Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ординалистский подход. 1 страница




Он основывается на менее жестких положениях, чем количественный подход:

· Аксиома полной упорядоченности предпочтений (важно, чтобы потребитель мог упорядочить все товары по «предпочтительности» (а не по полезности, как в количественном)).

· Аксиома транзитивности предпочтений, которая означает непротиворечивость и последовательность в поведении потребителей.

· Аксиома ненасыщения потребностей – означает, что потребитель никогда не откажется от дополнительного количества любого потребляемого им блага.

Предпочтение, или ранжирование, еще не означает выбора и не зависит от цен.

Если несколько товаров обладают одинаковой полезностью для потребителя, то ему безразлично, какой из товаров выбрать. Графическим изображением равноценности наборов благ является кривая безразличия или линия постоянного уровня удовлетворенности потребителя от потребления различных наборов благ.

Кривая безразличия – геометрическое место точек, которое показывает различные комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Любая точка, лежащая выше кривой будет предпочтительнее для потребителя. Любая точка ниже, дает потребителю меньшее удовлетворение, чем на кривой. Множество кривых безразличия составляют карту безразличия.

Предельная норма замещения – количество одного блага, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение другого блага на единицу с тем, чтобы полезность набора осталась прежней.

Стандартные кривые безразличия имеют нисходящий характер и вогнутую форму, что объясняется уменьшающейся нормой предельного замещения.

Для двух совершенно взаимозаменяемых товаров (красные и белые гвоздики) кривые безразличия становятся прямыми линиями. Для двух товаров, которые вообще не могут заменить друг друга (правый и левый ботинок), кривая безразличия имеет форму прямого угла.

Таким образом, вид кривой безразличия зависит от свойств товаров в наборе и от особенностей вкусов потребителей.

Ограничение покупательской способности потребителя величиной его денежного дохода называется бюджетным ограничением. Все доступные потребителю при данном доходе и данных ценах наборы благ находятся на бюджетной линии.

Бюджетная линия потребителя – прямая, отражающая различные комбинации товаров, которые потребитель может приобрести при заданном уровне дохода. Наклон бюджетной лини зависит от соотношения цен потребляемых благ, а удаление от начала координат зависит от величины дохода потребителя. Условие равновесия потребителя – точки пересечения кривой безразличия и бюджетной линии.

Эффект замещения – изменение структуры потребления в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.

Эффект дохода – изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.

Товар Гиффена – товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена.

  1. Предложения и виды рыночных структур.

Экономисты выделяют несколько основных моделей рынка по степени ограничения конкуренции, т. е. по степени монополизированности. Конкурентность рынка ‑ очень важный фактор, воздействующий на поведение производителей и потребителей. Конкурентность определяется тем, в какой степени его участники могут оказывать влияние на цены реализуемых товаров. Чем меньше подобное влияние, тем конкурентнее считается рынок. Краткая характеристика этих моделей может быть отражена следующими моментами: в условиях чистой конкуренции (совершенной конкуренции) существует очень большое количество мелких фирм, производящих стандартизированный (одинаковый) продукт, и отсутствуют всякие барьеры проникновения в отрасль. Напротив, чистая монополия предполагает наличие одной фирмы в качестве продавца, недифференцированный продукт и разнообразные барьеры на пути проникновения в отрасль. Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом крупных фирм, производящих дифференцированный продукт (скажем, одежду, обувь), и сравнительно свободным вхождением в отрасль. Олигополия отличается небольшим количеством крупных продавцов, имеющих возможность воздействия на цену товаров, объем предложения, а также трудностью вступления в отрасль.

Прежде чем рассмотреть эти типы рынков подробнее, нужно отметить, что такая классификация основана на поведении и количестве продавцов. Но как известно, на рынке два субъекта — продавцы и покупатели. Так вот с точки зрения поведения покупателей на рынке и их количества выделяют монопсонию (монополию одного покупателя), когда на рынке господствует один покупатель и множество продавцов (ситуация достаточно неординарная и встречающаяся крайне редко); олигопсонию — наличие нескольких крупных покупателей, имеющих возможность диктовать условия рынку, и конкурентный рынок, на котором представлено множество покупателей.

Чаще всего рынок в зависимости от его конкурентности делят на две разновидности — рынок свободной конкуренции (совершенной конкуренции) и рынок несовершенной конкуренции, подразделяющийся на монополистический рынок, олигополистический и рынок монополистической конкуренции.

