Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 3 Собственность на землю




Посессионные земли – принадлежали на праве ограниченной частной собственности владельцам заводов, получившим пособие в виде земель, лесов, рудников и т.п. Ограничение в правах вызывались условиями соответствующей деятельности заводов.

Частновладельческие земли - принадлежали на праве собственности гражданам и юридическим лицам.

Монастырские и церковные земли – находились в собственности или пользовании духовенства. С особого разрешения правительства могли продаваться.

Удельные земли – составляли собственность императорской земли.

3. Кабинетские (дворцовые) земли - их отличие от удельной земли состояла в том, что судьба земель, на которых были дворцы, следовало судьбе этих недвижимостей, и эти земли делились на два вида: личную собственность царя не подлежащую отчуждению и собственность отдельных членов императорской фамилии, которая могла быть или отчуждена или поделена по частям.

5. Майоратные земли – жаловались царем на праве наследственного владения. С прекращением наследников мужского пола земли отбирались в казну. С 1906 года для расширения крестьянских земель была разрешена продажа земельных участков этих земель.

8. Общественные земли – принадлежали городам, городским и дворянским обществам, земству и земским учреждениям, обществам сельских обывателей.

За годы Советской власти коммунистической идеологией настойчиво пропагандировался миф, о том, что большая часть сельскохозяйственных земель принадлежала помещичьему землевладению, а отсутствие земли у крестьян явилось одним из побудительных мотивов нескольких революций. Однако, статистические данные опровергают наличие оправданий происшедших насильственных изменений в обществе и свидетельствуют о том, что до начала Первой мировой войны в 1914 году 2/3 всех земель находилась у российского крестьянства, а в 1917 году – уже 9/10 земельного фонда. (Статистический справочник по аграрному вопросу (под ред. Н.П. Огановского, А.В. Чаянова. – М., 1917. – Т. 1 – С. 10-11; Предварительные итоги всероссийской сельскохозяйственной переписи 1916 г. – Петроград, 1916. – С. XV.)

Временным Правительством было сохранено помещичье землевладение и в начале 1917 г. начата ликвидация удельных, кабинетских и монастырских земель.

В 1917 году Советской властью частная собственность на землю была отменена, провозглашена национализация и государственная собственность на землю. 26 октября 1917 г. 2-й Всероссийский съезд Советов принял Декрет о земле в основу которого легли якобы крестьянские наказы неизвестных никому крестьян, а авторское право Декрета фактически закреплено за В.И. Ульяновым (Лениным). Декретом устанавливалось: «Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни покупаема, ни сдаваема в аренду, либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема, ……все недра земли ……передаются в исключительное пользование государства, ….. землепользование должно быть уравнительным, т.е. земля распределяется между трудящимися…… по местным условиям, по трудовой или потребительской форме, форма пользования свободная – подворная, хуторская, общинная, артельная. Вся земля по ее отчуждении поступает в общенародный земельный фонд, …… земля рядовых казаков и крестьян не конфискуется». (Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т. 35. – С. 56-57.) С принятием этого Декрета в России начался передел земельной собственности, приведший в итоге к Гражданской войне, голоду, разрухе, к геноциду населения, проживающего в России. Коммуно-большевистские главари разъезжали по России или рассылали инструкции как отбирать землю у лиц, не являющихся крестьянами, а у самих крестьян – как отбирать результаты их труда. Так, один из большевистских лидеров Г. Зиновьев (кстати, впоследствии расстрелянный своими же сообщниками по большевисткой партии) инструктировал: «В деревню приходит отряд, и рабочий-коммунист держит речь: «Меня послала Советская власть, хлеба у нас нет, а у вас есть, и у вас его держат кулаки. Мы явились, чтобы организовать комитеты деревенской бедноты, чтобы собрать хлеб, часть его оставить вам, часть двинуть в города, за это мы вам привезем ситец, подковы, гвозди. Кто хочет дать мирно – ладно, кто не хочет – пуля в лоб». Дальше коммунист говорит: кто за комитеты деревенской бедноты – отходи налево, кто против – отходи направо». (Зиновьев Г. Что делать в деревне? – Петроград, 1919. – С. 14.)

Созданные большевиками комбеды являлись в сельской местности незаконной параллельной властной структурой вместе с избранными местными Советами. Государственной поддержкой пользовались только коммунистические, артельные и кооперативные хозяйства, а не единоличные. Эта государственная политика привела к многочисленным крестьянским восстаниям против Советской власти.

