоянного члена Совета Лиги с 1926 г. Затем про­изошел захват Италией (также страной — учредительницей Лиги) госу­дарства — члена Лиги Эфиопии (Абиссинии) в 1935—1936 гг., которо­му, несмотря на введенные против Рима экономические санкции, эта организация не смогла воспрепятствовать. Вслед за Японией и Герма­нией в декабре 1937 г. из Лиги Наций вышла Италия.

Конец известен: 1 сентября 1939 г. Устав Лиги (а вместе с ним и вся Версальская система международных отношений) окончательно пре­вратился в ничего не значащий листок бумаги, что явилось закономер­ным итогом организации, переставшей выполнять свои функции и ставшей ненужной.

О том, что к этому времени Лига Наций уже фактически умерла, свидетельствует следующий забытый ныне факт: когда 1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу и началась «горячая» фаза Второй мировой войны, никто даже не вспомнил про Женеву и не подумал об­ратиться в Лигу — настолько к тому времени она себя изжила и дискре­дитировала.

В целом за время от Первой до Второй мировой войны разработка проблем организации международного мира и безопасности двигалась весьма медленно.

Тем не менее мировые политические события, связанные в первую очередь со Второй мировой войной, а также интеграционные процес­сы привели к созданию Организации Объединенных Наций (ООН), которая при осуществлении своей деятельности использовала опыт работы Лиги Наций.

На правительственном уровне вопрос создания организации меж­дународной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны.

14 августа 1941 г. Президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчилль под­писали документ, где обязались «работать вместе с другими свободны­ми народами, как в войне, так и в мире». Свод принципов международ­ного сотрудничества в поддержании мира и безопасности получил впоследствии название Атлантической хартии.

Важным этапом на пути создания ООН стала конференция союз­ных держав в Москве в 1943 г.

В декларации от 30 октября 1943 г., подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают необходимость учреждения, в возможно короткий срок, всеобщей международной организации для поддержания между-


2.1. Структура ООН. Основные органы



народного мира и безопасности, основанной на принципе суверенно­го равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все государства — большие и малые»1.

Важнейшим этапом в создании ООН обоснованно называют кон­ференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации. Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 г. с уча­стием глав трех правительств — советского, британского и американ­ского — обсудила предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его рядом пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 г.

Это решение реализовалось на конференции в Сан-Франциско, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 г., где делегаты 50 стран со­брались на Совещание Объединенных Наций (название впервые пред­ложено Рузвельтом) и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 ста­тей.

24 октября Устав был ратифицирован пятью постоянными члена­ми Совета Безопасности и большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября в международном календаре на­зывается Днем ООН.

Объединенные Нации / Организация Объединенных Наций — ООН (United Nations — UN/United Nations Organization — UNO). ООН — универсальная международная организация, созданная в це­лях поддержания мира и международной безопасности и развития со­трудничества между государствами. Устав ООН обязателен для всех го­сударств, он является конституционным документом, который не только регулирует жизнедеятельность международной организации, но играет исключительную роль в качестве фундамента формирования системы коллективной безопасности, равной для всех государств. Ус­тав представляет собой своеобразный кодекс поведения государств в военной, политической, экономической, экологической, гуманитар^ ной и иных областях. На основе Устава ООН возникла разветвленная система многосторонних договоров, заключенных в рамках ООН.

Официальные цели ООН:

• поддержание международного мира и безопасности путем при­нятия коллективных мер и мирного урегулирования споров;

• развитие дружественных отношений между странами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;

• осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного

http://www.un.org.


38 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН

и гуманитарного характера; поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех людей без каких-либо раз­личий;

• выполнение функции центрального органа по согласованию уси­
лий разных стран, направленных на достижение этих целей.

Принципы ООН:

• суверенное равенство всех ее членов;

• добросовестное выполнение принятых на себя по Уставу обяза­тельств;

• разрешение международных споров мирными средствами;

• воздержание в международных отношениях от угрозы силой или ее применение против другого государства;

• оказание членами Организации прмощи во. всех ее действиях, принимаемых в соответствии с этими принципами;

• обеспечение того, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами ООН, когда это необ­ходимо для поддержания международного мира и безопасности;

• невмешательство во внутренние дела государств;

• уважение основных прав и свобод человека;

• равноправие и самоопределение народов;

• сотрудничество и разоружение.

ООН разрабатывает рекомендации, конвенции, мероприятия, ко­торые предлагает своим членам принять и реализовать путем включе­ния в законодательство или путем введения нормативных актов. ООН стремится побуждать государства к принятию соответствующих мер, к координации их действий, и инициатив1. Преамбула Устава ООН гласит: «МЫ, НАРОДЫ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ, ПРЕИСПОЛ­НЕННЫЕ РЕШИМОСТИ избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женшин и в равенство прав больших и малых наций, и создать условия, при ко­торых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательст­вам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, И В ЭТИХ ЦЕЛЯХ проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности,

1 Герчикова, И. Н. Международные экономические организации: регулирование
мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. М.: Изд-воАО«Кон-
салтбанкир», 2000. С. 50.. ■


2.1. Структура ООН. Основные органы 39

обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах, и использовать международный аппарат для содействия экономическо­му и социальному прогрессу всех народов, РЕШИЛИ ОБЪЕДИНИТЬ НАШИ УСИЛИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭТИХ ЦЕЛЕЙ»1.

Со дня образования ООН число ее членов увеличилось с 51 в 1945 г. до 99 в 1960 г., в настоящее время в составе ООН насчитывается 191 го­сударство. Из 192 независимых стран до сих пор не является членом Ватикан, так как власть в нем принадлежит Папе Римскому. (В 2002 г. число независимых стран увеличилось с 191 до 192, поскольку из Ин­донезии выделился и стал независимым государством Остров Тимор.)2

Что касается Российской Федерации, то в соответствии с решени­ем Совета глав государств СНГ от 21 декабря 1991 г. она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безо­пасности, и других международных организациях.

ООН является самой крупной международной организацией: ее членами являются 191 государство, что представляет практически все -страны мира, она имеет свои представительства и миссии в каждой стране. Спектр решаемых вопросов данной организацией крайне ши­рок. Если раньше основными направлениями считались безопасность, то теперь на передний план выходит экономическое влияние.

Все государства — члены ООН должны ежегодно вносить свой взнос в бюджет ООН. Величина этого взноса устанавливается Гене­ральной Ассамблеей в зависимости от величины валового националь­ного продукта данной страны, но не более 25% и не менее 0,001% бюд­жета ООН. В настоящее время взносы составляют: для США — 25%, для Японии— 18%, для России — 2,8%, а для Гвинеи-Бисау — 0,001% бюджета ООН3. Прием в члены Организации открыт для всех миролю­бивых государств, которые примут на себя обязательства по Уставу и которые могут и желают эти обязательства выполнять.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.