Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международное регулирование торговли, образование и деятельность ГАТТ




В начале XX в. международная торговля регулировалась золотым стандартом, в соответствии с которым национальные валюты имели фиксированную стоимость в золоте и диспропорции в платежах между странами погашались передачей золота на соответствующую сумму. Ни одна страна не могла поддерживать конкурентоспособность своих товаров на мировом рынке путем девальвации национальной валюты.

Невозможно было и сохранять дефицит платежного баланса в тече­ние неопределенно долгого времени. Поэтому страны — участницы международной торговли стремились обеспечивать конкурентоспо­собность своих товаров за счет снижения издержек производства.

На смену золотому стандарту в 1920-е гг. пришел золотодевизный, в соответствии с которым международные расчеты производились в английских фунтах стерлингов и американских долларах. Эта система, позволив длительное время сохранять США и Англии дефицитные платежные балансы, рухнула, став одной из причин Великой депрес­сии 1930-х гг.

Многие государства отреагировали на Депрессию усилием контро­ля над внешней торговлей. Одна за другой страны официально выхо­дят из системы золотого стандарта, отменяют фиксированные валют­ные курсы и стараются поднять конкурентоспособность товаров путем девальвации своих валют и введения тарифов и квот.

Эти меры защищали национальное производство от иностранной. конкуренции, но подобная цель достигалась за счет других стран — проведением политики «разорения соседа». Результатом стала между­народная разобщенность, а мировая торговля переживала застой и даже упадок. Объем промышленного производства в большинстве стран сократился, и, как следствие, снизился промышленный спрос на первичные продукты, что подрывало международную торговлю.

США в 1930 г. в надежде увеличить производство и занятость при­нимают закон Холи-Смута, по которому средний уровень таможенных пошлин был поднят сначала до 44,7%, а к 1932 г. он достиг 59,1%.

16*


244 Глава 4. Международные организации, регулирующие торговлю стран

Надежда оживить экономику не оправдалась. А введение таможенных пошлин США спровоцировало значительное повышение тарифных ставок в большинстве западных стран. Для мировой экономики это имело пагубные последствия. За 1929—1932 гг. объем мировой торгов­ли сократился почти на 60%. В этой ситуации становится ясна необхо­димость регулирования международной торговли. Карделл Холл, госу­дарственный секретарь в администрации президента Франклина Д. Рузвельта, признав, что высокие тарифы скорее препятствуют, чем помогают оживлению экономики, счел необходимым принять Закон о торговых соглашениях (1934 г.), который предоставлял Президенту США право заключать двусторонние соглашения о снижении тари­фов. Программа Холла периодически продлевалась. Однако двухсто­роннее регулирование торговли имело серьезные недостатки. Импорт­ные квоты использовались в качестве угрозы против их употребления другими странами. От снижения тарифов отказывались из опасения, что третьи страны могут извлечь для себя выгоду. Двустороннее регу­лирование не улучшило ситуации. Подрыв международной торговли в 1930-х гг., усиленный последствиями Второйтмировой войны, оказал­ся весьма значительным. Абсолютный объем торговли в 40-х гг. не пре­вышал уровня 1913 г. Возникла необходимость многостороннего регу­лирования международной торговли.

Попытки международного регулирования торговых отношений предпринимались еще до Второй мировой войны (Конвенции об упро­щении таможенных формальностей — 1923 г., о Международном тор­говом арбитраже — 1924 г., об охране промышленной собственно­сти, и др.), однако они не были системными и не всегда доводились до конца. Проблема требовала многостороннего подхода. Великая де­прессия наглядно подтвердила необходимость координации междуна­родной торговли на многостороннем уровне. Требовалось создание международного института регулирования торговли.

Международная торговая организация (МТО) наряду с МВФ и Все­мирным банком должна была стать третьим «столпом» в уже созданной системе международных институтов регулирования МЭО. В функции МТО должно было войти регулирование на многостороннем уровне со­циально-экономических проблем, включая вопросы торговой полити­ки, экономического развития, занятости, ограничительной деловой практики, инвестиций, международных товарных соглашений.

