Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные функции семьи 12 страница




- ознакомление ребёнка с произведениями литературы, искусства; поощрение занятий физкультурой и спортом и т. п.

Педагогическая наука ориентирует родителей на постепенное увеличение масштабов и усложнение содержания информации в семейном воспитании, а также на систематическое повышение требований к детям в зависимости от возраста.

Главное направление С.в. в период пребывания ребёнка в детском саду и в школе — постоянная координация усилий родителей с деятельностью детских учреждений. Взрослые члены семьи помогают школьнику в учёбе и рациональном использовании свободного времени для всестороннего развития.

Лит.: Волков К. Н. О времени, детях и о семье.- М., 1971; Младший школьник: формирование и развитие его личности. - СПб., 2002; Новикова В.И. Воспитание у младших школьников нравственных ценностей. - Таганрог, 2006; Смолина В. В. Первый ребенок в семье. - М., 1966; Физическая культура в семье. - М., 1973; Эстетическое воспитание в семье. - М., 1973.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений, она является персональной средой жизни и развития детей.

Принимая семью в качестве объекта и субъекта исследования, следует учитывать в первую очередь: условия жизни семьи, структуру, образ жизни, образ мысли семьи, этапы жизненного цикла семьи, функции семьи

Условия жизни семьи – это влияние (положительное или отрицательное) социальной макро- и микросреды: состояние макроэкономики и экономики собственно семьи, правовых основ, нравственно – психологическое состояние общества и ближайшего окружения семьи. Структура семьи отражает совокупность социальных, духовных и нравственных отношений, отношений родства, внутрисемейной установки и отношения власти и авторитета. Образ жизни семьи – это совокупность тех видов жизнедеятельности, которые осуществляются совместно всеми или отдельными членами семьи, но от имени всей семьи. Образ мысли семьи отражает ценностно-нормативную структуру семейной жизни. Этапы жизненного цикла (или история развития) семьи показывают динамику изменений, происходящих в ней с момента создания до её распада. История развития отражает генеалогическое древо семьи, обычаи и традиции. Функции семьи отражают общественно – значимые и личные потребности, реализуемые в семейной среде. М.С. Мацковский, которому принадлежит наиболее полная классификация основных функций семьи, выделяет следующие (см. таблицу 1):

Таблица 1

Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции
Репродук­тивная Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребности в детях
Воспитательная Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях
Хозяйствен­но-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других
Экономи­ческая Экономическая поддержка несовершеннолетних и не­трудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги)
Сфера первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизне­деятельности, а также ответ­ственности и обязательств в отношениях между супру­гами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения Формирование и поддержание правовых и моральных санк­ций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи
Сфера духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза
Социально-статусная Предоставление определен­ного социального статуса членам семьи. Воспроиз­водство социальной структуры Удовлетворение потребностей в социальном положении
Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции
Досуговая Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов
Эмоциональ­ная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви
Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей

 

Лит.: Гольцова Н.В.Педагогическая социология. – М., 2006; Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. - М., 1989.

 

Сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям ОТ.

Лит.: Охрана труда. Курс лекций для руководителей и специалистов / Национальная ассоциация центров охраны труда. - Нижний Новгород, 2007.

Сопровождение – совместные действия (система, процесс, вид деятельности) людей по отношению друг к другу в их социальном окружении, осуществляемые ими во времени, в пространстве и в соответствии с присущими им ролями.

В процессе С. человека он сам и его окружение занимают определенные социальные позиции по отношению друг к другу. Действуя в рамках этих ролей, каждый из них выполняет своего рода «социальный заказ», выполняя предписанную им общественными ожиданиями функцию. Социальная роль и место в социальном пространстве конкретного человека позволяют отнести его к определенной социальной группе, в частности, такой социальной группой являются дети с их функцией развития и различные группы взрослых, функцией которых в данном конкретном случае также является развитие детей. В этом совпадении функций заключается суть С. человека в детском возрасте. Аналогичным образом реализуется процесс С. и взрослых людей, рядом с которыми также есть другие люди, которые обеспечивают это развитие путем совместного решения конкретных задач в разнообразных жизненных и социальных ситуациях.

Нарушение функции С. одними людьми по отношению к другим практически всегда является причиной появления «педагогических девиантов», социальных сирот (безнадзорных и беспризорных детей), одиночества человека (особенно в его старости), бездомных людей и бродяг.