Совершенная конкуренция при множестве продавцов и покупателей на практике встречается не очень часто, например в сфере розничной торговли товарами повседневного спроса. Монополистическая конкуренция отнесена с некоторой степенью условности к той же категории рынка. Хотя круг участников монополистической конкуренции не столь широк по сравнению с конкуренцией совершенной, но все же он довольно значителен. И со стороны предложения, и со стороны спроса в рыночном процессе взаимодействует много субъектов, например в производстве одежды.

Рыночная дуополия есть частный случай олигополии, при которой количество фирм-производителей сокращается до двух.

Если это не естественная монополия, то в наше время такая ситуация возникает обычно как временная «монополия различий». Одна фирма в стране или в мире может изготавливать недоступный (например, из-за патентного контроля) другим фирмам товар, пользующийся повышенным спросом. Примером может служить производство некогда модной ткани типа «болонья» фирмой «Дюпон».

Подобное сочетание многих производителей, продавцов с ограниченным числом потребителей распространено не очень широко. Например, дорогие рестораны, ведущие конкурентную борьбу за богатых, избранных клиентов.

Достаточно типичный случай олигополии, характеризуемый наличием нескольких продавцов и покупателей на рынке, широко распространен в сфере сбыта товаров производственного назначения.

Сочетание на рынке множества продавцов с одним покупателем представляет скорее теоретическую ситуацию. Термин «монопсония» определяет господство на рынке единственного покупателя, имеющего в силу этого возможность диктовать цены рынку. К примеру, знаменитая фирма «Де Бирс» диктует условия покупки алмазов производителям этого товара в разных странах. Такая ситуация может складываться на рынке труда. Гипотетический пример — работа многих фермеров на единственную государственную организацию, осуществляющую скупку, переработку и экспорт мясомолочной продукции.

На практике рынок нескольких продавцов и одного покупателя встречается не так уж редко, например при выполнении машиностроительными фирмами военных заказов, т. е. работа на казну.

Рынок одного продавца и одного покупателя — в основном теоретический вариант. Примером могут быть случаи разовых поставок уникального оборудования по индивидуальному заказу.

  1. Государственное регулирование рынка.

Государство постоянно должно контролировать рынок, т. е. система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера осуществляется государственными учредителями в целях адаптации социально-экономической системы к постоянно изменяющимся условиям. Вмешательство государства в рынок влияет на состояние дел на нем, формирования спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту общества. Субъектами государственного регулирования являются федеральные, региональные, муниципальные органы управления.

Государственное регулирование ставит перед собой цели соблюдать интересы государства, общества, социально незащищенных слоев общества, придерживаясь прав и свобод личности. Государство следит, чтобы не были ущемлены интересы отдельных регионов, социальных групп, а также государственное регулирование направлено на защиту интересов будущего поколения, охрану окружающей среды. Государство стремится минимизировать негативные последствия рыночных процессов, создать правовые, финансовые предпосылки эффективного функционирования рыночной экономики.

Правовое регулирование разрабатывает законы, которые обеспечивают защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, борьбу с теневой экономикой. Этим занимается антимонопольное законодательство и дефляционная политика. Антимонопольная политика ведет жестокий контроль над ценами предприятий-монополистов, проводит антимонопольную экспертизу принимаемых законов. Дефляционная политика — политика стабилизации уровня цен. Эта политика ограничена выбором: или стабилизация платежеспособного совокупного спроса, или переход к свободным ценам на продукцию, что может привести к росту цен, или увеличения предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.

Финансовое регулирование. С помощью финансов, которые государство «берет» из своего бюджета, принимаются меры для стимулирования рыночных отношений в периоды экономических спадов. Государственное вмешательство необходимо, когда рынок обнаруживает свою несостоятельность и для устранения последствий своей же деятельности. Финансовое регулирование происходит за счет фискальной политики. В проведении этой политики большую роль играют правительственные расходы. Они делятся на правительственные закупки — регулируемые законодательством государственные расходы, которые включают в себя все затраты государства на конечную продукцию производителей и на прямые покупки ресурсов, и трансфертные платежи — выплаты со стороны государства из бюджета и внебюджетных фондов предприятием и начислением (субсидии, пенсии, процент по государственному долгу). Налоговая политика заключается в том, что в периоды экономических спадов применяют стимулирующую политику — снижение налогов и увеличение государственных расходов. В периоды экономических подъемов применяется сдерживающая политика — увеличение налогов и сокращение государственных расходов.

