Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональные типы предложений




М.Цветаева

Л.Е. Сирота

 

…И опять разглядишь –
стоит лишь оглянуться назад –
Ученичества путь,
так и тянет сказать: многотрудный.
Помню скуку классических витиеватых цитат,
Что учить наизусть приходилось
зубрёжкою нудной.
Ну, добро бы – стихи, мы вздыхали, –
там рифма, размер,
Здесь же – только слова и слова,
их попробуй усвой-ка!
Для чего это нам?
Для чего «Чуден Днепр», например?
Или это… его же… ну, как там?..
Ах да, «Птица-тройка»?..
О подробность и пристальность:
не перепутать бы слов!
Драгоценные строчки Тургенева или Толстого
Забивались, как гвозди, вовнутрь наших бедных голов,
А душа не внимала.
Незрела была, не готова.
Но, наверное, что-то сумело барьер одолеть,
Проросло, просочилось и корни пустило –
и даже
Научило тому,
что от слов можно плакать, хмелеть,
И дышать, задыхаться, купаться в словесном пейзаже.
О, спасибо, усердье
школярских мучительных дней,
За науку прочесть, ощутив что-то сверх интереса,
Не эстетски смакуя строку,
а присутствуя в ней,
Словно в том, неотравленном
воздухе луга и леса.

 

КНИГИ В КРАСНОМ ПЕРЕПЛЕТЕ
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном пререплете.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тот час же к вам, бывало,
- Уж поздно!- Мама, десять строк!...-
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки...
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет, в воздухе свежо...
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры...
Кладбище... Вещий крик совы....
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приемыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком - корона...
Вдруг - нищий! Боже! Он сказал:
"Позвольте, я наследник трона!"
Ушел во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы...
- О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

 

1. Приведите примеры предложений:

а) повествовательных;

б) побудительных;

в) вопросительных;

г) оптативных.

Назовите средства их выражения.

2. Определите, какими средствами выражен вопрос в вопросительных предложениях:

а) вопросительными частицами;

б) местоимёнными словами.

3. Какие предложения являются:

а) вопросительными;

б) вопросительно-побудительными

в) вопросительно-риторическими.

4. Определите значения побудительных предложений:

а) приказ, просьба, мольба;

б) совет, предложение, предостережение, протест,

угроза;

в) согласие, разрешение;

г) призыв, приглашение к совместному действию.

5. Отметьте номера предложений, в которых грамматическими средствами оформления побудительных предложений являются:

а) формы повелительного наклонения;

б) частицы.

6. Выпишите номера предложений:

а) невосклицательных;

б) восклицательных.

7. Назовите грамматические средства оформления восклицательных предложений:

а) междометия;

б) восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, придающие высказываемому эмоциональную окраску.

8. Охарактеризуйте восклицательные предложения по цели высказывания.

9. Отметьте номера восклицательных предложений, в которых наблюдается:

а) интеллектуальная оценка (презрение, ирония, сожаление,

вера, восхищение и т.д.);

б) побуждение к действию;

в) непосредственная эмоциональная реакция.

10. Приведите примеры предложений

а) утвердительных;

б) отрицательных.

11. Приведите примеры предложений

а) с реальной модальностью;

б) с ирреальной модальностью.

12. Отметьте номера предложений со значением:

а) возможности;

б) желательности;

в) побудительности.

 

 

* * *

1. Ах, хоть бы уснула

Ты, моя тревога! (Ф. Сол.)

2. Будь доверчив, кроток и спокоен,

Отдохни от дум (Бун.).

3. Воды глубокие

Плавно текут.

Люди премудрые

Тихо живут (П.).

4. В этот век респектабельный
разве стали ненужными −
отношенья бесплатные,
беззаветные дружбы? (Л. Сир.)

5. Если б маленький домишко

Да вокруг него садишко,

Да в погожий бы денёк

Попивать бы там чаёк (Ход.).

6. Зазвени, затруби, карусель,

Закружись по широкому кругу (Ход.).

7. И кому же в ум пойдёт

На желудок петь голодный? (Кр.)

8. И ничего нельзя начать сначала,

И ничего уже не повторить! (Сир.)

