Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины и особенности развития лизинга за рубежом




Одной из новых форм кредитных отношений, которую осваивают российские банки, является лизинг. Эта операция получила большое распространение в мировой банковской практике.

Феномен лизинга уже к началу 80-х годов XX в. определился не как простая долгосрочная аренда, а как новая, нетрадиционная, дополнительная система перспективного финансирования, в которой задействованы арендные отношения, элементы кредитного финансирования под залог, расчеты по долговым обязательствам и прочие финансовые механизмы. Лизинговая операция способствует сотрудничеству и взаимодействию банковских структур с деловыми кругами по финансированию производства, что так необходимо сегодня российской экономике.

Лизинговый бизнес представляет собой особую сферу предпринимательской деятельности. При активном внедрении лизинг в силу присущих ему возможностей становится мощным импульсом технического перевооружения производства, структурной перестройки российской экономики, насыщения рынка высококачественными товарами. Эффективность лизинговых сделок, достигаемая в результате их применения в хозяйственной практике, состоит в активизации инвестиционного процесса, улучшения финансового состояния предприятий-лизингополучателей, повышении конкурентоспособности мелкого и среднего бизнеса.

Идея лизинга ненова. Принято считать, что все экономико-правовые отношения, связанные с лизингом, относятся к новому или новейшему пери­оду истории хозяйственных взаимосвязей. Однако это не так. До­кументально известно, что аренда (лизинг) известна человеку с незапамятных времен. Для подтверждения данного положения сделаем краткий обзор эволюции этой сферы хозяйственных от­ношений и проследим ключевые этапы ее развития.

Древнегреческий философ и ученый Аристотель (384-322 до н.э.) в одном из трактатов «Риторики» утверждал: «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности», т. е. совсем не обязательно иметь в собственности имущество — достаточно лишь иметь право пользования этим имуществом и извлекать из этого доход.

Как форма использования сельскохозяйственного инвентаря и земли идея лизинга известна очень давно. Например, в 1984 г. при раскопках древнего государства Шумер (г. Ур — 2000 г. до н.э.) были обнаружены глиняные таблички, на которых стороны договора фиксировали свои обязательства по передаче на определенный срок в пользование и владение сельскохозяйственных орудий, земли, животных, ирригационных систем. Арендодателями, как правило, выступали священники, жившие в храмах г. Ур и заключавшие договоры с местными фермерами.

В ряде законов, датированных 1775 - 1750 гг. до н.э. и принятых вавилонским царем Хаммурапи, содержались статьи, регулирующие права пользования и владения собственностью: рассмотрены случаи аренды, нормы арендной платы, условия залога имущества.

Комплекс имущественных отношений, связанных с правом использования и владения, нашел отражение и в Римском праве. Император Юстиниан I (483 — 565 гг.), систематизировавший законы государства по отдельным отраслям права, отразил арендные (лизинговые) отношения в Институциях.

Предметы лизинговых сделок не были ограничены каким-либо видом сельскохозяйственного или ремесленного оборудования..В Афинском государстве все шахты принадлежали Государству, которое через уполномоченное агентство сдавало их в аренду. Арендные платежи осуществлялись в виде годовых заранее скалькулированных сумм или в виде процента от объема добытой руды. Полученные доходы от сдачи шахт в аренду впоследствии были использованы Грецией для постройки военных кораблей и укрепления флота. Предметом арендных отношений являлась и военная техника. В1066 г. норвежский король Вильгельм Завоеватель арендовал у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова, поскольку ни норвежский король, ни нормандский герцог не обладали необходимым экономическим потенциалом для финансирования такой кампании и не обладали достаточным временем на постройку такого флота. Объектом аренды были и уникальные предметы. В 1248 г. был зафиксирован договор, согласно которому рыцарь арендовал доспехи для участия в 7-м Крестовом походе. Выплаченная им арендная плата в итоге значительно превысила первоначальную стоимость амуниции.

