Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Можно оценить у себя наличие «мышечных зажимов» по шкале от 0 (полное отсутствие напряжения) до 10 баллов (очень сильное напряжение). Для этого необходимо обвести кружком




Определенным эмоциональным реакциям соответствует напряжение вполне определенных мышечных групп. Напри­мер, эмоции страха в наибольшей мере напрягают артикуля­ционные и затылочные мышцы. Поскольку эта закономерность дополняется еще и индивидуальными особенностями, каждый человек в ходе систематических наблюдений за самим собой должен обнаружить те мышечные группы, которые в большей мере реагируют на эмоциональное возбуждение. Кроме того, полезным может оказаться простейший тест. Максимально рас­слабившись, необходимо как можно более четко воссоздать в сознании эмоциональную ситуацию. Периодически переклю­чая внимание на состояние мышечной системы, нетрудно об­наружить группы мышц, которые первыми увеличивают тонус. Эти мышцы и становятся объектом наибольшего внимания как при тренировке расслабления, так и в условиях эмоционально­го возбуждения.

Необходимость сдерживания внешних проявлений сильных оТрицательных эмоций в педагогической деятельности приво­дит к тому, что у педагогов утрачивается навык расслабления ^ыши после эмоциональных перегрузок, появляется стойкий гипертонус мускулатуры, возникают «мышечные зажимы». Состояние напряженности длится до тех пор, пока сохраняют­ся силы, когда же они истощаются, организм ослабевает и по­является целая серия психосоматических проявлений.

Получившая распространение в практике лечебной физкультуры, психогигиены и психотерапии.

Использование АТ в комплексе с другими методами само­управления эмоциональным состоянием — общеразвиваюшей физической подготовкой, лечебной физкультурой, приемами самомассажа, специальными дыхательными и физическими упражнениями увеличивает положительный эффект этого ме­тода. На этом принципе основана система психофизической

Методического оформления результат воздействия всех методик одинаков. Они устраняют неблагоприятные эмоцио, нальные состояния, снимают эмоциональную напряженность раздражительность, утомление, повышают работоспособ­ность.

Классический вариант методики АТ содержит 6 основных стандартных упражнений, каждое из которых направлено на определенную область организма: мышцы, кровеносные сосу­ды, сердце, дыхание, брюшные органы, голову. Смысл каждого упражнения состоит в концентрации внимания на определен­ной части тела, мысленным повторением «формул самовнуше­ния», вызывающих ощущение тяжести, тепла, расслабленнос­ти. Усвоение каждого упражнения проводится поэтапно в те­чение нескольких дней регулярных тренировок. Овладение при­емами АТ способствует устранению мышечных зажимов, стиранию мышечного рисунка эмоциональной напряженнос­ти, нормализации деятельности систем организма, угасанию не­благоприятных эмоций.

В последнее время АТ начали использовать в педагогике для оптимизации учебного процесса, эмоционального состояния студентов и преподавателей. Навыки АТ позволяют студентам снижать уровень эмоционального напряжения в ожидании эк­замена и в процессе его сдачи, обретать эмоциональный настрой на успех, уверенность в своих силах, развивают такие профес­сиональные качества, как организованность, самоконтроль и самообладание, общительность, решительность, повышают уровень эмоциональной устойчивости. Однако методика АТ не получила должного распространения в педагогических вузах, несмотря на высокую результативность этого метода в регуля­ции эмоционального состояния студентов.


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.