Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цереброваскулярные заболевания




ПОСТРЕАНИМАЦИОННЫЕ ЭНЦЕФАЛОПАТИИ»

 

1. Цереброваскулярные болезни: определение, причины развития, классификация, осложнения и причины смерти больных.

2. Сосудисто-дисциркуляторные энцефалопатии: морфологическая характеристика ишемической и гипертонической энцефалопатии.

3. Инфаркт мозга: определение, патогенетические и морфологические разновидности.

4. Ишемический инфаркт мозга: причины развития, морфологическая характеристика стадий развития, формы заживления.

5. Патоморфологические особенности окклюзионного, эмболического и лакунарного инфаркта.

6. Внутримозговое кровоизлияние: причины развития, морфологическая характеристика и эволюция церебральной гематомы и геморрагического пропитывания мозга.

7. Субарахноидальное кровоизлияние: причины развития, морфологическая характеристика, осложнения и причины смерти больных.

8. Демиелинизирующие заболевания центральной нервной системы: рассеянный склероз (самоподготовка).

9. Изменения в ЦНС при болезни Альцгеймера и болезни Паркинсона (самоподготовка).

10. Постреанимационные энцефалопатии: патогенез, патологическая анатомия и эволюция тканевых изменений (самоподготовка).

 

Источники:

Лекция.

Патологічна анатомія – підручник (2004): стр.400-402

Патологічна анатомія – підручник (2000): стр. 358-361, 569-575

Патологическая анатомия - учебник (1993): стр. 290-293, 453-455

Лекция.

Задание к самостоятельной работе на занятии № 22

1. Изучите и опишите в альбоме МАКРОПРЕПАРАТЫ:

а) «Инфаркт головного мозга» – на разрезе головного мозга найдите очаг размягчения – начало формирования полости с неровной рыхлой поверхностью, отсутствием обычного рисунка серого и белого вещества. Укажите размеры, локализацию и форму очага.

б) «Кровоизлияние в мозг» Обратите внимание на наличие в веществе мозга полости, выполненной свертками крови. Опишите локализацию, форму, размеры, вид внутренней поверхности гематомы.

2. Изучите МАКРОПРЕПАРАТЫ:

«Киста после кровоизлияния в мозг или инфаркта мозга».

3. Зарисуйте и опишите в альбоме МИКРОПРЕПАРАТЫ:

18/3 – «Ишемический инфаркт мозга» – зарисуйте очаг некроза и разрыхления нервной ткани, окруженный макрофагами с округлой зернистой цитоплазмой, получившими название «зернистые шары».

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 23

«ПАТОЛОГИЯ БЕРЕМЕННОСТИ, РОДОВ И ПОСЛЕРОДОВОГО ПЕРИОДА»

 

Учебная цель: Изучить причины, механизмы развития и морфологию гестозов, воспалительных и других заболеваний женских половых органов, связанных с патологией беременности, родов и послеродового периода.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Гестозы беременных (ЕРН-гестоз, нефропатия, преэклампсия): патогенез, макро- и микроскопические изменения в органах, осложнения у матери и плода.

2. Эклампсия: патогенез, макро- и микроскопические изменения в органах, осложнения у матери и плода.

3. Последствия патологии имплантации бластоцисты: предлежание плаценты, задержка долек плаценты в полости матки после родов, формирование плацентарного полипа.

4. Внематочная беременность: способствующие факторы, локализация, патологическая анатомия, осложнения и исходы.

5. Трофобластическая болезнь: (синцитиальный эндометрит, пузырный занос, хорионкарцинома): патанатомия, осложнения у матери и плода. Особенности метастазирования хорионкарциномы.

6. Родовая инфекция матки: этиология, патогенез, патанатомия эндометрита, осложнения и причины смерти женщин.

7. Патология родов и послеродового периода (преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты, амниотическая эмболия): патогенез, патанатомия, осложнения и причины смерти женщин.

8. Спонтанные и медицинские аборты, преждевременные роды: патогенез, патанатомия, осложнения (самоподготовка).

 

Источники:

Патологічна анатомія – підручник (2000): стр. 533-536

Навчальний посібник з патологічної анатомії (1995): стр. 427-429

Патологическая анатомия - учебник (1985):стр. 212-217, 416-425.

Патологическая анатомия (атлас) (1986): стр. 318-322

Лекция.