Лизинг считается американским изобретением, получившим известность в Европе в начале 60-х гг. XX в., однако английские авторы утверждают, что лизинг зародился в Англии, затем перекочевал в Северную Америку и лишь потом с некоторыми изменениями во второй половине XX в оказался опять в Европе. Анализируя развитие лизинговых отношений за рубежом на базе двух компонентов: а) качественного изменения их характера; б) абсолютного роста числа лизинговых сделок, — можно условно выделить пять этапов:

1) начальный период развития лизинга (конец XIX — середина XX в.);

2) американский период развития лизинга (50-е гг. XX в.);

3) период распространения лизинга (60-е гг. XX в.);

4) период «лизингового бума» (70-е гг. — начало 80-х гг. XX в.);

5) период мировой лизинговой интеграции (середина 80-х гг. XX в. — по настоящее время).

Для первого этапа эволюции лизинговых отношений характерно смешанное соотнесение понятия «лизинг» ко всем видам арендных операций, что естественно для англоязычных стран, где термин lease начал употребляться в конце периода зрелого феодализма в значении земледельческой аренды, а также договора об аренде и сроке аренды. Постепенно под лизингом начинает пониматься аренда любого имущества, в том числе домов, транспортных средств, различных механизмов.

В Великобритании в начале XIX в. развитие промышленности, увеличение объема производства повлияло на рост количества товаров, сдаваемых в лизинг. Кроме того, на распространение лизинга существенное влияние оказало развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности.

Первый арендный договор в Североамериканских Соединенных Штатах был зарегистрирован в начале XVIII в. - согласно этому договору были получены в аренду лошади, фургоны, коляски. Впоследствии на американском континенте лизинг стал применяться главным образом для операций по временному пользованию и владению имуществом на транспорте, в промышленности, службах связи и сервиса.

В дальнейшем рост лизинговой активности определялся, как и в Великобритании, развитием железнодорожного транспорта: железнодорожные компании начали искать возможности для получения вагонов не в собственность, а в пользование, либо выставляли частным грузоотправителям условие о самостоятельном обеспечении вагонами.

Ряд экономистов В.Хойер, Х.-Й.Шпигглер, Г.Лозюн считают действительной точкой отсчета лизинговых операций 1877 г., когда одна американская телефонная компания решила не продавать телефоны, а сдавать их в лизинг и устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе лизинговой платы.

Производителей новой техники также заинтересовали лизинговые операции, поскольку они позволяли защитить технологии, доставляющие предмет их собственности, ноу-хау, воплощенный в новых машинах.

Аналогичные явления имели место и в других отраслях, пока не было принято антимонопольное законодательство, и производители оборудования вынуждены были выставлять его на свободную продажу.

В 30-е гг. Г.Форд эффективно использовал лизинг для расширения сбыта своих автомобилей, хотя идея сдавать в лизинг автомобили появилась уже в начале XX в. Эта услуга называлась Drive-Your-Self, так же называлась и компания, основанная пионером индустрии проката Уолтером Джекобсоном в 1918 г. в Чикаго. Однако основателем автомобильного лизингового бизнеса считается Золли Фрэнк — торговый агент из Чикаго, предложивший в начале 40-х гг. XX в. долгосрочный лизинг автомобилей.

Во время Второй мировой войны правительство США активно использовало так называемые контракты с фиксированной рентабельностью, согласно которым правительственным подрядчикам позволялось устанавливать определенный уровень доходности по отношению к издержкам, поскольку большая часть товаров и услуг подрядчиков была необходима лишь в военное время; в мирное время специализированные станки и машины могли иметь ограниченную рыночную стоимость - таким образом, возникал риск непокрытия издержек по оборудованию, приобретенному для выполнения конкретного правительственного проекта. Минимизировать этот риск позволял лизинг оборудования, срок которого соответствовал сроку договора подряда. Если же требовались крупные и дорогостоящие специализированные машины и инструменты, само правительство должно было выступать по отношению к подрядчикам в роли лизингодателя.