Анализ сложившейся ситуации с участием в том числе и Вышинского А.Я. (Вышинский А. Четыре года продовольственной работы. – М., 1922.) показал необходимость перехода к новой экономической политике (НЭП) в сфере земельных правоотношений, основы которых были закреплены в Земельном Кодексе 1922 г., который стоял на интересах коллективного общинного землепользования.

Впоследствии колхозно-совхозные формы землепользования стали преобладающие в реформе земельного строя. Национализация земли, начатая в 1917 г. неразрывно сопровождалась политическими репрессиями и практически весь земельный фонд России изменил своих землевладельцев, землепользователей, собственников.

Провал реформ 1953 г., 1965 г., Продовольственной программы 1982 г. и др. доказал порочность социалистической системы. Страна вынуждена была обратиться к рыночным реформам результатом которых стали наличие новой Конституции РФ и Гражданского Кодекса РФ допускающих частную собственность на землю, ее продажу и при этом одновременно оставался в силе Земельный кодекс РСФСР 1991 г. не позволяющий ввести в действие главу 17 ГК РФ, регулирующую гражданский оборот земли. И только с введением в действие Земельного Кодекса РФ от 25.10.01 г. № 136 ФЗ страна получила правовую основу для регулирования земельных правоотношений.

Россия обладает богатыми ресурсами, и цифры говорят сами за себя: в РФ – 1709,8 млн. га, что составляет 12,5% всей мировой территории. На территории РФ находится 55% чернозема всего мира, 50% запасов пресной воды, 60% запасов хвойной древесины, разведанных энергоносителей 30% мировых запасов.

Российская Федерация является единственной страной в мире, где площади лесов не сокращаются, а растут. Если эта тенденция сохранится, то в РФ к 2010 году будет произрастать около 30% всех лесов мира. Уже сегодня, российские леса, составляя 21% всех лесов земного шара, являются всемирным фильтром планеты.

Земельные ресурсы в РФ на 1 человека составляют: земли 11,7 га, лесной территории 5,9 га, водной территории 1,45 га, сельхозугодий 1,5 га, нефти в год – 2,1 т, газа в год 4,1 т. И это при том, что экономически активное население составляет около 1% жителей планеты - 144 млн. человек, из которых 17 млн. человек являются алкоголиками, 9 млн. – инвалиды, 29 млн. – дети, 30 млн. – старики. (Аргументы и Факты. № 4 (1057). 2001 г. С. 17). Теоретически на территории России могли бы нормально проживать 1-1,5 млрд. человек, т.е. в 10 раз больше фактически проживающего населения.

Политические установки В.И. Ульянова (Ленина) о том, что диктатура пролетариата - это «ничем не ограниченная, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненная, непосредственно на насилие опирающаяся власть» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 12. С. 320.), а «суд должен не устранить террор, обещать это было бы самообманом или обманом, а обосновать и узаконить его» (Ленин В.И. Соч. Изд. 4-е. Т. 33. С. 321-322) обесценил человеческие жизни десятков миллионов людей, обвиненных в контрреволюционных преступлениях. По различным данным, от репрессий только за период с 1937 по 1952 г.г. погибло около 20 млн. мирных граждан. (Маслов В.П., Чистяков Н.Ф., Вопреки закону и справедливости. М., 1990. С. 18) Но никто из власти не сказал: «Мы были не правы. Они невинны. Простите нас». Не было покаяния со стороны государства, КПСС, КПРФ. Нынешние руководители возражают: «Это не мы убивали и грабили». Да это так. Но это было от имени государства и совершалось органами государственного принуждения, органами власти. Так почему, когда это выгодно, современная власть заявляет о наследстве и правоприемстве, а в других случаях власть даже не хочет признать вины за террор и геноцид собственного народа, жертвы которого по разным оценкам с 1917 г. достигают 50 млн. человек, не считая умерших от болезней, голода, эмигрировавших в другие страны. А сколько искалеченных судеб членов их семей? Это не подлежит оценке. Это несправедливо. Власть заявляет, что строит правовое государство. Значит, и строящаяся правовая система основана на несправедливости.

Наше государство не хочет быть правопреемником исторической России и мы все являемся правопреемниками советского большевистского государства. Национализация земли в 1917 году была преступлением, сопровождающимся беззаконной конфискацией собственности. В настоящее время многие из прямых потомков тех, у кого отняли собственность, живы, а есть целые общественные институты, которые вообще не изменились, например, Русская православная церковь, и она существует в том же виде, в каком она существовала и тогда, когда являлась одним из крупнейших земельных собственников.