Государственное регулирование имеет две модели:

Адаптационная модель эта модель основана на постоянном приспособлении к постоянно меняющимся условиям рынка, на сочетании форм собственности и совместной деятельности государственного и частного сектора.

Координирующая модель – она основана на планировании деятельности, прогнозировании и постоянных переговорах. Эта модель предполагает предупреждение сбоев в экономике путем точной дозировки объемов государственного вмешательства.

Выполняя свои функции, государство применяет разнообразные методы воздействия на экономику. Выделяют косвенные и прямые методы государственного регулирования. Прямые базируются на административных мерах воздействия; косвенные носят экономический характер. В первую очередь выделяют денежно-кредитную политику, инструментом которой являются норма обязательных реквизитов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству противостоять инфляции, регулировать процентные ставки. Также большую роль уделяют налоговой политике, без которой невозможно поднять экономику и организовать распределение доходов. К налоговой политике можно присоединить политику государственных расходов. Эта политика осуществляет преобразование производства, сглаживает региональные диспропорции, снижает проблему безработицы. Планирование — предопределение будущего, построение моделей намечаемого будущего состояния экономики, способов, средств и сроков достижения их состояния. Планы почти всегда ориентируются на цели, на решение задач, которые необходимо решить экономике, что находит отражение в показателях плана, его числовых параметров. Для того чтобы достигнуть целей, делают прогноз, т. е. строят вариантные гипотезы возможных экономических траекторий. С помощью планирования и прогнозирования государство достигает своей цели, хотя при этом сталкивается на пути с различными препятствиями, которые могут привести к негативным последствиям.

  1. Внешние эффекты в рыночной экономике.

Внешние эффекты — это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются внешними, так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.

Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные — с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами).

Классический пример отрицательного эффекта — строительство плотины в верховьях реки. В этом случае для живущих в нижнем течении реки ухудшаются условия ловли рыбы. Пример положительного внешнего эффекта: фермер проводит оросительный канал на свой земельный участок, вследствие чего качество соседних земельных участков улучшается без вложения капитала их владельцев.

Развитие образования дает прекрасный пример достижения положительного внешнего эффекта. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование. Каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Мы соотносим затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Отсюда инвестиции в человеческий капитал, как правило, ниже оптимальных для общества. Рыночное равновесие устанавливается в точке пересечения определенных частных выгод и определенных социальных издержек.

Таким образом, отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других.

Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим.

При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Регулирование внешних для рынка эффектов берет на себя государство. Большое значение для современной экономики имеет государственное регулирование внешних эффектов, связанных с экологическим аспектом производства. Ориентированная на спрос рыночная экономика в течение столетий стимулировала вовлечение все больших природных ресурсов в хозяйственный оборот, что, в конце концов, поставило на грань выживания современное общество. Ухудшение экологической ситуации привело к тому, что появились специальные государственные регуляторы, призванные предотвратить негативные социальные последствия рыночной конкуренции.

Государственные лицензии на сброс отходов выступают объектом купли-продажи на рынке на основе спроса и предложения на них. Загрязнители, купившие такие лицензии, но сократившие на период их действия вредные выбросы, могут остаток по лицензии продать на рынке, а если они полностью освобождаются от сброса отходов, то они могут продать лицензию тем, кто не укладывается в разрешенные нормы выброса.

  1. Теорема Коуза.

Государство является арбитром в ситуации с внешними эффектами, устанавливая плату за право на внешний эффект, которая сделает распределение парето-эффективным. Но предположим, что государство не может или не хочет вмешаться. Смогут ли участники этой ситуации разобраться без его участия и каким будет итог этого "разбирательства"?

Вопрос не разрешим без дополнительной информации о том, кто обладает юридически оформленным правом на использование ресурса, через который действует внешний эффект. Если правом на ресурс обладает виновник внешнего эффекта, то платить придется страдающей стороне, и наоборот.

Но самая удивительная вещь заключается в том, что вне зависимости от того, кому принадлежат права, в итоге будет достигнуто одно и то же парето-эффективное распределение ресурсов (при отсутствии трансакционных затрат). От распределения прав зависит только то, кто получит плату. Это утверждение получило название теоремы Коуза, в честь знаменитого первооткрывателя трансакционных затрат, продемонстрировавшего это положение в одной из своих статей.