С. человека представляет собой его социальное взаимодействие с окружающими людьми, функциями воздействий которых является развитие этого человека на его жизненном пути, в разнообразных личных и социальных ситуациях. Такое С. может носить различный характер, который в каждом конкретном случае определяется категорией «отдельное». Это подтверждается тем, что в практической деятельности и научной литературе встречаются понятия «медицинское сопровождение», «психологическое сопровождение», «научное сопровождение», «финансовое сопровождение», «социально-педагогическое сопровождение» и др.

Лит.: Липский И.А. Воспитание как социальный институт //Теоретико-методологические проблемы современного воспитания. - Волгоград, 2004; Битянова М.Р. Школьный психолог: идея психолого-педагогического сопровождения //Директор школы. 1997. № 3.

Социализация. 1) Процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Позиция человека при этом определяется как пассивная по отношению к активной позиции общества. Этот подход обозначен как субъект-объектный и его авторами признаются Э.Дюркгейм и Т.Парсонс. 2) Процесс развития и самоизменения человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, которые происходят во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. При определении социализации сторонники данного подхода (Ч.Кули и Дж.Г.Мид). отстаивают активность человека в процессе социализации: он не только адаптируется к обществу, но и влияет на свою жизнедеятельность и на самого себя. Этот подход определяют как субъект – субъектный.

Современная отечественная наука основываются на субъект-субъектном подходе в трактовке С., в определении ее сущности, факторов, агентов, целей, средств и механизмов (Ю.В. Василькова, Б.З.Вульфов, Ю. А.Галагузова Н.Ф.Голованова, А.В.Мудрик, В.Д. Семенов и др.).

С. – это сложный процесс взаимодействия ребенка со множеством факторов. Факторы С. – это действующие на ребенка условия, с которыми он вступает во взаимодействие в процессе своего развития. Выделяют четыре группы факторов – мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы. Сущностный смысл С. раскрывается на пересечении таких ее процессов как адаптации, индивидуализации, персонализации. Одновременно они являются диалектически взаимосвязанными этапами С., которые проходит человек на протяжении всей жизни, взаимодействуя с окружающей средой.

В процессе С. ребенок усваивает как положительный, так и отрицательный опыт. В первом случае вероятность становления ребенка как субъекта развития более вероятна, во втором – отрицательный опыт (асоциальный, антисоциальный) превращает ребенка в жертву С., в управляемого объекта спонтанных и стихийных влияний.

Лит.: Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. Соч.: В 6 т. – т.4. – М.,1984; Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. – СПб., 2004.

Социальная безопасность в детском доме 1)система межличностных отношений, которые вызывают у участников чувство принадлежности к детскому дому как референтно значимойсреде; убеждают человека, что он пребывает вне опасности (отсутствие угроз); укрепляют психическое здоровье; 2) система мер, направленных на предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности. Новые условия – детский дом-, в которые попадают дети после смерти родителей или пребывания в родной, хотя и не­благополучной семье, способны или компенсировать имеющиеся проблемы личности или уси­лить их. Пребывание в детском доме способствует изменению лич­ностных характеристик личности, которые влияют на настоящую и будущую жизнь ребенка-сироты (А.Гусев).

Человек может быть здоровым только в определенных условиях. Одним из таких условий для ребенка-сироты является социальная безопасность в детском доме (И.И. Блинов, И.Н. Богданов, Брутман В. И.Л.П. Гончаренко. С.В. Грачёв, М.Ю. Захаров, Ю.Л. Кутахов, Е.Ю. Митрохина).

К показателям социальной безопасности относят следующие:

- у ребенка сформированы нравственные интересы, идеалы, убеждения;

- воспитанник достигает такого уровня социальной компетентности, при котором он мог бы самостоятельно планировать семейную жизнь, профессиональную карьеру, адекватную его интересам, возможностям, потребностям рынка труда, достигать намеченных планов;

- он способен справляться с возникающими на его жизненном пути трудностями или, в случае необходимости знать, где и от кого можно получить помощь, умение вовремя за ней обратиться;

- ребенок имеет чёткие представления о самом себе, своих возможностях и ограничениях; готов познавать и принимать себя во всём многообразии ситуаций и личностных проявлений, стремится быть лучше, обладает эмпатией, толерантностью, умением совершать выбор, быть ответственным;

- ребенок, воспитывающийся в детском доме, должен достичь уровня рефлексивного осмысления своих поступков, возможностей и ограничений; овладеть коммуникативными знаниями и умениями; умением разрешать конфликты; работать в команде; находить личностный смысл в каждом деле;

- воспитанник детского дома должен быть готовым к стабильным и нестабильным условиям жизни, обладать социальной устойчивостью к негативным воздействиям.