9. И разве в нашей власти

Вернуть свою зарю? (Тарк.)

10. Ищите свой корень и свой глагол,

Во тьму филологии влазьте (М.).

11. Какая темная зима,

Какие долгие метели! (О.Берг.)

12. Как бел снежок в далекой чаще!

Как лед синеет у реки!.. (Кедр.)

13. Как грустны сумрачные дни

Беззвучной осени и хладной! (Фет)

14. Как холодно нам без тебя Смеяться и плакать! (Б.Чич.)

15. Красоту осенней чащи

Нанести бы на холсты (А. Дем.).

16. Кто над морем не философствовал? (М.)

17. Кто победит в

Нелепом этом споре?

Кто разрешит для нас с тобой его? (Р. Каз.)

18. Кто тише старика,

Попавшего в больницу,

В окно издалека

Глядящего на птицу? (Кушн.)

19. Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь (Гр.).

20. На могиле Ахматовой надписи нет никакой (Б. Чич.).

21. Не бойтесь бурь! Пускай ударит в грудь

Природы очистительная сила! (Заб.)

22. Не может быть злой человек

Хорошим поэтом... (Б.Чич.)

23. Неужели соловьи

Оттомили, отсвистали? (Р. Каз.)

24. Неужели я настоящий

И действительно смерть придёт? (Ос. М.)

25. "Огня! − кричат, − огня!" (Кр.)

26. О, если б вдруг на далёкой тропе

С милою мне очутиться! (Ф. Сол.)

27. О, если бы душа была во мне согрета

Надеждой на ответ, могучей жаждой света! (Ф. Сол.).

28. О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней... (Тютч.)

29. О, нам хотя б на грош смиренья и печали, Безгневной тишины, безревностной любви! (Б. Чич.)

30. Отгорела ли наша рябина,

Осыпаясь под белым окном? (Ес.)

31. Пламя ль блещет? Дождь ли льётся?

Буря ль встала, пыль крутя? (А.К.Т.)

32. Позвольте мне, читатель мой,

Заняться старшею сестрой (П.).

33. По утренней траве как путь наш тих и долог! (Б. Чич.)

34. Поэт! не дорожи любовию народной (П.).

35. Простите, верные дубравы! (П.)

36. Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет (Марш.).

37. Пусть дыханье твое и пенье

Будет чистым и звонким (Сим.).

38. Пусть мне будет беда вчерашняя

И счастье завтрашнее

По плечу (А. Дем.).

39. Пусть продлится несбываемость

Грёз моих и рук твоих! (Сир.)

40. Пусть свет и радость прежних встреч

Нам светят в трудный час (Исак.).

41. Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет (Ес.).

42. Разве гром бывает немотою болен?

Разве сдержишь смерч,

чтоб вихрем не кипел? (М.)

43. Сколько в каждом движенье

Простоты, красоты! (Бун.)

44. Сколько счастья наобещано

Сумасшедшим этим днем! (В. Тушн.)

45. Только б мне с тобою не расстаться, Остальное все равно! (Ахм.)

46. Увидеть бы мне хотя б зелень сосны!

Прилечь бы на ворох соломы! (А.К.Т.)

47. Уйти бы в лес, оставив пустяки,

Собрать минут рассыпанные звенья

И написать прекрасные стихи

О славе, столь похожей на забвенье (Вл. Сок.).

48. Умей отказываться начисто,

Не убоясь и одиночества,

От неподсудного ловкачества,

От сахарина легких почестей (В. Шеф.).

49. Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан? (Л.)

50. Хоть бы радио нежданно

Весть какую принесло! (Исак.)

51. Хотя б во сне давай увидимся с тобой!

Пусть хоть во сне

твой голос зазвучит... (Рожд.).

52. Что день грядущий мне готовит? (П.)

53. Что ей, гордой и далёкой,

Вся моя любовь? (Гум.)

54. Что мне звёзды небесные,

Их торжественный строй! (Ф. Сол.)

55. Что пользы мне в том, что сокровищ полны

Подводные эти хоромы? (А.К.Т.)

56. Что шум веселий городских? (П.)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.