Процесс создания МТО был достаточно сложным и длительным. В ходе создания МТО появились противоречия, которые помешали полной реализации идеи создания МТО.

В феврале 1948 г. на первом заседании Экономического и социаль­ного совета ООН была принята резолюция 13(1), согласно которой


4Л. Международное регулирование торговли, образование и деятельность ГАТТ 245

было решено созвать Конференцию ООН по торговле и занятости и создать Подготовительный комитет, который провел два заседания в Лондоне (октябрь — ноябрь 1946 г.) и Женеве (апрель — октябрь 1947 г.). В перерывах между этими заседаниями работала редакцион­ная группа в Нью-Йорке по созданию проекта Устава МТО. На заседа­нии в Женеве обсуждался текст Устава МТО, а параллельно шли пере­говоры о взаимном снижении таможенных тарифов. Эти переговоры, по существу, вылились в самостоятельную конференцию, 30 октября

1947 г. завершившуюся принятием Заключительного акта. Заключи­
тельный акт учреждал Генеральное соглашение по тарифам и торговле
(ГАТТ) в качестве временного, регулирующего торговые отношения
на период до вступления в силу Устава МТО, и содержал протокол о
временном применении ГАТТ, которое в это время включало те поло­
жения проекта Устава Международной торговой организации, кото­
рые регулировали вопросы внешнеторговой политики.

Генеральное соглашение вошло в силу 1 января 1948 г. после того, как восемь стран (Австралия, Бельгия, Франция, Люксембург, Гол­ландия, Великобритания, США и Куба) первыми подписали прото­кол о его временном применении. Вслед за этим в течение июля

1948 г. он был подписан пятнадцатью странами (Новая Зеландия,
Норвегия, ЮАР, Бразилия, Бирма, Шри-Ланка, Индия, Пакистан,
Зимбабве, Ливан, Сирия, Чили, ЧССР, Китай и Гаити), и общее чис­
ло стран-участниц ГАТТ достигло 23. Параллельно в Гаване (21 де­
кабря 1947 г. — 24 марта 1948 г.) работала Конференция ООН по тор­
говле и занятости, которая рассмотрела проект Устава МТО и приня­
ла Заключительный акт, содержавший Гаванскую хартию — Устав
МТО. Гаванский устав включал в себя кроме положений, относящих­
ся к вопросам торговой политики, широкий круг экономических во­
просов, а также административно-правовые положения, определяю­
щие статус МТО.

Гаванская хартия представляла собой компромисс между двумя школами экономической мысли, доминирующими в двух наиболее экономически мощных после окончания Второй мировой войны госу­дарствах: между либерализмом США и кейнсианством Великобрита­нии. Кейнсианство не разделяло положения либерализма о том, что рыночный механизм является средством самопроизвольного восста­новления равновесия экономики. В Гаванской хартии заложено оба подхода: не мешать игре рыночных сил в период равновесия и вмеши­ваться в игру, когда равновесие нарушается. О присутствии кейнсиан-ства говорит то, что первая и вторая главы Хартии посвящены вопро­сам занятости и экономики, в то время как торговле — четвертая. Та­ким образом, регулирующие функции МТО состояли не только в том,


246 Глава 4. Международные организации, регулирующие торговлю стран

чтобы снять барьеры для свободного движения товаров, но и для того, чтобы исключать разрушительное действие такого движения. Приня­тие ГАТТ, в котором кейсианские мотивы не преобладают, стало побе­дой либерализма в торговле1.

После ратификации Гаванской хартии законодательными органа­ми стран-участниц МТО должна была приступить к работе.

Однако ряд государств не смогли обеспечить ратификацию. В 1950 г. Правительство США также заявило, что оно не будет стре­миться к ратификации Гаванской хартии в Конгрессе.

Возможно, это заявление связано с противоречиями, которые воз­никли между США и другими участниками в ходе обсуждения проце­дурных вопросов функционирования МТО, в частности, вопроса оп­ределения количества голосов, предоставляемых каждому государст­ву — члену организации.

