Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура педагогического общения




Педагог постоянно сталкивается с самыми разными пробле­мами межличностного общения. Отсутствие культуры педаго­гического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, напряженности в от­ношениях между учителем и учеником или целым классом.

Успешное разрешение конфликтов зависит от общей пси­хологической грамотности и уровня педагогической культуры учителя. Основными моральными нормами, на которых осно­вываются взаимоотношения учителя с учениками, являются: уважение достоинства каждого из своих воспитанников, дове­рие и внимательное отношение к их внутреннему миру, душев­ная чуткость и доброжелательность.

Психологически грамотное восприятие учителем ученика поможет установить взаимопонимание и эффективное взаимо­действие. Эту возможность во многом обеспечивают педагогу сформированные перцептивные умения, т. е. умение правиль­но оценивать по выражению лица, жестам, речи, действиям детей их эмоциональное состояние. Существуют два взаимо­связанных вида социальной перцепции: собственно перцептив­ный (восприятие и слушание ребенка или другого человека) и эмпатийный (особая чувствительность к ребенку, сопережива­ние и сочувствие другому).

Процесс социального восприятия предполагает прежде все­го наличие культуры слушания. Многочисленные исследова­ния показывают, что большинство работников образования не обладают в достаточной степени навыками слушания.

Слушание — это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение. Слушание тре-

определенных навыков, которым необходимо научиться учителю, так как процесс слушания занимает существенную часть его жизни.

Различают несколько видов слушания: активное, пассивное, эмпатическое.

Активное — вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации. К нему относятся постоянные уточ­нения той информации, которую хочет донести собеседник, пу­тем задавания уточняющих вопросов.,

Продуктивные способы активного слушания

Перефразирование (эхо-техника).

Сущность: возвратить собеседнику его высказывания (одну или несколько фраз), сформулировав их своими словами. На­чать можно так: «Как я Вас понял...», «По Вашему мнению...», «Другими словами, Вы считаете...».

Главная цель «эхо-техники» - уточнение информации. Для перефразирования выбираются наиболее существенные, важ­ные моменты сообщения. Но при «возврате» реплики не стоит что-либо добавлять «от себя», интерпретировать сказанное. Эхо-техника позволит дать собеседнику представление о том, как вы его поняли, и натолкнуть на разговор о том, что в его словах кажется вам наиболее важным.

• Резюмирование.

Эта техника предполагает воспроизведение слов партнера в сокращенном виде, краткое формулирование самого главного, подведение итога. «Если теперь подытожить сказанное Вами, то...».

Резюмирование помогает при обсуждении, рассмотрении претензий, когда необходимо решить какие-либо проблемы. Оно особенно эффективно, если обсуждение затянулось, идет по кругу или оказалось в тупике.

Резюмирование позволяет не тратить время на не относя­щиеся к делу разговоры и может быть действенным и необид­ным способом закончить разговор со слишком словоохотли­вым собеседником.

• Развитие идеи.

5*

Эта техника отличается от предыдущих тем, что высказыва­ние собеседника не просто перефразируется или резюмируется, а делается попытка вывести из него логическое следствие, выд­винуть предположение о причинах услышанного. Эта техника позволит уточнить смысл сказанного, быстро продвинуться в беседе вперед, дает возможность получить информацию без пря­мых вопросов. Но следует избегать поспешности в выводах и употреблять некатегоричные формулировки и мягкие тона.

Активное слушание незаменимо в конфликтных ситуаци­ях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство. Это очень хорошее средство успокоиться, настроиться, если возникает желание надерзить партнеру, раз­вить начавшийся конфликт.

Типичной ошибкой людей при применении активного слу­шания является чисто формальное следование правилам. В та­ких случаях человек задает «нужный» вопрос: «Правильно ли я вас понял, что...», но, не услышав ответа, продолжает развивать аргументы в пользу своей собственной точки зрения, фактичес­ки игнорируя точку зрения собеседника. Потом такой человек удивляется, что техника активного слушания не работает.

Активное слушание может применяться во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно. В таких случаях важно дать ему знать, что вы чувствуете его переживание. «Озвучивание» чувств ре­бенка помогает снять конфликт или напряжение.

