КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ результатов экспериментальной работы
Задачей контрольного этапа является выявление результатов формирующего эксперимента и эффективности методики развития самоконтроля на занятиях физическими упражнениями. Для этого нами была проведена диагностическая работа по определению уровня развития самоконтроля, достигнутого ими в ходе апробации методики развития самоконтроля на занятиях физическими упражнениями. А также был сделан сравнительно-сопоставительный анализ данных, полученных в ходе констатирующего и контрольного эксперимента. Для этого были использованы те же критерии, показатели, уровни развития самоконтроля, что и на констатирующем этапе. Для определения уровня развития навыков самоконтроля учащимся нами использовались те же задания, что и на констатирующем эксперименте: 1. Самостоятельно подобрать упражнение и выполнить его с группой. При оценке выполнения учитывать сформированность умения: выделять исходные положения; правильно подавать команду к началу и окончанию упражнения; правильно и ритмично вести подсчет. 2. По указанию учителя выполнить упражнения из числа ранее изученных на подготовку определенных групп мышц. Учитель указывает часть тела, которую нужно подготовить к предстоящей работе, учащемуся подобрать и выполнить упражнения для подготовки соответствующих групп мышц. По полученному заданию инструктор должен подготовить и провести с группой комплекс общеразвивающих упражнений. Оценивать выполнение по соответствию упражнений цели разминки. 3. Ученику предлагается задание-схема. Ученику необходимо самостоятельно видоизменить освоенный способ прыжка; найти новое значение акробатической комбинации на основе ранее изученных элементов; применить усвоенный навык в условиях более осложненных.
4. Ученикам предлагаются две позы: первая соответствует исходному, вторая конечному положению в двигательном движении, необходимо составить и выполнить рациональную связку между ними. 5. Ученику предлагается упражнение или его часть. Назвать возможные ошибки при исполнении, которые могут привести к его искажению. По данным исследования можно сделать следующие выводы: осуществить контроль по результату, выбрать правильные ответы из всех предложенных, спланировать свою деятельность смогли все учащиеся. Подобные задания выполнялись детьми на формирующем этапе эксперимента и вызывали у них большой интерес. Умение осуществлять пооперационный и рефлексивный контроль, оказалось сложным для учащихся. Реконструировали решение 80% (16 человек). 4 ученика не осуществили контроль по процессу. Большинство детей ограничилось нахождением ошибки, не выполнив рефлексивный контроль. Надо отметить, что многие учащиеся стремятся к выполнению действия самоконтроля. С целью сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного экспериментов нами представлен рисунок 2. Рисунок 2. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного экспериментов Проведенный анализ результатов приводит к заключению, что низкий уровень развития самоконтроля у учащихся снизился с 50% до 10%. Также отмечается количество учащихся с средним уровнем развития самоконтроля с 30% до 20%. Количество детей с высоким уровнем развития самоконтроля повысилось на 50% - с 20% до 70%. Полученные результаты дают основание утверждать об эффективности методики развития самоконтроля на занятиях физическими упражнениями. В целом можно сказать, что в процессе проведения обучающего эксперимента, у детей наблюдалось более внимательное отношение к действию самоконтроля при выполнении физических упражнений, повысился интерес к урокам физической культурой, усовершенствовалось умение не только выполнять физические упражнения, но и осознанно относиться к своей работе, контролировать действия учителя, товарищей, умение рассуждать, что оказало положительное влияние на процесс выполнения физических упражнений.
Таким образом, в результате проведенной экспериментальной работы подтвердилась гипотеза исследования о том, что развитие самоконтроля учащихся на занятиях физическими упражнениями будет проходить эффективно при соблюдении условий: формирование положительной мотивации к самоконтролю; осуществление взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учителя, ученика), что обеспечивает активизацию самостоятельной деятельности учащегося и повышение эффективности развития самоконтроля на занятиях физической культуры; оптимизация отбора учебного материала, необходимого для развития самоконтроля.
