Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Страновой аспект




Оценка возможных последствий присоединения России к ВТО

В последние годы стремительно набирает силу процесс глобализа­ции, который качественно и количественно влияет на темпы роста международного обмена товарами, услугами и капиталом.

Система ГАТТ/ВТО занимает центральное место в регулировании международных экономических отношений, а устанавливаемые ВТО нормы являются, по существу, международным торговым законода­тельством.

Уже сейчас с большинством стран, особенно со странами Европей­ского союза, Россия строит отношения на принципах ВТО (в том чис­ле, имея режим наибольшего благоприятствования). На страны ЕС приходится почти 40% объема экспорта России.

Мы имеем возможность ознакомиться с опытом некоторых.стран СНГ, уже вступивших во Всемирную торговую организацию (Кыргыз­стан, Грузия, Молдова). Этот опыт свидетельствует, что сегодня стра­ны СНГ не готовы к жесткой, даже жесточайшей конкуренции, кото­рая неизбежно ждет национальных товаропроизводителей с вступле­нием в ВТО.

Не оправдался расчет на рост инвестиций. В 1997 г. в Кыргызстане, вступившем в ВТО в 1998 г., объем прямых иностранных инвестиций составлял 96 млн долл., в 1999 г. — 36 млн долл., в 2000 г. — 39 млн долл., в 2001 г. инвестиционный спад составил 21%.

Грузия вступила в ВТО в июне 2000 г.: объем торговли у Грузии в 2000 г. с третьими странами упал на 32%, спад промышленного произ­водства составил 3,18%.

Основными мотивами вступления России в ВТО являются:

• доступ к рынкам товаров и услуг;

• снижение и отсутствие дискриминации и нетарифных барьеров;

• доступ к многосторонним механизмам решения споров;

■•. возможность защиты своих интересов в ходе очередных раундов торговых переговоров;

• недопущение рецидива антирыночной политики.
Выполнение соглашений, заключенных в рамках ВТО, по-разному

отразится на положении различных отраслей, регионов, социальных и профессиональных групп населения России.

При учете отраслевой специфики выявляются следующие особен­ности. Так, пищевая промышленность пока не способна насытить рос­сийский рынок мясными и молочными продуктами, сахаром и расти­тельным маслом, а ее крупнейшие перерабатывающие предприятия,


4.3. Оценка возможных последствий присоединения России к ВТО 277

как правило, импортируют сырье для производства. Значения импорт­ных пошлин, на которых настаивают страны — поставщики продо­вольствия, заметно ниже заявленных российскими переговорщиками. Однако ключевым здесь является вопрос не о пошлинах, а о допускае­мых ВТО объемах государственной поддержки сельского хозяйства, которые в России пока на несколько порядков ниже, чем в ЕС или США. Отечественные аграрии работают в менее благоприятных кли­матических условиях, а следовательно, нуждаются в большей защите.

Конкурентоспособность металлургии как на внешнем, так и на внутреннем рынках будет зависеть, прежде всего, не от ВТО, а от цен на товары и услуги естественных монополий. Металлургия окажется одной из первых в выигрыше от возможного пересмотра антидемпин­говых санкций после присоединения к ВТО.

В химической промышленности даже при сохранении заявленных ставок связывания возможно обострение конкуренции в производстве малотоннажных продуктов, лаков, красок, отделочных материалов, что ставит перед отраслью серьезные проблемы, усугубляющиеся со­храняющейся недогрузкой многих предприятий. Можно ожидать «войны цен» на рынке моторных масел и авто косметики, который рос­сийские нефтяные компании активно отвоевывают у иностранных по­ставщиков.

Наибольшую тревогу у специалистов вызывают возможные нега­тивные последствия вступления в ВТО для российских обрабатываю­щих отраслей, где даже понижение таможенных тарифов не позволит им конкурировать с западными аналогами. В общем объеме наукоем­кой продукции на мировом рынке на долю России приходится лишь 0,3% (США—20%, Япония — 8,5%). Опыт последних лет дает основа­ние утверждать, что экономика слабо реагирует на снижение уровня таможенных тарифов. Данное обстоятельство во многом объясняется тем, что свертывание ряда видов высокотехнологичных производств произошло задолго до подготовительной работы по вступлению стра­ны в ВТО.