В России понятие «лизинг» стало известно во время Второй мировой войны, когда по лизингу осуществлялись поставки американской военной техники, оборудования, имеющего двойственное применение (как в военных, так и в гражданских целях), материалов и сырья, оружия, продовольствия. В настоящее время далеко не все виды перечисленного выше имущества могут являться предметом лизинговых отношений.

Таким образом, на рубеже веков операции по лизингу средств производства практиковались практически во всех промышленно развитых странах мира. Следует отметить, что в этот период лизинг еще не выделился в самостоятельную отрасль, а применялся спорадически для решения локальных задач и привлечения потребителей в период товарного избытка.

На втором этапе своего развития лизинг прочно утвердился как одна из форм предпринимательской деятельности на внутри-американском рынке оборудования. Импульсом к развитию лизинга послужило открытие в 1952 г. в Сан-Франциско американским предпринимателем Генри Шоенфельдом первой в мире специализированной лизинговой компании. Еще в 1951 г. Шоенфельд предложил своим коллегам по работе использовать долгосрочный лизинг машин и транспортных средств. Новизна решения состояла в том, что Шоенфельд выступал в роли посредника между изготовителем имущества и лизингополучателем, находил требуемое для клиента имущество и сдавал его в лизинг. Для американской хозяйственной практики это было необычным явлением, так как имущество сдавалось во временное пользование и владение либо непосредственно производителем (юридический собственник), либо пользователем (экономический собственник).

Особенностью этой компании было и то, что она являлась независимой, т. е. не контролировалась банками, финансовыми группами и производителями оборудования. Однако, несмотря на небольшой собственный капитал, компания предоставляла лизинговые услуги на суммы, намного превышающие свои активы.

Постепенно лизинговые сделки начинают практиковать сотни компаний, и лизинг формируется как специализированный институт финансово-посреднических операций. К концу 50-х гг. в США функционировала устойчивая структура лизинговых фирм, начавших проводить операции и за рубежом.

Третий этап в развитии лизинга характеризуется развитием лизинговой индустрии, как и всей системы финансово-промышленных отношений, в Западной Европе и Восточной Азии. На первых порах лизинг в Европе развивался не так бурно, как в США, — во многом это было обусловлено неопределенностью лизинговых операций с точки зрения гражданского, торгового и налогового законодательства. Так, к середине 60-х гг. объем лизинговых операций составлял 1 млрд. дол., но уже к концу 80-х гг. он превысил 110 млрд. долл., т. е. за четверть века увеличился более чем в 100 раз. Спорадические лизинговые операции промышленных и торговых компаний благодаря поддержке американского капитала сменила организованная деятельность специализированных лизинговых фирм.

В 1960 г. создается первая британская лизинговая компания.

Лизинговые компании возникают и в других европейских странах: в 1962 г. в Германии. Во Франции первая лизинговая компания появилась в 1957 г. В 1965 г. во Франции действовало 28, а через 4 года уже 33 лизинговых компаний.

В Италии первая лизинговая компания появилась в 1963 г., в Японии — в 1963 г. Все они были созданы с участием американского капитала.

Четвертый этап развития лизинга за рубежом характеризуется значительным нарастанием интереса к лизинговым операциям в большинстве промышленно-развитых стран. Возникают сотни специализированных лизинговых компаний, в некоторых отраслях лизинг становится доминирующей формой капиталовложений — например, лизинговые инвестиции в автотранспорт США в 1971 г. составляли 52% общего объема инвестиций данной группы.

В ряде государств возникают лизинговые ассоциации: в Великобритании (1971 г.), в Германии (1971 г.), в Японии (1972 г.).

Следующим важным моментом четвертого этапа развития лизинга стала интернационализация лизинговых связей: лизинговые компании открывают свои филиалы за рубежом совместно с местными фирмами того же профиля. Наряду с национальными лизинговыми ассоциациями возникают так называемые международные лизинговые клубы.

