Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие принципы работы с детьми первых лет жизни




Социальная среда и роль взрослого – важные факторы социального, познавательного и речевого развития ребенка в раннем возрасте. Поэтому особые требования предъявляются к речи взрослого и его умению создавать и моделировать такие ситуации, которые позволяют стимулировать речевую активность детей, а также формировать их речевые умения и навыки. При этом необходимо помнить, что стимулирующее воздействие на речь ребенка в случае задержки речевого развития должно соответствовать не фактическому возрасту малыша, а актуальному уровню его речевого развития, именно тому, на котором он находится в настоящее время.

В довербальный период общение ребенка со взрослым осуществляется при помощи экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств. Необходимым условием полноценного формирования коммуникации при этом является создание благоприятного, позитивного эмоционального фона, стимулирующего ребенка к общению. Напомним, что именно в этот период у ребенка формируется устойчивое избирательное реагирование на звуки человеческого голоса. М.И.Лисина интерпретирует факт такого избирательного отношения к речевым звукам детей первого года жизни как выражение важнейшей потребности маленького человека – потребности в общении.

Основной задачей коррекционно-развивающего воздействия в этот период является стимуляция подражательной речевой деятельности малыша. Необходимо помочь ребенку выразить себя в форме любых звуковых проявлений, стимулируя его одобрением.

Период появления первых слов относится к наиболее значимым периодам развития речи. Известно, что понимание ребенком обращенной к нему речи намного опережает собственно говорение и является важнейшей основой и предпосылкой возникновения первых слов и элементарных фраз. Поэтому основными задачами коррекционно-логопедической работы с детьми, находящимися пусть и на самых первых ступенях вербального периода развития, являются: расширение объема понимания обращенной к ребенку речи, стимуляция любых голосовых реакций, звукоподражательной (имитативной) и собственно речевой активности.

Адекватное восприятие чужой и производство собственной речи формируется на хорошо знакомом детям материале («семья», «игрушки», «посуда», «еда, продукты», «одежда», «прогулка»).

Накопление лексического и синтаксического материала у ребенка напрямую зависит от тех требований к речи, которые предъявляются к нему в семье, где он растет. Наиболее успешно развивается речь детей, имеющих старших братьев и сестер, которые неосознанно стимулируют речевую активность младших в процессе общения и совместных игр. Именно постоянное общение взрослого с ребенком на понятном ему языке по самым актуальным для малыша вопросам и дает наилучший результат.

Жесты, мимика и интонация для малыша, который только начинает овладевать родным языком, являются основными средствами общения со взрослыми. С их помощью он может выражать свои чувства, потребности, желания и влиять на окружающих. Стимулируя речевую активность ребенка, родители или педагоги должны активно использовать жесты и мимику, чтобы объяснить смысл слов и показать, каким образом он может выразить свои желания и потребности. Например, говоря о большом предмете, можно развести руки в стороны, широко открыть глаза, поднять брови и произнести: «О-о!»; «Какой большой!». Описывая маленький предмет или игрушку, указательным и большим пальцами можно показать: «маленький», а голос сделать более тонким и тихим, лицу придать ласковое выражение. Необходимо активно использовать указательный жест, чтобы привлечь внимание ребенка к предмету, тем самым помочь ему запомнить именно то слово, которое обозначает этот предмет.

В раннем возрасте родители являются главными помощниками ребенка: именно они открывают малышу окружающий мир, знакомят его с предметами, явлениями. Это происходит в повседневной жизни, когда кормят, одевают, умывают или купают ребенка, идут с ним на прогулку, играют, читают ему книжку. Родители должны привлекать внимание ребенка к предметам: подносить малыша к тому предмету, до которого он не может дотянуться, показывать его и рассказывать о нем. Все эти действия имеют определенный смысл для ребенка, именно таким образом он общается с родными.

Речь взрослого должна быть достаточно эмоциональна, хорошо интонирована, с четкой артикуляцией и выделением ударного слога. Важно, чтобы во время обращения к ребенку он мог видеть как движения губ взрослого, так и тот предмет, который называется. Обращаясь к малышу нужно говорить более высоким тоном, ласково, иногда даже утрированно, используя при этом простые предложения, часто повторять одни и те же слова и звукокомплексы, называя предметы и игрушки, выделяя голосом определенные слова. Необходимо «подстраивать свою речь под малыша», говорить тише или громче, медленнее или быстрее, если нужно, делать паузы и прислушиваться к звукам, которые издает ребенок, повторять их за ним. Желательно комментировать все, что делает ребенок (например: «Ты взял куклу. Кукла упала. Бах – упала»); нужно стараться называть все предметы, на которые он показывает.