Среди показателей социальной безопасности также можно назвать: высокую мотивацию к обучению, саморегуляцию в соблюдении норм, уровень и качество образования, наличие ряда освоенных профессиональных навыков, наличие жилья и денежных сбережений при выпуске из детского дома.

Лит.: Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот. Современные проблемы и перспективы в условиях рынка. - М., 1992; Мухина В. С. Особенности развития личности детей воспитывающихся в интернатных учреждениях. – М., 2001; Постинтернатная адаптация детей-сирот /Под. ред. Шипициной Л.М., Абрамовой И.Г.- СПб., 2001; Семья Г. В. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – М., 2005.

Социальная безопасность ребёнка — такое состояние ребенка, при котором его биопси­хические возможности способ­ствуют установлению равнове­сия с социальной средой путём адаптации и конструктивной ак­тивизации в ней, следуя нравст­венным социальным нормам. Она характеризует социаль­ное развитие личности, соци­альную адаптированность, вос­питанность, социализированность ребёнка в настоящий пе­риод времени. С. б. р. - это состояние уравновешен­ности, гармонии личности и со­циальной среды.

С. б. означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей воспитанников. Она удовлетворяет основные потребности в личностно-доверительном общении, обеспечивая защищенность включенных в нее субъектов. С.б. создается через различные социально-педагогические технологии, построенные на обучении сотрудничеству и отказу от разного рода насилия во взаимодействии. Результатом их является здоровая во всех отношениях личность.

Комплекс рисков образуют угрозу С. б. р. С. б. р. - это интегрированная категория, объединяющая педагогические, психологические, социологические, медицинские научные зна­ния.

Лит.: Алексеева И.А., Гордеев П.Н. и др. Дети риска.- СПб., 2002; Актуальные проблемы современного детства. - М., 1994; Кузнецов.В.Н. Социология безопасности: Формирование культуры безопасности в трансформирующемся обществе. – М., 2002; Яновский Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. - М., 1999.

 

Социальная защита – социальный институт государства, создающий и поддерживающий социальные гарантии достойной жизни, достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

С. з. – необходимая и своеобразная плата общества, бизнеса, работодателей, государства за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность экономического процветания. С.з. ориентирована на всех граждан РФ, но её реальное воплощение по отношению к различным слоям и социальным группам населения является дифференцированным: социально и экономически активным, трудоспособным гражданам она должна обеспечить возможности для получения образования и профессиональной подготовки, для занятости в общественном труде и предпринимательстве, получении медицинской помощи, для приобретения жилья, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения – обеспечить дополнительный комплекс мер гарантированной социальной защиты.

В настоящее время в РФ формируется система социальной защиты. Под системой социальной защиты понимается совокупность законодательно закреплённых экономических, социальных, юридических гарантий, прав и институтов для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоёв и групп населения, прежде всего – социально уязвимых. Система социальной защиты состоит из трёх основных подсистем: 1)институт социального страхования, 2) институт социального обеспечения, 3) институт социального обслуживания.

Современная концепция социальной защиты исходит из того, что основным субъектом её является сам человек, государство берёт на себя обязательство оказывать социальную поддержку человеку в его самостоятельном решении возникающих жизненных проблем.Идеологическая концепта социальной поддержки вытесняет понятие социальная помощь из активного словаря социальной защиты.

Лит.: Личная безопасность как объект социологического анализа//Социс -2007. - №2; Социальная политика: Толковый словарь / Отв. ред.Б.В. Ракитский. – М., 2002. Фролова Н.А. Социальная безопасность российской семьи: социально-правовой аспект//Социальная политика и социология. – 2006. - №3.

Социальная проблема – социальное противоречие, осознаваемое или неосознаваемое субъектами (индивидами, группами) как значимое для них несоответствие между существующим и должным, между целями и результатами деятельности, возникающие из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами деятельности, что ведёт к неудовлетворению социальных потребностей.

С. п. имеет объективно-субъективную природу. Лежащее в её основе противоречие между различными сторонами жизнедеятельности общества или социальных групп, чтобы стать проблемой, должно обязательно переживаться, оцениваться в качестве проблемы или проблемной ситуации. Важной стадией и процедурой выявления С. п. является социальная диагностика. С. п. обнаруживается также при сопоставлении объективного положения дел с нормами. Обычно исследователь имеет дело с комплексом взаимосвязанных проблем и поэтому должен структурировать их, наметить последовательность их преодоления.

Лит.: Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Е.И. Холостова. – М., 2002.)

 

Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта с окружающей действительностью, которой необходимо овладеть, благодаря принятию субъектом своей новой социальной позиции.

