КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ведущая деятельность — общение
Характеристика возраста. Цели воспитания МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
Жизнь маленького ребенка полностью зависит от взрослого: только вместе с ним возможно само существование ребенка, его полноценное физическое и психическое развитие. При правильном уходе и воспитании ребенок развивается гармонично и полноценно. Совершенствуется его нервная система, увеличиваются рост и масса тела, возрастают двигательная активность и сенсомоторная координация. С первых месяцев жизни ребенок познает мир. Познание происходит в постоянном общении со взрослым. Дефицит общения, эмоциональных контактов с последним, изоляция ребенка могут привести к задержкам развития. Этим определяются основные цели, стоящие перед взрослым: — удовлетворять все физические потребности ребенка; — обеспечивать эмоционально положительное развивающее общение.
К первым признакам социального общения ребенка относится возникновение осмысленной улыбки, немного позже — «комплекса оживления» (специфического проявления эмоциональных реакций). К 2—2,5 месяцам младенец активно требует общения, проявляя различные эмоции в виде улыбки, вокализации, активных движений, покрикиваний, хныкания. Этими эмоциональными средствами малыш «воздействует» на взрослого, как бы стремится обратить внимание и удержать близкого человека возле себя. Ребенок нуждается в постоянных ласковых, доброжелательных контактах, в том числе и тактильных. Первая форма общения — эмоционально-непосредственная (ситуативно-личностная). Ее характеризует интерес к близкому человеку, возникновение эмоционального отношения к нему. Ребенок учится узнавать близких, радоваться им, возникают первые привязанности. К концу первого полугодия появляются настороженность и страх по отношению к посторонним, малознакомым людям. Такая форма общения свойственна ребенку первых 6 месяцев жизни.
Вторая, более развитая форма общения — эмоционально-опосредованная (ситуативно-деловая) — складывается во вторые 6 месяцев жизни. Такое общение, опосредованное предметами, возникает на основе совместных действий со взрослым. Ребенка начинают интересовать и радовать различные предметы, игрушки, действия с ними. Ярко проявляется потребность в новых впечатлениях. Взрослый, знакомя ребенка с окружающим миром, побуждает его к активному подражанию. Его эмоциональное отношение к совместным действиям во многом определяет и эмоциональное развитие ребенка. Взрослый — источник радости, дающий чувство защищенности. Он предвосхищает и устраняет большинство неприятных для ребенка обстоятельств, окружает его заботой, настраивает на познавательную «исследовательскую»
активность. Взрослый разговаривает с ребенком, называет предметы, явления и действия, которые с ним сейчас производят. Важно выражать ребенку свои чувства по отношению к его действиям как положительные («Катя хорошо поела, молодец»), так и отрицательные («Коля маме сделал больно»). При этом ребенок чувствует, что взрослый любит его и беспокоится о нем. Важно также в различных ситуациях «озвучить» чувства самого ребенка и показать, что взрослый готов их разделить («Вася плачет, у него болит животик», «Миша радуется, он любит купаться»). Общение ребенка с любящими его взрослыми может быть достаточно разнообразным. Прежде всего это игровое общение. Оно вызывает оживление младенца, веселое настроение и инициируется взрослым в любой момент бодрствования ребенка. В общении со взрослым, полном положительных эмоций, ребенок приобщается к игре с игрушками. Это по сути первая форма игры, способствующая возникновению инициативы самого ребенка.
Действия с предметами и игрушками стимулируют различные движения пальцев рук, что имеет особое значение в развитии речи. Пестушки, потешки, прибаутки, поговорки обогащают звуковую и речевую среду, развивают интонационный слух, чувствительность к звучанию поэтического слова, помогают освоить речь. С 3 месяцев жизни ребенок способен воспринимать выразительные произведения («Ладушки-ладушки», «Бай-бай, ты собачка не лай», «Кто у нас хороший?» (первое четверостишие), «Заинька серенький» и т.д.). От 3 до 6 месяцев полезны произведения, включающие голосовые «наигрыши» («Ай, ту-ту-ту!», «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!», «Тили-бом, тили-бом», «Трень-брень, балалаечка» и др.) — звукоподражания народным музыкальным инструментам. Они развивают речевые реакции гуления, стимулируют голосовые возможности. С появления у ребенка лепета в 5—6месяцев полезны короткие эмоциональные фразы и подговорки, в которых неоднократно повторяются и выделяются голосом слоги, созвучные лепету (например, «Гу-гу — заинька, погуливай-гуляй, серенький, погуливай-гуляй, гу-гу — гуляй-погуливай!»). С 9 месяцев важно развивать у ребенка речевое подражание, опираясь на «разученные», знакомые ему ситуации (например, «Прилетели гу-люшки, ворковали, зернышки клевали — клю, клю! Кыш — полетели, на головку сели!»). С 12 месяцев малыш может вступать в речевое общение на основе элементов произведений малого фольклорного жанра (игры «Ладушки», прятки «Куку»), выполнять движения соответственно звучащему тексту. Общение во время ухода за ребенком следует строить таким образом, чтобы он мог ориентироваться в том, что с ним делает взрослый, который терпеливо, не спеша, ждет проявления его активности. Так, например, во время кормления взрослый поднимает ложку с едой сначала до уровня глаз ребенка с тем, чтобы он посмотрел на нее. У ребенка рефлекторно открывается рот, и взрослый спокойно его кормит. Воспитатель постоянно говорит ребенку о всех предстоящих действиях с ним («Сейчас поедим», «А сейчас пойдем гулять»).
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |