Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы семинарских и практических занятий




Тема 9. Профессиональная этика представителей иных юридических профессий

Тема 8. Профессиональная этика нотариуса.

Тема 7. Профессиональная этика адвоката.

Тема 6. Профессиональная этика сотрудника правоохранительных органов

Особенности профессии юриста – сотрудника правоохранительных органов. Источники, содержащие профессиональные этические нормы и принципы, определяющие поведение сотрудника правоохранительного органа в ходе осуществления служебных полномочий и во внеслужебное время. Правила профессионального поведения сотрудника прокуратуры в ходе осуществления общенадзорной деятельности и в ходе поддержания государственного обвинения в суде. Правила профессионального поведения сотрудника органов внутренних дел. Правила профессионального поведения следователя в уголовном процессе. Допустимость тактических приемов, используемых в следственной практике, направленных на признание обвиняемым своей вины. Правила внеслужебного поведения сотрудника правоохранительного органа. Дисциплинарная ответственность сотрудников правоохранительных органов.

Особенности профессии адвоката. Источники, содержащие профессиональные этические нормы и принципы, определяющие поведение адвоката в ходе осуществления адвокатской деятельности и во внеслужебное время. Правила профессионального поведения адвоката: по характеру отношений (адвокат – доверитель, адвокат – общество, адвокат – государство, адвокат – адвокат) и по связи с поручением (в части принятия поручения, исполнения поручения, прекращения поручения). Правила внеслужебного поведения адвоката. Дисциплинарная ответственность адвокатов.

 

Особенности профессии нотариуса. Источники, содержащие профессиональные этические нормы и принципы, определяющие поведение нотариуса в ходе осуществления профессиональной деятельности и во внеслужебное время. Правила профессионального поведения нотариуса. Правила внеслужебного поведения нотариуса. Дисциплинарная ответственность нотариусов.

 

Особенности профессии и профессионального поведения юриста (юрисконсульта) – сотрудника коммерческой организации. Особенности профессии и профессионального поведения юриста (государственного служащего) – сотрудника органа государственной власти (государственной организации). Особенности профессионального поведения студента-юриста в ходе прохождения производственной практики, работы в юридической клинике.


 

Практические занятия предоставляют большие возможности для полноценного решения задачи этического образования студентов. Усвоение этических знаний здесь стимулируется экспериментом, наблюдением, анализом собственного опыта студентов, подготовкой сообщений и докладов, дискуссиями, анализом конкретных ситуаций и др.

Каждому занятию должна предшествовать самостоятельная работа. Она заключается в систематическом изучении рекомендованной литературы. Перед изучением темы нужно ознакомиться с перечнем основных вопросов программы, затем прочитать конспект лекций и только после этого приступать к работе над первоисточниками. При чтении следует сосредоточить внимание на уяснении основных положений темы. При последующей работе с текстом целесообразно составить краткий конспект изученного материала. В нем рекомендуется записывать самое существенное, оформлять конспект следует в виде формально - логической модели темы, графов, таблиц и схем.

Тема 1. Профессиональная этика юриста: нравственные основы.

Целью данного занятия является выявить, какие нравственные принципы и нормы поведения студенты рассматривают в качестве определяющих их видение будущей профессиональной деятельности юриста. С этой целью в ходе диалога с группой необходимо будет указать на важнейшие категории этики, такие как справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство и честь и выяснить с позиций сегодняшнего дня, какие из них сегодня определяют идеал юриста-профессионала.

Далее необходимо рассмотреть в рамках этики нравственные основы поведения любого человека. Необходимо показать студентам, как личностные особенности, особенности постоянной (профессиональной) деятельности и социальное окружение влияют на нравственные установки индивида. В этой связи необходимо рассмотреть специфику видов профессиональной деятельности, в ходе которых осуществляется социальное взаимодействие.

Необходимо отдельно рассмотреть вопрос о том, чем должен руководствоваться человек, принимая то или иное решение, может ли он всегда и везде поступать в соответствии со своими нравственными принципами и моральными законами общества.

Возможно дискуссионное обсуждение с «разворачиванием плоскости спора» юридической максимы: «Пусть лучше 10 виновных избегут наказания, чем 1 невиновный понесет наказание». На этом примере необходимо обсудить проблему соотношения целей и средств в юридической деятельности, для чего необходимо предоставить студентам возможность описать допустимые, на их взгляд, ситуации, при которых эта дилемма решается в ту или иную сторону.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какого человека можно назвать нравственным / безнравственным?

2. Дайте оценку основным категориям этики: добро и зло, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство и честь, – с позиций сегодняшнего дня, как присущим / не присущим нашему обществу.

3. Может ли человек всегда и везде поступать в соответствии со своими нравственными принципами и моральными законами?

4. Насколько верным является выражение «цель оправдывает средства»? Можно ли добиваться благой цели безнравственными средствами? Проиллюстрируйте свое мнение примерами.

5. Насколько сильно влияют повседневные занятия человека на его мировоззрение и на его этические взгляды?

6. Существует ли антагонизм между нравственностью и правом?

Тема 2. Особенности профессии юриста: нравственно-правовые конфликты

Целью данного занятия является ознакомление студентов с особенностями профессии юриста (в целом) и с особенностями отдельных видов юридических профессий, а также указание на эти особенности как на определяющие характер этических правил и характер возникающих конфликтов.

