Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогических ситуаций




для самостоятельного решения студентами

Работа с педагогическими ситуациями может строиться сле­дующим образом: группе студентов (3—5 человек) предлагает­ся ситуация и конкретное задание к ней. Студентам необходи­мо найти свой вариант решения ситуации и охарактеризовать ее, по следующим критериям:

• определение мотивов поведения учащихся;

- • оценка конструктивности действий учителя;

• выбор способов взаимодействия учителя и ученика;

• полученный результат и предполагаемое последействие.
Ситуация «Задача»

Ученик решает задачу по физике у доски. Учитель долго до­бивается от ученика правильного решения. Наконец ученик говорит: «А вы сами не знаете, как она решается».

Найдите выход из ситуации.

Ситуация «Замечание»

В ответ на замечание учителя: «Как ты разговариваешь с учителем?» — ученик говорит: «Человек, который неправильно произносит слова «пиджак» и «коридор» вообще не имеет пра­ва быть учителем».

Что ответит учитель?

 

Ситуация «Двойка»

Получив двойку на уроке английского языка, ученик шум­но и демонстративно садится и начинает грубо высказываться в адрес учителя.

Действия учителя.

Ситуация «Трудный ученик»

Конфликт произошел между молодой учительницей музы­ки и учеником 6-го класса Игорем, трудным, вспыльчивым мальчиком из неблагополучной семьи, не пользующимся ав­торитетом в классе.

Шел урок музыки, учительница огласила отметки за викто­рину, проведенную на прошлом уроке. Игорю показалось, что учительница поставила ему заниженную оценку. Он грубо обо­звал ее и вышел из класса. Учительница велела передать Иго­рю, чтобы к ней на урок он больше не приходил.

Как установить нормальные взаимоотношения между уче­ником и учителем музыки?

Ситуация «Егоза»

Ваня Морозов, сообразительный, энергетичный и непосед­ливый пятиклассник, постоянно раздражает учительницу сво­ей болтовней и вертлявостью. Не помогло пересаживание на первую парту. Град дисциплинарных замечаний лишь на не­сколько минут утихомиривает егозу. И вот однажды, не выдер­жав перешептывания мальчика с соседом, педагог решительно заявила: «В следующий раз без отца или матери на урок не пущу!». Расстроенный пятиклассник пулей вылетел из класса.

Можно ли считать поведение школьника конфликтным? Конструктивна ли педагогическая тактика, избранная учитель­ницей? Какой бы выход из этой ситуации предложили Вы?

Ситуация «Смелый поступок»

Артем, ученик 6-го класса, на перемене вылез в окно и, прой­дя по карнизу следующие три окна, снова влез в класс. Класс-

ный руководитель видел по горящим глазам своих воспитан­ников, какое впечатление произвел на них поступок мальчика. Некоторые шептались между собой: «Вот это да! Какой он сме­лый, ничего не боится». Классный руководитель хорошо по­нимал, что среди ребят найдутся те, которые захотят повторить этот «геройский поступок». И в то же время было ясно, что Артем действовал смело. Ваши действия?

Ситуация «Нарушитель тишины»

В 5-м классе идет урок русской литературы. Учитель читает ребятам стихотворение. Тишину нарушает какой-то скрип. Учи­тель замечает, что Вова В. нарочно покачивается на стуле, при­влекая внимание всего класса. Ребята уже не слушают учителя, а некоторые следуют его примеру.

Ваши действия?

Ситуация «Конфликт*

У девочки испортились отношения с классной руководи­тельницей. На ее уроках Оля не отвечает, при попытках объяс­ниться дерзит или упрямо молчит. Просьбы и требования не выполняет, нарушает дисциплину, причем делает это демонст­ративно, подчеркивая свое неуважение к учительнице.

Что бы Вы посоветовали учительнице?

Ситуация «Портфель»

...Ученик 10-го класса на уроках истории и обществоведения занимался с большим нежеланием. Учительница не смогла най­ти контакта с учеником, часто делала ему грубые замечания по поводу его отношения к занятиям. Ученик в ответ на это наме­ренно нарушал дисциплину. Однажды он так вел себя на уроке, что учительница попросила его выйти из класса. Ученик отка­зался выполнить просьбу учительницы. Тогда она подошла к его столу, взяла портфель и выбросила в коридор. Ученик подошел к столу учительницы, взял ее сумку и бросил вдоль класса. Как разрешить данную ситуацию?

Ситуация «Жучок»

...В 5-м классе учился Вова, ученик очень грубый и не­дисциплинированный. Класс он держал в своих руках. Учите­лей не слушал и этим гордился. В школу пришла новая учи­тельница. На второй день Вова решил проучить новую учи­тельницу, а себе прибавить славы. Когда пришла учительница на урок, он, как дежурный, доложил что положено и вдруг что-то сунул ей в руку. Молодая учительница вскрикнула, потом вдруг поняла, что это жучок, сделанный из катушки с резин­кой...

