Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения на развитие позитивного самовосприятия




Упражнение «Контраргументы»

Составьте список ваших слабых сторон. Разместите его на левой половине листа. На правой стороне против каждого пун­кта укажите то положительное, что этому можно противопос­тавить.

Например:

Ни одному из тех, кто меня знает, я не нравлюсь

Те, кто действительно меня знает, относятся ко мне хорошо

Я ленив, мне очень трудно заставить себя готовиться к занятиям

Я могу быть волевым человеком. Я способен, когда это очень необходимо, собраться и выполнить все, что наметил

Разверните и обоснуйте контраргументы. Найдите им под­ходящие примеры. Выберите одного из Ваших товарищей по группе и изложите ему эти контраргументы, подтвердив их при­мерами.

Упражнение «Представьте себя ребенком»

В каждом из нас до сих пор находится ребенок. Мы жи­вем с грузом тех суждений, которые слышали детьми. Осно­ва нашего жизненного сценария — то, как нас запрограмми­ровали в детстве. Возьмите лист бумаги и сделайте на левой его стороне список всего того отрицательного, что ваши ро­дители, учителя, родственники говорили о Вас. А затем спра­ва запишите все то хорошее, что Вам говорили о Вас родные и учителя.

Обсуждение:

Какой из этих списков длиннее?

Какой из них в большей степени определяет Ваше отноше­ние к себе?

Упражнение «Сильные стороны»

Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сторонах — о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Необязательно говорить только о положи­тельных чертах характера, важно отметить то, что является, мо­жет являться точкой опоры в различные моменты жизни. Важ­но, чтобы говорящий высказывался прямо, без всяких «но», «если» и т. д. Это упражнение направлено не только на само­раскрытие, но и на умение мыслить о себе в положительном ключе. Поэтому, выполняя его, необходимо избегать высказы­ваний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Преподаватель должен пресекать каждую попытку самокритики, самоосужде­ния.

Другие члены группы не задают вопросы, не высказывают­ся, они остаются только слушателями. Через 3—4 минуты на­чинает говорить следующий член группы, сидящий справа от предыдущего, и так до тех пор, пока не выскажутся все по оче­реди.

После этого преподаватель предлагает всем попытаться про­вести «инвентаризацию» своих сильных сторон и записать их в тетрадь.

Упражнение «Кто я»

Предлагается честно и откровенно закончить предложе­ния:

—Я горжусь собой, когда я...

—Я симпатичный человек, потому что...

—У меня есть два таких замечательных качества...

Одна из самых лучших вещей, которые я сделал (а) в сво­
ей жизни.

 

Вопросы для обсуждения:

• Трудно ли было отвечать на вопросы? Почему?

• Испытывали ли Вы затруднения^ когда писали о себе «хоро­
шо»?

Упражнение «Кинопроба»

(на развитие чувства собственной значимости)

\. Составьте список 5 вещей в своей жизни, которыми Вы гордитесь.

2. Выберите в своем списке одно достижение, которым Вы
гордитесь больше всего.

3. Встаньте и скажите всем: «Я не хочу хвастаться, но....» и
дополните словами о своем достижении.

Вопросы для обсуждения:

• Что Вы чувствовали, делясь своими достижениями?

• Как Вам кажется - другие испытывали то же, что и Вы, ког­
да Вы выступали? Почему?

Упражнение «Достоинства»

(на развитие позитивного самосознания)

Упражнение выполняется в кругу. Каждый по часовой стрел­ке называет свои достоинства, а затем повторяет достоинства других в том порядке, в котором они назывались.

Упражнение «Восприятие жизни»

Разделить лист на 2 колонки. В первой записать плохие со­бытия и ситуации своей жизни. В правой - положительные аспекты тех же событий.

Правила:

1. Не обсуждать и не обдумывать идеи.

2. Записывать все идеи, которые придут в голову.

3. Не оценивать идеи как плохие или хорошие.
Обсуждение значения положительной интерпретации ситу­
ации.

упражнение «Зеркальное отражение суждений партнера»

Группы делятся на пары. Один человек описывает какую-либо ситуацию с отрицательной стороны. Второй находит по­ложительные аспекты этой ситуации.

Упражнение «Тост»

Группа собирается в круг. Предлагается ситуация: «Вы на вечеринке. У вас праздничная дата. В руках у каждого бокалы». Все по очереди поднимают бокалы и произносят хвалебный тост в свою честь. После каждого тоста все «выпивают» содержимое бокалов в знак согласия с тостом.

Упражнение «Брачное объявление»

. Всем членам группы дается 3-5 минут на то, чтобы написать брачное объявление. Каждый пишет о себе, составляя психологи­ческий автопортрет, выделяя свои достоинства, которыми он мог бы заинтересовать другого человека (важно выделять психологи­ческие характеристики, а не увлекаться описанием внешнего вида, наличием квартиры, дачи и т. д.). Затем все по очереди зачитыва­ют свои объявления, а группа помогает добавлять то, что участ­ник пропустил, т. е. идет редактирование объявлений.

Вопросы для самоконтроля:

• Отчего зависит формирование Я-концепции личности?

• Какую роль в развитии личности занимает позитивное са­
мовосприятие, адекватность самооценки?

• Насколько, по Вашему мнению, положительно Ваше само­
сознание?

• Какие признаки отличают человека, обладающего положител ь- /
ным самосознанием? Для чего оно необходимо учителю? V

• Как можно развивать свое самосознание?

Хаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Каслинская Н.В. Основы самосовершен­ствования. Тренинг самосознания. Екатеринбург, 1998.

 

 

Шапиро Д. Конфликт и общение: путеводитель по лабиринту регулиро­вания конфликтов. Минск, 1999.


Задания для самостоятельной работы

Для самостоятельного выполнения студентам предлагает­ся выполнить следующие задания и упражнения:

Упражнение «Самоисповедь».

Открытость — это прежде всего умение быть честным и ес­тественным в отношениях с другими и с самим собой. Оцените свою открытость, ответив на вопросы:

—Хорошо ли знают меня другие люди?

—Легко ли им понимать меня?

—Знаю ли и понимаю ли я себя сам?

—Помогаю ли я другим лучше понять себя?

Упражнение «Написание себе письма». Напишите себе пись­мо и попытайтесь в нем дать реальное видение себя. Старайтесь быть максимально откровенным. Описывайте все, что волнует, радует в данный момент, что мешает самовыражению. Возьмите за правило делать это каждый раз, когда вам трудно, когда ощу­щается необходимость излить свои чувства, лучше понять себя.

• Составьте список формул похвал (повесьте на стену) - «Се­
годня я горжусь собой, потому что...».

• Проведите эксперимент со своими близкими или знакомы­
ми: попросите их сказать о себе что-нибудь хорошее и за­
фиксируйте время, затраченное ими на размышление. По­
том попросите их сказать о себе что-нибудь плохое и также
зафиксируйте время. Сравните, в каком случае им понадо­
бится больше времени на размышление.

Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Каслинская Н.В. Основы самосовершен­ствования. Тренинг самосознания. Екатеринбург, 1998

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 4852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.