Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология оптимального переживания 19 страница




Из перечисленных трёх факторов нас больше всего интересует последний. Одной лишь внешней поддержки для преодоления стресса недостаточно, она ощутимо помога­ет лишь тем, кто способен позаботиться о се­бе сам. А психологические ресурсы, как пра­вило, находятся не в нашей власти: едва ли кому-то удавалось в течение жизни стать зна­чительно более умным или общительным. За­то наш способ борьбы с напряжением являет­ся одновременно и самым важным фактором, определяющим исход стрессовой ситуации, и наиболее контролируемым типом ресурсов.

Существует два основных способа реаги­рования на стресс. Для обозначения позитив­ной реакции Джордж Вэйлант, психиатр, в течение 30 лет изучавший жизненный путь успешных и менее успешных в жизни выпуск­ников Гарварда, предложил термин «зрелая защита»; в других источниках можно также встретить выражение «преобразующая стра­тегия». Негативную реакцию на стресс назы­вают, соответственно, «невротической защи­той» или «регрессивной стратегией».

Чтобы понять, чем они различаются, рассмотрим следующий пример. Допустим, Джима, финансового аналитика, в 40 лет уво­лили с работы, которой он был весьма до­волен. Потеря работы на шкале стрессовых событий находится примерно посередине; по­нятно, что её эффект в этой ситуации зависит от возраста человека, его способностей, раз­мера сбережений и условий на рынке труда. Столкнувшись с этим неприятным событием, Джим может выбрать один из двух противо­положных способов действия. Он может за­мкнуться в себе, начать поздно вставать, от­рицать случившееся событие и избегать мыс­лей о нём. Он может также попытаться вы­плеснуть негативные эмоции на семью и дру­зей или утопить разочарование в алкоголе. Все эти поступки будут примерами регрес­сивной стратегии совладания, или незрелой защиты.

Другой вариант реагирования заключает­ся в том, чтобы временно подавить свой гнев и страх, логически проанализировать ситу­ацию и переформулировать проблему так, чтобы её было проще решить. Например, Джим может переехать туда, где его навы­ки более востребованы, или научиться чему- нибудь ещё. В этом случае он прибегнет к зрелой защите, или преобразующей страте­гии совладания.

Мало кто использует лишь один тип за­щиты. Весьма вероятно, что, узнав об уволь­нении, Джим напьётся, а потом поссорится с женой, которая давно твердила ему, что его работа бессмысленна, и лишь на следующее утро или через неделю он начнёт думать о том, что же делать дальше. Однако люди различаются по своей способности использо­вать ту или иную стратегию. Инвалид, став­ший чемпионом по стрельбе из лука, или сле­пой шахматист перенесли трагедии настоль­ко сильные, что им едва ли найдётся место на шкале стрессовых событий. Они представля­ют собой пример людей, полностью овладев­ших преобразующей стратегией совладания с проблемами. Но существует немало людей, которые сдаются при столкновении с событи­ями значительно менее стрессовыми и навсе­гда понижают уровень сложности своего су­ществования.

Способность находить в несчастьях что- то позитивное является редким даром. Тех, кто им обладает, называют «выживающи­ми»; про них также говорят, что им прису­ща стойкость, или мужество. Подразумева­ется, что это исключительные личности, раз они сумели преодолеть препятствия, сломив­шие других. Когда обывателя просят пере­числить тех, кто вызывает у него наиболь­шее восхищение, и объяснить причину сво­их чуств, в качестве повода для восхище­ния чаще всего называют именно мужество и способность преодолевать трудности. Как однажды заметил Фрэнсис Бэкон, цитируя философа-стоика Сенеку, «благ процветания следует желать, а благами бедствий — восхи­щаться».

В одном из наших исследований участни­ки опроса назвали в качестве объекта восхи­щения пожилую женщину, которая, несмот­ря на паралич, всегда сохраняет бодрость ду­ха и готова выслушать всех, кто нуждает­ся в поддержке; вожатого из детского ла­геря, сумевшего не растеряться и органи­зовать успешные поиски пропавшего ребён­ка; женщину-предпринимателя, достигшую успеха, несмотря на предрассудки и насмеш­ки. Кто-то вспомнил также Игнаца Земмель- вайса, жившего в XIX веке венгерского врача- терапевта, который утверждал, что жизни многих рожениц можно спасти, если акушер­ки будут мыть руки перед приёмом родов, и активно боролся за распространение этой практики, невзирая на насмешки и пренебре­жение коллег. Эти люди и многие другие, подобные им, вызвали уважение по одной и той же причине: они твёрдо стояли на сво­ём и не давали невзгодам побороть себя. Они обладали мужеством — качеством, которое в прежние времена называлось просто «досто­инством» (virtue — от латинского vir, что значит «человек»).

