Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особые случаи симплексного метода




Составление и преобразование симплексных таблиц

Алгоритм решения задач линейного программирования симплексным методом:

1. Привести задачу линейного программирования к каноническому виду.

2. Привести систему ограничений (1) к допустимому виду (4) и найти начальное базисное решение. Если начальное допустимое базисное решение отсутствует, то условия задачи противоречивы и оптимального решения нет.

3. Составить первую симплексную таблицу. Если система ограничений (1) приведена к допустимому виду (3), а целевая функция (2) к виду (5), то первая симплексная таблица примет вид ( - базисные переменные, - свободные члены):

       
       
       
      -

4. Предположим, что целевая функция (5) стремится к максимуму. Если задача линейного программирования на минимум , то ее можно свести к задаче на максимум путем умножения целевой функции на , то есть .В этом случае, если в последней строке первой симплексной таблицы (кроме числа ) все числа отрицательные, то есть все , то базисное решение является оптимальным и .

5. Пусть среди чисел имеется хотя бы одно положительное число, причем наибольшее из этих чисел находится в столбце , то есть это и пусть среди чисел этого столбца есть положительные числа. Для каждого такого числа составляем отношение . Из всех таких выражений выбираем наименьшее. Пусть оно соответствует строке (базисному неизвестному ), тогда - строка и - столбец – это разрешающие строка и столбец, а элемент - стоящий на их пересечении – разрешающий элемент.

6. Осуществим переход к новой таблице. Для этого разрешающую строку делим на , чтобы разрешающий элемент был = 1, а затем в -ом столбце с помощью -ой строки получаем нули, умножая строку на соответствующие числа и вычитая их из других строк таблицы. При этом старая базисная неизвестная станет свободной и заменится на новое базисное неизвестное . В результате будет осуществлен переход к новому базису .

7. С новой таблицей возвращаемся к выполнению пункта 4.

Пример 7. Решить симплексным методом задачу линейного программирования:

, (**), , .

Решение.

1. Приведем задачу к каноническому виду. Для этого введем балансовые переменные: (*).

2. Так как балансовые переменные введены с положительным знаком (знаки балансовых переменных совпадают со знаками свободных членов), то они могут быть выбраны в качестве базисных. То есть - базисные переменные, - свободные. Выразим базисные переменные через свободные: . Отсюда - начальное допустимое базисное решение. Целевая функция не зависит от базисных переменных, то есть уже выражена через свободные, следовательно - значение функции в начальном решении.

3. Составим начальную симплексную таблицу используя систему (*) и целевую функцию (**).

             
             
             
              min

Решение не является оптимальным, так как в последней строке есть положительные числа. Максимальное из них равно и соответствует столбцу (разрешающий столбец). Для каждого положительного числа столбца найдем оценку и внесем эти оценки в последний столбец первой симплексной таблицы. Среди оценок выберем минимальную, то есть . Строка соответствующая минимальной оценке будет разрешающей. Элемент, стоящий на пересечении разрешающего столбца и разрешающей строки является разрешающим, то есть - разрешающий.

4. Осуществим переход ко второй симплексной таблице.

Для этого разрешающую (первую) строку разделим на , чтобы разрешающий элемент был равен 1. Затем в разрешающем столбце необходимо получить все нули, кроме разрешающего элемента. При этом базисная переменная станет свободной, а - базисной. Для этого первую строку (после деления на ): вычтем из второй строки (),вычтем из третьей строки (), умножим на и вычтем из четвертой строки ().

 

 

1/3   5/3 1/3      
2/3   -2/3 -1/3      
5/3   7/3 -1/3      
    -4 -1     -15 min

Решение не является оптимальным, так как в последней строке есть положительное число , соответствующее столбцу (разрешающий столбец). Для каждого положительного числа столбца найдем оценку и внесем эти оценки в последний столбец второй симплексной таблицы. Среди оценок выберем минимальную, то есть . Строка соответствующая минимальной оценке будет разрешающей. Элемент, стоящий на пересечении разрешающего столбца и разрешающей строки является разрешающим, то есть - разрешающий.

5. Осуществим переход к третьей симплексной таблице.

Для этого разрешающую (вторую) строку разделим на , чтобы разрешающий элемент был равен 1. Затем в разрешающем столбце необходимо получить все нули, кроме разрешающего элемента. При этом базисная переменная станет свободной, а - базисной. Для этого вторую строку (после деления на ): умножим на и вычтем из первой строки (); умножим на и вычтем из третьей строки (); вычтем из четвертой строки ().

      1/2 -1/2      
    -1 -1/2 3/2      
      1/2 -5/2      
    -3 -1/2 -3/2   -18 min

Так как в последней строке нет положительных чисел, то из третьей симплексной таблицы - оптимальное решение, .

Задания для решения в аудитории

1. Решить симплексным методом задачу линейного программирования: , , , .

 

При решении задач линейного программирования симплексным методом могут встретиться особые случаи:

1. Если целевая функция на максимум (), в последней строке симплексной таблицы нет положительных чисел, но при этом хотя бы одно из чисел последней строки стоящее в столбце для свободной переменной, равно нулю, то задача имеет бесконечное множество решений.

2. Если целевая функция на максимум (), в последней строке есть хотя бы одно положительное число, но в столбце, соответствующем этому числу, положительных чисел нет, то задача не имеет оптимального решения ()

Пример 8. Решить симплексным методом задачу линейного программирования:

, (**), , .

