Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональная сфера человека и ее регуляция




Эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его переживаний и чувств. Она выполняет ряд функций, таких как стимулирующая, регуляторная, устранение информационного дефицита, основной среди которых является оценочная.

Эмоциональная сфера состоит из эмоциональных переживаний и чувств.

Любое переживание - это оценка процесса удовлетворения какой-либо потребности индивида.

Чувство - это оценка возможности конкретного объекта удовлетворить данную потребность индивида.

До сих пор существует достаточно много проблем в объяснении эмоциональной сущности человека. Это касается и причин возникновения эмоций и чувств. Согласно достаточно популярной информационной теории П. В. Симонова, эмоциональные проявления человека (Э) можно выразить следующим:

Э = - П (Ин - Ис),

где

П - неудовлетворенная потребность;
Ин - прогностически необходимая информация для организации действий по удовлетворению данной потребности;
Ис - существующая информация.

Если при этом потребность удовлетворяется или может быть удовлетворена, рождаются положительные переживания и чувства, если нет - отрицательные.

Существующая условная классификация все потребности человека распределяет на три большие группы.

  • Витальные - потребности биологического порядка: в пище, сне, воде, в продолжении рода и др.
  • Социальные - потребности принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное положение, пользоваться вниманием и уважением, следовать определенным общественным нормам.
  • Идеальные - потребности познания себя и окружающего мира, смысла и значения своего существования и др.

Многообразие потребностей человека и их сочетаний обуславливают, в свою очередь, большое количество объектов и форм удовлетворения, которые определяются воспитанием, морально-нравственными качествами личности и потребностями общества.

Эмоциональные переживания человека делятся на эмоции и эмоциональные состояния.

Эмоции - кратковременные переживания различной силы, сменяющие друг друга вслед за изменением ситуации.

По характеру изменения в течении физиологических процессов эмоции подразделяются на стенические и астенические. Для первых характерны внутренний подъем, воодушевление, для вторых - снижение жизнедеятельности, беспокойство, душевная подавленность.

Эмоции - это комплекс соматических и вегетативных реакций, выражающих отношение человека к внешнему миру и самому себе.

Соматический компонент эмоций выражается в характерном поведении, мимике, жестах, позе, изменении тонуса, сокращении скелетной мускулатуры. Он вызывает изменение подвижности век и глазного яблока.

Вегетативные выражения эмоций подчиняются воле человека и могут отражаться на работе практически всех органов и систем. Все эти изменения не являются случайным набором физиологических признаков, а выступают целостной реакцией организма, характеризующей определенное эмоциональное проявление.

Эмоции влияют на деятельность сердечно-сосудистой системы, изменяя ритм сердцебиения, артериальное давление, кровоток. Они вызывают нарушения ритма дыхания, соотношения длительности вдоха и выдоха.

На эмоции реагирует вся пищеварительная система. При этом возникает торможение двигательной активности пищеварительного тракта, тошнота, угнетение слюноотделения, нарушение секреции и моторики желудка. Они изменяют обмен веществ, состав и свойства крови.

Вегетативные реакции могут вызвать и положительные эмоции, но, в отличие от отрицательных, они не приводят к нарушениям физиологических функций.

Эмоции одного и того же типа могут вызывать различные состояния у разных людей. Так, известно, что у одних гнев подавляет аппетит, а у других - увеличивает его. Страх может вызвать как прилив деятельности и активности, так и состояние оцепенения.

Предельно кратковременные, бурно протекающие эмоции, связанные с двигательной активностью, называются аффектами. Это могут быть состояния ужаса, испуга, ярости, восторга и другие. Аффект является "эмоциональным взрывом", при котором человек может полностью терять контроль над своими действиями.

Эмоциональные состояния - более длительные переживания, характеризующиеся определенной устойчивостью после смены породившей их ситуации. К ним относятся страсть и настроение.

Страсть - достаточно продолжительное и средневыраженное эмоциональное состояние, которое подчиняет себе основную направленность мыслей и поступков человека и стимулирует его активную деятельность к удовлетворению совершенно определенных желаний.