Неудивительно, что люди ценят эту спо­собность больше других достоинств, посколь­ку она способствует выживанию и помогает улучшить качество жизни. Если мы восхи­щаемся теми, кто умеет находить поводы для радости в невзгодах, значит, мы обращаем на них внимание и в случае необходимости мо­жем попытаться превзойти их. Это восхище­ние само по себе является позитивной чер­той, способствующей адаптации; наделённые ею люди, возможно, окажутся более подго­товленными к ударам судьбы.

Однако просто назвав способность побеж­дать хаос «преобразующей стратегией совла- дания», а людей, обладающих ею, «муже­ственными», мы не приблизились к понима­нию сути этого замечательного дара. Подобно персонажу Мольера, утверждавшему, что сон возникает из-за действия «сонной силы», мы не сумеем ничего объяснить, если удо­влетворимся знанием того, что эффективное преодоление стресса обусловлено мужеством. Помимо терминов и описаний нам нужно по­нять механизм того, как это происходит. К сожалению, наши знания по данному вопро­су пока весьма ограничены.

Сила диссипативных струк­тур

Мы можем с уверенностью утверждать, что преобразование хаоса в порядок харак­терно не только для психологических про­цессов. Согласно некоторым теориям эволю­ции существование сложных форм жизни за­висит от их способности получать энергию из энтропии, то есть перерабатывать «отхо­ды» в структурированный порядок. Лауре­ат Нобелевской премии по химии Илья При- гожин назвал физические системы, исполь­зующие энергию, которая иначе просто рас­сеялась бы по Вселенной, «диссипативными структурами». Например, всё царство расте­ний на нашей планете представляет собой ги­гантскую диссипативную структуру, потому что использует для жизнедеятельности свет, который без этого был бы бесполезным по­бочным продуктом горения солнца. Растения нашли способ превратить эту расходующуюся впустую энергию в строительный материал, из которого создаются листья, цветки, пло­ды, кора и древесина. А поскольку без расте­ний не было бы животных, можно констати­ровать, что вся жизнь на Земле в конечном итоге стала возможна благодаря диссипатив- ным структурам, превращающим хаос в по­рядок более высокого уровня.

Человек также научился использовать в своих целях расходующуюся впустую энер­гию. Хорошим примером тому является пер­вое значительное технологическое изобрете­ние, а именно огонь. Поначалу огонь воз­никал благодаря случайным возгораниям от молний, вулканической лавы и т.п. и энергия, выделяющаяся при сгорании древесины, про­сто рассеивалась. Когда человек обрёл власть над огнём, он начал использовать эту энер­гию, чтобы обогреть своё жилище, пригото­вить еду, а затем и для того, чтобы плавить и ковать металлические изделия. Паровые, электрические, бензиновые или атомные дви­гатели работают по тому же принципу, по­требляя энергию, которая иначе пропала бы или могла бы помешать нашим целям. То, что человек научился различными способами обращать силы хаоса себе на пользу, немало способствовало его выживанию как вида.

Человеческая психика, как мы могли убедиться, устроена по сходному принципу. Цельность нашей личности во многом зави­сит от нашей способности преобразовывать нейтральные или неприятные события в по­зитивные. Так, увольнение можно рассматри­вать как небывалую удачу, если задуматься о возможности найти себе другое, более инте­ресное занятие. Вероятность того, что в на­шей жизни будет происходить только хоро­шее и наши желания всегда будут исполнять­ся, ничтожно мала. Рано или поздно каждый сталкивается с событиями, противоречащими его целям: разочарованиями, болезнями, фи­нансовыми проблемами, а в конце жизненно­го пути всех неизбежно ждёт смерть. Каждое такое столкновение представляет собой нега­тивную обратную связь, вносящую хаос в со­знание, угрожающую нашей личности и на­рушающую её функционирование. В случае достаточно сильной травмы человек может утратить способность концентрироваться на важных для него целях, и тогда он переста­нет контролировать свою жизнь. Если несча­стье окажется невыносимым, сознание станет неупорядоченным, и человек «лишится рас­судка»: у него возникнут различные симпто­мы психического расстройства. В менее тяжё­лых случаях пострадавшая личность выжи­вает, но её рост прекращается: индивид пред­почитает построить мощные защиты и пря­таться за ними в состоянии вечной тревоги и подозрительности.

