Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контактный слой (S11)




 

Практически все психологи отмечают, что на любой коллективный процесс вли­яет атмосфера, возникающая в группе участников. Существуют эксперименты, результаты которых неоспоримо говорят, что часто дружеская атмосфера в кол­лективе больше влияет на результат, чем индивидуальные способности отдель­ных членов группы [Немов, 1984]. Особенно важно, чтобы в коллективе раз­работчиков складывались кооперативные, а не конкурентные отношения. Для кооперации характерна атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, заинтересо­ванности в успехах друг друга, то есть уровень нравственного общения, а для от­ношений конкурентного типа - атмосфера индивидуализма и межличностного соперничества (более низкий уровень общения).

В настоящее время прогнозировать совместимость в общении со 100%-й гаран­тией невозможно. Однако можно выделить ряд факторов и черт личности, ха­рактера и других особенностей участников общения, несомненно, оказываю­щих влияние на эффективность процедуры.

Разработка проблематики контактного слоя позволила выявить следующие па­раметры партнеров, влияющие на результаты процедуры извлечения знаний: S11 = {s11_i} = {пол, возраст, личность, темперамент, мотивация и др.}, часть из которых впоследствии вошли в формирование модели пользователя.

Значения параметров пола (s11_l) и возраста (s11_2) хотя и влияют на эффек­тивность контакта, но не являются критическими. В литературе [Иванов, 1986] отмечается, что хорошие результаты дают гетерогенные пары (мужчина/женщи­на) и соотношение:

 

20>(Вэ - Ва)>5,

 

где Вэ — возраст эксперта; Ва — возраст аналитика.

 

Под личностью (s11_3) обычно понимается устойчивая система психологических черт, характеризующая индивидуальность человека. Рекомендуемые компо­ненты s11_3 исследованы в работе [Гаврилова, 1990] и дополнены качествами из руководства для журналистов в работе [Schouksmith G, 1978]. s11_3 = (доброже­лательность, аналитичность, хорошая память, внимание, наблюдательность, во­ображение, впечатлительность, большая собранность, настойчивость, общитель­ность, находчивость).

Со времен Галена и Гиппократа, выделивших четыре классических типа темпе­рамента (s11_4), вошли в научную терминологию понятия s11_4= (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик).

Известно, что флегматики и меланхолики медленнее усваивают информацию [Лунева, Хорошилова, 1987]. И для обеспечения психологического контакта с ними не следует задавать беседе слишком быстрый темп, торопить их с ответом. Зато они гораздо лучше усваивают новое, в отличие от холериков, для которых свойственно поверхностное усваивание информации. Последних следует специ­ально наводить на размышление и рефлексию. У меланхоликов часто занижена самооценка, они застенчивы и в беседе их надо подбадривать. Таким образом, наиболее успешными в рамках слоя S11 являются сангвиники и холерики.

На эффективность коллективного решения задач влияет также и мотивация (s11_5), то есть стремление к успеху. Инженер по знаниям в зависимости от ус­ловий разработки должен изыскивать разнообразные стимулы для экспертов (включая, разумеется, и материальные). Эксперт передает аналитику один из са­мых дорогих в мире продуктов - знания. И если одни люди делятся опытом доб­ровольно и с удовольствием, то другие весьма неохотно приоткрывают свои про­фессиональные тайны. Иногда полезно, оказывается, возбудить в эксперте дух соперничества, конкуренции (не нарушая, естественно, обстановки кооператив­ности в коллективе).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.