Настроение - наиболее длительное, но наименее выраженное эмоциональное состояние, равнодействующая многих переживаний и чувств, которая служит своеобразным фоном и окрашивает дальнейшее поведение человека.

Данное эмоциональное состояние оказывает заметное влияние на общий тонус и жизнедеятельность человека. Необходимо помнить, что возникновению того или иного настроения способствует определенная причина.

Особым видом эмоциональных состояний является фрустрация. Это подавленное, напряженное и тревожное состояние, возникающее при появлении препятствий на пути к поставленной цели. Ее возникновение может способствовать как отказу от цели, так и достаточно агрессивным действиям по устранению возникшего барьера, а иногда и попытке компромиссного решения.

Выделяют девять основных эмоциональных состояний, каждое из которых может иметь разную силу и длительность:

  • удовольствие - радость (первое - умеренное состояние, второе - высокая степень эмоционального возбуждения);
  • интерес - ажиотаж;
  • дистресс - горе;
  • отвращение - омерзение;
  • гнев - ярость;
  • пренебрежение - презрение;
  • удивление - испуг;
  • стыд, робость - унижение;
  • страх - ужас.

Чувства, в отличие от эмоций и эмоциональных состояний, являются относительно стабильным компонентом эмоциональной сферы человека. Они способны сохраняться длительное время и вне контакта индивида с объектом его чувств. Решающим условием сохранения чувств является наличие у объекта возможности удовлетворения потребности. По мере снижения потенциала удовлетворения чувства могут угасать и совершенно исчезать.

На базе эмоциональных переживаний формируется огромный спектр человеческих чувств. Выделяют:

  • положительные чувства;
  • нейтральные чувства;
  • отрицательные чувства;
  • низшие чувства;
  • социальные чувства;
  • эстетические чувства;
  • группа чувств, связанных с понятием собственности.

В основу деления на положительные, отрицательные и нейтральные чувства, как и деление эмоциональных переживаний, положена не только связь между потребностью и степенью ее удовлетворения, но и физиологические состояния, вызванные ими.

Например, злорадство, чувство удовлетворенной мести, самодовольство относятся к положительным психическим проявлениям, так как вызывают в организме стенические реакции, а сострадание и сожаление - к отрицательным, так как приводят к появлению астенических признаков.

Регуляция эмоциональной сферы - это умение человека выражать эмоции и чувства адекватно возникшей ситуации.

Осознанная система мотиваций, активность личности, твердость характера, психологическая стабильность позволяют в полной мере управлять эмоциональными переживаниями, добиваться положительного эмоционального фона основных сфер жизнедеятельности.

Положительные переживания и чувства являются для человека стимулом, конечной целью его жизнедеятельности. Поэтому не следует недооценивать стимулирующую и регуляторную функции эмоциональной сферы, которые выступают в качестве средства регуляции эмоций и чувств. Положительные эмоциональные проявления, обеспечивая постоянное взаимодействие человека с объектом его чувств, позволяют более эффективно выполнять ту или иную программу деятельности. Отрицательные, побуждая избегать контактов с вызвавшими их объектами, рождают направленные действия по изменению процесса удовлетворения данной потребности или полного отказа от нее.

Информационный комфорт, удовлетворение духовных и материальных запросов, оптимальный уровень межличностных отношений имеют особое значение для регуляции эмоционального фона человека. Не следует забывать и о типах высшей нервной деятельности (темперамент), которые определяют степень напряженности переживаний и силу эмоций в конкретных ситуациях.

Необходимо помнить о том, что одинаково вредны любые крайности в регуляции эмоциональных проявлений. Недопустимы бесконтрольные эмоциональные состояния, вызывающие конфликтные ситуации и дезорганизацию личности, сильно ухудшающие общее состояние здоровья и приводящие к появлению психических расстройств. В то же время попытки максимального сдерживания, полного контроля за любыми эмоциями могут привести к серьезным негативным последствиям. Следует всегда помнить, что гормональные изменения организма, возникающие при любом эмоциональном переживании, в конечном счете все равно приведут к психической разрядке.

Очень важным является наличие максимальной информации о переживаемой ситуации. Необходимо научиться различать причины и следствия возникшего состояния.