Именно поэтому мужество, стойкость,

упорство, зрелые защитные механизмы, или преобразующие стратегии совладания — все диссипативные структуры психики, — так важны. Без них мы были бы беззащит­ны перед ударами судьбы, а с их помощью большинство негативных событий можно, по крайней мере, нейтрализовать, а иногда даже превратить в задачи, решение которых сдела­ет личность более сильной и сложной.

Способность к преобразованию обычно развивается в конце подросткового возраста. До этого времени дети, как правило, ещё в значительной степени зависят от поддержки своего окружения, которая защищает их от неприятностей. Подросток склонен пережи­вать любой пустяк — плохую оценку, вскочив­ший на подбородке прыщик или невнимание друга — так, будто настал конец света, одна­ко положительная обратная связь от окружа­ющих может в считанные минуты улучшить его настроение, отвлечь от проблем и восста­новить упорядоченность сознания. Для этого достаточно улыбки, телефонного звонка, зву­ков любимой песни. В ходе нашего исследо­вания с помощью метода выборки пережива­ний мы выяснили, что здоровый подросток, как правило, пребывает в депрессии не более получаса. Взрослому на то, чтобы побороть плохое настроение, требуется в два раза боль­ше времени.

В возрасте 17-18 лет подростки, как пра­вило, уже способны рассматривать негатив­ные события в глобальной перспективе, и мелкие неприятности не оказывают на них такого сильного воздействия. Именно в этом возрасте у большинства людей зарождает­ся способность контролировать сознание. Её формирование отчасти является результатом накопления опыта: испытав несколько разо­чарований и успешно справившись с ними, молодой человек знает, что ситуация, как правило, не настолько ужасна, как кажется в первый момент. Отчасти помогает знание то­го, что другие люди также переживали ана­логичные проблемы и смогли с ними спра­виться. Понимание того, что страдания испы­тываешь не только ты один, добавляет важ­ную новую перспективу к юношескому эго­центризму.

Вершина развития способности к совла- данию со стрессом достигается, когда у ин­дивида сформировалось достаточно сильное чуство Я, основанное на собственных целях. Внешние разочарования уже не могут раз­рушить его. Одни люди черпают силу в це­лях, которые связаны с их семьёй, страной, религией или идеологией. У других она воз­никает благодаря их увлечению или профес­сии, овладению гармонией звуков, символов или образов. Шриниваса Рамануджан, моло­дой индийский гений-математик, вкладывал всю свою психическую энергию в изучение теории чисел; она владела его умом настоль­ко, что ни бедность, ни болезни, ни угроза надвигающейся смерти не могли отвлечь его от вычислений — напротив, несчастья лишь стимулировали его творческую активность. На смертном одре он продолжал восхищаться красотой найденных им уравнений, и умиро­творённость его разума отражала порядок в символах, которыми он пользовался.

Почему же стресс лишает сил одних лю­дей и придаёт силы другим? Ответ прост: те, кто знает, как преобразовать безнадёжную ситуацию в новую потоковую деятельность, подвластную контролю, переживают испыта­ния с радостью и выходят из них окрепши­ми. Подобное преобразование включает три основных шага:

1. Неэгоцентричная самоуверенность. Ричард Логан, изучавший людей, которые су­мели выжить в тяжёлых физических услови­ях, — полярников, затерянных в Арктике, уз­ников концентрационных лагерей — пришёл к выводу, что таких людей объединяет безого­ворочная вера в то, что их судьба находится в их руках. Они не сомневаются, что у них достаточно ресурсов, чтобы самостоятельно определять свою участь. Их можно было бы назвать самоуверенными, но в то же время они абсолютно не эгоцентричны. Их энергия, как правило, направлена не на то, чтобы под­чинить себе окружающий мир, но лишь на то, чтобы гармонично функционировать в нём.