В Европе (Брюссель) наиболее известной международной лизинговой ассоциацией является основанная в 1972 г., которая ставит перед собой следующие задачи:

· проведение сравнительных исследований регулирования лизинга в гражданском, налоговом и торговом законодательстве в странах - участницах;

· сбор статистической информации, представляющей прямой или косвенный интерес для лизинговых компаний;

· регулярное проведение научно-практических конференций по обмену опытом работы национальных лизинговых ассоциаций и союзов;

· изучение и совершенствование механизма лизинговых сделок и создания лизинговых компаний.

Для практической реализации поставленных задач в системе были созданы следующие комитеты:

1) правовой комитет — рассматривает законодательные положения по лизингу в странах - членах ассоциации, вопросы, связан­ные с правом собственности на лизингуемое имущество;

2) комитет по налогам и балансам — занимается налогово-правовыми нормами ведением балансов;

3) статистическая рабочая группа — осуществляет сбор статистических данных по лизингу в различных странах мира.

По состоянию на 2001 г. в ассоциацию входило 24 страны, представляющих интересы 1118 национальных лизинговых компаний.

В других странах с целью урегулирования вопросов, связанных практикой лизинговых операций, были созданы: в Азии в 1982 г. с секретариатом в Сингапуре; в Южной Америке в 1983 г - латиноамериканская лизинговая Федерация с секретариатом в Мексике.

В 1984 г. три федерации и ассоциации лизинговых компаний США и Австралии основали Мировой лизинговый совет.

Кроме этого, фирмы, специализирующиеся на лизинге автомобилей и грузовиков, самолетов, компьютеров основали 3 специализированных ассоциации: европейская ассоциация лизингодателей легковых и грузовых машин; международная организация лизингодателей самолетов; европейская ассоциация лизинга и торговли компьютерами.

Следующей особенностью четвертого этапа развития лизинга явилась диверсификация лизинговой деятельности. Возникают новые виды и формы лизинговых операции: раздельный лизинг, кооперация производителей, возвратный лизинг (годовой объем возвратного лизинга в США в 1985 г. составил 26 млн. долл.).

Пятый этап развития лизинга за рубежом характеризуется снижением темпов прироста лизинговых операций в странах, где они занимали традиционно сильные позиции.

Насыщение спроса на лизинговые услуги привело к диверсификации деятельности лизинговых компаний, практике лизинга все более крупных объектов, заключению инжиниринговых по своей сути соглашений, росту сопутствующих услуг, постепенному снижению лизинговых ставок и приближению их к ставкам банковским, а также переводу капиталов лизинговых компаний в зарубежные филиалы и увеличению международной деятельности лизинговых фирм.

Кроме того, принятие ряда законодательных актов в отношении налогообложения лизинговых операций, прежде всего в странах, дававших значительные налоговые и амортизационные льготы таким сделкам, замедлило темпы развития лизинга.

Например, в США в 1982 г. Закон о справедливом налогообложении существенно сократил возможность получения налоговых льгот по лизингу. В 1984 г. Закон об уменьшении дефицита отменил налоговый инвестиционный кредит, а Закон от 1986 г. о налоговой реформе подтвердил отмену налоговой скидки и изменил порядок амортизационных отчислений.

Аналогичный процесс произошел и в Великобритании, где в 1986 г. наблюдалось сокращение масштабов лизингового бизнеса на 10% против роста в предыдущем году на 43%.

Таким образом, реформа налоговой системы существенно снизила экономическую привлекательность лизинга, но, тем не менее, не остановила его развитие.

