Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И. С. Бах. Прелюдия и фуга для органа a-moll (с дублировкой в дуодециму)




с основным тоном, имеет смысл функциональной самотождествен­ности вплоть до полного «свертывания» в единственно восприни­маемый нами звук. (В определенных условиях сходные свойства приобретают и другие созвучия, например диссонантно-сонорные дублировки.)

Общее у всех явлений функционального тождества — слияние в однофункциональную целостность, которая у октавы (2:1) нали­чествует всегда (как и у октавных расширений октавы), а у прочих (3:1, 5:1, 7:1) — только при соответствующих фактурных, дина­мических и структурных условиях. Математически — это законо­мерность целых чисел (2: 1, 3: 1, 5: 1 и т. д., в отличие от дробей 3: 2, 4: 3, 5: 4, 6: 5, 5: 3, 5: 8, 9: 8, 9: 5, 15: 8, 16: 15). Целое число — своего рода «единица» и в этом смысле «унисон».

Таким образом, проблема октавы не только открывает возмож­ности иного использования гармонического материала, но также и показывает элемент условности в наиболее мобильном — психоло­гическом аспекте. С одной стороны, в значении тождества (в «функ­ции октавы») могут использоваться и некоторые другие интервалы и их комбинации, но с другой (и в иных случаях) — наоборот, звуки октавы могут быть разнофункциональными. Так обстоит дело, например, с соотношением их в древней монодии (где большая роль принадлежала линеарности, ощущению регистрово-тесситур­ных различий). Так, в грегорианских ладах функция устоя принад­лежала тону в нижней октаве, а звук того же названия октавой выше функции устоя не выполнял. Аналогично обстояло дело в древнерусской монодии (см. далее, главы 9 и 11), где очень выра­зительным образом звуки, находящиеся на расстоянии октавы в разных регистрах, носили несовпадающие наименования (ХГН-П, xΗ-Β; см. пример 116), а некоторые даже образовывали не чистую октаву, а уменьшенную.

Таким образом, по проблеме октавы (и соответственно музы­кально-логических отношений в самом их ядре) возникает гипоте­за, основанная на следующих двух тезисах.

1. Единица (унисон) трактуется как число особого рода, она не является множеством, как все другие числа и образуемые ими про­порции. (Любопытно, что древние теоретики музыки — пифагорей­цы, Августин, Боэций — полагали единицу элементом чисел, нача­лом их, как бы «математическим атомом», измерительной единицей для прочих чисел, которые мыслились как множества — «numerus est unitatum collectio», пo определению Боэция.)

2. Первое число-множество — это двоица, то есть пропорция 2:1. Как наипростейшее отношение, притом не имеющее проти­воречия знаменателя к числителю, октава и дает (особенно это характерно для многоголосия) наиболее совершенное слияние в функциональную цельность, воспринимаемую нами как однофункциональность, то есть как отношения музыкально-логического тож­дества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.