Такое отношение возникает, когда человек перестаёт противопоставлять себя миру, как это делает тот, кто настаивает на первосте­пенной важности именно своих целей и на­мерений. Вместо этого человек ощущает се­бя частью происходящего вокруг и пытается сделать всё возможное в рамках той систе­мы, в которой он должен действовать. Как ни парадоксально, но готовность подчинить свои цели чему-то большему и играть не по тем правилам, какие хотелось бы установить, свойственна именно сильным людям.

Для пояснения рассмотрим простой и жизненный пример: холодным утром вы в спешке выбегаете на работу и обнаруживае­те, что ваша машина не заводится. В таких обстоятельствах многие люди становятся на­столько одержимы целью попасть на рабо­ту, что им полностью отказывает способность мыслить. Они начинают проклинать машину, снова и снова пытаться завести двигатель, пи­нать её по колесу — как правило, безрезуль­татно. Вовлечённость их эго мешает эффек­тивной стратегии преодоления фрустрации и реализации цели. Более разумный подход — признать очевидное: машине всё равно, что вам срочно нужно в центр. Она подчиняется собственным законам, и единственный способ заставить её двигаться — это принимать их во внимание. Если вы не понимаете, что не так со стартером, правильнее будет вызвать так­си или поменять цель — отменить встречу и заняться чем-нибудь полезным дома.

Чтобы достичь такой уверенности в себе, требуется, в сущности, доверять себе, окру­жающему миру и своему месту в нём. Хо­роший лётчик знает свои возможности, дове­ряет самолёту, которым управляет, и знает, что понадобится предпринять в случае, на­пример, урагана или обледенения крыльев. Поэтому он доверяет своей способности спра­виться с погодными условиями, которые мо­гут возникнуть, — не потому, что готов за­ставить самолёт подчиниться своей воле, а потому, что способен превратить себя в ин­струмент балансировки свойств самолёта с атмосферными условиями. Поэтому он явля­ется незаменимым звеном в цепи условий без­опасности самолёта, но может обеспечить её, лишь оставаясь звеном, элементом системы «человек — самолёт», подчиняющимся прави­лам этой системы.

2. Сфокусированность внимания на внешнем мире. Пока наше внимание направ­лено вовнутрь и нашу психическую энергию поглощают различные заботы и стремления эго, нам довольно непросто замечать окру­жающее. Люди, умеющие преобразовывать стресс в радость, тратят очень мало време­ни на мысли о себе. Они не расходуют энер­гию на удовлетворение того, что считают сво­ими потребностями, и на тревогу по поводу социально обусловленных желаний. Зато они всегда начеку, внимательно следя за происхо­дящим вокруг. В фокусе сознания находится главная цель, однако оно достаточно откры­то, чтобы замечать внешние события и при­спосабливаться к ним, даже если они прямо не связаны с главным намерением.

Открытость позволяет человеку быть объ­ективным, осознавать альтернативные воз­можности. Это чуство сопричастности про­исходящему в мире хорошо выразил скало­лаз Ивон Шуинар, описывая одно из своих восхождений на пугающую многих альпини­стов гору Эль Капитан в Йосемите: «Каж­дый кристаллик в гранитной стене выделял­ся из общей массы своей неповторимостью. Глаз радовали удивительные очертания обла­ков. Мы впервые заметили крошечных жуч­ков, покрывавших отвесную стену, они были едва заметны. Я разглядывал одного минут пятнадцать — следил за тем, как он полза­ет, и восхищался его ярко-красной окраской. Как можно скучать на свете, когда вокруг так много прекрасного! Единение с дивной при­родой вокруг, её обострённое восприятие по­дарили нам чуства, подобных которым мы не испытывали годами».

Умение достигать такого единства с окру­жающим миром представляет собой не толь­ко важный компонент потоковых состояний, но также и центральный механизм преодо­ления невзгод. Во-первых, когда внимание сосредоточено на чём-то внешнем, неудовле­творённым желаниям труднее нарушить по­рядок в сознании. Чтобы ощутить психи­ческую энтропию, нужно сконцентрировать­ся на внутреннем беспорядке. Таким обра­зом, направляя внимание на происходящее вокруг, мы снижаем разрушительное воздей­ствие стресса. Во-вторых, человек, уделяю­щий внимание окружающему миру, становит­ся его частью, встраивается в систему, связы­вая себя с ней посредством психической энер­гии. Это, в свою очередь, позволяет ему луч­ше понять свойства системы и найти лучшие способы адаптации к стрессовой ситуации.