Как реагировать на данную ситуацию учителю?

Ситуация «Стул»

...Учительница пения работает первый год в школе. Она классный руководитель 4-го класса. В этом классе у нее начи­нается урок. Когда она хотела сесть на стул, ученик, стоящий за спиной, отодвинул стул — и учительница упала...

Как учительнице действовать дальше?

Вишнякова Н.Ф. Конфликт — это творчество? Тренинговый практикум

по конфликтологии. Минск, 1996. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические

проблемы). М., 1994. Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических

ситуаций. М., 1999.

Конфликтные педагогические ситуации с возможными вариантами решения

Ситуация «Контрольная»

Звонит звонок на урок. Учитель заходит в класс и видит, что задание для контрольной работы, написанное им на дос­ке, стерто.

Возможный вариант решения.

Учитель: Пусть тот, кто это сделал, напишет задание еще раз, а за оставшееся время вы должны будете решить эту конт­рольную работу.

 

Ситуация «Урок стоя»

Урок начался как обычно. Учитель вошел в класс. Ученики для приветствия встали. Но после слов педагога: «Здравствуй­те, садитесь» — все продолжали стоять.

Возможный вариант решения.

Необходимо, чтобы учащиеся сами поняли, что сидеть на уроке удобнее, нежели 45 минут стоять. Один из способов до­биться этого — начать урок как обычно, не акцентируя внима­ния на том, что класс стоит.

Ситуация «Украшение»

Урок английского языка в 10-м классе вела молодая учи­тельница. По ходу урока, проходя по классу, она приостанови­лась возле парты Вити. На платье учительницы Витя заметил украшение из янтаря и тут же в сторону бросил реплику: «По­думаешь, канифоль нацепила».

Возможный вариант решения.

Спокойным, тихим голосом рассказать притчу о причудли­вом морском камне, который приносит счастье женщине, со­гревая ее своим теплом.

Ситуация «Необычное применение стула»

Учительница музыки входит в 8-й класс.

За последней партой сидит длинный «акселерат» с распу­щенными волосами. На голове у него стул.

Весь класс озорливо поглядывает то на учительницу, то на этого ученика, ждет ее реакции.

Возможный вариант ответа для учителя: «Что, уже и этим местом сидят?».

Весь класс грохнул от смеха. Ученик покраснел. Он явно был смущен и теперь не знал, что ему делать. Учитель же как ни в чем не бывало начал урок. Стул был поставлен на место.


Ситуация «Опоздание»

Наташа регулярно опаздывает на первый урок. Вот и се­годня в очередной раз (неизвестно какой по счету) она входит в класс через 15 минут после звонка, когда урок в самом раз­гаре.

Ваши действия:

1. Не обратить никакого внимания на это опоздание (при­
выкли).

2. Похвалить Наташу за то, что она пришла на целых 15 се­
кунд раньше, чем обычно. Прогресс.

3. Устроить «торжественную» встречу «Ее Величества Ната­
ши» с бурными аплодисментами всего класса и восхищенны­
ми возгласами учителя.

Ситуация «Система»

...Ребята из 6-го класса решили сорвать урок истории у мо­лодой учительницы (работала в школе второй год), которая за­меняла заболевшего коллегу. Учащиеся, как выяснилось позже (мальчики, 5-6 человек), договорились «хрюкать». Когда учи­тельница вошла в класс, раздался соответствующий звук, но она не реагировала, так как не знала, что это: «система» или слу­чайность. Свою «атаку» она повела после второго случая...

Возможный вариант решения:

«Спасибо, Витя, напомнил. В субботу я со своим классом (она была классным руководителем в параллельном классе) наметила экскурсию на ферму. Кто из вас пожелает, могу взять с собой. Витя нам поможет в «общении». Мне уже от ребят при­ходилось слышать о твоем увлечении, но не думала, что это так серьезно. Поможешь, Витя»

Урок прошел успешно. Желающих мешать не оказалось.

Ситуация «Войдите»

...Урок биологии в 9-м классе ведет молодая учительница. Через 5 минут после начала урока с шумом раскрывается дверь и, нагловато спросив разрешения войти в класс, на пороге ос-

 

танавливаются трое «трудных» учащихся. Учитель требует, что­бы они вошли в класс как подобает учащимся школы.

Они выходят в коридор. Через минуту дверь открывается снова и они вползают в класс на четвереньках...

Возможный вариант решения:

Учительница обращается к классу: «Ребята, у нас есть воз­можность пронаблюдать, как передвигались далекие предки первобытных людей». И троим ученикам, стоящим на четве­реньках: «Пожалуйста, проползите на свои места». В классе взрыв смеха. Смущенные шутники не выдерживают, встают и торопятся занять свои места. Учительница благодарит их и про­должает урок.

Вишнякова Н.Ф. Конфликт - это творчество? Тренинговый практикум

по конфликтологии. — Минск, 1996. Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических

ситуаций. М., 1999.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 8777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.