Невозможно учить ребенка только словесно. Необходимо использовать предметы, игрушки и игровые материалы. При этом они должны соответствовать возрасту малыша и уровню его развития. Нужно подбирать такие предметы и игрушки, которые привлекут внимание ребенка своей яркостью, формой, текстурой. Желательно дать предмет в руки ребенка, показать, какое действие можно с ним совершить. Можно спрятать предмет на глазах у малыша под платком или подушкой и попросить его найти.

Обязательно нужно объяснять все свои действия с предметами. Комментарии помогут ребенку понять, что различные слова обозначают определенные предметы-игрушки и действия с ними. Обычно все дети – хорошие имитаторы. Малыши повторяют за взрослыми действия, звуки и слова, таким образом они осваивают новые навыки и учатся говорить. Нужно делать паузы, чтобы малыш тоже пытался произносить услышанные звуки и слова.

Старайтесь не перегружать ребенка информацией, называя сразу много новых слов. Не стоит расстраиваться, если ребенок сразу не повторяет новое слово. Часто он еще не готов к этому. Обычно слова лучше запоминаются ребенком, когда они понятны, просты в произношении и восприняты им на эмоциональном фоне. Поэтому нужно как можно больше и чаще играть с малышом, сопровождая игру речью: «Ой! Барабан! Смотри! На нем можно играть: Бам-бам-бам»; «Это кубики! Смотри, какие они яркие, красивые! Сейчас будем строить башню!»

Развитие речи детей осуществляется в процессе ознакомления их с окружающим миром. Повседневное окружение ребенка до трех лет ограничено в основном рамками комнаты, квартиры или двора. Это не должно стать препятствием на пути получения разнообразных впечатлений, формирования усложняющихся представлений о действительности. Развитие речи ребенка происходит в каждый момент его жизни. Бытовые ситуации, среди которых подготовка ко сну, умывание, прием пищи и т.п., ценны тем, что изо дня в день они протекают почти в тождественных условиях. Это помогает обогатить словарь детей и закрепить речевые навыки. Естественность обстановки создает условия для обращения к детям по разнообразным поводам, что соответственно формирует у них потребность в общении. При этом нужно активнее использовать приятные для ребенка игровые и бытовые ситуации. Например, умывая или купая ребенка, можно напевать на ходу сочиненную песенку, обращая внимание малыша на части тела и лица, о которых в ней поется, ласковым прикосновением:

Где же, где же, где же, где же, где же наши ручки? (2 раза)

Вот они, вот они, вот наши ручки. (2 раза)

Где же, где же, где же, где же, где же наши ножки? (2 раза)

Вот они, вот они, вот наши ножки. (2 раза)

Где же, где же, где же, где же, где же наш животик? (2 раза)

Вот он, вот он, вот наш животик. (2 раза)

Где же, где же, где же, где же, где же наши глазки? (2 раза)

Вот они, вот они, вот наши глазки. (2 раза)

Где же, где же, где же, где же, где же наши щечки? (2 раза)

Вот они, вот они, вот наши щечки. (2 раза)

Ласковый голос взрослого и приятные поглаживающие движения будут стимулировать самостоятельные голосовые реакции ребенка.

Одного только общения с малышом в бытовых ситуациях недостаточно для развития его речи. Необходимым условием является использование речи во всех сферах его жизненной активности, и прежде всего в предметной и игровой деятельности. Также желательно проводить специально организованные занятия (игры-занятия). Важно учитывать, что в раннем возрасте все задания, которые даются ребенку, следует предлагать не в директивной форме, а как занимательную и интересную игру. Только на эмоциональном подъеме малыш сам захочет произнести новое слово, повторить услышанное им сочетание звуков или фразу.

При разучивании новых слов следует всегда сначала использовать игрушку или предмет, а затем картинку. Если ребенок легко узнаёт и называет знакомые предметы и игрушки, следует постепенно переходить к работе с предметными и сюжетными картинками.

Логопедическое воздействие в процессе оказания психолого-педагогической помощи ребенку первых лет жизни представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них имеет свои цели, задачи, методы и приемы коррекции.

Процесс развития речи у детей первых лет жизни подразделяется на два периода[1]: подготовительный период в речевом развитии (с первого месяца жизни до полутора лет) и период оформления самостоятельной речи (с полутора лет). Значительным стимулом в формировании речевых навыков является потребность в общении (сначала в эмоциональном общении со взрослым, на основе которого развивается интерес к окружающему; затем в речевом общении с окружающими). На основе эмоционального общения ребенок учится понимать сначала движения, мимику, жесты, а затем и речь взрослого (что возникает во втором полугодии жизни). Очень важными подготовительными элементами в формировании самостоятельной речи ребенка является лепет и подражание. В конце первого года жизни у ребенка появляются первые осмысленные слова, второе полугодие второго года жизни является периодом становления самостоятельной речи ребенка и интенсивного ее развития.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.