Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Результат изучения темы




И МЕТОДИКАМИ

Результат изучения темы.

Студенты должны разобраться в вопросах перестройки содержания дошкольного образования, понять изменения, происходящие в педагогиче­ском процессе.

ТЕМА 4. ЗНАКОМСТВО СТУДЕНТОВ С КОНКРЕТНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ, ТЕХНОЛОГИЯМИ

(Осуществляется на базе детских садов г. Великого Новгорода, студентами-заочниками - по месту жительства)

Изучение этой темы осуществляется в форме аудиторных занятий, выполнения самостоятельной работы, наблюдений за работой педагогов по той или иной программе, изучения содержания, структуры и методических материалов разных программ. При изучении разных образовательных программ студенты проводят их классификацию. Принцип классификации студенты находят самостоятельно. Изученные программы могут быть систематизированы по одному-двум-трем показателям. То есть можно получить несколько вариантов классификаций.

При изучении любой дошкольной образовательной программы студентам следует придерживаться следующих смысловых параметров:

-теоретические основы (концептуальные положения) программы, задачи, решаемые программой;

-принципы построения программы;

-структура программы, характеристика ее основных компонентов;

-методическое обеспечение программы, его краткая характеристика;
-отличительные особенности изучаемой программы;

-педагогическая диагностика, предлагаемая программой.

Задания, предлагаемые студентам на время посещения группы детского сада, должны быть выполнены в рабочей тетради и в последующем обсуждены всей группой. Все выполненные задания представляются студентами преподавателю на зачете или экзамене.

Для студентов-заочников данные задания могут выступать в роли контрольных работ по курсу.

 

Работая таким образом над разными образовательными программами, студенты научатся видеть и понимать различия в теоретических основах и технологических особенностях программ, будут ориентироваться в основных направлениях работы по разным программам.

 

4.2. Содержание заданий и краткая информация об особенностях образовательных программ, технологий и методик.

Современные технологии и методики: "Лесенка-чудесенка", "Детский сад - Дом радости", ТРИЗ, быстрое обучение чтению и счету (методика Н.А.Зайцева), развивающие игры Б.П.Никитина.

 

1. Знакомство с технологией "Детский сад -Дом радости", ее анализ (на базе ДОУ № 43). Студенты знакомятся с технологией и ее методическим обеспечением.

Задание на время посещения группы:

— Ознакомиться с организацией развивающей среды в группе.

— Изучить планирование воспитательно-образовательного процесса, выделить особенности его организации.

— Проанализировать работу педагога:

-стиль общения педагога с детьми;

-методы и приемы, использованные в работе;

-развивающий эффект деятельности.

— Выделить задачи развития ребенка и задачи педагогической деятельности в технологии.

 

2. Технология "Лесенка-чудесенка". Знакомство с технологией и ее анализ (на базе ДОУ № 62).

-Основополагающие принципы технологии "Лесенка-чудесенка". Принцип созидания индивидуальности. Систематическая, индивидуальная работа с детьми. "Идти за ребенком". Свобода выбора. Сотрудничество.

-Условия реализации принципов: психологические и социально-педагогические.

-Стратегические (основные) и тактические (конкретные) задачи. Задачи формирования человека как гражданина. Задачи воспитания ребенка как субъекта деятельности.

-Этапы работы: адаптационный; пробы сил, включение ребенка в разные виды деятельности: оптимальной активности и реализации возможностей воспитателя и ребенка; результативно-ориентирующий.

Задание студентам на время посещения группы:

— Изучение календарного планирования. Знакомство со сценариями игр-путешествий.

— Анализ развивающей среды группы.

— Выделение особенностей в построении педагогического процесса.

 

3.Обзорное знакомство с методиками ТРИЗ, Н.А.Зайцева и развивающими играми Б.П. Никитина (на базе ДОУ № 62).

Задание студентам на время посещения групп:

— Выделить особенности организации развивающей среды группы, работающей по одной из методик.

— Определить, на развитие каких психических процессов и способностей влияют эти методики.

— ми воспитателей (планами, программами, записями наблюдений и т.д.).

 

4. Знакомство с программой «Сообщество» и ее анализ (на базе ДОУ №86).

Основное содержание программы.

4.1 Философия программы «Сообщество»:

- демократизация и гуманизация процесса образования;

- изменение педагогического сознания – развитие творчества, способности критично мыслить, принимать перемены, «иметь большие уши и глаза», смена позиции «родитель-ребенок» на позицию «взрослый-взрослый»;

- психологизация педагогического сознания – ориентация на личность ребенка и его развитие, диалогичность, сотрудничество, сотворчество, безусловное принятие ребенка, понимание хода его развития, учет его потребностей и интересов;

- обогащение воспитателей новыми педагогическими стратегиями – создание особо организованной динамической развивающей среды, обеспечение педагогического сопровождения естественного хода развития ребенка (Ж. Пиаже), реализация задач развития ребенка в «ближайшей зоне» (Л.С. Выготский), педагогический прогноз и творчество в выборе содержания доли реализации задач, свобода в его определении, индивидуальный подход как основа в обеспечении условий для развития личности каждого ребенка.

4.2 Принципы организации педагогической деятельности по программе «Сообщество», их соответствие требованиям «Концепции дошкольного воспитания» России.