Бывает, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии сильного эмоционального возбуждения. В этом слу­чае приемы активного слушания не срабатывают. В таком со­стоянии человек не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одно — ус­покоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, и только потом с ним можно общаться. В таких случаях эффек­тивно работает прием пассивного слушания.

Пассивное слушание — умение дать понять собеседнику, что он не один, что его слушают, понимают и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции»: «да-да», «угу-угу», «ну, конечно», кивание головой. Эмоцио­нальное состояние подобно маятнику: дойдя до высшей точки эмоционального накала, человек начинает успокаиваться, за-

сила его чувств опять увеличивается, дойдя до высшей точ­ки, затем падает. Если не вмешиваться в этот процесс, не «рас­качивать» маятник дополнительно, то, выговорившись, чело-рек; успокоится, и после с ним можно будет общаться нормаль-до. Главное в этом виде слушания:

. не молчать, потому что глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека тем бо­лее;. не задавать уточняющих вопросов, потому что это только

вызовет ответный взрыв негодования;

• не говорить партнеру: «Успокойся, не волнуйся, все уладит­ся» — он этих слов адекватно понять не может, они его воз­мущают, ему кажется, что его проблему недооценивают, что его не понимают. Иногда в таких случаях полезно «подстро­иться» к партнеру, повторить его слова, эмоции, движения, т. е. вести себя так, как он, разделять его чувства. Но делать это нужно искренне, в противном случае повторение действий будет оценено как издевательство над его чувствами. Эмпатическое слушание позволяет переживать те чувства, которые переживает собеседник, отражать их, понимать эмо­циональное состояние собеседника и разделять его. При эмпа-тическом слушании не дают советов, не стремятся оценить го­ворящего, не критикуют, не поучают. Именно в этом и состоит секрет хорошего слушания — такого, которое дает другому че­ловеку облегчение и открывает ему новые пути для понимания самого себя.

Правила эмпатического слушания:

• Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о сво­их проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отойти от готовых установок и предубеждений относительно собеседника. Только в этом случае можно по­нять, что чувствует собеседник, «увидеть» его эмоции. В своей реакции на слова партнера необходимо в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстри­ровать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято.

• Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику
обычно надо помолчать, подумать, чтобы разобраться в сво­
ем переживании.

• " Необходимо помнить, что эмпатическое слушание — не ин-

терпретация скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Надо только отразить чувство партнера, но не объяснять ему причину возникновения этого чувства. За­мечание типа: «Так это у тебя оттого, что ты просто завиду­ешь своему другу» или «На самом деле тебе хотелось бы, что­бы на тебя все время обращали внимание» не могут вызвать ничего, кроме ответной агрессии и защиты.

• В случаях, когда партнер возбужден и беседа складывается
таким образом, что партнер говорит «не закрывая рта», а
ваша беседа носит достаточно доверительный характер, вов­
се не обязательно отвечать развернутыми фразами, доста­
точно просто поддерживать партнера междометиями, корот­
кими фразами типа «да-да», «угу», кивать головой или по­
вторять его последние слова.

• Методика эмпатического слушания применима только в том
случае, когда человек сам хочет поделиться какими-то пе­
реживаниями. В случае же, когда он задает обычные вопро­
сы типа: «А вы не знаете, что означает то-то?» или же про­
сто не хочет говорить с вами, а вы бы очень хотели обсудить
с ним что-либо, применение эмпатического слушания про­
сто невозможно.

Эмпатическое слушание обеспечивает лучшее понимание учителем ребенка, помогает нейтрализовать имеющуюся у учи­теля склонность к оценке. Стремление многих учителей слу­шать другого человека не столько с целью вслушиваться в то, что он им сообщает, сколько с целью оценить его, часто стано­виться причиной коммуникативных барьеров. К ним относят­ся барьеры диалогического общения (предубеждение, недове­рие, отсутствие чувства юмора, навыков социального контак­та). Одним из разновидностей диалога между учителем и уче­ником является спор. Только высокая культура диалога страхует от опасности превратить его в ссору, т. е. в «состояние взаим­ной вражды».

Культура спора обеспечивается соблюдением следующих

педагогических правил (И.И. Рыданова):

. Восприятие несогласия учащихся как естественной реакции, следствия критического отношения к информации.