Понятие С.с.р. как единицы анализа динамики развития ребенка впервые было введено Л.С. Выготским в учении о структуре и динамике психологического возраста. С.с.р. задает задачи, находящиеся в зоне ближайшего развития ребёнка на данном возрастном этапе. Результатом их разрешения в стабильные периоды является появление психологических новообразований, которые приводят к перестройке всей структуры С.с.р. и тем самым изменяют всю систему отношений с внешней действительностью.

Выделяется две единицы анализа социальной ситуации развития:

1) деятельность субъекта по передаче социального опыта, которая осуществляется путем внешней активности субъекта;

2) переживание как показатель субъективного (внутреннего) социального развития.

В современной науке С.с.р. изучается в разных сферах. В частности, используется для описания онтогенетического развития личности ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович). При этом, для каждого возраста выделяется определенная область значимого окружения: это либо близкий взрослый, предметный мир, либо сфера общения со сверстниками. Как социально-психологическое понятие С.с.р. рассматривается как фактор, определяющий границы социального пространства ребёнка: на уровне микросистем (семья), мезосистемы (детский сад), экосистемы (общественные структуры, которые, находясь вне сферы непосредственного опыта индивидуума влияют на него), макросистемы, включающей в себя ценности, законы, традиции, в которых развивается ребёнок (Г.Р.Хузеева).

В историко-культурном аспекте социальная ситуация развития изучается с точки зрения социальных ролей, реализующих общую социальную позицию ребенка, систему объективных условий социогенеза (социальных, политических, экономических, правовых и пр.) и др.

Лит.: Хузеева Г.Р. Границы взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками //Мир психологии.2008. №3.

 

Социальное благосостояние -обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами; выражается системой показателей, характеризующих уровень жизни.

В. Лунстедт определял С. б. как практическое понятие, никак не связанное ни с какими абсолютными ценностями: С. б. имеет отчётливую прагматическую окраску и его содержание определяется принципом наибольшей полезности для общества. То, что полезно с точки зрения укрепления социальной организации и достижения поставленных обществом целей, и составляет С.б. для данного общества. С.б. включает в себя ощущение гражданами безопасности, психологического и материального комфорта, развитие индивидуальных способностей и качеств, свободу предпринимательства и т.д.

Лит.: Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. – Ростов н/Д, 2001; Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энциклопедический словарь/ Ред. Мчедлова М.П. и др. – М., 2001; Социологический энциклопедический словарь /Ред. Г.В. Осипова – М.,1998; Философский энциклопедический словарь - М.,1999.

Социальное воспитание – это педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь. Она предполагает полноценное использование в воспитательном процессе всего арсенала средств и возможностей, которыми располагает общество в целях формирования личности, адекватной требованиям общества и в определенной мере опережающей его развитие.

Термин «с. в.» прочно утвердился в послереволюционный период. В период 1917-1930 г.г. он употребляется в двух значениях: обозначение государственного органа, функцией которого являлось управление детскими воспитательными и образовательными учреждениями; обозначение процесса передачи общественного опыта от одного поколения к другому.

В книге «Основы и практика социального воспитания» (1923) известный педагог Н.Н. Иорданский выделил четыре взгляда на сущность С. в. Первый: С.в. – вся система воспитания со всеми ее сторонами (учебные занятия, организация детей, наблюдение за их здоровьем, личность учителя и др.). Второй: С.в. как общественное явление, опирающееся в организационном отношении на общественные формы жизни. Третий: С.в. как воспитание социальных инстинктов и навыков, создание социальной жизни в учебных занятиях детей и в организации их жизни на основе самоуправления. Четвертый связан с социальной педагогикой как научной и практической дисциплиной.

Однако после постановления Центрального комитета ВКП (б) 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» термин «С. в.» фактически прекратил свое существование. Свое «второе рождение» термин получил в 90-е годы XX века. Связано это с развитием отечественной социальной педагогики.

Социальное воспитание – важнейшая, но не единственная часть воспитания вообще. Его содержание, цели, средства и результаты органически переплетаются с другими направлениями и компонентами целостного процесса воспитания человека, но вместе с тем имеют свою специфику. Интегрированным результатом социального воспитания является социальность как способность человека взаимодействовать с социальным миром.

Лит.: Калашников А.Г. Педагогическая энциклопедия. Т 1-3. - М., 1927-1930; Никитин В.А. Социальная педагогика в социуме. - М., 2000

Социальное образование - органическое единство социального воспитания и социального обучения. Результатом С. об. является достигнутый каждым индивидом или группой детей уровень социальности, социального ориентирования и функционирования.

Лит.: Гольцова Н.В.Педагогическая социология. – Череповец, 2005; Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды /Под ред Д.И.Фельдштейна. – М.,2001.

