Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организации в области сельского хозяйства 2 страница





2.3. Специализированные учреждения ООН 73

Впервые вопрос о различных специализированных экономиче­ских, социальных и других организациях и их участии в экономиче­ском и социальном международном сотрудничестве в системе ООН был поднят в 1944 г. на конференции в Думбартон-Оксе (США) при обсуждении характера будущей международной организации.

Было решено, что в целях создания условий стабильности и благо­получия, необходимых для мирных и дружественных отношений меж­ду нациями, Организация будет содействовать разрешению междуна­родных экономических, социальных и других гуманитарных проблем и поощрять уважение человеческих прав и основных свобод. В связи с этим предусматривалось, что межправительственные организации, осуществляющие международное сотрудничество в специальных об­ластях, будут поставлены в связь с будущей организацией посредством соответствующих соглашений.

На конференции в Сан-Франциско (США) в 1945 г. вопрос о спе­циализированных организациях рассматривался в специальном коми­тете, в результате работы которого были выработаны положения, со­держащие следующие аспекты:

• характерные черты международных организаций, названных
впоследствии специализированными учреждениями ООН,

• порядок установления их связи с ООН и принципы координации взаимоотношений ООН с этими организациями,

• инициативная роль ООН в деле создания новых специализиро­ванных учреждений.

Таким образом, появилось новое понятие — специализированные учреждения ООН. Специализированным учреждениям присущи четы­ре основных правовых признака:

1) межправительственный характер учредительных актов;

2) широкая международная ответственность в рамках их компе­тенции;

3) осуществление деятельности в специальных областях, преду­смотренных положениями Устава ООН;

4) связь с Организацией Объединенных Наций.

Последний из названных признаков является специфическим, вы­деляющим специализированные учреждения ООН в особую группу международных организаций.

Специализированные учреждения ООН — постоянно действую­щие международные организации, непрерывность их деятельности обеспечивается целой системой органов. В учредительных актах этих организаций не оговорен срок окончания их деятельности и не преду­смотрена процедура их ликвидации.


74 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН

Специализированные учреждения ООН — это органы координа­ции деятельности государств в специальных областях. В основе их по­строения лежит принцип суверенного равенства государств.

Главная ответственность в деле координации деятельности спе­циализированных учреждений ООН принадлежит Генеральной Ас­самблее и Экономическому и социальному совету.

Генеральная Ассамблея организует исследования, дает рекоменда­ции, рассматривает и утверждает любые финансовые и бюджетные со­глашения со специализированными учреждениями, проверяет их ад­министративные бюджеты. В резолюциях каждой сессии Генеральной Ассамблеи определенное внимание уделяется специализированным учреждениям ООН.

Экономический и социальный совет практически координирует деятельность специализированных учреждений ООН. Он является ор­ганом, который вступает в соглашения со специализированными учреждениями, чтобы связать их с ООН. С целью повышения эффек­тивности координации Совет получает от учреждений регулярные доклады об их деятельности и доклады с сообщением о мерах, пред­принятых ими в исполнение рекомендаций Совета и Генеральной Ас­самблеи (п. 1 ст. 64). Доклад Экономического и социального совета, предоставляемый им ежегодно Генеральной Ассамблее, содержит спе­циальный раздел «Вопросы координации взаимоотношений со спе­циализированными учреждениями».

Положения Устава ООН, определяющие взаимоотношения ООН со специализированными учреждениями, свидетельствуют о том, что отношения эти строятся исключительно на началах рекомендаций. Характер связи специализированных учреждений ООН отличается от связи ООН с другими международными организациями. Только спе­циализированные учреждения имеют такие тесные контакты с ООН.

Таким образом, специализированные учреждения ООН обладают следующими чертами: межправительственным характером, широкой международной ответственностью, связью с ООН и юридической са­мостоятельностью.

В настоящее время существует 18 специализированных учрежде­ний ООН. Некоторые из этих организаций преобразовались из суще­ствовавших ранее международных административных союзов, дру­гие — из международных специализированных организаций, создан­ных или в период, или после Второй мировой войны по инициативе ООН и отдельных заинтересованных государств.

Группировка по сферам деятельности специализированных учре­ждений ООН представлена в табл. 2.2.


