Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие познават. интересов дошкольников




Познание – воспроизведение в сознании (индивид. и коллект.) х-к объективной реальности. Познание носит соц. и культурно опосредованный истор. х-р и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых ср-в и способов познават. деятельности.

Совр. теория обучения и воспитания при анализе пед. явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутр. процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения. Формирование познават. интересов, естественно связывают с процессом учения, когда гл. содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познават. и практ. умениями к другому, более высокому.

Дошкол. возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познават. мотив. Очевидно, что познават. активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все совр. дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формирование у него интереса к познанию окружающей действительности.

Х-ка и своеобразие познават. развития в дошкольном возрасте. Исследования детского мышления, проводившиеся группой психологов под рук. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца, привели к выводу, что у нормально развивающихся детей дошкол. возраста начинает формироваться познават. деятельность, как таковая, т. е. деятельность, направляемая и побуждаемая познават. задачей. Первоначально познават. отношение к действительности у дошкольников продолжает еще оставаться включенным в игровую и жизненно практ. деятельность и возникают лишь эпизодически, не изменяя всего строя детского мышления. Однако постепенно у дошкольников начинает формироваться новый вид интеллект. деятельности, которая х-ся прежде всего новой познават. мотивацией.

Е.А. Коссаковская отметила, что в развитии познават. интересов дошкольников существует 2 осн. линии:

- Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта нов. знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познават. активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познават. интересов.

- Накопленные к 6 годам сведения о мире являются базой для дальнейшего развития познават. сферы ребенка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир – это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребенком элементарной целостной картины путем сопоставления, обобщения, рассуждения и элементарных умозаключений.

К 7 годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их св-вах, об осн. действиях и важнейших отношениях и т. п. У ребенка формируется познават. и бережное отношение к миру («Мир полон тайн и загадок. Я хочу их узнать и разгадать. Я хочу сохранить мой мир. Ему нельзя вредить»). Познават. мотивам еще только предстоит сформироваться в совместной с педагогом уч. деятельности. На уровне готовности к обучению м. б. представлены предпосылки формирования познават. мотивации, такие, как общая любознательность и познават. активность в ситуации интеллектуального затруднения: желание узнавать что-то новое, решить задачу, понять что-либо.

При правильном пед. подходе окружающих людей интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития. Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем больше радость и «жажда» познания. Связь интересующей деятельности с осн. привязанностями, с близкими людьми, ее соответствие осн. способностям и перспективным возможностям человека, а также глубокое удовлетворение в связи с ее осуществлением – важнейшие предпосылки стойкого интереса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.