Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет доказывания, доказательства, их оценка




 

Учитывая диспозицию ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора (контроля).

Предписание является «законным» при следующих условиях:

- предписание подписано соответствующим должностным лицом (главным государственным инспектором БДД)

- предписание зарегистрировано (на предписании есть исходящий номер)

В теории административного права вступление в силу индивидуального правового акта (к которому относится предписание) связывается с моментом его официальной регистрации.

- графа «отметка о выполнении», должна быть заполнена

- предписания выдано в установленном законом порядке, без нарушений прав проверяемых субъектов

Следует учитывать, что предписание может быть обжаловано (при выдаче юридическим лицам- в арбитражный суд, при выдачи должностным лицам- в районный суд). При рассмотрении административных материалов по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ судьями устанавливается, обжаловано ли было предписание, признано ли оно законным.

Согласно п.7 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 №2 предписание может быть обжаловано в порядке главы 25 ГПК РФ(т.е. в 3-х месячный срок). Однако, согласно этого же Постановления, если по делу об административном правонарушении проводится административное расследование (составлен протокол, либо вынесено определение о ВАД), предписание не может быть обжаловано, т.к. является неразрывно связанным с конкретным делом об административном правонарушении и не может быть предметом самостоятельного обжалования.

- предписание должно содержать требование об устранении нарушений законодательства, конкретного нормативного акта (пункт ГОСТа Р50597-93)

- кроме того, предписание должно быть обоснованным. Подтверждением обоснованности предписания может служить акт выявленных недостатков в содержании УДС с приложением к нему фотографий, о чем в акте должна быть сделана запись.

- в предписании должно быть конкретизировано, какие именно мероприятия необходимо провести, чтобы устранить допущенные нарушения законодательства, а также содержать точный срок его выполнения, который должен соответствовать требованиям ГОСТа, либо иного нормативно-правового акта. Предписание не должно носить общий, декларативный характер.

 

Для доказывания события правонарушения в материалах дела, направляемых в суд, должно быть документальное подтверждение неисполнения предписания, в протоколе об административном правонарушении событие правонарушения должно быть описано. Документальным подтверждением может служить акт выявленных недостатков с приложением фотографий, либо другой аналогичный документ, подтверждающий, что после истечения срока устранения недостатков, они остались неустраненными.

 

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 14 Постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" невыполнение предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Правонарушение считается совершенным с момента истечения срока, предусмотренного предписанием об устранении нарушений законодательства.

Таким образом, указание в предписании на точный срок его выполнения необходимо для исчисления срока давности привлечения лица к административной ответственности.

 

Имели место случаи, когда должностные лица, осуществляющие государственный надзор, направляли для рассмотрения мировым судьям протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, для привлечения лиц к административной ответственности за не предоставление в срок, установленный предписанием, сведений о его исполнении.

Данная позиция является ошибочной, поскольку наличие в предписании указания должностного лица на необходимость сообщения об исполнении предписания в определенный должностным лицом срок не является, в случае несоблюдения этого указания, основанием для привлечения лица к ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

 

Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, выступают граждане, индивидуальные предприниматели, которые несут административную ответственность как должностные лица, должностные лица коммерческих и некоммерческих организаций и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм.

 

В случае привлечения к административной ответственности должностного лица его положение (статус) должно быть подтверждено соответствующими документами (должностной инструкцией, приказом и т.п.), свидетельствующими, что лицо выполняет организационно-распорядительные или иные функции, перечисленные в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ. При этом должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности только в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 

При привлечении к ответственности юридического лица необходимо принимать во внимание, что способность нести юридическую ответственность за свои действия, в том числе и административную, у юридического лица возникает одновременно с правоспособностью, т.е. в момент его создания (ч. 3 ст. 49 ГК РФ). При этом юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. В этой связи, а также с учетом положений ст. ст. 2.10, 26.1 КоАП РФ в материалах дела должны содержаться данные, свидетельствующие о правоспособности юридического лица.

Кроме того, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Поэтому, для доказывания вины юридического лица, необходимо к материалам дела приобщать положение о юр.лице, договоры подряда, другие необходимые документы.

 

В протоколе об административном правонарушении, составляемом в отношении юридического лица, других процессуальных документах, указываются данные законного представителя юридического лица. Он же извещается о месте и времени составления протокола и информируется о принятых процессуальных решениях.

Законным представителем юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).

 

Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является (если это не указано в учредительных документах). Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.

 

Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.

«Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.» (Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №46 от 26.07.2007г.)

 

В связи с необходимостью сбора достаточно большого количества документов, необходимого для доказывания вины должностного (либо юридического) лица, целесообразно назначать административное расследование, в рамках которого направлять запросы, истребовать необходимые документы, брать объяснения, осуществлять иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.

Административное расследование проводится в соответствие с требованиями ст.28.7 КоАП РФ. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий должностных лиц, уполномоченных в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении (а также прокуроров), направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности (Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2005г. №5 (в редакции от 10.06.10г.))

Сбор доказательств в ходе административного расследования и правильное его процессуальное оформление необходимо для скорейшего направления дела по подсудности и разрешения его по существу. Т.к. судья районного суда, установив при подготовке к рассмотрению дела, что административное расследование фактически не проводилось, полномочен вынести определение о передаче дела мировому судье, что, в конечном итоге, может привести к прекращению производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

 

КоАП РФ не содержит требований о составлении протоколов об административных правонарушениях исключительно на формализованных номерных бланках. Требования, касающиеся порядка составления протокола, содержатся в ст.28.2 КоАП РФ. В целях соблюдения в полном объеме требований КоАП РФ, протоколы по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ целесообразно составлять не на формализованном бланке (примерный образец прилагается).

В соответствии со ст.29.4 КоАП РФ, судьи имеют право на стадии подготовки к рассмотрению дела в случае, если неправильно составлен протокол и оформлены другие материалы дела, и т.д., возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы дела должностному лицу, их составившему.

Например, в соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ "в протоколе об административном правонарушении указываются: статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение...", это же указание содержит ст. 29.10 КоАП РФ, устанавливающая требования к содержанию постановления по делу об административном правонарушении. Вместе с тем статьи КоАП РФ часто состоят из частей, отсутствие конкретизации относительно части не позволяет правильно квалифицировать действие (бездействие) лица и в таких случаях протокол должен быть возвращен для устранения недостатков.

Исходя из положений ч. 41 ст. 28.2 КоАП РФ протокол может быть составлен в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке. В материале дела должны быть подтверждающие документы об извещении лица, исключающие возможность избежания им ответственности (расписка о явке, повестка с личной подписью в получении, телеграмма с уведомлением, заказная почта и т.п.). В случае отсутствия лица в протоколе делается соответствующая запись, сам протокол в 3-х дневный срок направляется указанному лицу заказной почтовой корреспонденцией.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №46 от 26.07.2007г.: п.24 «При рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ…»

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.