Одним из следствий процесса реформирования явилось относительное усиление лизинговых компаний тех стран, где ранее отсутствовало льготное лизинговое законодательство и, следовательно, был опыт деятельности в более жестких налоговых условиях. Усиливающиеся местные фирмы стали вытеснять с рынков Японии и ряда стран Западной Европы американские лизинговые компании. В 1993 г. на 2-е место в мире по объему лизинговых услуг вышла Азия, отодвинув Европу на 3-е место — данное событие связывают с сильным экономическим кризисом, охватившим Европу с конца 1991 г., и бурным развитием лизинга в эти годы в некоторых азиатских странах (Южная Корея, Гонконг, Индонезия).

Еще одним важным моментом пятого этапа развития лизинга стало участие в рынке лизинговых услуг стран бывшего «социалистического лагеря», в которых до 80-х гг. лизинговые операции были единичными, спорадическими и не являлись объектом широкого анализа и изучения. Первой в интенсивную лизинговую деятельность включилась КНР, создав в 1981 г. компанию совместно с японской.

Относительно причин возникновения и развития лизинга за рубежом не существует однозначного мнения: ряд немецких экономистов считает, что неоклассическая теория, господствовавшая в 80-х гг., не дала удовлетворительного ответа на данный вопрос, поэтому требуется его дальнейшее изучение; другие исследователи лизинга полагают, что только на базе современной институциональной экономики и теории трансакций возможно успешное изучение данного вопроса.

Отечественные экономисты в качестве доминирующей причины возникновения лизинга называют преимущество лизинга как средства сбыта и как кредитно-финансового инструмента.

Учитывая названные факторы, следует также принять во внимание и особенности развития экономики (в частности, американской), изменения условий процесса воспроизводства.

Анализируя зарубежный опыт развития лизинга, можно указать следующие причины его возникновения:

1) влияние факторов, непосредственно связанных с закономерностями и особенностями развития НТП;

· сокращение сроков морального старения оборудования при одновременном увеличении разрыва между ними и периодом полного физического износа вследствие ускорения темпов обновления техники и технологии;

· проблема эффективного использования потребителями новой техники;

· проблема рационального выбора потребителем наиболее подходящего для него товара;

· потребность в рационализации и расширении производства;

· реализация производителями на рынке новых видов продукции, обладающих неизвестными потребителю достоинствами и преимуществами (прежде всего, товары электротехнической промышленности и машиностроения);

2) прогрессирующий дефицит капитала на финансовом рынке,влияние которого наиболее сильно испытывают на себе средние и малые компании.

Однако недостаток собственных средств испытывают и крупные преуспевающие компании.

3) «софтизация» общественного производства, т. е. повышение удельного веса сферы услуг в потребительском спросе, общее перемещение центра тяжести в производстве и потреблении с товаров на услуги. В условиях обостряющейся конкуренции, борьбы за покупателя успех предпринимательской деятельности определяется уже не только такими основополагающими факторами конкурентоспособности, как цена и качество, но все более и способностью предоставить потребителю ряд сопутствующих услуг. В связи с этим показателен лозунг лизинговых компаний «Наш продукт - лизинг, но основа нашего бизнеса - обслуживание»;

4) конкурентный прессинг для диверсификации бизнеса, связанный с ростом хозяйствующих единиц. Это подталкивает предпринимателей к поиску и исследованию новых экономических возможностей, рыночных ниш, в частности к созданию лизинговых компаний;

5) возможность нейтрализации и управления риском. Финансирование на основе лизинга соответствует основному принципу финансирования — вложение средств не от своего имени, а через посредников.

Следует отметить, что на развитие лизинга в зарубежных странах оказали влияние и такие экономические факторы, как диспропорция в сфере производства и торговли, несоответствие между платежеспособным спросом и предложением, сложившееся на рынке машин и оборудования, изменение налогового, амортизационного и таможенного законодательства.

Государство влияет на развитие лизинга, создавая обстановку, стимулирующую развитие инвестиционной деятельности, обеспечивая минимальные риски в этой сфере.

