Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология оптимального переживания 24 страница




Withey, 1976; Robinson, 1977). Так Верофф, Дуван и Кулка (Veroff, Douvan, Kulka, 1981) приходят к выводу, что 49% занятого насе­ления более удовлетворены своей работой, чем своим досугом. При этом только 19% получают большее удовлетворение от досуга.

С. 118 Опасность попадания в зависимость от потоковых впечатлений более детально описана в (Csikszentmihalyi, 1985bj.

С. 119 Преступление как источник по­тока. Описание того, как подростковая пре­ступность может служить источником пото­ка, дано в (Csikszentmihalyi, Larson, 1978). Высказывание Оппенгеймера цитируется по (Weyden, 1984).

С. 121 «Вода может быть хорошей и пло­хой...» — высказывание Демокрита приведе­но по (de Santillana, 1961/1970, p. 157).

ГЛАВА 4

С. 124 Игра. Наряду с «Ношо Ludens» Хейзинги, вышедшей ещё в 1939 г. (Huizinga, 1939), другой сильной работой, посвящённой играм, является книга Роже Калуа «Игры и люди» (Caillois, 1958).

С. 126 Мимикрия. Прекрасный пример то­го, как ритуальное переодевание может раз­двинуть рамки обычного восприятия, даёт Монти (Monti, 1969, р. 9-15), когда он описы­вает западно-африканские церемониальные маски: «С точки зрения психологии проис­хождение масок может быть также объясне­но атавистическим стремлением человека уй­ти от себя, чтобы обогатиться опытом иных способов существования... Это желание не может быть реализовано на «физическом» уровне. Человек стремится увеличить свою собственную мощь, идентифицируясь со все­ленскими, божественными или демонически­ми силами. По сути, это желание выйти за рамки ограничений, помещающих человека в конкретную и неизменную оболочку, простёр­тую между рождением и смертью, которая не оставляет ему возможности сознательного выбора экзистенциальных приключений».

С. 127 Поток и открытия. Когда группу испытуемых, в которую входили скалолазы, композиторы и шахматисты, попросили про- ранжировать 16 различных видов деятельно­сти по критерию «похожести на поток», на первое место они поставили «Создание или открытие чего-то нового».

С. 128 Поток и личностный рост. То, каким образом переживание потока способ­ствует личностному росту, подробно описано в (Deci, Ryan, 1985; Csikszentmihalyi, 1982b, 1985a;. Анна Уэлс показала, что у женщин, которые проводят больше времени в пото­ке, формируется более позитивный образ себя (Wells, 1988).

С. 130 Поток и ритуалы. Известный ан­трополог Виктор Тернер (Turner, 1974) уви­дел в практически повсеместном присут­ствии ритуалов в древних человеческих куль­турах доказательство того, что ритуаль­ные действа были санкционированной обще­ством возможностью для переживания по­тока. Религиозные ритуалы в значительной мере благоприятствуют потоковым впечат­лениям (Carrington, 1977; Csikszentmihalyi, 1987; Csikszentmihalyi I., 1988; Wilson, 1985, in press). Хорошее изложение исторического развития взаимоотношений между «сакраль­ными» и «светскими» аспектами досуговых занятий дано в учебнике (Kelly, 1982, р. 53­68).

Поток и искусство. Описание того, как пассивные визуальные и эстетические впе­чатления могут привести к потоку, даны в (Csikszentmihalyi, Robinson, 1990).

Религиозное значение игр с мячом индей­цев майя описано в СBlom, 1932; Gilpin, 1948). Игра «пок-та-пок» во многом похожа на со­временный баскетбол. В неё играли на камен­ной площадке, целью каждой из команд бы­ло забросить мяч в находящуюся на высоте 28 футов каменную «корзину» своих оппонен­тов, не дотрагиваясь до мяча руками. Отец Диего Дюран, испанский миссионер, дал яр­кое описание этого состязания: «Это было нечто, доставлявшее массу удовольствия и наслаждения играющим. При этом игроки обладали настолько высоким мастерством, что умудрялись держать мяч «в воздухе» в течение почти целого часа, гоняя его с одно­го конца площадки к другому. Вся трудность заключалась в том, что мяча нельзя было ка­саться ни руками, ни ступнями, а только бёд­рами...» — цитата из (Blom, 1932). Иногда эти игры заканчивались человеческим жерт­воприношением или убийством игроков про­игравшей команды (Pina Chan, 1969).

131 Поток и общество. Мысль о том, что по виду потоковой деятельности, которую об­щество предлагает своим членам, можно в значительной мере судить о сущности об­щества в целом, была впервые высказана в (Csikszentmihalyi, 1981 a, 1981b; см. также Argyle, 1987, р. 65).

132 Тема культурного релятивизма слиш­ком сложна для непредвзятого анализа, и по­этому мы не останавливаемся на ней. Хо­роший, однако не лишённый пристрастно­сти обзор дан известным антропологом Мел- фордом Спиро (Spiro, 1987), который в од­ной из своих последних работ, носящей авто­биографический характер, рассказал о том, почему он изменил свою точку зрения в отношении утверждения о якобы одинако­во хорошем (или плохом) действии различ­ных культурных укладов на общество. Он убеждён, что культуры способны время от времени принимать поистине патологические очертания. Философы и прочие мыслители- гуманисты часто упрекают социологов — ви­димо, по праву — в том, что они недооце­нивают значение абсолютных общечеловече­ских ценностей, которые играют важнейшую роль в обеспечении выживания самой культу­ры (напр., Arendt, 1958; Bloom, 1987). Виль- фредо Парето был одним из первых социоло­гов, который активно указывал на опасность релятивизма, широко пропагандируемого со­циологией (Pareto, 1917, 1919).

С. 133 Английские рабочие. Ставшая классической история о том, как свобод­ные английские рабочие постепенно превра­тились в работающие «машины», заключён­ные в жёсткие рамки дисциплины, рассказа­на Томпсоном (Thompson, 1963).

С. 134 Подозрительность жителей ост­ровов Добу описана антропологом Форчу- ном (Fortune, 1932/1963). Трагический «ту­пик» культуры ик из Уганды исследовался в (7hrnbull, 1972).

Йономамо. Жестокость этого племени бы­ла описана у (Chagnon, 1979). Депрессив­ные нигерийские племена исследовались Ло­рой Боэннан (Laura Bohannan), писавшей под псевдонимом Боуэн (Bowen, 1954). Колин ТУрнбулл с любовью описал пигмеев итури (Turnbull, 1961). Цитата, описывающая ин­дейцев Шушвапа, взята из письма Ричарда

Кула автору (JCoof, 1986).

С. 136 Информация о святилище в Изе по­лучена в личной беседе с Марком Чиксентми- хайи.

С. 138 Информация о доле счастливых людей в различных странах приводится по результатам опроса службы Гэллапа (Gallup, 1976). То, что американцы считают себя по­чти такими же счастливыми, как кубинцы и египтяне, выяснилось в ходе исследований Истёрли-на СEasterlin, 1974). Обзор пробле­мы культурных различий счастья содержит­ся в (Argyle, 1987, р. 102-111).

Счастье и благосостояние. И Аргайл, и Винховен, анализировавшие результаты до­статочно большого количества опросов, схо­дятся во мнении, что определённая положи­тельная зависимость степени удовлетворён­ности жизнью от уровня материального бла­госостояния существует, но она очень невели­ка (Argyle, 1987; Veenhoven, 1984).

С. 139 Затраты времени среднего аме­риканского рабочего приведены на основе опросов по методу выборки пережива­ний (напр., Csikszentmihalyi Graef, 1980; Graef, Csikszentmihalyi, Gianinno, 1983; Csikszentmihalyi, LeFevre, 1987,1989). Полу­ченные оценки очень близки к результатам более масштабных опросов, выполненных обычными методами (напр., Robinson, 1977).

С. 141 Симптом сверхвключенности в ши­зофрении. Понятие ангедонии было пред­ложено психиатром Роем Гринкером (Roy Grinker). Сверхвключенность и симптомы расстройства внимания исследовались многи­ми учёными, среди которых Хэрроу, Хольц- ман, Кэйтон и др. (Harrow, Grinker, Holzman, Kayton, 1977; Harrow, Tucker, Hanover, Shield, 1972). Цитаты взяты из (McGhie, Chapman, 1961, p. 109, 114). Я обосновывал связь меж­ду неспособностью человека к потоку вслед­ствие серьёзных психических патологий и бо­лее лёгкими расстройствами внимания, ча­сто порождаемыми социальной депривацией (Csikszentmihalyi, 1978,1982а).

С. 143 Среди исследований, посвящён- ных жизни эскимосов, выделяются работы Карпентера (Carpenter, 1970, 1973). Причи­ны разрушения культур индейцев, ранее на­селявших острова Карибского бассейна, опи­саны в Mintz, 1985. Понятие аномии было впервые сформулировано Эмилем Дюркгей- мом в работе «Самоубийство» (Suicide, Emile Durkheim, 1897/1951). Классическое введение в понятие отчуждения содержится в ран­них рукописях Карла Маркса, в частности, в его «Экономическо-философских рукопи­сях 1844 года» (Tucker, 1972). Известный со­циолог Ричард Митчел (Mitchell, 1983, 1988) считал аномию и отчуждение не чем иным, как отражением скуки и тревоги на социаль­ном уровне. Они возникают, когда людям не удаётся получить потоковые переживания из- за чрезмерной хаотичности либо чрезмерной урегулированности их повседневной жизни.