. Учет глубинных мотивов конфронтации учащихся (потреб­ности в личностном самоутверждении, повышении статуса в среде сверстников, обиды, эмоционального возбуждения, состояния психологического дискомфорта и пр.).

. Выражение неизменной доброжелательности по отноше­нию к оппоненту, невзирая на репутацию и статус.

. Заинтересованное и уважительное отношение к любой точ­ке зрения, даже абсурдной, забота о сохранении и повыше­нии престижа каждого учащегося.

Критическая оценка конкретных действий, а не личности в целом («Этот поступок представляется мне некрасивым», а не «Ты всегда стремишься сорвать урок, потому что бездель­ник» и др.).

• Контроль за эмоциональной тональностью спора, чтобы
предупредить его перерастание в ссору.

• При отстаивании своего мнения использование общепри­
нятых этикетных норм («Мне кажется», «Подумаем вмес­
те», «Может быть, я ошибаюсь» и т. п.), готовность признать
ошибки, извиниться за оплошность.

• Готовность принимать компромиссные решения, учитывая
интересы учащихся, их потребности.

• Терпимость, уступчивость в мелочах.

• Дисциплинирование класса с помощью косвенных воздей­
ствий — переключения внимания, шутки.

• Доминирование экспрессии оптимизма.
Показателями низкой культуры диалога с учащимися мож­
но считать следующие:

• Ограничение свободы выражения мнений, в особенности
не совпадающих с точкой зрения учителя («Хватит спорить
о бесспорном», «Тебе еще рано иметь свои взгляды! Для этого
нужно хотя бы прилично учиться»).

Ориентация лишь на запланированные цели («Опять ты у нас, Кокарев, отнимаешь время пустыми вопросами! Я ниче-

го не успеваю сделать!», «Не отвлекай нас, Сидорова, свои­ми заумными вопросами!»).

• Акцентирование того, что разъединяет с учащимися («Как
ты можешь так думать, Гаврилова? Твое несогласие с голо­
вой выдает незнание материала»).

• Мелочная нетерпимость, придирчивость («Как ты сидишь,
Игнатьева! Положи руки на парту», «Как можно не знать
таких простых вещей?»).

1 Дисциплинирование путем нажима, прямого порицания («Хватит показывать, какой ты умный», «Тебе, Веремеева, лучше бы помолчать и вспомнить о полученной двойке!»). 1 Угрозы («Попробуйте не выполнить это задание!»).

Упреки («Сколько раз напоминала, а ты...», «Я тебя предуп­реждала, а ты не хотел слушать!»).

Унижение достоинства («Такого ленивого ученика у меня еще не было!», «Ну, посмотрите на этого «профессора»! Луч­ше бы постригся»).

Высмеивание («Ребята, кого напоминает Лазарев? Санчо-Панса, правда? Такой же толстый и ленивый»). Демонстрация своего превосходства в различной форме: прямой («У тебя.что в голове — две извилины?»), смягчен­ной («Ты вроде понятливый Гальперин, а говоришь несу­разности»), скрытой («Тут не в чем сомневаться, Никифо­рова, каждому нормальному человеку это ясно!»). Ссылка на свой статус и жизненный опыт как аргумент в споре («Я работаю в школе 20 лет, как ты можешь сомне­ваться в моих знаниях?»).

Менторство («Запомни, Хламова, так себя культурные люди не ведут», «Стыдно, стыдно не знать элементарных вещей»). Использование лести, показной доброты, улыбки, ласка­тельного вокатива (Наташенька, Сереженька) или обмана, запугивания в манипулятивных целях для извлечения сво­ей выгоды, достижения эгоистических целей. Доминирование экспрессии пессимизма («Ничего-то вы не умеете. И что мне с вами делать, ума не приложу», «Не пред­ставляю, как вы сдадите экзамены»).

Таким образом, ведение коммуникативного диалога с уча-требует от учителя высокой культуры — лингвистичес­кой, нравственной, психологической, педагогической.