Выводы по второй главе Анализ результатов констатирующего эксперимента показывает, что у 10 учащихся низкий уровень развития самоконтроля, у шести учащихся средний уровень развития самоконтроля, у четырех учащихся высокий уровень развития самоконтроля. В методике развития самоконтроля в предлагаемых школьникам заданиях, в качестве конечной цели, были предусмотрены не только знания и движения, которые ученик мог без труда освоить или выполнить на основе имеющегося у него двигательного опыта, но и то, что ему в данный момент пока не под силу, но станет возможным в результате двигательной и познавательной деятельности. Необходимость индивидуального подхода была вызвана тем, что задания поискового характера всегда сопряжены с постановкой проблемы. Дифференцированный подход в развитии самоконтроля учащихся на занятиях физическими упражнениями осуществляется путём ознакомления школьников с различными приёмами дозирования физической нагрузки и самоконтроля. Самостоятельное планирование и организация деятельности учащихся на уроке осуществляется с учетом цели и назначения предложенных учителем заданий. Задачей контрольного этапа является выявление результатов формирующего эксперимента и эффективности методики развития самоконтроля на занятиях физическими упражнениями. Для этого нами была проведена диагностическая работа по определению уровня развития самоконтроля, достигнутого ими в ходе апробации методики развития самоконтроля на занятиях физическими упражнениями. Проведенный анализ результатов приводит к заключению, что низкий уровень развития самоконтроля наблюдается у двух учащихся, средний уровень развития самоконтроля отмечается у четырех учащихся. Количество детей с высоким уровнем развития самоконтроля составляет 12 учащихся. Полученные результаты дают основание утверждать об эффективности методики развития самоконтроля на занятиях физическими упражнениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Процесс самоконтроля нельзя отделять от процесса контроля, по сути - это две стороны единого процесса развития личности, эффективность контроля в значительной степени зависит от мотивации к обучению, от познавательной активности учащихся, и, соответственно - от их способности к самоконтролю собственной деятельности учения. Если под контролем учебной деятельности понимают проверку уровня успеваемости учащихся, то, соответственно, самоконтроль должен обеспечивать способность учащихся проверить свою работу, приобретенные знания, поведение и регулировку их путем внесения соответствующих коррективов. При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность как самого процесса выполнения работы, так и его корректировки. Самоконтроль на занятиях физическими упражнениями - это наблюдение занимающегося за состоянием своего здоровья, изменением физического развития, двигательной подготовленности, влиянием занятий физическими упражнениями на функции органов дыхания, кровообращения. Нами были выделены условия развития самоконтроля учащихся на занятиях физической культурой: формирование положительной мотивации к самоконтролю; осуществление взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учителя, ученика), что обеспечивает активизацию самостоятельной деятельности учащегося и повышение эффективности развития самоконтроля на занятиях физической культуры; оптимизация отбора учебного материала, необходимого для развития самоконтроля.