Американская делегация жестко отстаивала свою позицию, пред­лагая определять число голосов, исходя из доли страны в мировом то­варообороте. Другие страны считали целесообразным определение квоты голосов по принципу «одна страна — один голос». Желание США отстоять свою позицию было понятным. В этот период на ее долю приходилось 40% мирового товарооборота. Следовательно, СШАдолжны были иметь в МТО 40 голосов. Учитывая число участни­ков и состояние их экономик на тот период Времени, квота в 40 голосов давала право США диктовать свои условия в этой организации. Пред­ложение США не было принято. С отказом США ратифицировать Ус­тав МТО стало ясно, что МТО как организация не состоялась.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) осталось единственным документом на многосторонней основе, содержащим принципы и правила международной торговли.

Текст ГАТТ вобрал в себя и кодифицировал торгово-политический опыт, накопленный к 1948 г. Его положения отражали экономическую и политическую ситуацию, сложившуюся в мире во второй половине 40-х гг.

Соглашение по тарифам и торговле состояло из трех частей. Пер­вая часть включала две статьи о взаимном режиме наибольшего благо­приятствования и перечень таможенных преференций. Вторая — со­стояла из 21 статьи, где фиксировались основные принципы торговой политики, которыми должны руководствоваться страны — члены ГАТТ. К их числу относятся:

• принцип взаимности торговых уступок, находящий воплощение в режиме наибольшего благоприятствования;

http://www.askeri.ru/wtop4cont.htm. Истоки ВТО: от Гаваны до Маракеша.


4.1. Международное регулирование торговли, образование и деятельность ГАТТ 247

• принцип равного подхода ко всем государствам-участникам, ис­ключающий дискриминацию бедных, экономически слабых или не­больших по территории и населению стран;

• принцип постепенного снижения таможенных тарифов и устра­нения нетарифных ограничений в торговле, выражающий тенденцию к ее либерализации;

• принцип неприемлемости односторонних действий, требующий от участников проведения многосторонних консультаций перед при­нятием решений в сфере ВЭД;

• принцип ведения торговли на частноправовой основе. Этот
принцип исключал осуществление политики государственной моно­
полии и делал невозможным присоединение к ГАТТ СССР и ряда дру­
гих социалистических стран.

Третья часть включала 13 статей, посвященных процедурным во­просам.

Хотя основное содержание ГАТТ не претерпело существенных из­менений, однако изменения, происходящие в мировом хозяйстве, раз­витие международных экономических отношений требовали модифи­кации и модернизации положений ГАТТ. Этот процесс был также обу­словлен тем, что сам документ имел недостатки, связанные с особенностями его учреждения. Во-первых, ГАТТ — лишь фрагмен­тарная часть Гаванской хартии. Хартия содержала не только положе­ние, касающееся торговли, но и занятости, экономической деятельно­сти и другие аспекты. Во-вторых, ГАТТ принималось как временное соглашение. Его половинчатый характер не имел бы значения, если бы ГАТТ действовало в качестве временного. Однако с годами его недос­татки стали остро ощущаться. В-третьих, ГАТТ не имело институцио­нальной структуры и его превращение в постоянно действующий ор­ган требовало модернизации.

Процесс модернизации проходил в несколько этапов и продолжал­ся вплоть до его реорганизации во Всемирную торговую организацию. В 50-е гг. многие статьи были дополнены примечаниями, а также пояс­нениями, интерпретирующими эти статьи. В ряде случаев такая интер­претация существенно развивала положения ГАТТ.

В 1954—1955 гг. страны — участницы ГАТТ предприняли новую попытку создать на базе Генерального соглашения Организацию тор­гового сотрудничества (ОТС)* которая закончилась безуспешно. Но девятая сессия стран-участниц внесла ряд поправок и дополнений в текст ГАТТ, вошедших в силу в октябре 1957 г.

Следующий этап существенной модернизации ГАТТ был связан с принятием специальной сессией стран-участниц в конце 1964 г. новой


248 Глава 4. Международные организации, регулирующие торговлю стран

четвертой части ГАТТ, где определялись условия применения положе­ний ГАТТ к развивающимся странам, вошедшие в силу в 1966 г.