Решение.

1. Приведем задачу к каноническому виду. Для этого введем балансовые переменные: (*).

2. Так как балансовые переменные введены с положительным знаком (знаки балансовых переменных совпадают со знаками свободных членов), то они могут быть выбраны в качестве базисных. То есть - базисные переменные, - свободные. Выразим базисные переменные через свободные: . Отсюда - начальное допустимое базисное решение. Целевая функция не зависит от базисных переменных, то есть уже выражена через свободные, следовательно - значение функции в начальном решении.

3. Составим начальную симплексную таблицу используя систему (*) и целевую функцию (**).

             
             
             
              min

Решение не является оптимальным, так как в последней строке есть положительные числа. Все числа одинаковые, выберем любое, например число в столбце (разрешающий столбец). Для каждого положительного числа столбца найдем оценку и внесем эти оценки в последний столбец первой симплексной таблицы. Среди оценок выберем минимальную. Таких оценок две, выберем любую, например . Строка соответствующая минимальной оценке будет разрешающей. Элемент, стоящий на пересечении разрешающего столбца и разрешающей строки является разрешающим, то есть - разрешающий.

4. Осуществим переход ко второй симплексной таблице.

Для этого разрешающую (третью) строку разделим на , чтобы разрешающий элемент был равен 1. Затем в разрешающем столбце необходимо получить все нули, кроме разрешающего элемента. При этом базисная переменная станет свободной, а - базисной. Для этого третью строку (после деления на ): вычтем из первой строки (); умножим на и вычтем из второй строки (); вычтем из четвертой строки ().

1/4 3/4       -1/4  
-1/4 1/4       -3/4  
3/4 1/4       1/4  
1/4 3/4       -1/4 -3 min

Решение не является оптимальным, так как в последней строке есть положительные числа. Выберем максимальное из них , соответствующее столбцу (разрешающий столбец). Для каждого положительного числа столбца найдем оценку и внесем эти оценки в последний столбец второй симплексной таблицы. Среди оценок выберем минимальную, то есть . Строка соответствующая минимальной оценке будет разрешающей. Элемент, стоящий на пересечении разрешающего столбца и разрешающей строки является разрешающим, то есть - разрешающий.

5. Осуществим переход к третьей симплексной таблице.

Для этого разрешающую (вторую) строку разделим на , чтобы разрешающий элемент был равен 1. Затем в разрешающем столбце необходимо получить все нули, кроме разрешающего элемента. При этом базисная переменная станет свободной, а - базисной. Для этого вторую строку (после деления на ): умножим на и вычтем из первой строки (); умножим на и вычтем из третьей строки (); умножим на и вычтем из четвертой строки ().

        -3    
-1         -3   -
        -1    
        -3   -3 min

Решение не является оптимальным, так как в последней строке есть положительные числа. Выберем максимальное из них , соответствующее столбцу (разрешающий столбец). Для каждого положительного числа столбца найдем оценку и внесем эти оценки в последний столбец второй симплексной таблицы. Среди оценок выберем минимальную, то есть . Строка соответствующая минимальной оценке будет разрешающей. Элемент, стоящий на пересечении разрешающего столбца и разрешающей строки является разрешающим, то есть - разрешающий.

6. Осуществим переход к четвертой симплексной таблице.

Для этого разрешающую (первую) строку разделим на , чтобы разрешающий элемент был равен 1. Затем в разрешающем столбце необходимо получить все нули, кроме разрешающего элемента. При этом базисная переменная станет свободной, а - базисной. Для этого первую строку (после деления на ): умножим на и вычтем из второй строки (); вычтем из третьей строки (); умножим на и вычтем из четвертой строки ().

1/2     1/2 -3/2      
1/2     3/2 -1/2      
1/2     -1/2 1/2      
      -1     -7 min

В последней строке симплексной таблицы нет положительных чисел, но при этом есть числа стоящие в столбцах для свободных переменных, равные нулю (при и ). Следовательно, максимальное значение функции . Это значение может быть достигнуто на бесконечном множестве решений. Одним из решений этого множества является . Для того чтобы найти следующее решение перейдем к пятой симплексной таблице.

7. В последней строке нет положительных элементов. Выберем столбец соответствующий свободной переменной и содержащий ноль в последней строке, например столбец . Среди элементов этого столбца имеется только один положительный . Выберем его в качестве разрешающего. Далее третью строку разделим на , чтобы разрешающий элемент был равен . После деления на третью строку прибавим к первой и ко второй. При этом базисная переменная станет свободной, а - базисной.

    -1   -2      
    -1   -1      
      -1        
      -1     -7 min

Получено новое решение . При этом выполненные преобразования не повлияли на значение целевой функции: . Таким образом улучшить целевую функцию нельзя, она достигла возможного максимума.

Дальнейшие преобразования симплексных таблиц можно выполнять бесконечно, при этом будут получаться различные оптимальные решения.

Задания для решения в аудитории

1. Решить симплексным методом задачу линейного программирования: , , , .

 

 

2. Решить симплексным методом задачу линейного программирования: , , , .

 

Задания для самостоятельной подготовки

Решить задачи линейного программирования симплексным методом , :

1) 2) 3)

Ответы: 1. . 2. , , . 3. Оптимального решения нет, .

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.