Так, лизинг на протяжении десятков лет признавался стратегически важным направлением государственной экономической политики США. Хотя и предпринимались попытки приравнять лизинг по своему экономическому содержанию к обычной аренде посредством отмены ряда льгот, но осознание важности этого инвестиционного инструмента все же брало верх: Конгресс США стимулировал инвестиции в приобретение основных средств, обновление производства на основе лизинга.

Социально – экономические условия развития лизинга в России.

Причины возникновения лизинга на рынке зарубежных стран и на отечественном рынке существенно различаются: в странах СНГ основополагающей причиной является острый дефицит и финансовых, и материальных средств. Ограниченность причин возникновения лизинга предопределяет и более узкие целевые функции лизинга.

Рассмотрим условия, послужившие катализатором (толчком) к развитию лизинга в России и оказавшие влияние на внедрение лизинга в экономику страны.

1) традиции промышленной аренды в Российской Империи, а затем и в бывшем СССР.Достаточно вспомнить о практике аренды заводов, мельниц, маслобоен, принадлежавших А.Меньшикову, Демидовым; аренда стала одним из условий новой экономической политики (нэп), арендаторы получили права арендовать государственные промышленные предприятия в целях их эксплуатации с июля 1921 г.

Аренда обеспечивала восстановление основных фондов, нарастание производственных мощностей и объемов выпускаемой продукции без ощутимых для государства затрат. Общее число предприятий, сданных в аренду к 1 января 1923 г., достигло 4384, что составило 33% всех предприятий, находившихся в ведении совнархозов.

В 30-е гг. административная система наложила на аренду запрет, поэтому данная форма экономических отношений не нашла столь широкого, как на Западе, распространения в хозяйственной жизни России (справедливости ради следует отметить, что в истории нашей страны арендные отношения использовались неоднократно, претерпевая существенные изменения, спады и подъемы, обусловленные политическими сдвигами и экономической необходимостью). Новая волна арендных отношений была отмечена в 1988 г. в связи со стремлением хозяйствующих субъектов получить экономическую самостоятельность и стать полноправными участниками рыночных отношений;

2) сложившиеся структуры материально-технического обеспечения. Система территориальных органов бывшего Госснаба СССР, осуществлявшая с 60-х гг. прокатные виды деятельности, обеспечивала предприятиям возможность краткосрочной аренды механизмов, приборов, средств автоматизации труда и, по сути, содержала в себе элементы оперативного лизинга. Возможно, определенное влияние оказало распространение в 60-х гг. оперативного лизинга в Западной Европе. Накопленная системой проката за период работы материальная база могла стать основой для создания новых специализированных лизинговых фирм в сфере оперативного лизинга;

3) введение с 1 января 1991 г. «Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР» с целью создания экономических условий для активного обновления основных фондов и более быстрого внедрения достижений НТП в отрасли народного хозяйства, а также для сокращения затрат на капитальный ремонт физически изношенных машин, оборудования и транспортных средств.

Важным моментом в становлении нормативной базы лизинга стало также принятие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик «Об аренде» от 23.11.1989 г. № 810-1 и порядка отражения лизинга в бухгалтерском учете (письмо Госбанка СССР «О плане счетов бухгалтерского учета» от 16.02.1990 г. № 270);.

4) существенное возрастание роли услуг посреднических организаций в сфере обращения.Монополизм государственной сферы обращения, в частности олигопольное положение государственной системы материально-технического снабжения (МТС), был наиболее серьезным препятствием, тормозившим расширение и развитие деловых услуг в сфере обращения.

Происходящие перемены в структурах собственности потребовали более гармоничного распределения функций между различными механизмами координации экономического роста и усиление роли и эффективности посреднических организаций (см. табл.1).

Таблица 1

Производство товаров и услуг в составе валового внутреннего продукта - ВВП (в процентах к итогу)

Год Величина ВВП, % Производство услуг, % Производство товаров,%
       
    32,6 60,5

Продолжение табл. 1

       
    45,5 45,4
    49,9 41,6
    51,9 39,4
    49,0 40,7
    47,2 41,3

Таким образом, рыночная переориентация материального производства позволила расширить виды предпринимательской деятельности, в том числе и на основе лизингового межфирменного взаимодействия;

5) неразвитость оптовой торговли средствами производства и кредитно-финансовой системы. Эти факторы играли неоднозначную роль в процессе внедрения лизинга.