 

Задание к самостоятельной работе на занятии № 23

1. Изучите и опишите в альбоме МАКРОПРЕПАРАТЫ:

а) «Трубная беременность» – опишите локальное увеличение диаметра трубы, наличие на разрезе в ее просвете эмбриона, плодных оболочек и хориальних ворсин, окруженных гематомой. Формулируя диагноз, укажите локализацию беременности в трубе, ее результат и механизм кровотечения.

б) «Пузырный занос» – обратите внимание на увеличенные в объеме хориальные ворсины, заполненные прозрачной жидкостью.

2. Зарисуйте и опишите МИКРОПРЕПАРАТЫ:

19/1 – «Внематочная трубная беременность» – зарисуйте фрагмент стенки маточной трубы, децидуальные изменения клеток ее слизистой оболочки, хориальные ворсины, покрытые клетками цито- и синцитиотрофобласта, а также кровь в просвете трубы.

19/3 – «Пузырный занос» – зарисуйте увеличенные в размере и гидропически измененные хориальные ворсины, лишенные кровеносных сосудов и клеток стромы, а также очаговую пролиферацию покровных клеток трофобласта.

3. Изучите МИКРОПРЕПАРАТЫ:

19/7 – «Хорионэпителиома» – опухоль состоит из гигантских светлых клеток трофобласта и полиморфных клеток синцитиотрофобласта, которые свободно лежат в крови. Строма и собственные сосуды в опухоли отсутствуют.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 24

«ПРЕ- И ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ»

 

Учебная цель: Изучить причины, патогенез, патанатомию, исходы и осложнения патологических процессов пре- и перинатального периода.

 

Вопросы для самоподготовки:

 

1. Периодизация пренатального периода, представления о критических периодах формирования зародыша и плода (самоподготовка).

2. Патология прогенеза. Гаметопатии: определение, характеристика патологии гамет и развивающегося зародыша, а также основных хромосомных болезней: синдромы Дауна, Эдвардса, Патау (самоподготовка).

3. Периодизация перинатального периода, причины смерти плода и новорожденного в антенатальном, интранатальном и постнатальном периодах (самоподготовка).

4. Недоношенность и переношенность. Задержка внутриутробного развития плода. Клинико-морфологическая характеристика, прогноз (самоподготовка).

5. Родовая травма: классификация, морфологическая характеристика.

6. Гемолитическая и геморрагическая болезни новорожденных: морфологическая характеристика.

7. Болезни легких перинатального периода (пневмопатии): морфологические проявления.

8. Внутриутробная асфиксия плода и асфиксия новорожденного: этиология, патогенез, патологическая анатомия (самоподготовка).

9. Внутриутробные инфекции: причины, морфологические проявления рубеолярной, цитомегалической, токсоплазмозной фетопатий.

10. Неинфекционные фетопатии: причины, патологическая анатомия алкогольной и диабетической фетопатий (самоподготовка).

11. Врожденные пороки развития: определение, принципы классификации.

12. Клинико-морфологическая характеристика врожденных пороков развития сердца, головного и спинного мозга, почек и других органов и систем плода.

 

Источники:

Патологічна анатомія – підручник (2000): стр. 651-653, 679-717, 718-734

Патологічна анатомія – підручник (2004): стр. 530-560, 561-575

Навчальний посібник з патологічної анатомії (1995): стр. 542-560, 567-580

Патологическая анатомия - учебник (1985):стр. 513-545

Патологическая анатомия (атлас), (1986): стр. 359-360.

Лекция.

 

Задание к самостоятельной работе на занятии № 24

1. Изучите и опишите в альбоме МАКРОПРЕПАРАТЫ:

а) «Врожденный поликистоз почек» – отобразите изменения объема, размеров, поверхности и строения почки на разрезе. Опишите патогенез этих изменений, в какой период развития плода они возникли, какой прогноз для жизни при поликистозе почек.

б) «Врожденный порок сердца» – отобразите изменения объема, размеров сердца, места впадения полых вен, отхождения аорты и легочной артерии. В соответствии с этим проанализируйте расположение и количество камер сердца. Обратите внимание на расположение атрио-вентрикулярных клапанов, место прикрепления и количество створок в них, опишите изменения в межжелудочковой перегородке. Проанализируйте изменения объема предсердия и желудочков, а также толщину их стенок. Обратите внимание на диаметр (периметр) аорты и легочной артерии, на изменения их клапанного аппарата, а также на состояние межжелудочковой и межпредсердной перегородок, аорто-легочного (боталова) протока. Сформулируйте патологоанатомический диагноз.