Вернёмся к примеру с машиной, которая не заводится. Если ваше внимание будет пол­ностью сосредоточено на цели оказаться на работе вовремя, ваш разум немедленно запол­нят мысли об ужасных последствиях опоз­дания и злость в адрес непослушного авто­мобиля. И тогда у вас будет меньше шансов заметить то, о чём он пытается сообщить вам: залило свечи или сел аккумулятор. Точ­но так же и пилот может пропустить важную для навигации информацию, если будет тра­тить слишком много энергии на мысли о том, что он хочет от самолёта. Чуство полной от­крытости окружающему миру хорошо описал Чарльз Линдберг, переживший его во время своего эпохального перелёта через Атланти­ку:

Моя кабина очень мала, её стен­ки совсем тонкие, но тем не ме­нее внутри этого кокона я чуствую себя в полной безопасности — несмотря на мысли, приходящие мне в голову... Я ощущаю каж­дую деталь внутри неё: приборы, рычаги, очертания её стен. Каждый предмет приобретает новую ценность. Я разглядываю свар­ные швы (застывшую стальную рябь, сквозь которую незримо про­ходит давление в сотни фунтов), радиолитовую точку на поверхно­сти альтиметра, линейку топлив­ных клапанов — всё то, на что я прежде не обращал внимания, сей­час вдруг стало заметным и очень важным... Может быть, мой само­лёт является чудом техники, но здесь, в кабине, я окружён просто­той, и мои мысли свободны от вре­мени.

Дж., мой бывший коллега, как-то расска­зал мне печальную историю, случившуюся, когда он служил в авиации. Этот пример показывает, насколько опасной может стать чрезмерная забота о своей безопасности, ес­ли она требует слишком много внимания. Во время войны в Корее десантники из части, в которой служил Дж., отрабатывали прыжки с парашутом. Однажды, когда группа готови­лась к очередному прыжку, выяснилось, что обычных парашутов, рассчитанных на пра- воруких, на всех не хватает, и одному сол­дату вручили предназначенный для левшей. «Он точно такой же, — сказал ему сержант. — Только кольцо висит слева. Ты можешь раскрыть парашут любой рукой, но левой это сделать будет проще». Группа села в самолёт, который поднял их на высоту восемь тысяч футов, и один за другим они прыгнули. Все приземлились удачно, кроме одного десант­ника: его парашут не раскрылся, и он разбил­ся насмерть.

Дж. участвовал в расследовании траге­дии. Погибший солдат оказался тем самым, кому пришлось прыгать с парашутом для левшей. Форма на его груди с правой стороны — там, где могло бы быть кольцо обычного парашута, — была изодрана в клочья, даже на коже остались глубокие царапины от ног­тей. Кольцо находилось в нескольких дюй­мах слева — до него он, по-видимому, даже не дотронулся. С парашутом всё было в по­рядке. Причина произошедшего заключалась в том, что, падая сквозь эту страшную бес­конечность, человек совершенно зациклился на мысли, что парашут открывается привыч­ным образом. Его страх был настолько силён, что помешал ему заметить возможность спа­сения, находившуюся буквально перед глаза­ми.

В угрожающей ситуации естественной ре­акцией является мобилизация психической энергии и направление её вовнутрь с целью защититься от угрозы. Однако в большинстве случаев это препятствует эффективному ре­шению проблемы, поскольку усиливает ощу­щение внутреннего беспорядка, снижает гиб­кость реагирования и, что, возможно, самое неприятное, изолирует индивида от остально­го мира, оставляя его наедине с угрозой. Если же не терять связь с происходящим, можно увидеть новые возможности, которые позво­лят отреагировать по-настоящему эффектив­но.

3. Открытие новых решений. Суще­ствует два основных способа справиться с си­туацией, создающей энтропию. Первый за­ключается в том, чтобы сосредоточить вни­мание на препятствиях, мешающих достиже­нию целей, и устранить их, таким образом восстановив гармонию в сознании. Его мож­но назвать «прямым подходом». Второй путь предполагает концентрацию на ситуации в целом, включая себя самого, раздумья над тем, можно ли поставить иные, более адек­ватные ей цели, и найти новые решения.