Проблемой авиастроения является отсутствие внутреннего рынка, без которого невозможно наладить серийный выпуск новых моделей (исходный объем их заказов должен составлять не менее 100 машин в год). Кроме того, партнеры России настаивают на присоединении к необязательному Соглашению ВТО по авиатехнике, которое устанав­ливает нулевые ставки импортных пошлин и вводит ограничения на шумовые параметры, под которые подпадает 80% действующего граж­данского авиапарка. Если в этой отрасли не восстановить госзаказ или эквивалентные ему меры, то перед гражданским авиастроением, вклю-


278 Глава 4. Международные организации, регулирующие торговлю стран

чая градообразующие предприятия (и при ВТО, и без нее), встанет проблема выживания.

Вступление в ВТО практически ничем не грозит железнодорожно­му и трубопроводному транспорту, а для морского транспорта основ­ные проблемы заключаются в нехватке тоннажа и в том, что суда ухо­дят под «удобные флаги», а на долю отечественного флота приходится лишь 6% внешнеторговых перевозок. Грузовой автотранспорт и авиа­транспорт и без ВТО работают (особенно в международных перевоз­ках) в условиях жесткой конкуренции и на импортных машинах. Вступление в ВТО мало изменит ситуацию на этих рынках, но может стимулировать транзитные потоки грузов и пассажиров.

Специальной защиты требуют для себя российские поставщики услуг. В этой сфере «спорных» рынков вроде бы не так уж и много: бан­ковский сектор, страхование, коммуникации. Однако следует прини­мать во внимание тот факт, что фонды среднеевропейских банков по своим объемам превышают фонды частных коммерческих банков России.

На современном этапе иностранный банковский капитал в России малоактивен. Но при уменьшении рисков вложений в реальный сектор и в случае поспешной либерализации международного движения ка­питалов ситуация для российских банков может ухудшиться. Отечест­венному страхованию может быть нанесен ущерб в случае открытой конкуренции с иностранными компаниями. В то же время улучшение предпринимательского климата в стране будет способствовать росту конкурентоспособности российской экономики. В целом в сфере ус­луг возможны как выгоды, так и потери от присоединения к ВТО. Си­туация будет зависеть от того, как быстро обретут конкурентоспособ­ность отечественные поставщики.

России следует использовать преимущества, которые дает между­народное разделение труда для модернизации экономики и повыше­ния жизненного уровня населения.

На современном этапе сформировалась острая потребность в пере­смотре направлений национальной внешнеторговой политики. От су­ществующих ранее масштабных защитных мер, направленных на под­держку неконкурентоспособных отечественных предприятий с целью продления их существования, необходимо перейти к разработке и осу­ществлению протекционистской политики, ориентированной, в пер­вую очередь, на структурные преобразования в экономике и поддерж­ку конкурентоспособного и перспективного экспорто-ориентирован-ного производства. Следует поддерживать производителей с учетом социальной значимости предприятий (для поддержания занятости и нормального жизнеобеспечения в определенных районах).


4.3. Оценка возможных последствий присоединения России к ВТО 279

Правила ВТО разрешают в той или иной степени обращаться к ог­раничению импорта. Основными поводами для легального примене­ния таких мер международным сообществом признаны затруднения с платежным балансом и резкое увеличение ввоза каких-либо товаров, при котором импорт причиняет или грозит причинить серьезный ущерб национальному производству.

Кроме того, в странах с переходной экономикой разрешены огра­ничения импорта в торговле услугами, включая иностранные инвести­ции в инфраструктуру сферы услуг, с целью сохранения ими достаточ­ных финансовых ресурсов для обеспечения программ экономического развития. Наконец, субсидирование предприятий разрешено для осу­ществления НИОКР (на предконкурентной стадии), помощи эконо­мически отсталым районам и обновления оборудования по экологиче­ским соображениям. Срок отмены запрещенных субсидий в странах с переходной экономикой установлен в семь лет с возможным его про­длением.

Таковы современные рамки для законодательно разрешенных протекционистских мер у стран — членов ВТО, однако они не всегда строго соблюдают эти рамки.

Отдельного внимания заслуживает вопрос оценки вступления в ВТО субъектов Российской Федерации. Для выяснения последствий вступления необходимо проанализировать влияние как общероссий­ских, так и региональных факторов, в том числе:

• условия принятия России в ВТО, что до сих пор я вляется предме -том обсуждения;

• степень изменения на дату вступления в ВТО структуры экспор­та — импорта региона, выражающегося в изменении объемов матери­альных и финансовых потоков внешнеторгового оборота области;

• степень изменения на дату вступления в ВТО отраслевой струк­туры и материально-технического уровня промышленности региона, степень концентрации капитала в регионе и его «подчинение» (место регистрации центрального офиса и управляющей компании);

• возможные объемы притока инвестиций после вступления в
ВТО;

• степень открытости границ и жесткости всех видов контроля при
перемещении материальных и финансовых потоков через границы
стран и регионов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.