При возникновении фрустрации следует срочно решить проблему, которая привела к этому состоянию. Можно пересмотреть потребность, вызвавшую ее, или изменить путь достижения цели.

Аффекты легче предотвратить своевременным снятием эмоционального напряжения. Развернувшийся аффект остановить практически невозможно.

Для устранения плохого настроения следует вспомнить его причину, переосмыслить ее или устранить воздействующий фактор.

Наиболее трудно регуляции поддаются чувства. Следует знать, что воздействовать на них можно только через "потенциал" удовлетворения потребности. Чем выше этот потенциал, тем более сильные чувства испытывает человек и наоборот.

Эффективными методами устранения отрицательных эмоций являются коллективные сопереживания, активная помощь в переосмыслении и переоценке возникшей ситуации, перенесение внимания на жизненно важные потребности. Частными приемами и средствами могут выступать физическая нагрузка, трудовая деятельность, общение, хобби, музыка, литература и другие.Оптимизация умственной деятельности.doc

Заголовок Приемы и методы психологического оздоровления организма

Цит по Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2002.- 432 с. § 3.

Лечить надо душу: ведь от нее у нас и мысли, и слова, от нее осанка, выражение лица, походка. Когда душа здорова и сильна, тогда и речь могуча, мужественна и бесстрашна; если душа рухнула, она все увлекает в своем падении.

Сенека

 

Идея связи здоровья с психическим состоянием человека стара как мир. Но истины, входящие в золотой фонд человеческого опыта, заслуживают того, чтобы их повторяли до тех нор, пока они не ста­нут руководством к действию большинства людей. Лучше всего об этом сказал Сократ в диалоге «Хармид»: «Как не следует питаться лечить глаза отдельно от головы и голову — отдельно от тела, так не следует лечить тело, не леча душу, и у эллинских врачей именно тогда бывают неудачи при лечении многих болезней, когда они не призна­ют необходимости заботиться о целом, а между тем если целое в плохом состоянии, то и часть не может быть в порядке».

«Даруй, Зевс, здоровому телу здоровый дух», восклицали древ­ние греки. От этого обращения произошли два крылатых выраже­ния: «В здоровом теле здоровый дух» и «Здоровое тело творит здоро­вый дух». Эти два постулата современной валеологии, восходящие к нам из работ античных философов, говорят о неразрывной с вязи физической и психологической структур человека.

Выше уже говорилось о том, что большинство заболеваний сома­тического характера лежит в области негативных эмоциональных переживаний, которые в свою очередь начинаются с плохих мыслей. Информация о плохих и хороших событиях является для нашего организма такой же питательной энергетической субстанцией, как и пища, которую мы едим, как воздух, которым мы дышим. Из неваж­ных продуктов питания при наличии некоторых навыков кулинарно­го искусства мы можем приготовить достаточно вкусное блюдо. И точно так же из хороших продуктов можно сделано нечто совер­шенно неудобоваримое. То же самое можно сказать и о той инфор­мации, которая поступает к нам из окружающего мира. Оттого, как мы ее воспримем и переработаем, будет зависеть ее действие на наше сознание и настроение.

Современный человек, живущий в городе, как правило, перена­сыщен информацией. Ее излишнее потребление — это то же самое, что переедание или гипервентиляция при избыточном дыхании. Ин­формационная перегрузка, как и любая другая, несет в себе отрица­тельные эмоции. Поэтому современному человеку приходится воору­жаться специальными психологическими знаниями и навыками, ко­торые могли бы нейтрализовать отрицательный эффект информа­ционных сообщений.

Во всех известных культурах для нормализации своего психичес­кого состояния люди издавна использовали религиозные песнопе­ния, обрядовые и культовые танцы, медитацию, молитвы и покая­ния. В наши дни к этому арсеналу прибавилось огромное количество самых разнообразных специальных психологических методов, среди которых наиболее распространенными стали аутогенный тре­нинг, психоанализ, психодрама, психосинтез, рациональная психотерапия, нейролингвистическое программирование. Однако эффек­тивность испытанных временем и хорошо зарекомендовавших себя традиционных средств, таких как медитация, молитва и покаяние, от этого меньше не стала.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.