Наиболее существенная модернизация ГАТТ произошла в конце 70-х гг. Она была связана с итогами многосторонних торговых перего­воров «Токио-раунда». Договоренности и соглашения многосторон­них переговоров распространили сферу действия ГАТТ на новые об­ласти торгово-политического регулирования и существенно видоиз­менили характер действия ряда статей ГАТТ. Но радикальная модернизация ГАТТ произошла в результате Уругвайского раунда, ко­гда было принято решение о создании на его базе Всемирной торговой организации (ВТО).

В настоящее время ГАТТ существует параллельно с ВТО. В составе ВТО действует ГАТТ-1994 и независимо от него продолжает функцио­нировать ГАТТ-1947. Это положение сохранилось до 1995 г., посколь­ку страны — участницы ГАТТ-1947 могли в течение двух лет присоеди­ниться к ВТО1.

ГАТТ выполняло следующие функции:

• мониторинг мировой торговли;

• международный арбитраж по конкретным конфликтам в сфере торговли;

• содействие ООН в подготовке нормативных актов по вопросам торговли;

• осуществление комплекса мер по постепенной ликвидации та­моженных барьеров и нетарифных ограничений.

Конечная цель ГАТТ — свободная международная торговля.

Функция ГАТТ определила структуру и формы практической дея­тельности государств — участников соглашения.

Первый год ГАТТ обслуживалось небольшим Секретариатом и не имело, кроме периодически созывавшейся сессии договаривающихся сторон, организационной структуры. На шестой сессии ГАТТ создает­ся Межсессионный комитет, который действует как межправительст­венный орган в период между сессиями стран-участниц.

Позже на базе Межсессионного комитета создается Совет предста­вителей ГАТТ и другие межправительственные органы.

В 1955—1956 гг. страны — участницы ГАТТ предприняли попытку крупной организационной реформы, имея в виду создать на его основе постоянно действующую Организацию торгового сотрудничества. Од­нако вследствие негативной позиции США и разногласий между США и странами Западной Европы эта реформа ГАТТ не состоялась.

1 http://www.rusexport.ru/magasine/actual/wtol.asp. Российский эксперт. Торгово-информационный портал.


4.1. Международное регулирование торговли, образование и деятельность ГАТТ 249

Во второй половине 50-х и в начале 60-х гг. в составе ГАТТ появи­лись регулярно действующие межправительственные органы: Совет ГАТТ, Комитеты ГАТТ и Рабочие группы, заметно расширились и ок­репли функции Секретариата ГАТТ.

Существенные перемены в структуре регулярно действующих ор­ганов ГАТТ произошли в начале 80-х гг. К восьми основным межпра­вительственным органам (Сессия стран-участниц; Совет представите­лей; Комитет по торговле и развитию; Антидемпинговый комитет; Ко­митеты: по текстилю и одежде;, по ограничениям, вытекающим из состояния платежного баланса; по административным, финансовым и бюджетным вопросам и Группа «18») добавились еще более 20 новых межправительственных органов: комитеты, подкомитеты и советы. В результате к началу 80-х гг. сложилась новая многопрофильная меж­правительственная организационная структура. Она способствовала сосредоточению в рамках ГАТТ торгово-политических переговоров и решения вопросов международной торговли.

К этому времени ГАТТ стало представлять собой комплекс много­сторонних соглашений, содержащих кроме собственно текста Согла­шения, начавшего действовать в 1948 г., ряд отдельных соглашений, развивающих его положения, распространяющих их на новые области; протоколы о тарифных уступках; протоколы, интерпретирующие при­менение статей ГАТТ; протоколы, определяющие условия, на которых отдельные страны присоединились к ГАТТ. Кроме того, текст Согла­шения следует читать вместе с несколькими сотнями оговорок и пояс­нений, интерпретирующих статьи ГАТТ. В таком комплексном виде Генеральное соглашение создает правовые основы для взаимной тор­говли стран-участниц. В этом качестве ГАТТ долгие годы выполняло функцию многостороннего торгового договора для участвующих в нем стран и заменяло собой систему из нескольких тысяч двусторонних до­говоров и соглашений. Эта особенность ГАТТ дала немалые преиму­щества странам-участницам. Участие в ГАТТ открыло перед ними воз­можность использовать многостороннее торгово-политическое регу­лирование для развития внешней торговли, одновременно снимая заботы и материальные расходы, связанные с созданием и поддержа­нием сложной системы двусторонних договоренностей. В результате только первого раунда переговоров в рамках ГАТТ стали 45 тысяч та­рифных уступок, затронувших около 20% мировой торговли на общую сумму 10 млрд долл.