в) «Ателектаз легких новорожденного» – обратите внимание на уменьшение объема, снижение воздушности и изменение цвета органа.

2. Изучите МАКРОПРЕПАРАТЫ:

а) «Врожденные уродства развития» – проанализируйте рост, массу тела и внешний вид новорожденного: форму и размеры мозгового и лицевого черепа, форму и высоту лба, разрез глаз, расстояние между глазными яблоками, наклон и внешний вид спинки носа, наличие щели верхней губы, высоту расположения, величину и строение ушных раковин, наличие пороков головного или спинного мозга. Обратите внимание на дермографические признаки (изменение количества и расположение складок на ладонях и сгибательной поверхности пальцев), а также на число и строение пальцев рук и ног. Выделите диагностически значимые признаки и по их совокупности сформулируйте диагноз конкретной хромосомной болезни, опишите ее в альбоме.

б) «Головной мозг при врожденном токсоплазмозе» – обратите внимание на наличие некрозов в нервной ткани, очаги кальциноза и мелкие кисты; ориентируясь на изменения объема желудочков мозга решите, имеется ли гидроцефалия. Проанализируйте степень развития извилин в больших полушариях головного мозга.

3. Зарисуйте и опишите МИКРОПРЕПАРАТЫ:

20п/1 – «Пневмония при врожденной генерализованной цитомегалии» – зарисуйте цитомегалическую трансформацию эпителия альвеол и бронхов (наличие больших базофильных внутриядерных включений), гиперемию и лейкоцитарный инфильтрат в альвеолах.

20п/2 – «Продуктивно-некротический энцефалит при врожденном токсоплазмозе» – зарисуйте стенку бокового желудочка мозга с наличием псевдоцист (макрофагов, переполненных токсоплазмами), пылевидного кальциноза и глиально-клеточных пролифератов.

19п/2 – «Респираторный дистресс-синдром новорожденного – зарисуйте участки ателектазов, а также расправленные альвеолы, которые содержат розовые гомогенные массы, прилегающие в виде «гиалиновых мембран» к их стенкам. Отобразите наличие в альвеолах отечной жидкости.

4. Изучите МИКРОПРЕПАРАТЫ:

20п/3 – «Токсоплазмоз головного мозга». Найдите в препарате некротически-продуктивный васкулит, обызвествленные псевдоцисты с токсоплазмами вокруг расширенных вен, а также очаговую пролиферацию глии. Самостоятельно сформулируйте морфологический диагноз.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 25

«ОПУХОЛИ МАТКИ, МОЛОЧНОЙ И ПРЕДСТАТЕЛЬНОЙ ЖЕЛЕЗЫ»

 

Учебная цель: Изучить этиологию, патогенез, классификацию и патологическую анатомию дисгормональных заболеваний и опухолей половых органов, молочной и предстательной железы. Особенности метастазирования, осложнения и причины смерти.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Дисгормональные болезни матки: морфология эндоцервикоза, железистой гиперплазии эндометрия, их осложнения.

2. Дисгормональные дисплазии молочной железы и их осложнения.

3. Дисгормональная гипертрофическая простатопатия: формы, морфологическая характеристика, осложнения.

4. Рак молочной железы: предраковые состояния, патанатомия протокового и долькового рака, особенности метастазирования.

5. Дисплазии и рак шейки матки: классификация по гистологическому строению, особенности метастазирования рака, осложнения.

6. Рак тела матки: предраковые состояния, классификация по локализации и гистологическому строению, особенности метастазирования, осложнения.

7. Рак яичников: причины, классификация, морфологическая характеристика, осложнения.

8. Рак предстательной железы: причины, классификация, морфологическая характеристика, осложнения.

Источники:

Патологічна анатомія – підручник (2000): стр.524-533

Патологічна анатомія – підручник (2004): стр. 351-353

Навчальний посібник з патологічної анатомії (1995): стр. 424-427

Патологическая анатомия - учебник (1985):стр. 212 – 217, 416 – 422

Патологическая анатомия (атлас), (1986): стр. 316-318

Лекция.

 

Задание к самостоятельной работе на занятии № 25

1. Изучите и опишите в альбоме МАКРОПРЕПАРАТЫ:

«Рак молочной железы», «Рак яичников» – обратить внимание на наличие в органах гетеротипической опухолевой ткани, описать ее цвет, структуру, а также признаки инвазивного роста.

 

 

2. Изучите МАКРОПРЕПАРАТЫ:

«Гипертрофия предстательной железы», «Лейомиома матки» – обратить внимание на наличие в органах гомотипической опухолевой ткани, описать ее цвет, структуру, четкость границ.