Принят целый ряд законов: Конституция РФ, о приватизации, гражданский кодекс, земельный кодекс, и др., гарантирующие право частной собственности и ее наследование, а это неотъемлемые права любого человека, гражданина, тем более, у нас сейчас гражданское общество и строится правовое государство.

Если в обществе осуществлено незаконное отчуждение, если эту цепочку беззакония не пресечь, то ни один собственник, даже ныне ставший собственником, не может быть гарантирован от такого же беззакония буквально сегодня. И то, что мы наблюдаем после 93-го года, криминальный передел собственности в России, лишь подтверждает, что без реституции нам легитимную частную собственность не восстановить. Ни один собственник не будет чувствовать себя спокойно, а люди, обладающие большой собственностью, стараются быстро увести капиталы из России.

Бывшие советские республики Прибалтики - Эстония, Латвия и Литва - практически сразу после возвращения независимости приняли законы о реституции. Вся национализированная советским правительством в 1940 году собственность в этих странах была возвращена владельцам. И эти процессы прошли бескровно.

Бывший собственник или его наследник подавал заявление о возврате земли, которая принадлежала на праве собственности, заполнял стандартную форму в районе, где находится земля, представлял доказательства того, что является ее владельцем или наследником


Все документы тщательно изучались, и затем, выносили решение об удовлетворении заявки или об отказе.

Если земля оказывалась застроенной и должна оставаться в собственности государства, то заявитель мог получить другой участок земли в том же районе или в другом, ближайшем к месту его проживания.

Немного иная ситуация сложилась с возвращением собственникам домов в городах. Владельцам пришлось заключать договоры с жильцами домов, и здесь зачастую возникали конфликты из-за того, что вернувшие по реституции себе собственность лица поднимали цены на аренду. Однако, был определен потолок этих цен. В случае если владелец собирался провести капитальный ремонт здания или снести его, он должен предоставить жильцам другое жилье. То есть фактически каждому купить квартиру.

Следует заметить, что несмотря на то, что иски к России по возврату конфискованного Советской властью имущества уже поданы в международный Европейский суд по правам человека, на сегодняшний день Европейский суд пока не создал прецедента по возвращению имущества, экспроприированного Советской властью.

Лицемерие власти проявляется и в том, что отказываясь принять закон о реституции, земельная собственность в нарушение равноправия активно возвращается религиозным организациям с 1993 г.. и в настоящее время этот процесс регламентируется Постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 г. № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения».

Как известно, вместе с реформой экономики проводилась и земельная реформа. Результатом ее стала ликвидация государственной монополии на землю, которая была отменена в России Законом РСФСР от 25.11.1990 г. № 374-1 «О земельной реформе», были введены две основные формы собственности на землю: государственная и частная, а в настоящее время реализуется многообразие форм земельной собственности, предусмотренных статьей 9 Конституции РФ. Так, в собственность граждан и юридических лиц перешло 7,6% территории России. В результате бесплатного перераспределения земель в России стало более 43 млн. собственников земельных участков. В собственность граждан и юридических лиц передано более 6% городских и поселковых земель.

Однако, создав класс земельных собственников государство не создало экономических механизмов эффективного землепользования. В стране ярко выражено социальное неравенство, почти половина населения находится за чертой бедности.

Практически большинство желающих – 44 млн. российских семей получило в собственность от государства земельные участки для занятий садоводством, огородничеством, ведения личного подсобного хозяйства. Еще 12 млн. бывших работников колхозов и совхозов, пенсионеров, сельских учителей, медиков и т.д. наделены в ходе реорганизации колхозов и совхозов земельными паями или долями. Разрушив колхозно-совхозную систему сельского хозяйства, не получилось полноценной замены в лице 270 тысяч фермеров, работающих на собственных участках. Так, за последние 10 лет посевы под зерновыми культурами резко уменьшились, 40 – 50% продовольствия покупается за рубежом. Только с 1995 по 2000 г.г. сократилось производство: картофеля на 21,7%, мяса на 25,6%, молока на 17,8%. (Аграрный журнал № 5. 2000 г. С. 21-22.)

