Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление. Память проявляется в активном восприятии-узнавании, но ребенок может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное раньше




Внимание

Воображение

Память

Память проявляется в активном восприятии-узнавании, но ребенок может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное раньше. Но доминирует непроизвольная память.

Важная характеристика восприятия в этом возрасте – его аффективная окрашенность. Предметы привлекают ребенка, вызывая эмоциональную реакцию. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная память. Развивается интенсивно: возрастают объем и прочность сохранения материала. Но, пока говоря о памяти нельзя ещё опираться на прошлый опыт ребенка. Раннее детство, как и младенчество, забывается.

Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память: ребенок реагирует уже не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение.

Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Складываются его предпосылки, представление и отсро­ченное подражание.

Воображение появляется в игре, когда возникает вооб­ражаемая ситуация и игровое переименование предметов: Даша – «я гажу белье» - в игре.

Воображение функционирует только с опорой на реаль­ные предметы и внешние действия с ними. К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка — сказки, рассказы.

В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи.

Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, не­устойчиво, наблюдаются трудности переключения и распре­деления, невелик его объем.

Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания.

Расширяется круг предметов, их признаков, а также дей­ствий с ним, на которых сосредоточивается ребенок.

Первоначально мышление проявляется в самом процессе практической деятельности, а затем активно вмешивается в деятельность и организует целенаправленные действия.

Ψ Эксперименты Гальперина: достать игрушки из большого ящика с помощью лопатки (ручка лопатки под углом 90° к лопасти): гоняет игрушки, затем подстерегает удобное положение, затем энергичные действия создать такое положение.

Основная форма мышления — наглядно-действенное, которое основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. В 2 года у ребенка появляется внутренний план действий – начинают формироваться элементы наглядно-образного мышления (решение задачи происходит в результате внут­ренних действий с образами). Но, несмотря на это предметная деятельность остается источником интеллектуального развития ещё долго.

Мышление развивается в процессе практической деятельности и из практической деятельности, поэтому отстает от неё по общему уровню развития и по составу операций. Кроме того, совершенствуются и предметные действия. Они переносятся и на другие ситуации и условия. Совместная деятельность взрослого с ребенком, в которой были переплетены их действия распадается. Взрослый теперь задает образцы действий, контролирует, корректирует, оценивает их выполнение. Ребенок начинает вычленять свои действия. Личные действия становятся предпосылками нового всплеска самостоятельности (кризис 3 лет).

Усваивается манипулирование различными предметами (ложкой, чашкой и т.д.).

Начинает формироваться знаково-символическая функ­ция сознания, т.е. усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также заме­щения реального предмета знаком. Развитие символической функции проявляется в графических действиях и рисунках детей (каракули).

У ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение (используется связь между предме­тами для достижения цели и устанавливаются новые связи между свойствами предметов при практических действиях с ними).

Особенности развития речи в раннем возрасте. Разви­тие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов. Ψ Даша, 2 года: одевает сапоги (рукавицы) – «наножить»; сапоги – «тапожки».

В раннем детстве речь ребенка развивается от примитив­ных называний до осознанного выражения мысли.

F Автономная речь быстро начинает заменяться «взрослой» речью. Но это лучше происходит, когда сложились благоприятные условия: полноценное общение ребенка со взрослыми. Для развития речи необходимо помогать ребенку преодолевать автономную речь, а не поддерживать её.

F Дети овладевают как фонетической (звучание), так и семантической (значение) стороной речи. Произношение слов становится более правильным. Слова приобретают предметные значения, появляются первые обобщения (обобща­ющая функция речи): Ψ Под словом «игрушки» ребенок понимает мяч, куклу и т.д. (предметы сходные по признаку или способу действия).

F Растет пассивный словарь (количество понимаемых слов). В 2 года ребенок понимает все слова, которые взрослый произносит об окружающих предметах. Понимает инструкции взрослого о совместных действиях. Формируется регулирующая функция речи, когда ребе­нок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его тре­бования. В 2-3 года понимание речи-рассказа. Формируется понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка, в том чис­ле социальный. Ψ Даша рассказывает «Курочку Рябу»: «Баба бива-бива – не добива, дед бив-бив – не коется»…

F Интенсивное развитие и активной речи: к 3 годам – 1000-1500 слов. 1,5 года – предложение из 2-3 слов. 3 года – усвоение основных грамматических форм. Активная речь становится сред­ством общения со взрослыми и сверстниками (коммуникативная функция речи). Появляется ситуативная речь, понятная исходя из кон­текста ситуации, в которую включены собеседники, описа­тельная речь. Ψ Везу Дашу на санках, 1 год 11 мес. Она приговаривает: «Тиконечко-тиконечко».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.