Теорему Коуза можно проиллюстрировать на следующем примере. Пивоваренный завод "Емельян Пугачев" использует для производства пива воду из реки. Выше по течению расположено химическое предприятие "Красный квадрат", сбрасывающее отходы своего производства в реку. Объем этих стоков прямо зависит от объема выпуска продукции "Красного квадрата". Это означает, что затраты на производство пива зависят от выбора химическим предприятием объема выпуска продукции, а также от количества вредных веществ, которые должны быть удалены из воды перед тем, как приступить к производству фирменного сорта пива "Емельян Пугачев".

"Красный квадрат" будет устанавливать объем выпуска исходя из максимизации собственной прибыли и не будет учитывать воздействия загрязнения на прибыль пивоваренного завода. Но руководство последнего предпочло бы заплатить химическому предприятию за снижение выброса вредных веществ, поскольку это снизило бы издержки производства "Емельяна Пугачева". Но это привело бы к снижению прибылей химиков из-за уменьшения выпуска их продукции. Если снижение издержек пивоваренного завода превосходит снижение прибыли химического предприятия, то существует потенциальная возможность для "торговли" уровнем выбросов и его приведения к эффективному.

2 случая……

Таким образом, согласно теореме Коуза, при сделке будет достигнуто эффективное размещение ресурсов, несмотря на первоначальное закрепление прав собственности. Если взаимодействующие стороны могут заключить контракт друг с другом, то за внешний эффект может быть предложена плата, и сторона, которая имеет законное право контролировать внешний эффект, в своих действиях учтет ее влияние на контрагента. Единственное, на что влияет первоначальное закрепление прав, - это на распределение дохода обеих фирм.

Самым главным следствием теоремы Коуза является то, что при нулевых трансакционных издержках перераспределение прав "делать что-либо, имеющее вредные последствия" (именно так трактовал Коуз право использования ресурсов), может происходить парето-эффективным образом без вмешательства государства. В этом теорема резко расходилась с общепринятым до ее появления мнением, что правительственная интервенция всегда необходима для достижения эффективного размещения ресурсов при наличии внешних эффектов.

Вместе с тем эта идея далеко не всегда обеспечивает саморегуляцию рыночной системы и достижение парето-эффективности. Ведь мир теоремы Коуза очень специфичен - он существует только для двусторонних сделок, при полноте информации и при нулевых трансакционных затратах.

 

  1. Антимонопольная политика государства.

Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.

Разработка и принятие антимонопольного законодательства — одно из самых важных средств такого государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма. При этом под олигополией понимается такая организация отрасли (или локального рынка), при которой ограниченное число крупных производителей выпускают значительную или преобладающую часть отраслевой продукции и благодаря этому они способны либо осуществлять самостоятельную монопольную политику, либо вступать в монопольный сговор относительно единой рыночной политики. Важнейшая черта олигополистического рынка — взаимодействие конкурентных и монопольных сил.

Следует отметить, что антимонопольное законодательство не является первой попыткой в истории развития регулируемой конкуренции. Впервые регулирование конкурентных отношений возникло в середине ХIХ в. в рамках законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, когда назрела необходимость уберечь от дезорганизации товарно-денежные отношения.

Исторически сложилось два типа антимонопольных законов. Первый из них предусматривает формальное запрещение монополии, второй строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений. Речь идет об антитрестовском законодательстве США и европейской системе антимонопольного законодательства, которая предусматривает контроль за монополистическими объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим господствующим положением на рынке. В странах европейской системы антимонопольного законодательства предусмотрена регистрация отдельных видов соглашений о создании монополий или существенном ограничении конкуренции. При противоречии указанных соглашений публичным интересам они признаются государственным органом, регистрирующим подобные соглашения, вышестоящим государственным органом или судами недействительными.

Однако сам режим антитрестовского регулирования время от времени претерпевает определенные изменения (смягчение или ужесточение), связанные с различными факторами, в частности со сменой экономической политики после прихода к власти определенной администрации, ослаблением или усилением государственного вмешательства в дела частного сектора. Преобладающей в настоящее время является оценка монополизма и его антипода — конкуренции, исходя из принципа эффективности экономики. Иными словами, отрицательные последствия монополизма в плане ограничения конкуренции могут перекрываться экономической эффективностью монополизации тех или иных рынков.