Основная форма работы ГАТТ — Многосторонние торговые пере­говоры. Они длятся несколько лет и поэтому получили название раун­дов. Торговые раунды способствовали либерализации международной


250 Глава 4. Международные организации, регулирующие торговлю стран

торговли. За время существования ГАТТ состоялось восемь раундов (табл. 4.1).

Таблица 4.1. Переговорные конференции в рамках ГАТТ (1947—1994 гг.)

 

№ п/п Место открытия и проведения переговоров Год проведе­ния Число стран- участниц Обсуждавшиеся вопросы Название ра­унда перегово­ров
1. Женева (Швейцария)     Снижение тамо­женных тарифов Женевская конференция 1947 г.
2. Анесси (Франция)     То же Конференция в Анесси
3. Торки (Англия)     То же Конференция в Торки
4. Женева (Швейцария)     То же Женевская конференция 1956 г.
5. Женева (Швейцария) 1960-1961   То же Диллон-ра-унд
6. Женева (Швейцария) 1964-1967   Снижение тарифов, разработка анти­демпингового ко­декса Кеннеди-ра­унд
7. Токио (Япо­ния). Работа проходила в Женеве 1973-1979   Снижение тарифов, разработка кодек­сов, расширяющих и усиливающих компенсацию ГАТТ в области нетариф­ных барьеров Токио-раунд
8. Пунто-дель-Эс-те (Уругвай). Работа проходи­ла в Женеве 1986-1994   Снижение та­моженных барье­ров, совершенство­вание механизма ГАТТ, соглашение о создании ВТО, разработка Генера­льного соглашения по торговле услуга­ми (ГАТС) Уругвайский раунд

Источник: http://www.rusexport.m. Шахрай, В. Всемирная торговая организа­ция // Российский торговый портал. 2000.


4.1. Международное регулирование торговли, образование и деятельность ГАТТ 251

Как показывает таблица, число стран — участниц переговоров от раунда к раунду растет. Меняется и содержательная сторона торговых раундов. Как видно из таблицы, большинство раундов на начальных этапах были посвящены снижению тарифов. Но уже в ходе раунда Кеннеди, проходившего в 60-х гг., наряду с проблемой снижения тари­фов разрабатывается антидемпинговый кодекс.

Токийский раунд переговоров, проходивший в 70-е гг., характери­зуется еще более решительными усилиями по дальнейшему развитию и совершенствованию системы ГАТТ.

В результате торговых переговоров этого раунда произошло сни­жение в среднем на одну треть таможенных пошлин на девяти круп­нейших мировых рынках, в результате чего средняя величина тарифов на промышленные изделия снизилась до 4,7% по сравнению с пример­но 40% на момент создания ГАТТ. Снижение тарифов, проходившее постепенно в течение восьми лет, включало в себя элемент гармониза­ции, в результате чего наиболее высокие тарифы снижались пропор­ционально в большей степени, чем низкие тарифы1.