Рассмотрим пример. Ещё недавно Фил был уверен, что вскоре получит место вице- президента компании, но сейчас он видит, что его обходит другой коллега, находящий­ся в дружеских отношениях с генеральным директором. У него есть два возможных пу­ти: попытаться изменить мнение директора относительно того, кто является наилучшей кандидатурой (первый подход), или рассмот­реть возможность изменить свои цели, напри­мер, перейти в другое подразделение компа­нии, поменять карьеру в целом или начать уделять больше внимания семье, обществен­ной деятельности или самосовершенствова­нию (второй подход). Ни одно решение не бу­дет идеальным, но для Фила важнее всего то, как выбранное решение соотносится с его гло­бальными жизненными целями и добавит ли оно радости в его жизни.

Независимо от выбранного решения, ес­ли Фил будет слишком серьёзно относиться к себе, своим потребностям и желаниям, как только жизнь отклонится от намеченного им плана, он может столкнуться с неприятностя­ми и у него будет недостаточно свободных ре­сурсов внимания, чтобы заметить реалистич­ные возможности. В результате вместо новых и интересных задач его будут окружать одни угрозы.

Практически в каждой ситуации можно найти возможности для роста. Как мы мог­ли убедиться, даже такие ужасные несчастья, как потеря зрения или способности ходить, можно преобразовать в условия для получе­ния радости и поднять свою жизнь на более высокий уровень сложности. Даже прибли­жение смерти может способствовать обрете­нию гармонии в сознании, а не отчаянию.

Но для того, чтобы такое преобразова­ние стало возможно, человек должен быть готов к восприятию неожиданных возмож­ностей. Большинство людей придерживает­ся жёстких стереотипов, заданных генети­ческими программами и социальной средой, и потому не замечает возможности выбрать другой курс. Жить, руководствуясь исклю­чительно генетическими и социальными ин­струкциями, можно до тех пор, пока всё идёт хорошо. Но неизбежно настаёт момент, когда биологические или социальные потребности индивида оказываются фрустрированы и ему нужно формулировать новые цели, создавать новые возможности для переживания состоя­ния потока, иначе его энергию поглотит внут­ренний хаос.

Но как научиться видеть эти альтерна­тивные стратегии? Ответ, в принципе, прост: если действовать с уверенностью в себе, но без концентрации на себе, оставаться откры­тым миру и чуствовать себя его частью, реше­ние, скорее всего, придёт само собой. Процесс обнаружения новых целей во многом похож на творчество художника, создающего новое произведение искусства. Ремесленник начи­нает рисовать на холсте, заранее зная, что он хочет изобразить, и придерживается это­го плана до конца работы. Настоящий худож­ник приступает к творчеству, имея в голове глубоко прочуствованную, но не вполне опре­делённую цель. Если на холсте вдруг воз­никает неожиданное цветовое решение или новая форма, он изменяет картину в соот­ветствии с ними. В итоге у него получается нечто, возможно, даже отдалённо не напоми­нающее первоначальные наброски. Если ху­дожник чутко относится к своему внутренне­му чуству, знает, что ему нравится, а что — нет, и следит за тем, что возникает на холсте, его картина будет хороша. Если же он следу­ет конвенциональным представлениям о том, как должно выглядеть произведение искус­ства, игнорируя открывающиеся ему возмож­ности, картина получится банальной.

У всех нас есть некоторые представления о том, чего мы хотим от жизни. Они вклю­чают базовые потребности, заложенные на генетическом уровне и важные для выжи­вания вида: потребность в пище, безопасно­сти, продолжении рода, доминировании над другими особями. В них также входят жела­ния, навязанные нам нашей культурой: быть стройным, богатым, образованным и люби­мым. При определённом везении мы можем воплотить в себе идеальный для нашего вре­мени физический и социальный образ. Но это ли является наилучшим применением нашей энергии? А что, если нам не удастся реализо­вать эти цели? Мы никогда не узнаем о дру­гих возможностях, если не будем, подобно ху­дожнику, внимательно следящему за проис­ходящим на холсте, тщательно наблюдать за тем, что творится вокруг нас, и оценивать со­бытия с точки зрения их реального влияния на наши ощущения от жизни. Если мы будем вести себя так, то обнаружим, что вопреки на­шим прежним представлениям гораздо боль­ше удовлетворения можно испытать, оказав помощь человеку, чем победив его, и что общение с двухлетним ребёнком приносит боль­ше радости, чем партия в гольф с президен­том крупной компании.