Высокая культура общения является одной из составляю­щих имиджа педагога как профессионала. Имидж — это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем. Одной из важнейших составляющих имиджа педагога является коммуникативная толерантность. Это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков парт­неров по взаимодействию. Педагог, обладающий высоким уров­нем коммуникативной толерантности, достаточно уравнове­шен, терпим и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная об­становка для совместной деятельности в педагогическом про­цессе. Учитель должен стремиться безусловно принимать ре­бенка со всеми его недостатками, промахами, бедами. Прини­мать ребенка — это значит:

• проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и по­
мочь ему;

' проявлять уважение к его личности, поддерживать в нем чувство собственного достоинства;

• признавать за ним право быть непохожим на других;
смотреть на проблему с его позиций, его глазами;

• учитывать индивидуально-психологические и личностные
особенности ребенка.

Особенно важно проявление коммуникативной толерант­ности в напряженной, конфликтной ситуации. Однако в таких ситуациях обычно наблюдается высказывание прямых негатив­ных оценок в адрес ребенка: «Вы всегда ведете себя так...», «Ты как всегда не готов...», «Ты снова начинаешь оправдываться...». На такие высказывания ребенок обычно отвечает отрицанием, °бидой, защитой. В отличие от «Ты-высказывания», «Я-выска-зьшания» учителя характеризуется описанием собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации, бе-3°Ценочной характеристикой поведения ребенка. Высказывая

свои чувства без приказа, осуждения или выговора, учитель оставляет за ребенком возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослого. Схема «Я-высказывания» такова:

1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение: «Когда я вижу,
что ты...», «Когда это происходит...», «Когда я сталкиваюсь
с тем, что...».

2. Точное называние своего чувства в этой ситуации: «Я чув­
ствую...», «Я не знаю, как реагировать...», «Я огорчаюсь...».

3. Называние причин этого чувства: «Потому что я не люблю
грязь», «Потому что ты нарушил обещание».

Развитию коммуникативной толерантности и формирова­нию позитивного имиджа педагога способствует знание и вы­полнение «заповедей общения» (А.Б. Добрович):

• Отношения с людьми — главное в любой деятельности, а
тем более в педагогической. Думайте над своими взаимоот­
ношениями с окружающими людьми, стройте их на взаи­
мопонимании и доверии.

• Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на дос­
тижении ваших конкретных целей и задач. Будучи учите­
лем, не превращайтесь в чиновника, для которого програм­
ма, план урока — главное. Не забывайте, что ребенок, его
интересы, стремления, его настоящее и будущее — вот смысл
вашей работы.

• Учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что выгодно
отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его
уникальным, неповторимым. Помните, что каждый чело­
век уникален и к каждому необходим свой подход.

• Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сло-
• жившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с

ним, а не с его официальным статусом, своими представле­ниями о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям.

• Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других лю­
дей. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с
ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с
которым общаетесь.

Чаше улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружа­ющих людей, создает благоприятный эмоциональный на­строй, вызывает у других стремление общаться с вами.. развивайте свой внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно когда все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать окружающих.

Задания для развития культуры педагогического общения

Бестактность

Информация к размышлению: «Бестактность — это неумение выбрать подходящий момент, причиняющее неприятность лю­дям, с которыми общаешься».

Вопросы для обсуждения:

• Применимо ли суждение древнегреческого философа к пе­
дагогическому общению? В чем выражается бестактность
учителя?

Задание по анализу информации:

• Опишите известные Вам случаи проявления бестактности
учителя.

Теофраст. Характеры//Психология личности. Тексты. М., 1982.

Педагогический такт

Информация к размышлению: «Педагогический такт — это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, Умение устанавливать продуктивный стиль общения. Педагогичес­кий такт не допускает крайностей в общении со школьниками.

Практически такт выражается в соблюдении педагогически обоснованной меры в применении воспитательных воздей­ствий, в педагогически целесообразной их оптимизации, при

чем мера регулируется сложным психологическим и нравствен­но-психологическим содержанием.

Педагогический такт — это всегда творческое, нешаблонное применение норм педагогической этики.

Итак, педагогический такт будем считать категорией этичес­кой, профессионально значимым качеством личности учите­ля. Педагогический такт обусловливает культуру педагогичес­кого общения учителя и ученика, учителя и родителей учени­ков, учителя с его коллегами в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса и способствует наибольше­му эффекту в воспитании и общении».