В методике развития самоконтроля в предлагаемых школьникам заданиях, в качестве конечной цели, были предусмотрены не только знания и движения, которые ученик мог без труда освоить или выполнить на основе имеющегося у него двигательного опыта, но и то, что ему в данный момент пока не под силу, но станет возможным в результате двигательной и познавательной деятельности. Необходимость индивидуального подхода была вызвана тем, что задания поискового характера всегда сопряжены с постановкой проблемы. Дифференцированный подход в развитии самоконтроля учащихся на занятиях физическими упражнениями осуществляется путём ознакомления школьников с различными приёмами дозирования физической нагрузки и самоконтроля. Самостоятельное планирование и организация деятельности учащихся на уроке осуществляется с учетом цели и назначения предложенных учителем заданий. Задачей экспериментальной работы было выявление эффективности методики развития самоконтроля на занятиях физическими упражнениями. В эксперименте участвовали 20 учащихся в возрасте11-12 лет. Для этого нами была проведена диагностическая работа на констатирующем и контрольном этапах эксперимента по определению уровня развития самоконтроля. Проведенный сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента приводит к заключению, что низкий уровень развития самоконтроля у учащихся снизился с 50% до 10%. Также отмечается количество учащихся с средним уровнем развития самоконтроля с 30% до 20%. Количество детей с высоким уровнем развития самоконтроля повысилось на 50% - с 20% до 70%. Полученные результаты дают основание утверждать об эффективности методики развития самоконтроля на занятиях физическими упражнениями. В целом можно сказать, что в процессе проведения обучающего эксперимента, у детей наблюдалось более внимательное отношение к действию самоконтроля при выполнении физических упражнений, повысился интерес к урокам физической культурой, усовершенствовалось умение не только выполнять физические упражнения, но и осознанно относиться к своей работе, контролировать действия учителя, товарищей, умение рассуждать, что оказало положительное влияние на процесс выполнения физических упражнений. Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Адрианова, А.Е. Индивидуальная самостоятельная работа над ошибками / А.Е. Адрианова // Начальная школа. - 2006. – №2. – С. 16–20/ 2. Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения) / Л.Л. Алексеева. – М.: Просвещение, 2010. – 98 с. 3. Амосов, Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья / Н.М. Амосов. - М.: «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2002. 4. Анищенко, В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учебн. пособие / В.С. Анищенко. – М.: Изд-во РУДН, 1999. 5. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Сост. Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1999. - 560 с. 6. Бабанский, Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности / Ю.К. Бабанский.. - М.: Знание, 2001. - 96 с. 7. Бирюков, А.А. Учись делать массаж / А.А.Бирюков – М., Советский спорт, 2008. 8. Блонский, П. П. Самоконтроль и усвоение // Избранные педагогические и психологические произведения: В 2-х т. / П.П. Блонский - М.: Педагогика, 2009. - Т.2. - С.62–65. 9. Вербицкий, А. А. Активное обучение в школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 2001. - 205 с. 10. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб.пособие / М.Я.Виленский, А.Г.Горшков. – М.: Гардарики, 2007. 11. Волков, В. Ю. Организация и контроль в реабилитации здоровья студентов: учеб. пособие / В. Ю. Волков, Л. М. Волкова, Д. Н. Давиденко, П. В. Половников. – СПб: СПбГТУ, 2006. – С. 47–75. 12. Волков, В.Ю. Научные основы физической культуры и здорового образа жизни / Под общ.ред. Д.Н. Давиденко. - СПб.: СПбГТУ, БПА, 2010. 13. Габеева, Л.Н. Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор их успешной учебной деятельности / Л.Н. Габеева. – Улан-Удэ, 2007. – 157 с. 14. Гаврилычева, Г. Воспитание самостоятельности / Г.Гаврилычева // Воспитание школьников. – 2008 –. №5. – С.24 – 27. 15. Готовцев, П. И. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом / П. И. Готовцев, В. И. Дубровский. – М.: ФиС, 2004. – 32 с. 16. Григорьев, В.И. Фитнес-культура студентов: теория и практика: Учебное пособие. / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, С.В. Малинина. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. 17. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников / А. А. Гужаловский – Минск, 2008. - 88 с. 18. Гузеев, В. В. Преподавание. От теории к мастерству / В.В. Гузеев. - М.: НИИ школьных технологий, 2011. - 286с. 19. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М., 1996. – 544 с. 20. Деркач, Л.Н. Психологические основы самоконтроля учащихся в процессе обучения иностранным языкам / Л.Н. Деркач. - К., 2004. - 311 с. 21. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учебник для институтов физической культуры. – Изд. 6-е / Под ред. Б.А.Никитюка, А.А.Гладышевой, Ф.В.Судзиловского. – М.: Терра-Спорт, 2003. 22. Ильинич, В.И. Физическая культура студента / В. И. Ильинич. – М.: Гардарика, 2003. – С. 352–379. 23. Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практич. пос. / Н.В. Калинина, С.Ю. Прохорова. – М.: АРКТИ, 2008. – 80 с. 24. Кариман, В. Л. Тестирование в спортивной медицине / В. Л. Кариман, З. Б. Белоцерковский, И. А. Гудков. – М.: ФиС, 2008. – 208 с. 25. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия / К. Купер. – М.: ФиС, 2009. – 224 с 26. Ломейко, В.Ф. Развитие физических качеств на уроках физической культуры в 1-10-х классах / В. Ф. Ломейко – М: Просвещение, 2009. - 128 с. 27. Лында, А. С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся / А. С. Лында. - М.: Высшая школа, 2009. - 340 с. 28. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. - М.: Терра-Спорт, 2010. - 192 с. 29. Матвиенко, Ю. А. Использование самоконтроля учебной деятельности студентов в процессе психолого-педагогической подготовки с целью повышения качества усвоения знаний / Ю. А. Матвиенко // Молодой ученый. - 2013. - №5. - С. 144-148. 30. Мейксон, Г.Б. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре / Г.Б.Мейксон, В.Н.Шаулин, Е.Б.Шаулина. – М., 2011. – 140 с. 31. Мильнер, Е.Г. Формула жизни / Е.Г. Мильнер // Физкультура и спорт. - Москва, 2003. 32. Минаев, Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников / Б. Н. Минаев, Б. М. Шлян.- М.: Просвещение, 2009. - 222 с. 33. Никитин, В.И. Для оценки двигательной подготовленности школьников / В. И. Никитин // Физическая культура в школе. – 2012. - №7 - С. 19-21. 34. Никифоров, Ю.Б. Учитесь наслаждаться движениями / Ю.Б. Никифоров. - Москва, Советский спорт, 2009. 35. Попов, С.Н. Лечебная физическая физкультура / С.Н. Попов. - Физкультура и спорт Москва, 2008. 36. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2003. – 448 с. 37. Физическая культура: учебник / коллектив авторов; под ред. М.Я.Виленского. – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2013. – 424 с. 38. Холодов, Ж.К. Папа, мама и я – спортивная семья / Ж.К. Холодов, В.П. Панов. - Минск, 2009. 39. Ямалтдинова, Д.Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся / Д.Г. Ямалтдинова// Начальная школа. – 2008. – №2. – С.8–9.
ПРИЛОЖЕНИЕ Тема урока: «Обучение прыжкам со скакалкой с изменением темпа прыжков и скорости вращения скакалки». Цели: Образовательная цель: - расширение компетенции у учащихся за счет включения в понятийную базу новой информации. Деятельностная цель: - инициирование субъектного опыта учения. Задачи: Образовательные: - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; - формирование культуры движения; - соблюдение правил техники безопасности во время выполнения упражнений. Развивающие: - развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий) и кондиционных способностей (скоростно-силовых) - развитие навыков правильной осанки; - развитие навыков самоконтроля, самооценки. Воспитательные: - воспитание инициативности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности Основное содержание темы: актуализация знаний и умений при выполнении упражнений со скакалкой. Методы работы с информацией: - словесный (объяснение, беседа); - практический (тренировочный); -метод взаимообучения (обсуждение учебных проблем в группе, оперативное получение подсказок). Спортивный инвентарь и оборудование: гимнастическая (короткая) скакалка по количеству учащихся; - длинная веревка; - аудиосистема (для музыкального сопровождения); - рисунок «Компьютер». Подготовительная часть урока (10 мин)
Основная часть (20-25 мин)
Заключительная часть (3-5мин)
Тема урока: «Совершенствование техники бега». Задачи урока: 1. а) Повторить бег с высоким подниманием бедра; б) Совершенствовать умение преодолевать горизонтальное препятствие; в) Совершенствовать метание по горизонтальной цели. 2. Воспитывать самостоятельность при выполнении физических упражнений. 3. Развивать скоростные качества. Материалы и оборудование к уроку: 1). Шпагат - 10 м., 2). Кубики пенопластовые - 6 шт., 3). Рулон «билетов», 4). Мячи теннисные - 2 шт., 5).Обручи - 2 шт., 6). Мел - 1 шт., 7). Плакат с изображением бега с высоким подниманием бедра.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |