Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Результаты изучения темы




Задания для самостоятельной работы студентов.

Активные формы работы студентов на практических занятиях.

З Основное содержание темы.

Литература.

Основные вопросы темы.

ТЕХНОЛОГИЯ, МЕТОДИКА.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ)

ТЕМА 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА,

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе

СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ

для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения всех специальностей

Смакетировано на кафедре Инженерной графики и автоматизации проектирования

Компьютерная верстка - М.С. Клочкова

Лицензия КР № 0037 от 20.10.97

Редакционно-издательский отдел СЛИ СПбГЛТА.

Подписано в печать. Бумага офсетная.

Формат. Печать офсетная.

Усл. печ. л. Уч.-изд. л. Тираж. Заказ №.

Сыктывкарский лесной институт (СЛИ)

167981, г. Сыктывкар, ул. Ленина, 39.

Отпечатано в типографии СЛИ

167981, г. Сыктывкар, ул. Ленина, 39.

 

 

 

СОГЛАСОВАНО Принято на заседании кафедры ППОиСУ

Начальник учебного отдела Зав. Кафедрой ППОиСУ

_________________Р.М. Шерайзина

______________ В.В. Жегурова «_____» ___________ 2006 г.

«____» ___________2006 г.

Разработал

Доцент кафедры ППОиСУ

_______________Е.В. Пчелинцева

«____» ____________2006 г.

 

 

Изучение данного курса помогает формировать у студентов целостное представление о концептуальных основах программ, методик и современных психолого-педагогических технологий, построенных по принципам развивающего обучения; заложить основы профессионализма, позволяющего осуществлять организаторскую и педагогическую деятельность на уровне современных требований.

Разработанная тематика занятий предусматривает изучение как теоретических, так и практических вопросов.

Основными задачами практических занятий являются:

- овладение навыками самостоятельного изучения документов в области дошкольного образования, предложенной литературы;

- развитие способности применять теоретические знания на практике;

- развитие умения анализировать: программы, планирование, организацию педагогического процесса и предметно-развивающую среду.

 

1. Образовательные программы, их классификация.

2. Педагогическая технология, ее понятие, отличительные особенности.

3. Методики дошкольного воспитания, их особенность.

4. В чем смысл развивающего обучения, его составляющие.

5. Цель, задачи, их классификация.

 

1. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. -
М., 1997.

2. Закон Российской Федерации "Об образовании " (12.07.1995).

3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования //Вестник образования. -1991. -№ 12.-С. 17-20.

4. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации //Вестник образования. - 1995. - № 7. - С. 86-89.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

6. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений /Под ред. Т.И.Ерофеевой. – М., 1999. - С. 6-10; 331 -340.

 

В связи с изменением в области образования нормативно-правовой базы возникла необходимость в подготовке разнообразных программ, технологий, методик, которые наряду с "Программой воспитания и обучения в детском саду" (под ред. М.А.Васильевой) могли быть предложены практике. Процесс подготовки и публикации вариативных программ, психолого-педагогических технологий набирает темпы.

Многие программы были разработаны серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами тоже создавались авторские программы.

С целью защиты ребенка от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования Минобразованием России в 1995 году было подготовлено методическое письмо "Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации", где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивать:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их
физическое развитие;

- эмоциональное благополучие каждого ребенка;

- интеллектуальное развитие ребенка;

- создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

В настоящее время опубликованы и распространены через разнообразные педагогические семинары всевозможные программы, технологии, методики и руководства по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. Ряд программ и других разработок - результат многолетней работы научных и научно-педагогических коллективов. Все эти программы и технологии показывают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

В процессе знакомства с разнообразием программ, обозначения их ключевых положений можно сделать определенную классификацию программ. Принцип этой классификации может быть найден в ходе коллективной деятельности студентами или, в случае затруднения, предложен преподавателем.

Например, выявление философско-концептуальных основ программ позволяет выделить две группы программ: вариативные и альтернативные.

Может быть создана и другая классификация. Объем и направленность содержания программы на целостный педагогический процесс позволяет выделить два вида программ: комплексные и парциальные.

В настоящее время правомерно рассмотрение программ с точки зрения их статуса, который определяет подчиненное распространение, а на основании этого понять смысловое значение базовой, федеральной, региональной, муниципальной программ.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие "педагогическая технология", которое может быть представлено тремя аспектами:

1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Понятие "педагогическая технология" в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях.

1. Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2. Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

3. Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет
собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса,
решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоение новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Различают еще технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс).

В литературе и практике работы школ термин "педагогическая технология" часто применяется как синоним понятия "педагогическая система". Как уже отмечалось выше, понятие системы шире, чем понятие технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов и объектов деятельности.

Понятие педагогической технологии частнопредметного и локального уровней почти полностью перекрывается понятием методик обучения, разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов. В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная стороны, в методиках — целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны. Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих "если" (если талантливый учитель, если способные дети, хорошие родители...). Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методика входит в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии - в состав методик обучения.

Структура педагогической технологии. Из определения следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:

а) концептуальная основа;

б) содержательная часть обучения:

- цели обучения — общие и конкретные;

- содержание учебного материала;

в) процессуальная часть

-технологический процесс:

-организация учебного процесса;

- методы и формы учебной деятельности школьников;

- методы и формы работы учителя;

-деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

-диагностика учебного процесса.

Критерии технологичности. Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).

Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально

-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целепо-лагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

 

Студенты в течение нескольких занятий работают в подгруппах. В ходе совместной деятельности подгруппа выписывает все имеющиеся варианты понятий: "программа", "технология", "методика"; классифицирует образовательные программы, выписывает примеры целей и задач. Затем лидер от подгруппы представляет результат их работы всем студентам.

 

1. Изучить литературу и нормативно-правовые документы, сделать тезисы ответов на вопросы темы.

2. Составить глоссарий основных понятий.

 

Итог совместной, а у студентов-заочников самостоятельной работы: таблица классификации программ - общеобразовательная, комплексная, парциальная; схемы комплексной и парциальной программ, педагогической технологии, методики, примерная система целей, задач развития ребенка и задач педагогической деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.