Задания по анализу информации:

• Выберите одно из приведенных определений педагогичес­
кого такта, которое Вам представляется самым удачным с
точки зрения его сущностной характеристики.

• Дайте свою формулировку педагогического такта.

Комогорцева И. Ф. Культура педагогического общения. Учебное пособие

по спецкурсу. Калинин, 1982. Основы педагогического мастерства. М., 1989.

Страхов И.В.. Такт учителя как педагогическая способность //Творчес­кий труд учителя. Лекции в пединституте. Саратов, 1971. С.28. Якобсон Я.Г. Лекция о педагогической этике // Основы марксистско-ленинской этики. Л., 1973.

Слушание в конфликтном взаимодействии Информация к размышлению: «Слушание показывает нашу открытость тому, что говорит другой. Как можно показать эту восприимчивость в диалоге? Вот некоторые специфические приемы:

—поддерживать постоянный контакт глазами,

—не прерывать,

—не давать советов,

—подводить итог тому, что Вы услышали,

—делать рефлективные замечания, показывая, что Вы по­
нимаете, что чувствует другой.

Непримиримые враги не слушают. Если Вы будете пользо­ваться этими правилами слушания, другой почувствует, что Вы не являетесь его непримиримым врагом и готовы понять его нужды и заботы. Если другой чувствует, что к его потребностям относятся с уважением, он будет менее агрессивен, пытаясь довести до Вашего сознания свои мысли».

Вопросы для обсуждения:

• Можно ли руководствоваться советами американского кон­
фликтолога в преодолении «педагогических конфликтов?
Как Вы их оцениваете?

• Какие из предложенных рекомендаций часто не соблюда­
ются в школьной практике?

Дэн Д. Преодоление разногласий. Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. СПб., 1994.

Выслушать и успокоить

Информация к размышлению: «Если человек чувствует раздра­жение или страх, ему следует избавиться от этих эмоций, поскольку они могут служить препятствием во взаимоотношениях. Только после того, как человек выслушан и успокоен, может возобно­виться обычное бесконфликтное общение. Если человеку не дать высказаться, то с его стороны может возникнуть враждебность и подозрительность, а общение скатится к хаосу и волнению».

Вопросы для обсуждения:

• Каждый ли учитель бывает способен выслушать нелицеп­
риятную критику учащихся?

• Как бы Вы отреагировали в подобных случаях? Приведите
возможные модели речевых реакций.

Скотт Д.Г. Способы разрешения конфликтов. Вып. 2. Киев, 1991.

Тест «Умеете ли Вы слушать?»

Отметьте ситуации, вызывающие у Вас неудовлетворение, Досаду или раздражение при беседе любым человеком.

Собеседник не дает Вам высказаться, постоянно прерывает меня.

Собеседник никогда не смотрит на меня во время разго­вора.

Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага зани­мают его больше, чем мои слова. Собеседник никогда не улыбается.

Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и коммента­риями.

Собеседник старается опровергнуть меня. Собеседник вкладывает в мои слова другое содержание. Собеседник отвечает вопросом на мой вопрос. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.

Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.

. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посто­ронним: играет сигаретой, протирает стекла очков и т. д., я твердо уверен, что он при этом невнимателен.

. Собеседник делает выводы за меня.

. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повество­вание.

Собеседник смотрит на меня внимательно, не мигая. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспо­коит.

Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.

Собеседник переигрывает, показывая, то интересуется бе­седой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает. Когда я говорю серьезно, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.

Собеседник часто смотрит на часы во время разговора. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так ду­маете?» или «Вы не согласны?».

Если количество ситуаций, вызывающих у Вас досаду и раз­дражение, составляет:

14-20. Вам необходимо кропотливо работать над собой и учиться слушать.

8—14. Вам присущи некоторые недостатки, Вы критически относитесь к высказываниям, но Вам еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных вы­водов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притво­ряйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополи­зируйте разговор.

2—8. Вы хороший собеседник. Но иногда отказываете парт­неру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказыва­ния. Дайте время высказать свою мысль полностью, приспо­сабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уве­ренны, что общаться с вами будет еще приятнее.

0—2. Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

Психология делового общения/ Авт.—сост. Ю.А. Фомин. Минск, 1999.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.