84% пахотной земли России находится в руках частных собственников что по площади больше, чем пахотные земли всей Европы. Непосредственно в собственность граждан передано более 60% всех сельскохозяйственных угодий. Площадь земельных долей в собственности граждан составляет более 120 млн. га. При этом, общая площадь сельхозугодий по России неуклонно сокращается. Так по сравнению с 1965 годом, за годы реформ потеряно сельхозугодий: к 1995 г. – 40, 6 млн. га, а в 1999 г. еще дополнительно потеряно 34, 8 млн. га. (Российская газета. 16.01.01 г., 31.01.01 г.)

90% сельскохозяйственных предприятий являются убыточными, (Российская газета. 12.02.1999 г. С. 7)

Очень тревожные тенденции просматриваются в возрастном составе собственников земли сельхозназначения, так 57% пашни принадлежит крестьянам старше 60 лет, и лишь 9,3% гражданам до 39 лет.

Значит проблема не собственности, а в ее эффективном использовании, в создании механизма перераспределения земель от собственника не умеющего использовать земельные ресурсы к собственнику умеющего эффективно использовать земельный участок.

Крестьянство России, оставаясь во все времена источником средств жизнеобеспечения, несмотря на все проводимые реформы, начиная с 1861 года практически никогда не участвовало в решении вопросов, определяющих их земледельческую и хозяйственную судьбу. И только после принятия Конституции РФ (1993 г.) производители сельскохозяйственной продукции включились в отношения земельной собственности. Создан и совершенствуется экономико-правовой механизм приватизации земель гражданами и юридическими лицами, введена платность землепользования, начата правовая детализация общих норм нового Земельного Кодекса Российской Федерации. Особое внимание нормативно-правовыми актами государства уделяется созданию эколого-правового механизма охраны и эффективного использования земли.

Из содержания действующего земельного законодательства в качестве приоритетных выделяются следующие направления земельных реформ: изменение форм собственности на землю; введение института приватизации и купли-продажи земель; механизм перераспределения земель сельскохозяйственного использования в интересах создания условий для равноправного развития всех форм собственности от колхозно-совхозной формы к сельскохозяйственной кооперации и к крестьянским (фермерским) хозяйствам; установление справедливой платы за землю.

Правительством РФ от 26.06.99 г. № 694 была утверждена федеральная целевая программа "Развитие земельной реформы в РФ на 1999-2002 годы». Несмотря на то, что срок действия Программы закончился в 2002 году, цели и задачи, поставленные в Программе полностью все не выполнены. Как нормативный документ, Программа в установленном порядке не отменялась и является действующей.

Согласноправовому определению приведенному в целевой программе"Развитие земельной реформы в РФ на 1999-2002 годы» - земельная реформа - важнейший элемент структурной перестройки экономики России, одно из основных направлений государственной политики, содержанием которого на нынешнем этапе являются:

· осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией РФ формам собственности на землю и их стабилизация посредством гарантирования прав и государственной регистрации;

· вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание в России регулируемого государством земельного рынка и его инфраструктуры;

· перераспределение земли и передача ее эффективным хозяйствующим субъектам;

· повышение плодородия почв и охрана земель;

· приватизация гражданами и юридическими лицами земли в соответствии с законодательством;

· разграничение неприватизированных земель на находящиеся в федеральной собственности, в собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности;

· создание системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок с ними, проведение массовой оценки земли на большей части территории России.

Целями земельной реформы являются: повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.

Основные направления государственной политики по развитию рынка земли включают в себя:

· развитие рыночного оборота земли, в том числе в комплексе со связанной с ней недвижимостью;

· создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости;

· информационное обеспечение земельного рынка.

Цели и приоритеты политики российского правительства в отношении земли и других объектов недвижимости определены в «Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы).

К основному действующему законодательству, обеспечивающему правовую основу земельной реформы относятся: Конституция РФ 1993 г.; ЗК РФ от 25.10.01 г. № 136 -ФЗ; ФЗ РФ “О плате за землю” от 11.10.91г.; ГК РФ; Лесной кодекс РФ от 29.01.97г., Градостроительный Кодекс РФ от 07.5.98 г.; ФЗ РФ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” от 21.7.97 г. № 122-ФЗ; “Об ипотеке (залоге недвижимости)” от 16.7.98 г. № 102-ФЗ; “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” от 15.4.98 г. № 66-ФЗ; “О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения” от 16.7.98 г., «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.02 г. № 101-ФЗ; ФЗ РФ от 11.06.03 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"и др. федеральные законы, Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.