В то же время участники Токийского раунда не смогли решить фундаментальные проблемы торговли сельхозпродукцией и заклю­чить новое соглашение о «защитных мерах» (мерах к импорту чрезвы­чайного характера), но был достигнут ряд соглашений о нетарифных мерах. Некоторые из этих соглашений посвящены интерпретации дей­ствующих правил ГАТТ; другие же охватывали совершенно новые на­правления. В большинстве случаев к этим соглашениям присоедини­лось лишь относительно небольшое число государств — членов ГАТТ, прежде всего промышленно развитых стран. Поэтому эти соглашения зачастую называют кодексами. К ним относятся соглашения по таким вопросам, как:

• субсидии и компенсационные меры — интерпретация ст. VI, XVI и XXIII Генерального соглашения по тарифам и торговле;

• технические барьеры в торговле — иногда называются кодексом по стандартам;

• процедуры лицензирования импорта;

• правительственные закупки;

• таможенная оценка — интерпретация ст. VII ГАТТ;

• антидемпинговые меры — интерпретация ст. VI ГАТТ и замена Антидемпингового кодекса, принятого в ходе раунда Кеннеди;

• соглашение по говядине;

• международное соглашение по молочной продукции;

• торговля гражданской авиатехникой.

1 http-.//www.ime.isu.ru. От ГАТТ к ВТО.


252 Глава 4. Международные организации, регулирующие торговлю стран

В некоторые из этих кодексов в ходе Уругвайского раунда были внесены поправки и изменения, расширяющие сферу их действия. Так, кодексы, которые посвящены вопросам субсидий и компенсаци­онным мерам, техническим барьерам в торговле, лицензированию им­порта, таможенной оценке и антидемпинговым мерам, в настоящее время превратились в международные обязательства в рамках ВТО. Следует отметить, что за счет последовательного снижения тарифов в 50-е и 60-е гг. был достигнут стремительный рост торговли на уровне примерно 8% в год1. Импульс, полученный в результате снижения тор­говых барьеров, способствовал тому, что темпы роста торговли ста­бильно опережали темпы роста производства в течение всех 47 лет су­ществования ГАТТ. Однако серия спадов в экономике в 70-е и начале 80-х гг. заставили правительства прибегнуть к новым формам защиты тех секторов экономики своих стран, которым с новой силой угрожали иностранные конкуренты. Высокий уровень безработицы и участив­шиеся случаи закрытия фабрик и заводов подтолкнули правительства европейских и североамериканских стран к поиску двусторонних со­глашений о разделе рынков со своими конкурентами и заставили их начать «гонку субсидий», чтобы удержать свои позиции в торговле сельскохозяйственной продукцией. Эти изменения в мире подорвали доверие к ГАТТ и его эффективности.

Проблема состояла не только в ухудшении обстановки в сфере ми­ровой торговли. В начале 80-х гг. стало очевидно, что Генеральное со­глашение перестало отражать реальности мировой торговли, как это было в 40-е гг. Мировая торговля превратилась в более сложный меха­низм, чем сорок лет назад, и стала играть гораздо более важную роль: мировая экономика развивалась по пути глобализации, международ­ные инвестиции переживали бум, а торговля услугами, которая не была охвачена правилами ГАТТ, оказалась в центре повышенного внимания и интереса все большего числа стран. Более того, торговля услугами все теснее переплеталась с торговлей промышленными това­рами. Проблемной оставалась торговля сельскохозяйственной про­дукцией, текстилем и одеждой. Названные факторы стимулировали созыв Уругвайского раунда.

Уругвайский раунд растянулся на семь с половиной лет, почти в два раза превысив запланированный срок. Его повестка охватывала большой круг вопросов: от снижения таможенных барьеров до созда­ния Всемирной торговой организации.

О необходимости новых переговоров, которые в дальнейшем по­лучили известность как Уругвайский раунд, впервые заговорили в но-

http://www.askeri.ru/wtop4cont.htm. Истоки ВТО: от Гаваны до Маракеша.


4.1. Международное регулирование торговли, образование и деятельность ГАТТ 253

ябре 1982 г. на совещании министров государств — членов ГАТТ в Женеве. Хотя министры ставили перед собой задачу начать новые крупные переговоры, совещание зашло в тупик из-за разногласий по вопросу о торговле сельскохозяйственной продукцией и многими рассматривалась как неудача. На деле же, рабочая программа, согла­сованная министрами, заложила те основы, на которых в дальнейшем была сформирована повестка дня переговоров в рамках Уругвайского раунда.