Принцип индивидуализации – соответствие планов воспитателей уровню развития, силам, потребностям и возможностям каждого ребенка, организация деятельности, сообразной развитию детей. Приемы и формы организации педагогического процесса, направленные на реализацию принципа индивидуализации: особая форма постановки вопросов, возможность выбора («Доска выборов»), «Индивидуальные листы», индивидуальные карточки и многое другое.

Принцип свободы выбора деятельности, его целесообразие, особенности воплощения - «Доска выборов», центры активности, наличие разнообразных дополнительных материалов и пр.

Принцип сотрудничества и сотворчества с семьей. Раскрытие потенциала родителей как участников программы, выявление интересов семей, поиск идей для неформальных встреч, клубы, комната родительских встреч и прочие формы вовлечения родителей в программу.

Сравнительный анализ идей и принципов программы и Концепции дошкольного воспитания.

4.3. Способы реализации основных идей и принципов программы (занятие проводится в группе детского сада, работающей по программе «Сообщество»).

Задания студентам на время посещения группы:

— Изучить развивающую среду в группе и познакомиться с документами воспитателей (планами, программами, записями наблюдений и т.д.).

— Анализ организации работы в группе:

-приемы индивидуализации;

-особенности построения разговора с детьми на общем круге;

-участие детей в планировании деятельности;

-активность, творчество и инициативность детей;

-развивающие возможности деятельности детей в центрах (на времяпребывания студентов в группе).

— Знакомство с "Семейной комнатой". Ее наполнение, предназначение, функции.

4.4 Развивающий эффект и возможности программы "Сообщество", ее
результативность. Анализ воспитателями развития детей но специальным
программам и техникам наблюдений, дневниковым записям, картам, шкалам, интервью, беседам (материалы с групп детских садов).

4.5. Подведение итогов. Отличительные характеристики программы
"Сообщество", прогноз ее развития, идеи, мысли, чувства, вызванные знакомством с программой.

 

5. Знакомство с программой "Радуга" и ее анализ (на базе ДОУ № 70).
Семинар.

- Основные задачи, решаемые программой.

- Особенности программы, ее построения.

- Требования, предъявляемые к педагогу, реализующему эту программу.

- Методическое обеспечение программы "Радуга".
Задание студентам на время посещения групп:

— Изучить планирование воспитательно-образовательной работы с детьми.

— Сформулировать развивающие задачи и задачи педагога, решаемые в просмотренной деятельности.

— Анализ развивающей среды с выделением особенностей ее организации.

 

6. Программа "Детство", знакомство и ее анализ (на базе ДОУ №81).

- Основные цели программы: обеспечение здорового образа жизни, начальная специализация, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, ведущим сферам бытия - миру предметов, людей, природы, осознание ребенком себя как субъекта действий и переживаний.

- Гуманистическая направленность программы.

- Инновационные моменты программы.

-Диагностика, основанная на критериях оценки достижений детей.
Задание студентам на время посещения групп.

— Изучить и проанализировать планирование педагогов.

— Познакомиться с диагностикой развития детей.

— Отметить своеобразие окружающей среды.

— Выделить методы и приемы, примененные воспитателем в ходе просмотренной деятельности.

— Провести сравнительный анализ программ "Детство" и "Радуга" по предложенным выше параметрам. Данные анализа занести в таблицу.

7. Программа "Развитие". Знакомство с программой (на базе ДОУ № 74). Задание студентам на время посещения групп:

— Определить особенности планирования педагогического процесса в результате изучения планов воспитателей.

— Изучить остальную документацию, которую ведут педагоги.

— Оценить развивающий эффект просмотренного занятия.

 

4.3. Литература.

1. Алексеева И.А. Игры и занимательные занятия по быстрому и увлекательному обучению чтению детей 2-7 лет на основе методики Н.А.Зайцева.-СПб., 1993.

2. Антипова Г.К. Планирование учебно-воспитательного процесса в
детском саду: Методические рекомендации для специалистов ДОУ, работающих по программе "Радуга". - Великий Новгород: НРЦРО, 2000.

3. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М, 1994.

4. Образовательная работа в детском саду по программе "Развитие". -
М., 1996.

5. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском
саду /Сост. Н.В.Гончарова и др.; под ред. З.А.Михайловой. - СПб.. 1997.

6. Программа "Детство".-СПб., 1997.

7. Программа "Радуга". - М., 1995.

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

9. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений /Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М., 1999.

10. Стеркина Р.Б. Программно-методическое обеспечение ДОУ: проблемы и перспективы //Обруч. - 1999. - № 5. - С. 3-5.

11.Труханова Н.В. Учимся, играя. 32 урока-занятия с использованием игры-пособия "Стосчет Н.А. Зайцева". - СПб., 1993.

12. Учебно-методическое пособие по реализации программы "Сообщество" в российских детских садах /Под ред. О.Л.Князевой. - М., 1999.

13. Хансе К.А., Кауфманн Р.К., Уолш К.Б. Организация программы,
ориентированной на ребенка: программа "Сообщество" /Предисл. А.Коглин.-М., 1999.

14. Щетинина А.М., Свирская Л.В., Анисимова Т.В. Личностно-ориентированная модель воспитания и развития детей дошкольного возраста
"Лесенка-чудесенка". - Новгород, 1995.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.