Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интервью. Анкетирование - наиболее жесткий метод, то есть наиболее стандартизирован­ный




Анкетирование

 

Анкетирование - наиболее жесткий метод, то есть наиболее стандартизирован­ный. В этом случае инженер по знаниям заранее составляет вопросник или анке­ту, размножает ее и использует для опроса нескольких экспертов. Это основное преимущество анкетирования.

 

Сама процедура может проводиться двумя способами:

 

1. Аналитик вслух задает вопросы и сам заполняет анкету по ответам эксперта.

2. Эксперт самостоятельно заполняет анкету после предварительного инструк­тирования.

Выбор способа зависит от конкретных условий (например, от оформления анке­ты, ее понятности, готовности эксперта). Второй способ нам кажется предпочти­тельнее, так как у эксперта появляется неограниченное время на обдумывание ответов.

Если вспомнить схему общения, представленную на рис. 3.8, то основными фак­торами, на которые можно существенно повлиять при анкетировании, являются средства общения (в данном случае это вопросник) и ситуация общения.

Вопросник (анкета) заслуживает особого разговора. Существует несколько об­щих рекомендаций при составлении анкет. Эти рекомендации являются универ­сальными, то есть не зависят от предметной области. Наибольший опыт работы с анкетами накоплен в социологии и психологии, поэтому часть рекомендаций за­имствована из [Ноэль, 1978; Погосян, 1985].

 

• Анкета не должна быть монотонной и однообразной, то есть вызывать скуку или усталость. Это достигается вариациями формы вопросов, сменой темати­ки, вставкой вопросов-шуток и игровых вопросов.

• Анкета должна быть приспособлена к языку экспертов (см. п. 3.3).

• Следует учитывать, что вопросы влияют друг на друга и поэтому последова­тельность вопросов должна быть строго продумана.

• Желательно стремиться к оптимальной избыточности. Известно, что в анкете всегда много лишних вопросов, часть из них необходима — это так называемые контрольные вопросы (см. о них ниже), а другая часть должна быть минимизи­рована.

 

Пример 4.1

Лишние вопросы появляются, например, в таких ситуациях. Фрагмент анкеты: «В12. Считаете ли вы, что лечения ангины эффективнее эритромицин?» «В13. Какие дозы эритромицина вы обычно рекомендуете?»

При отрицательном ответе на 12-й вопрос 13-й является лишним. Его можно избежать, усложнив вопрос.

«В12. Применяете ли вы эритромицин для лечения ангины и если да, то в каких дозах?»

 

• Анкета должна иметь «хорошие манеры», то есть ее язык должен быть ясным, понятным, предельно вежливым. Методическим мастерством составления ан­кеты можно овладеть только на практике.

 

 

Под интервью будем понимать специфическую форму общения инженера по зна­ниям и эксперта, в которой инженер по знаниям задает эксперту серию заранее подготовленных вопросов с целью извлечения знаний о предметной области. Наибольший опыт в проведении интервью накоплен, наверное, в журналистике и социологии. Большинство специалистов этих областей отмечают, тем не менее, крайнюю недостаточность теоретических и методических исследований по тема­тике интервьюирования [Ноэль, 1978; Шумилина, 1973].

Интервью очень близко тому способу анкетирования, когда аналитик сам запол­няет анкету, занося туда ответы эксперта. Основное отличие интервью в том, что оно позволяет аналитику опускать ряд вопросов в зависимости от ситуации, вставлять новые вопросы в анкету, изменять темп, разнообразить ситуацию об­щения. Кроме этого, у аналитика появляется возможность «взять в плен» экспер­та своим обаянием, заинтересовать его самой процедурой и тем самым увеличить эффективность сеанса извлечения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.