Однако прошло четыре года тяжелых и болезненных переговоров, в ходе которых был достигнут консенсус и определена дата начала нового раунда переговоров. Встреча состоялась в сентябре 1986 г. в Пунта-дель-Эсте в Уругвае. На этой встрече была принята повестка дня переговоров, в которой охватывались все нерешенные вопросы торговой политики, включая расширение системы торговли по ряду новых направлений (о торговле услугами и об интеллектуальной собственности).

К 1988 г. переговоры достигли стадии «подведения промежуточных итогов», которая состоялась на совещании министров в Монреале, где предполагалось уточнить повестку переговоров на последующие два года. Однако сделать это удалось лишь в апреле следующего года в Же­неве.

На совещании в Монреале министры согласовали вопросы доступа к рынкам тропических продуктов (включая уступки), принятие кото­рых должно было быть нацелено на оказание помощи развивающимся странам, а также более четкую систему урегулирования споров и меха­низм обзора торговой политики, которого ранее в ГАТТ не было. Предполагалось завершить переговоры в Брюсселе в декабре 1990 г. Однако возникшие разногласия по поводу характера будущих обяза­тельств стран в реформе торговли сельскохозяйственной продукцией привели к продлению раунда.

Несмотря на сложную политическую обстановку продолжалась большая техническая работа, в результате которой был подготовлен проект окончательного соглашения. Окончательный проект Заключи­тельного акта, подготовленный Генеральным директором ГАТТ Арту­ром Дюнкелем, был рассмотрен в Женеве в декабре 1991 г. В него во­шли юридические тексты, принятие которых означало бы выполнение каждого раздела мандата переговоров, согласованного в Пунта-дель-Эсте, за исключением обязательств по снижению тарифов и доступа к рынкам услуг.

Последующие два года растет перечень разногласий по вопросам: торговли сельскохозяйственной продукцией и услугами, доступа к рынкам, антидемпинговых правил.


254 Глава 4. Международные организации, регулирующие торговлю стран

В ноябре 1992 г. главные разногласия по сельскому хозяйству меж­ду США и ЕС были разрешены, стороны заключили предварительное соглашение, получившее название «Блэр хаус». К июлю 1993 г. четвер­ка (США, ЕС, Япония и Канада) объявила о серьезном прогрессе пере­говоров о тарифах и доступе к рынкам.

Все вопросы были окончательно согласованы и решены лишь к 15 декабря 1993 г. Тогда же завершились и переговоры о доступе на рынки товаров и услуг. Министры большинства из 125 стран, прини­мавших участие в переговорах, подписали заключительный документ 15 апреля 1994 г. на совещании в г. Марракеш (Марокко).

Уругвайский раунд имел особое значение. В его работе приняли участие 125 стран. Он оказался самым представительным и продолжи­тельным по времени переговоров (97 месяцев). Среди конкретных ре­зультатов раунда можно отметить:

• принятие решения о создании Всемирной торговой органи­
зации;

• дополнение ГАТТ новым Генеральным соглашением по торгов­ле услугами (ГАТС);

• достижение консенсуса о начале разработки третьего важнейше­го для ВТО международного нормативного акта — Соглашения по тор­говым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС);

• полная отмена или радикальное сокращение (для 5%) развитыми странами таможенных пошлин на большинство конкурентоспособных товаров;

• унификация большинства таможенных правил (например, в ка­честве базы для расчета таможенной пошлины решено использовать цену, зафиксированную в фактуре на товар);

• запрещение экспортных субсидий (кроме выплат сельскохоз-
производителям).

Все эти вопросы нашли отражение в итоговом документе Уругвай­ского раунда — конвенции Монтевидео, которая наметила пути ре­формирования мировой торговли на пороге нового тысячелетия.

Подводя итоги существования ГАТТ, уступившего свое место в 1995 г. ВТО, можно сказать, что оно сыграло значительную роль в про­цессе либерализации ВЭД, возрастании объемов и расширении но­менклатуры товаропотоков, превратившись в наиболее авторитетную международную организацию во внешнеторговой сфере.


4.2. ВТО, ее роль в регулировании международной торговли 255




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.