3. Зарисуйте и опишите МИКРОПРЕПАРАТЫ:

19/4 – «Железистая псевдоэрозия шейки матки (эндоцервикоз)» – зарисуйте часть поверхности шейки матки, лишенную многослойного плоского неороговевающего эпителия и покрытую железистым эпителием (псевдоэрозия), формирующим железистые образования или сосковые разрастания.

19/5 – «Фиброаденома молочной железы» – зарисуйте опухолевые разрастания желез и протоков, а также одновременное разрастание соединительнотканной стромы.

4. Изучите МИКРОПРЕПАРАТ:

Поставьте диагноз по соскобу из полости матки (препарат 19/6), обратив внимание на тканевой и клеточный атипизм, формирование хаотично расположенных многорядных железистых структур, с множеством атипичных митозов.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 26

«ПАТОЛОГИЯ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ»

 

Учебная цель: Изучить этиологию и патогенез, знать классификацию и патологическую анатомию болезней желез внутренней секреции, а также научиться различать их, руководствуясь морфологической характеристикой.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Патоморфологические основы снижения и повышения функциональной активности эндокринного органа.

2. Церебро-гипофизарные заболевания: патанатомия и патогенез акромегалии, болезни Иценко-Кушинга, церебро-гипофизарной кахексии, несахарного диабета; осложнения, причины смерти.

3. Сахарный диабет: причины развития, патогенетические типы, патанатомия изменений поджелудочной железы, печени, сосудов и почек, осложнения и причины смерти.

4. Заболевания надпочечников: клинико-патологоанатомическая характеристика болезни Адисона, феохромоцитомы, болезни Кона (альдостеромы), синдрома Иценко-Кушинга; осложнения и причины смерти.

5. Заболевания щитовидной железы: патанатомия и патогенез гипертиреоза (диффузного и узловатого зоба), а также гипотиреоза (кретинизма, микседемы, аутоиммунного тиреоидита); осложнения и причины смерти.

6. Заболевания околощитовидных желез: патанатомия и патогенез гиперпаратиреоза и гипопаратиреоза; осложнения и причины смерти.

7. Опухоли щитовидной железы: классификация, патологическая анатомия аденом и рака, особенности метастазирования.

 

Источники:

Патологічна анатомія – підручник (2000): стр. 537-548

Патологічна анатомія – підручник (2004): стр. 523-529

Навчальний посібник з патологічної анатомії (1995): стр. 429-438

Патологическая анатомия - учебник (1985):стр. 425-433

Патологическая анатомия – атлас (1986): стр. 322-329

Лекция.

 

Задание к самостоятельной работе на занятии № 26

1. Изучите и опишите в альбоме МАКРОПРЕПАРАТЫ:

а) «Зоб» (диффузный или узловатый) – охарактеризуйте размеры и поверхность щитовидной железы и наличие в ней узловатых разрастаний.

б) «Атрофия поджелудочной железы при сахарном диабете» – охарактеризуйте размеры железы и распространенность жировой или соединительной ткани между ее дольками на разрезе органа.

2. Изучите МАКРОПРЕПАРАТЫ:

«Кортикостерома (аденома) надпочечника» и «Феохромобластома надпочечника» – обратите внимание на локализацию опухоли в надпочечнике, ее размеры и цвет; охарактеризуйте рост опухоли по отношению к окружающим ее тканям, наличие некрозов или кровоизлияний.

3. Зарисуйте и опишите МИКРОПРЕПАРАТЫ:

20/1 – «Тиреотоксический зоб при базедовой болезни» – зарисуйте фолликулы с сосочками из пролиферирующего эпителия, вакуолизированный коллоид в фолликулах и лимфо-плазмоцитарную инфильтрацию стромы.

20/2 – «Атрофия поджелудочной железы при сахарном диабете» – зарисуйте малочисленные островки в дольках железы, разделенных массивами жировой или соединительной ткани. Островки мелкие, с малым количеством эндокринных клеток, наблюдаются также компенсаторно гипертрофированные островки. В стенках сосудов – гиалиноз или склероз.

4. Изучите без зарисовки МИКРОПРЕПАРАТЫ:

20/3 – «Диабетический интеркапилярный гломерулосклероз» – обратите внимание на наличие между капиллярами клубочков эозинофильных образований (отложений полисахаридов и липидов), утолщения базальных мембран капилляров и расширения мезангия. Часть клубочков гиалинизирована.