Автотелическая личность: итоги

В данной главе мы не раз имели возмож­ность убедиться, что внешние силы не игра­ют решающей роли в том, удастся ли пре­вратить неприятное событие в повод для ра­дости. Здоровый, богатый и могущественный человек не имеет преимуществ перед боль­ным, бедным и слабым, когда речь идёт об установлении контроля над сознанием. Раз­личие между тем, кто наслаждается жизнью, и тем, кого она несёт, как щепку, возникает в результате сочетания этих внешних факто­ров и способа их интерпретации, выбранного субъектом, — видит ли он в вызове, брошен­ном ему жизнью, угрозу или возможность для действия.

«Автотелическую личность» отличает способность с лёгкостью превращать потен­циальные угрозы в задачи, решение которых приносит радость и поддерживает внут­реннюю гармонию. Это человек, который никогда не испытывает скуку, редко трево­жится, включён в происходящее и большую часть времени переживает состояние потока. В буквальном переводе это понятие означает «личность, цели которой находятся в ней самой» — речь идёт о том, что цели такого человека порождаются преимущественно его внутренним миром, а не заданы гене­тическими программами и социальными стереотипами, как у большинства людей.

Основные цели автотелической личности формируются в её сознании в процессе оценки переживаний, то есть создаются ею самой.

Автотелическая личность преобразует пе­реживания, чреватые энтропией, в состояние потока. Правила, следуя которым можно раз­вить в себе качества такой личности, просты и напрямую связаны с моделью потока. В кратком изложении они выглядят так:

1. Ставить цели. Состояние потока воз­никает в том случае, если перед субъектом стоят ясные цели. Автотелическая личность учится совершать выбор без суеты и паники в любой ситуации, будь то принятие реше­ния о женитьбе или о том, как провести от­пуск, раздумья над тем, как провести выход­ной или чем занять время ожидания в очере­ди к врачу.

Выбор цели предполагает распознание связанных с ней задач. Если я хочу уметь иг­рать в теннис, значит, мне предстоит научить­ся подавать мяч, бить справа и слева, трени­ровать выносливость и реакцию. Причинно- следственная связь может быть направлена и в обратную сторону: мне понравилось пе­ребрасывать мяч через сетку, и из-за этого я решил учиться играть в теннис. В обоих слу­чаях цели и задачи порождают друг друга.

Поскольку система действий определяет­ся целями и задачами, они, в свою очередь, предполагают наличие умений, необходимых для того, чтобы действовать внутри этой си­стемы. Если я решу сменить работу и от­крыть гостиницу, я должен буду приобрести знания по гостиничному бизнесу, финансам и пр. Разумеется, может быть и наоборот: име­ющиеся у меня навыки побудят меня поста­вить перед собой цель, в достижении которой они будут полезны. Например, я могу решить открыть гостиницу потому, что вижу у себя необходимые для этого качества.

Для того чтобы развить в себе умения, нужно уделять внимание результатам сво­их действий, то есть следить за обратной связью. Чтобы стать хорошим гостиничным управляющим, я должен правильно понять, какое впечатление произвело моё бизнес- предложение на банк, у которого я хочу по­лучить кредит. Мне нужно знать, какие осо­бенности обслуживания нравятся клиентам, а какие — нет. Без обратной связи я быстро пе­рестану ориентироваться в системе действий, не смогу развить необходимые навыки и ста­ну менее эффективным.

Одно из главных отличий автотелической личности заключается в том, что она всегда знает: именно она выбрала цель, к которой теперь стремится. То, что она делает, не яв­ляется ни случайностью, ни результатом дей­ствия внешних сил. Это сознание ещё больше усиливает мотивацию человека. В то же вре­мя собственные цели можно изменить, если обстоятельства делают их бессмысленными. Поэтому поведение автотелической личности является одновременно более целенаправлен­ным и гибким.

2. Полностью погрузиться в деятель­ность. Выбрав систему действий, автотели- ческая личность предаётся своему занятию с полной вовлечённостью. Независимо от ро­да деятельности, будь то кругосветный полёт или мытьё посуды после обеда, она направ­ляет внимание на стоящую перед ней задачу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.