Так, попытка сбалансировать народное хозяйство на территории всей страны и по всей номенклатуре продукции с помощью централизованного планирования и управления, централизованного снабжения материальными ресурсами привела к парадоксальной, ситуации: с одной стороны — тотальный дефицит и трудности с обеспечением ресурсами, а с другой — существование запасов неиспользуемых товарно-материальных ценностей.

Таким образом, неразвитость оптовой торговли существенно одерживала становление лизингового рынка, способствуя, однако, активному поиску форм материального обеспечения производства. Лизинг позволял реализовать избыточные запасы одних предприятий и перераспределять их в пользу других предприятий, нуждающихся в имуществе на определенное время.

Подчеркнем, что рынок лизинговых услуг стал активизироваться в условиях перехода от централизованного распределения средств производства к их купле-продаже на свободном рынке.

Большое влияние на развитие лизинга оказала также кредитно-финансовая система, призванная беспрепятственно на экономических началах обеспечивать потребности производства в кредитных ресурсах. В условиях инфляции капиталы предприятий и банков стремительно обесцениваются и кредитная деятельность по существу сужается, что предопределяет поиск новых форм финансирования капитальных вложений, одной из которых и является лизинг. В то же время финансовое обеспечение, поддержка со стороны финансово-кредитной сферы является необходимой составляющей развития лизингового рынка;

6) стремительное развитие предпринимательства. Начавшие быстро формироваться организационно-правовые формы, основанные на негосударственных формах собственности, стали активно развивать арендные отношения, в том числе и лизинг. Появление на рынке лизинговых услуг большого количества потенциальных клиентов, нуждающихся в технических средствах, но не способных сделать крупные единовременные вложения, связано также с расширением деятельности и ростом числа малых предприятий.

Уже имеющийся в нашей стране опыт показывает, что оборудование, взятое во временное пользование и владение, используется более эффективно, чем приобретенное в собственность. Так, единица технических средств при оперативном лизинге по производительности заменяет 5—6 единиц у собственника. Лизинг позволяет повысить степень обеспеченности научно-исследовательских работ техническими средствами на 40-50%, сокращая время на поиск и приобретение необходимого оборудования на 25-40%;

7) необходимость развития производителями новых форм сбыта продукции. Постепенное насыщение рынка машин и оборудования вынудило ряд изготовителей решить проблему реализации своей продукции. В этих условиях может быть успешно использована сбытовая функция лизинга, позволяющая предприятиям своевременно и оперативно перестроить сбытовую базу.

Многие промышленные предприятия не в состоянии динамично обновлять средства производства путем разовых значительных инвестиционных вложений. В целом по России коэффициент выбытия основных фондов превышает коэффициент обновления - этот процесс наблюдается с 1994 г., при этом коэффициент обновления (или темпы замены основных средств) снизился с 1992 г. более чем на 50%.

Лизинг позволяет предприятиям своевременно заменять морально и физически устаревшее оборудование с учетом достижений НТП. Можно предположить, что в перспективе процессы технического перевооружения предприятия будут характеризоваться преобладанием лизинга над покупкой оборудования;

8) низкий уровень инвестиций в объекты производственной сферы. Отечественная промышленность нуждается в значительных объемах инвестиций для замены парка промышленного оборудования и основных средств социальной сферы, что можно сделать, только используя современные инвестиционные инструменты, в частности лизинг.

Модернизация российской экономики существенно зависит от динамики импорта оборудования. В целях стимулирования реконструкции российской экономики комиссия по защитным мерам во внешней торговле утвердила список сложного технологического оборудования, которое ввозится на территорию России на льготных условиях, в том числе и по лизингу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.