20/4 – «Надпочечник при болезни Аддисона» – обратите внимание на отсутствие аденоцитов в коре надпочечника, замещенных лимфоидной и фиброзной тканью, а также на наличие малочисленных регенерационных аденом.

20/5 – «Аденома надпочечника» – обратите внимание на опухоль из малых темных клеток, содержащих в цитоплазме липофусцин и капельки липидов, и наличие в опухоли множества полнокровных сосудов синусоидного типа.

Аутоиммунный зоб Хашимото – описан на занятии по патологии иммунной системы.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 27

«БОЛЕЗНИ ПИЩЕВОДА, ЖЕЛУДКА И 12-ти ПЕРСТНОЙ КИШКИ»

Учебная цель: изучить патологическую анатомию основных заболеваний желудочно-кишечного тракта, уделив при этом основное внимание морфологическим классификациям, формам и стадиям заболеваний.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Болезни пищевода: синдром Маллори-Вейса, пищевод Барретта, опухоли (самоподготовка).

2. Острый гастрит: причины и механизмы развития, морфологические формы, осложнения.

3. Рефлюкс-гастрит: причины и механизмы развития, патологическая анатомия, осложнения.

4. Хронический гастрит типа А, Б, С: этиология, патогенез, клинико-морфологические формы, осложнения.

5. Язвенная болезнь: определение, этиология, патогенез, стадии морфогенеза.

6. Морфологическая характеристика эрозий, острой и хронической язвы в фазе ремиссии и обострения.

7. Осложнения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

8. Значение гастробиопсий в диагностике заболеваний желудка

9. Рак желудка: предраковые заболевания, анатомо-гистологические формы раннего и запущенного рака, особенности метастазирования.

10. Хронический дуоденит: причины возникновения, морфологическая характеристика.

11. Язвенная болезнь 12-ти перстной кишки: этиология, патогенез, морфологическая характеристика, осложнения.

 

Источники:

Патологічна анатомія – підручник (2000): стр. 424-450

Патологічна анатомія – підручник (2004): стр. 471-477, 346-348

Навчальний посібник з патологічної анатомії (1995): стр. 343, 344, 346-362

Патологическая анатомия - учебник (1985):стр. 340-342, 343-363

Патологическая анатомия (атлас) (1986): стр. 277-287.

Лекция.

 

Задание к самостоятельной работе на занятии № 27

1. Изучите и опишите МАКРОПРЕПАРАТЫ:

а) «Хроническая язва желудка» – обратите внимание на локализацию язвы, ее форму, размеры, глубину, плотность краев, дна. При наличии сосудов и пигмента в дне язвы охарактеризуйте состояние сосудистой стенки, укажите цвет и название пигмента.

б) «Рак-скирр желудка» – обратите внимание на равномерное уменьшение размеров желудка, сохраняющего обычную форму, а также на утолщение стенки органа за счет диффузного роста белесоватой опухолевой ткани. Опухоль прорастает в мышечный слой желудка и его слизистую оболочку, нарушая ее релъеф и формируя экзофитные опухолевые образования.

в) «Блюдцеобразный рак желудка» – опишите локализацию опухоли, ее размеры и характер роста по отношению к окружающей ткани и к просвету желудка. Обратите внимание на вторичный некроз и распад опухоли в центре узла, придающего характерный вид опухоли в терминальной фазе ее развития.

2. Изучите МАКРОПРЕПАРАТЫ:

«Эрозия и острые язвы желудка» – отметьте, что слизистая оболочка малой кривизны желудка имеет множественные поверхностные дефекты (эрозии и более глубокие дефекты – острые язвы в антральном отделе). Укажите, почему дно эрозии окрашено в грязно-серый или коричневый цвет.

3. Зарисуйте и опишите в альбом МИКРОПРЕПАРАТЫ:

23/1 – «Хроническая язва желудка» – зарисуйте дефект стенки желудка, отобразите последовательно слои дна язвы (фибринозно-гнойный экссудат, фибриноидный некроз, грануляционная ткань, грубоволокнистая фиброзная ткань). Обратите внимание на фибриноидные изменения стенки сосудов в дне язвы. Отметьте, что эти изменения наблюдаются при обострении процесса.

23/2 – «Хронический гастрит антрального отдела желудка с атрофией желез» – зарисуйте слизистую оболочку астрального отдела с диффузной инфильтрацией лимфоцитами, с уменьшением числа пилорических желез и появлением в покровном эпителии бокаловидных клеток.