Опыт законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о различных источниках правового регулирования пресечения недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности: отдельно принятые антимонопольные законы и законы о пресечении недобросовестной конкуренции (Австрия, Испания, Канада, ФРГ, Швейцария); антимонопольные законы и общие нормы гражданского права в области пресечения недобросовестной конкуренции (Италия, Франция); антимонопольные или антитрестовские законы и судебные прецеденты в области пресечения недобросовестной конкуренции.

  1. Государственное регулирование рыночного механизма.

В связи с наличием проблем, решение которых с помощью рыночного механизма маловероятно, возникает необходимость участия государства в хозяйственной деятельности, проведения им экономической политики, отвечающей задачам национальной экономики.

Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. Без государственного вмешательства невозможно и развитие самой рыночной системы. Именно поэтому государство берет на себя ведущую роль в регулировании рыночного хозяйства.

Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям.

Государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики.

Вмешательство государства в воспроизводственный процесс было характерно на всех этапах развития рыночной экономики. Таким образом, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов. Обе стороны – рынок и государство – существенны. По выражению П. Самуэльсона, «управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой».

Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

  1. Общественные блага и теория общественного выбора.

Блага — это средства удовлетворения человеческих потребностей. Это понятие можно классифицировать по разным основаниям, получая при этом множество видов благ. Блага, обладающие одновременно свойствами неисключаемости и несоперничества, называются общественными благами. Те блага, которые в высокой степени характеризуются обоими свойствами, называются чистыми общественными благами, а те, в которых хотя бы одно из свойств выражено не столь явно, — смешанными общественными благами.

Один из случаев, когда рыночный механизм оказывается несостоятельным, связан с общественными благами. Общественные блага, в свою очередь, отличаются от частных благ следующими двумя характеристиками.

Прежде всего, в потреблении общественных благ отсутствует соперничество (неконкурентность). Потребление такого блага каким-либо одним потребителем не уменьшает его количества, доступного для потребления другим. Фонарь на улице светит двум прогуливающимся под ним индивидам так же ярко, как и трем. Условие равного потребления общественного блага всеми индивидами в свою очередь связано с неделимостью блага, а также с наличием внешних эффектов.

Важнейшей характеристикой общественных благ является территориальная граница их потребления. По сути, требуется найти то сообщество, которое потребляет данное благо. Границы этого сообщества могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего благо. С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются международные, общенациональные (общегосударственные) и местные общественные блага.

Толкование государственной политики с позиций изучения способов, которые используются конкретными лицами для достижения личных целей в процессе взаимодействия с государственными институтами, уже давно привлекает внимание экономистов. Эта область экономики, известная как теория общественного выбора, получила всеобщее признание в 1987 г., когда наиболее активный ее творец и сторонник — Джеймс Бьюкен был удостоен Нобелевской премии за совокупность своих трудов.

Теоретики общественного выбора ставили и ставят своей задачей применение принципов экономического анализа (издержки – выгоды) к процессам принятия политических и экономических решений правительством.

Основной предмет теории общественного выбора — исследование взаимозависимости между политическими и экономическими явлениями. В рамках этой теории исследуется механизм принятия политиками макроэкономических решений, поэтому нередко можно увидеть в западных экономических словарях термин «политическая экономия» или «новая политическая экономия» как синонимы теории общественного выбора.

Основная предпосылка теории общественного выбора состоит в том, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои собственные интересы, и что нет непреодолимой границы между бизнесом и политикой. Экономика настолько укрупнилась в наше время и стала настолько зависимой в международном плане, что политика уже стала ее частью. Любое политическое решение так или иначе воздействует на экономику, которая настолько прочно вошла в жизнь населения, что каждый из нас, сам уже того не замечая, сталкивается с ней миллион раз в день. Каждый из нас стал «экономическим человеком», который стремится принять такие решения, которые максимализируют значение функции полезности. Рациональность индивида имеет в данной теории большое значение. Это означает, что все — от избирателей до президента — руководствуются в своей деятельности в первую очередь экономическим принципом, который, как известно, основан на сравнении выгод и издержек, и принятии решения соответственно полученному результату. Механизм принятия решений и исследует теория общественного выбора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.