2.3. Специализированные учреждения ООН



Таблица 2.2. Специализированные учреждения ООН

 

Наименование Год основания (как специали­зированное уч­реждение ООН) Местонахождение
     
Организации социального характера
Международная организация труда (МОТ)   Женева (Швейцария)
Всемирная организация здравоохране­ния (ВОЗ)   Женева (Швейцария)
Финансовые организации
Международный валютный фонд (МВФ)   Вашингтон (США)
Международный банк реконструкции и развития (МБРР)   Вашингтон (США)
Международная ассоциация развития (MAP)   Вашингтон (США)
Международная Финансовая корпора­ция (МФК)   Вашингтон (США)
Многостороннее агентство по инвести­ционным гарантиям (МИГА)   Вашингтон (США)
Организации в области хозяйства
Продовольственная и сельскохозяйст­венная организация ООН (ФАО)   Рим (Италия)
Международный фонд сельскохозяйст­венного развития (МФСР)   Рим (Италия)
Организации культурного и гуманитарного характера
Всемирная организация интеллекту­альной собственности (ВОИС)   Женева (Швейцария)
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, Науки и культуры (ЮНЕСКО).   Париж (Франция)
Экономические организации
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮН ИДО)   Вена (Австрия)

76 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН

Окончание табл. 2.2

 

     
Организации в области транспорта и связи
Международный союз по телекоммуни­кациям (МСТ)   Женева (Швейцария)
Всемирный почтовый союз (ВПС)   Берн (Швейцария)
Международная организация граждан­ской авиации (ИКАО)   Монреаль (Канада)
Международная морская организация (ММО)   Лондон (Великобри­тания)
Организации в области метеорологии
Всемирная метеорологическая органи­зация (ВМО)   Женева (Швейцария)

Организации социального характера

Международная организация труда — МОТ (International Labour Organization — ILO) создана в 1919 г. согласно Версальскому мирному договору в рамках Лиги Наций. Соглашение об установлении связи между МОТ и ООН было утверждено 14 декабря 1946 г., и организация стала первым специализированным учреждением, связанным с ООН. Члены МОТ — 171 страна.

Главными органами МОТ являются:

1) Генеральная конференция;

2) Административный совет;

3) Международное бюро труда.

Местопребывание МОТ —Женева. Генеральная конференция тру­да проводит ежегодно свои сессии в Женеве. Каждое государство-уча­стник направляет для участия в конференции делегацию, состоящую из двух представителей правительства, одного представителя трудя­щихся и одного представителя работодателей. В период между сессия­ми Генеральной конференции работой МОТ руководит Администра­тивный совет, состоящий из 28 представителей правительств,.14 пред­ставителей трудящихся и 14 представителей работодателей.

Целью МОТ является обеспечение во всем мире социальной спра­ведливости для трудящихся, а также поощрение и защита прав челове­ка и основных свобод, сотрудничество государств по социальным и трудовым проблемам (занятость, условия труда, охрана труда, заработ­ная плата, пенсии, отпуска, отдельные группы трудящихся — женщины,


2.3. Специализированные учреждения ООН



подростки, мигранты). Основным видом деятельности МОТ является разработка проектов конвенций и рекомендаций по этим вопросам.

Устав МОТ исходит из двух принципов — всеобщности (универ­сальности) и трехстороннего представительства. Первый означает пре­жде всего возможность вступления в МОТ для всех государств на усло­виях, предусмотренных уставом обязательств. Этот принцип обязыва­ет членов МОТ способствовать улучшению труда и жизни трудящихся во всех странах, предоставлять им равное право пользоваться теми пре­имуществами, которые вытекают из членства в организации. Если принцип всеобщности характерен для большинства организаций, то принцип трехстороннего представительства присущ только МОТ. Сущность его состоит в том, что каждый член МОТ представлен в орга­низации членами правительства, трудящимися и предпринимателями, причем каждая группа представителей может занимать самостоятель­ную позицию при решении проблем труда.

Основные направления деятельности МОТ включают разработку международных стандартов (в форме конвенций и рекомендаций) в та­ких областях, как свобода ассоциаций, заработная плата, продолжи­тельность рабочего дня и условия труда, вознаграждение трудящихся за труд, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, службы найма рабочей силы и рабочая инспекция. Конвенции налага­ют на государства-члены, которые их ратифицировали, обязательства по претворению их положений в жизнь, в то время как рекомендации устанавливают ориентиры для национальной политики, законода­тельства и практики. Со времени основания МОТ было принято 172 конвенции и 181 рекомендация. В последнее время были приняты такие важные акты, как конвенции о безопасном использовании хи­мических веществ на производстве, о защите интересов трудящихся в случае банкротства работодателя, о предупреждении крупных аварий на производстве. При МОТ действует Международный институт соци­ально-трудовых исследований и Международный центр по подготовке кадров.

На протяжении столетия в промышленно развитых странах отме­чалось явное сокращение числа серьезных травм, не в последнюю оче­редь из-за реального прогресса в деле создания более безопасных и здоровых условий труда. Важную роль играет Программа МОТ «За безопасный труд»1. Ее цель состоит в том, чтобы содействовать осозна­нию во всем мире масштабов и последствий несчастных случаев, травм и заболеваний в связи с трудовой деятельностью, достижению цели обеспечения базовой безопасности всем трудящимся в соответствии с

http://www.ilo.org.


78, Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН

международными трудовыми нормами, укреплению возможности го­сударств-членов и промышленных отраслей вырабатывать и прово­дить в жизнь эффективные программы и политику профилактики и за­щиты.

Становление современной системы трудовых отношений и соот­ветствующего законодательства России осуществлялось при широ­ком использовании норм, разработанных МОТ. Специалисты МОТ оказывали также помощь в проведении обзора рынка труда, совер­шенствовании статистики труда, в разработке нового российского классификатора профессий, в обновлении статистики трудовых за­трат, формировании современных служб занятости. В рамках Между­народного центра МОТ по подготовке кадров осуществляется обуче­ние представителей частного сектора экономики России по следую­щим направлениям: современное управление предприятиями, содействие развитию малых предприятий, развитие предпринима­тельских навыков. Также МОТ оказывает содействие в создании в России независимых и социально ответственных предприниматель­ских организаций, в трансформации деятельности профсоюзов при­менительно к условиям рыночной экономики и проводит для них со­ответствующие мероприятия.

Всемирная организация здравоохраненияВОЗ (World Health Organization — WHO) была создана в 1946 г. ВОЗ является специализи­рованным учреждением ООН с 1948 г. ВОЗ объединяет почти все стра­ны — члены ООН. В нее входят 192 государства1

Главными органами ВОЗ являются:

1) Всемирная ассамблея здравоохранения;

2) Исполнительный комитет;

3) Секретариат.

Сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения собираются еже­годно. Местопребывание ВОЗ — Женева.

Цель ВОЗ — содействие международному сотрудничеству для до­стижения всеми народами мира высшего уровня здоровья, ибо здоро­вье народов — основной фактор в достижении мира и безопасности. Деятельность ВОЗ направлена на борьбу с особо опасными болезнями и разработку международных санитарных правил. Всемирная органи­зация здравоохранения координирует осуществление программ, наце­ленных на решение проблем охраны здоровья и максимальное укреп­ление здоровья всего населения Земли.

ВОЗ осуществляет сбор глобальной статистической информации о рождаемости, заболеваемости, смертности. Всемирная организа-

http://www.who/int/governance/en.


2.3. Специализированные учреждения ООН



ция здравоохранения вносит свой вклад в общую координацию гума­нитарной деятельности, информируя всех партнеров о факторах, ока­зывающих определяющее влияние на выживание и здоровье в чрез­вычайных ситуациях, и предпринимает усилия по осуществлению скоординированных мероприятий в области общественного здраво­охранения для всех пострадавших слоев населения, включая вынуж­денных переселенцев. Приоритетным направлением деятельности является оценка потребностей, проведение иммунизации, улучше­ние питания, предоставление медикаментов, борьба с инфекционны­ми и неинфекционными болезнями, репродуктивное и психическое здоровье. ВОЗ оказывает также содействие межучережденческой дея­тельности, направленной на борьбу с ВИЧ/СПИДом в чрезвычайных ситуациях, оказание помощи престарелым в чрезвычайных ситуаци­ях гуманитарного характера и охрану здоровья сотрудников гумани­тарных учреждений.

Присутствие ВОЗ и наличие у него оперативного потенциала в ре­гионах обеспечивает оптимальный эффект с точки зрения скоордини­рованных усилий по организации общественного здравоохранения, обобщения опыта и обеспечения подотчетности сектора здравоохра­нения. С этой целью ВОЗ предоставляет в распоряжение всех партне­ров, чьи усилия в секторе здравоохранения или связанных с ним секто­рах могут способствовать достижению общей цели уменьшения смерт­ности и страданий, которых можно было избежать, технические рекомендации, оперативные сводки и результаты эпидемиологическо­го контроля по конкретным странам.

В Северной и Южной Америке и Карибском бассейне благодаря усилиям, которые предпринимались на протяжении последних 25 лет под руководством ВОЗ, большинство стран добились в сфере стихий­ных бедствий значительного прогресса. Они составили страновые кар­ты районов, в которых существует опасность стихийных бедствий, и усовершенствовали и расширили сети сейсмического контроля и сис­темы раннего предупреждения.

Глобальный охват иммунизацией (от основных детских болезней: кори, полиомиелита, коклюша, дифтерии, столбняка и туберкулеза) составляет 74%, хотя во многих странах Африки к югу от Сахары, а так­же в странах, охваченных конфликтами, этот уровень гораздо ниже 50%. Ключевую роль в повышении уровня охвата играют националь­ные дни иммунизации, организуемые ВОЗ. В 2000 г. в рамках интен­сивного проведения национальных дней иммунизации в 82 странах было вакцинировано рекордное,число детей в возрасте до пяти лет: 550 миллионов человек. Например, в Индии за три дня было вакцини­ровано 152 миллиона детей, а в 17 странах Западной и Центральной


80 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН

Африки было иммунизировано 76 миллионов детей1. В Африке под ру­ководством ВОЗ, Всемирного банка и ПРООН осуществляется инициа­тива «Борьба с малярией», в рамках которой особое значение придается партнерству в деле, профилактики и искоренения малярии со всеми за­интересованными сторонами, включая правительства стран, в которых распространено это заболевание, правительства стран-доноров, част­ный сектор и гражданское общество.

Участие России в деятельности ВОЗ обеспечивает нашей стране уникальную возможность широкого использования большого научно­го, организационно-методологического, учебного, нормотворческого, кадрового и, частично, финансового потенциала этой международной организации. Большое практическое значение для здравоохранения России имеет ее участие в Международной программе по медицин­ским последствиям чернобыльской аварии, в Глобальной программе по борьбе со СПИДом, Расширенной программе иммунизации, в про­грамме ВОЗ по гигиене окружающей среды, в программе действий по основным лекарственным средствам, в программе ВОЗ по охране здо­ровья и планирования семьи.

Деятельность финансовых организаций будет рассмотрена в гл. 3.

Продовольственная и сельскохозяйственная организации ООН

ФАО (Food and Agriculture Organization — FAO) была создана в 1945 г. для глобальной борьбы с голодом. В составе ФАО 174 государства-чле­на и одна международная организация — Европейский союз2. С 1946 г. ФАО — специализированное учреждение ООН. Главными органами являются:

1) Конференция;

2) Совет;

3) Секретариат. Местонахождение ФАО — Рим.

По подсчетам ФАО, в 90-е гг. XX столетия около 800 млн жителей Земли серьезно недоедали. В 2000 г. население 32 страны мира нужда­лось в срочной продовольственной помощи3.

Согласно Уставу целями ФАО являются:

• улучшение питания и повышение жизненного уровня народов;

• повышение продуктивности сельского хозяйства;

' http://www.uno.org.

2 http://www.fao.org.

3 См.: The state of food and agriculture 2000. Rome, 2000.


2.3. Специализированные учреждения ООН 81

• улучшение системы распределения продовольствия и продукции сельского хозяйства;

• повышение благосостояния и улучшение условий жизни сель­ского населения;

• развитие рыболовства и лесного хозяйства.

ФАО финансируется в основном за счет четырех источников: взно­сов государств-членов, Программы развития (ПРООН), средств Все­мирного банка, а также из финансируемого государствами — членами Опекунского фонда.

Примерами реальной поддержки развития национального сель­ского хозяйства со стороны ФАО являются распространение новых высокоурожайных сортов культур в нуждающихся странах, передача им достижений в области биотехнологии, разработка и помощь в осу­ществлении проектов расширения производства продовольствия, строительство объектов инфраструктуры в сельской местности и т.д.

Объемы официально зарегистрированной ФАО продовольствен­ной помощи в мире в конце XX в. составляли свыше 12 млрд долл. Ос­новными странами-донорами выступали Япония, Германия, США'.

Россия не входит в число членов ФАО, но участвует в ее деятельно­сти в качестве наблюдателя.

Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР) был создан в 1977 г. Целью фонда является мобилизация финансовых ресурсов и предоставление их на льготных условиях развивающимся странам или межправительственным организациям — членам фонда. Местопребывание МФСР — Рим.

Главные органы:

1) Совет управления;

2) Исполнительный орган.

Основным направлением деятельности МФСР является сокраще­ние сельской бедности, голода и недоедания. В настоящее- время 1,2 млрд человек живут в критической бедности. В то же самое время, приблизительно 900 млн (75% от 1,2 млрд) живут в сельских районах. МФСР разрабатывает проекты национальных и международных уси­лий по сокращению бедности и улучшению качества жизни. МФСР способствует увеличению доступа женщин к среднему образованию.

МФСР концентрирует свои инвестиции, исследования, усилия и знания управления в реализуемых проектах. МФСР мобилизует ресур­сы для программ, которые улучшают сельскую бедность и улучшают питание.

' Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет/под ред. И. С. Королева. М.: Экономиста, 2003. С. 316.

6 - 6465


82 Глава 2. Международные экономические организации в системе ООН

МФСР предоставляет займы развивающимися странам с низким доходом на благоприятных условиях, подлежащих выплате в течение 40 лет, включая льготный период десять лет, и платы за услугу 0,75% в год. Начиная со своего возникновения и до 2002 г., МФСР финансиро­вал 633 проекта в 115 странах, которым предоставил займов на сумму 7,7 млрд долл., и дотаций на сумму 35,4 млн долл.1

МФСР имеет три источника финансирования: взносы от членов, инвестиционный доход, поступления со стороны финансовых органи­заций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.