Среди ключевых особенностей профессии юриста следует рассмотреть: 1. это деятельность по разрешению конфликтов; 2. это деятельность, связанная с правами и интересами людей; 3. это деятельность, связанная с передачей особо значимой информации; 4. это деятельность по толкованию и реализации (применению) норм права как формальных общеобязательных правил.

В рамках данной темы необходимо рассмотреть вопрос о соотношении права и морали, а также о соотношении права (понимаемого в самом широком смысле слова) и закона (как формы реализации права, которая не всегда соответствует его духу). На этом противоречии можно показать, что юридическая деятельность всегда будет связана с решением юристами-профессионалами нравственно-правовых конфликтов, вызванных зачастую несоответствием норм права и морали друг другу.

Необходимо рассмотреть основные виды таких конфликтов: юрист – клиент; юрист – общество; юрист – государство; юрист – юрист. Каждый из этих типов конфликтов возникает в силу особого характера отношений между его сторонами.

Также необходимо разобрать ситуации (казусы) на примере которых указать, что в любой ситуации конфликта между правом и моралью всегда есть выход, позволяющий «снять» конфликт или перевести его в другое не-конфликтное русло.

При этом необходимо обсудить вопрос о моральном выборе юристом варианта поведения. При этом необходимо говорить о том, что необходимо руководствоваться как можно большим количеством факторов, принимая то или иное правоприменительное решение, поскольку цена ошибки очень велика в данной сфере.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Укажите, что послужило причинами формирования профессиональной морали юристов?

2. Какова цена ошибки юриста?

3. Укажите, в чем сходство и в чем различие между правом и моралью?

4. Можно ли говорить о существовании правовой морали, отличающейся от морали обычной?

5. Следует ли разделять право и закон? Какие естественно-правовые взгляды могут быть отнесены к числу этических норм?

6. Как должен поступать юрист-профессионал, если прямое предписание закона противоречит его представлениям о морали?

7. Каковы основные способы решения нравственно-правовых конфликтов?

8. Необходимость выбора варианта поведения между правовым и моральным – что будет склонять чашу весов в ту или иную сторону?

 

Тема 3. Профессиональные этические нормы и принципы: понятие, статус, система, особенности реализации

Целью данного занятия будет довести до студентов информацию об основных источниках, в которых содержатся важные для раскрытия предмета дисциплины нормы и положения.

В качестве основного источника мы должны рассматривать нормы права. Основной блок среди них занимаются нормы международного права. Среди ключевых международно-правовых документов следует указать: 1. Основные принципы, касающиеся роли юристов 1990 г.; 2. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979 г.; 3. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью 1985 г. и др. Среди норм российского права следует указать: 1. Конституцию РФ; 2. Федеральные законы, определяющие статус судебной системы, правоохранительных органов (например, Закон РФ «О милиции», ФЗ (О статусе судей» и др.); 3. Процессуальные кодексы; 4. Подзаконные акты, регулирующие особенности профессионального поведения тех или иных категорий работников юридической сферы.

Следующим важным источником являются нормы, закрепленные в профессиональных этических кодексах. Среди основных следует указывать: Кодекс судейской этики, Кодекс профессиональной этики адвоката, Профессиональный кодекс нотариусов, Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Своеобразным источником являются тексты присяг, приносимых при вступлении в ту или иную должность.

Неписаным источником являются обычаи и традиции, сложившиеся в рамках той или иной профессиональной ассоциации.

И еще одним источником можно назвать нормы этикета делового общения, делового письма, внешнего вида.

Важным моментом является уяснение статуса ненормативных источников, а также механизма их реализации, поскольку они не обладают признаками нормы права.

Вопросы для самоконтроля

1. История возникновения и развития предписаний нравственного характера для представителей различных юридических профессий.

2. Как возникают формализованные писаные профессиональные этические нормы?

3. Какой статус имеют профессиональные этические кодексы?

4. Можно ли говорить, что субъектом создания этих норм является государство, санкционирующее их и уполномочивающее на их создание профессиональные сообщества юристов?

5. Профессиональные этические кодексы современной России: насколько они соответствуют зарубежным аналогам?

6. Каковы основные нормы международного права. определяющие профессиональное поведение юристов?

7. Как воплощаются на практике эти нормы?

8. Следует ли придать данным нормам статус нормы права?

 

Тема 4. Дисциплинарная ответственность за нарушение профессиональных этических принципов и норм: понятие, механизм реализации.

В рамках данного занятия основной целью является уяснение студентами понятия, видов, оснований и механизма привлечения юристов-профессионалов к дисциплинарной ответственности за совершение проступков, нарушающих этические принципы и нормы.

Для этого необходимо рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности, как об одном из видов юридической ответственности, рассмотреть характер мер дисциплинарной ответственности и основные виды, предусмотренные профессиональными этическими кодексами.

Важно рассмотреть механизм привлечения юриста-профессионала к дисциплинарной ответственности за нарушение профессиональных этических норм и принципов, который основывается на принципах коллегиальности, открытости, состязательности, права на защиту и других.

В зависимости от характера проступка он сам по себе может служить основанием для привлечения лица и к другим видам ответственности (например. уголовной, гражданской).

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности дисциплинарной ответственности по сравнению с другими видами юридической ответственности?

2. Может ли юрист-профессионал быть привлечен за совершение одного проступка к различным видам ответственности (иным помимо дисциплинарной)?

3. Насколько эффективной является такая ответственность?

4. Каков характер мер дисциплинарной ответственности, применяемых к лицам, совершившим дисциплинарный проступок?

5. Перечислите меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные профессиональными этическими кодексами России.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.