3. Изучите МИКРОПРЕПАРАТЫ:

23/3 – «Острая язва тела желудка» – обратите внимание на участок тотального некроза слизистой оболочки (представлен тканевым детритом) вплоть до мышечного слоя.

23/4 – «Аденокарцинома желудка» – обратите внимание на разрастание атипичных желез в стенке желудка с большим количеством митозов в эпителиальных клетках.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 28

«ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ВИРУСНО-БАКТЕРИАЛЬНЫХ И ИДИОПАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ КИШЕЧНИКА. АППЕНДИЦИТ. ПЕРИТОНИТ»

 

Учебная цель: Изучить этиологию, патогенез и патологическую анатомию основных вирусно-бактериальных и идиопатических заболеваний кишечника, а также аппендицита и перитонита.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Брюшной тиф: этиология, патогенез, патологическая анатомия изменений в кишечнике (стадии болезни) и других органах, осложнения и исходы.

2. Дизентерия: этиология, патанатомия изменений в толстой кишке по стадиям заболевания, осложнения и исходы. Морфологические особенности дизентерии в детском возрасте.

3. Сальмонеллезы: этиология, эпидемиология, патогенез, патанатомия основных клинических форм, осложнения и исходы.

4. Вирусный энтерит и диарея. Кампилобактерный, иерсиниозный, стафилококковый и коли- энтериты (самоподготовка).

5. Болезнь Крона: причины и механизм развития, патологическая анатомия, осложнения.

6. Неспецифический язвенный колит: причины и механизм развития, патологическая анатомия, осложнения.

7. Аппендицит: этиология, патогенез, патологоанатомические формы, осложнения и исходы.

8. Перитонит: основные разновидности по распространенности и морфологии воспаления, исходы перитонита.

9. Синдромы мальабсорбции: этиология, патогенез, разновидности (самоподготовка).

10. Рак кишечника: макро-микроскопические формы, особенности метастазирования, осложнения (самоподготовка).

 

Источники:

Патологічна анатомія – підручник (2000): стр. 450-467, 606-615

Патологічна анатомія – підручник (2004): стр. 477-485, 691-700

Навчальний посібник з патологічної анатомії (1995): стр. 362-375, 376-377, 481-488

Патологическая анатомия - учебник (1985):стр. 360-363, 365-375, 573-575, 455-462

Патологическая анатомия (атлас) (1986): стр. 288, 347-352

Лекция.

 

Задание к самостоятельной работе на занятии № 28

1. Изучите и опишите в альбоме МАКРОПРЕПАРАТЫ:

а) «Дифтеритический колит при дизентерии» – обратите внимание на распространенное фибринозное воспаление слизистой оболочки толстой кишки: гиперемию, отек, мелкоточечные кровоизлияния, наличие пленок фибрина, их структуру, цвет и глубину проникновения.

б) «Язвы тонкой кишки при брюшном тифе» – опишите характерную ориентацию язвенных дефектов, их глубину, размеры, цвет и структуру дна, а также краев язв.

в) «Фибринозно-гнойный перитонит при гангрене кишки» – обратите внимание на обильный фибринозно-гнойный налет на висцеральной брюшине, покрывающей некротизированную черного цвета кишку.

2. Зарисуйте и опишите МИКРОПРЕПАРАТЫ:

22/1 – «Брюшной тиф (стадия образования язв)» – зарисуйте зону некроза с изъязвлением гиперплазированного лимфатического фолликула, в котором имеются брюшнотифозные гранулемы, состоящие из макрофагов.

22/2 – «Фибринозный колит при дизентерии» – зарисуйте дифтеритическое воспаление слизистой оболочки толстой кишки, отобразите глубину проникновения и преобладающий компонент экссудата.

24/1 – «Флегмонозный аппендицит с фибринозно-гнойным перитонитом» – зарисуйте диффузное гнойное воспаление червеобразного отростка, распространяющееся от слизистой оболочки к серозному покрову, а также фибринозно-гнойный экссудат в брюшине.

3. Изучите МИКРОПРЕПАРАТЫ:

22/3 – «Стенка толстой кишки при брюшном тифе в стадии некроза» – обратите внимание на глубокую язву в стенке кишки на месте отторгшегося некротизированного фолликула, изучите структуру ее дна и краев.

24/2 – «Стафилококковый язвенный колит» – зарисуйте изъязвление слизистого и подслизистого слоев толстой кишки с перифокальным воспалением.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 29




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.128 сек.