Социальное обучение – это систематический, педагогически управляемый процесс, целью и результатом которого выступает развитие знаний, умений и навыков формирования социальности. Наряду с общением между участниками социально-педагогического процесса в С. о. выделяется и имеет определяющее значение для диагностики его результативности организация взаимоотношений личности со средой, координация воспитательных сил социума, социальных обязанностей и групп – семьи, общества сверстников, общественных организаций и т.п

Лит.: Гольцова Н.В.Педагогическая социология. – М., 2006; Бандура А. Теория социального научения /Пер. с англ. – СПб., 2000; Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды /Под ред Д.И.Фельдштейна. – М.,2001.

Социальное право -вид правав современной системе права. Право в современных обществах - основной способ реализации социального контроля. Правовой контроль является наиболее эффективным, т.к. опирается на государственный механизм принуждения и обеспечивается всеобщностью права как социального регулятора. С.п. контролирует и регулирует отношения между государством и человеком в социальной сфере общества. В С.п. закрепляются основные социальные гарантии, что и составляет основное содержание данного права, разрабатываемые в виде законов. В С.п. РФ социальные гарантии декларируются и закрепляются в Конституции РФ как одно из видов неотчуждаемых пав.

Предметом С.п. являются: правовое регулирование занятости, охрана труда и здоровье населения, социальное обеспечение, социальное страхование и пенсионное обеспечение, правовое регулирование социальной защиты отдельных категорий населения и деятельности учреждений социальной защиты.

Основные функции С.п.: 1) экономическая – воздействие права на создание средств жизнеобеспечения людей, процессы распределения, потребления, а также нормы охраны труда и его оплаты; 2) политическая – в нормах права фиксируются основные положения социальной политики государства, и таким образом право способствует реализации этой политики; 3) организационная – создание системы служб социальной защиты, обеспечение безопасных условий жизни и благосостояния, повышения культуры труда, быта, и отдыха; 4) воспитательная – повышение культуры взаимоотношений в процессе труда и в быту уважение к интересам других лиц, утверждение принципов сострадания, милосердия, человеколюбия в обществе.

Лит.: Денисова И.П., Клиновенко Л.Р. Социальная политика: Учебник для вузов. – М., 2007; В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко. Социология права – Ростов н/Д., 2001; Парягина О.А. Правовые проблемы социальной политики. – Иркутск, 2001; Трудовое и социальное право России /Под ред. Л.Н. Анисимова. - М., 2001.

Социальное становление личности – это процесс и результат успешного формирования положительного социального опыта.

С. с. л. как процесс – это динамика социального развития человека, определяющая его формирование как социально зрелой личности; происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания. С. с. личности как результат есть уровень (показатель) социального развития человека, свидетельствующий о его социальной зрелости, способности осознавать себя в обществе как личность, самостоятельно определять для себя цели и достигать их, о развитости чувства собственного достоинства, уверенности в своем положении в обществе.

С.с. л. начинается в дошкольном возрасте. Кругозор ребенка постепенно расширяется, когда он общается с взрослыми. В этот период начинается складываться его характер, формируется первый положительный социальный опыт. Не найдя ответа на трудные вопросы жизни у взрослых, ребенок сам ищет ответ в окружающей его мире. Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем ему придется столкнуться в дальнейшей жизни.

Социальное становление личности продолжается в период школьного обучения, которое обеспечивает учащегося научно-практическим опытом познания окружающей действительности и самого себя, формирует целостную картину мира. Считается, что С.с. – процесс длительный, но базовые черты социально зрелой личности формируются именно в период школьного обучения.

Лит.: Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М., 2002.

Социальное страхование – институт социальной защиты населения от наступления негативных последствий осуществлённых социальных рисков: болезни, старости, трудных жизненных ситуаций и др.

Система С.с. представлена тремя подсистемами: 1) медицинское страхование; 2) пенсионное страхование; 3) собственно социальное страхование. Основными источниками права на С.с. в РФ являются Конституция РФ (ст. 7, 35, 43, 58, 59 и т.д.) и федеральные законы: «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28.06.1991, «Об обязательном пенсионном страховании РФ» от 15.12.2001, «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999.

Страхование производится в 2-х формах: обязательное страхование и добровольное.

Лит.: Бородин П.П. Новые вызовы безопасности и стабильности российского общества //СГЗ. 2007. №5; Буянова М.О. и др. Право социального обеспечения. – М., 2006; Замараева З.П. Проблемы социальной защиты населения в современных условиях //Социальная политика и социология. 2005. №3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.