С. 144 Нейропсихологическое объяснение работы механизма внимания опирается на ис­следования Хамил-тон и других ([Hamilton, 1976,1981; Hamilton, Holcomb, De la Ре­па, 1977; Hamilton, Haier, Buchsbaum, 1984). Эти исследования продолжаются в настоящее время с использованием современного обору­дования для изучения активности мозга.

С. 146 Активность коры головного мозга — мера электрической активности в коре голов­ного мозга в данный момент. Её амплитуда (в микровольтах) используется как мера общего напряжения мозга. В процессе концентрации внимания активность коры головного мозга обычно возрастает, что говорит о росте пси­хического напряжения.

С. 147 Изучением автотеличных семей занимался Рэт-хунде (Rathunde, 1988). По­лученные им результаты во многом корре­лируют с различными проводимыми ранее исследованиями. Так, безопасная привязан­ность в раннем возрасте делает ребёнка бо­лее активным в познании окружающей его действительности (Ainsworth, Bell, Stay ton, 1971; Matas, Arend, Sroufe, 1978). Важное значение имеет также баланс между «любо­вью» и «дисциплиной» (Bronfenbrenner, 1970; Devereux, 1970; Baumrind, 1977). Системный подход к изучению семьи, очень близкий к предложенному в данной книге, был впер­вые предложен в клинической работе Боуэна (Bowen, 1978).

С. 149 Люди потока. Этот термин впервые был использован Ричардом Логаном (Logan, 1985, 1988) для характеристики людей, спо­собных преобразовывать разнообразные жиз­ненные испытания в потоковые события. «В условиях резкого ограничения...» — цитата приведена по (Вигпеу, 1952, р. 16-18).

С. 150 Воспоминания Евы Цейзел напеча­таны в журнале «Нью-Йоркер» (New Yorker) (Lessard, 1987, p. 33-35). С. 151 С. 152 С. 153 ГЛАВА 5 С. 156 С. 158

Злоключения китайских дам во время культурной революции описаны в работе (Cheng, 1987). История Солженицына — из его книги «Архипелаг ГУЛАГ» (Solzhenitsyn, 1976).

История Тибора Толлаша восстановлена по памяти по нашей беседе летом 1957 г. по­сле освобождения его из тюрьмы благодаря венгерской революции.

Цитата Солженицына приведена по (Logan, 1985). Беттельгейм обобщает опыт своего заключения в концентрационном лагере в статье (Bettelheim, 1943).

Работы Франкла, посвящённые этой же теме (Frankl, 1963,1978).

Высказывание Бертрана Рассела (В. Russell) приводится по статье в журнале Self(Merser, 1987, р. 147).

Во время праздников у индейцев та- рахумара проходили состязания бегунов на расстояния в несколько сот миль. О них сообщают Лумхольц и Набоков (Lumholtz, 1902/1987; Nabokov, 1981). Ритуальные эле­менты в современных олимпийских видах спорта проанализированы в работе Мак- Алуна (MacAloon, 1981).

Так называемый комплекс Икара был опи­сан Генри Мюрреем (Murray, 1955). Говоря о нём, необходимо обратить внимание читате­ля на концепцию сублимации, предложенную Фрейдом. Если оставить её без внимания, мо­жет возникнуть чуство некоей недоговорён­ности. Поверхностное понимание идей Фрей­да побуждает многих рассматривать любое действие, непосредственно не направленное на удовлетворение сексуальных желаний, ли­бо как защиту, помогающую скрыть ту или иную потребность, либо как сублимацию, преобразующую невыполнимое желание в за­мещающие его реальные цели и задачи.

В лучшем случае сублимация служит сла­бой заменой нереализованных удовольствий, которые она помогает замаскировать. Берг- лер, например, считает, что игры, постро­енные на риске, облегчают чуство вины за сексуальные или агрессивные побуждения (Bergler, 1970). Согласно концепции «ком­плекса Икара» прыгун в высоту стремится вырваться из клубка эдиповых связей соци­ально приемлемым образом, но реально не разрешая при этом тот базовый конфликт, который мотивирует его действия. Подобно этому Джонс ^ones, 1931) и Файн (Fine, 1956) объясняют игру в шахматы желани­ем справиться со «страхом кастрации»: по­ставить мат своим ферзём королю соперни­ка означает не что иное, как символическое представление кастрации отца при помощи матери. Альпинистами же движет сублими­рованная зависть к пенису. В соответствии с этой логикой всё в жизни делается не иначе как ради переработки полученных в детстве потрясений.

Однако логическим следствием сведения всей мотивации к поиску удовольствий, по­буждаемому несколькими генетически за­программированными желаниями, выступает неспособность понять большую часть поведе­ния, отличающего людей от остальных видов животных. Для иллюстрации этого обратим­ся к роли удовольствия в эволюции.

Не только прошлое, но и будущее опре­деляет настоящее. Первая рыба, которая по­кинула океан, чтобы начать жизнь на суше, не была запрограммирована на это. Она пы­талась использовать новые, неведомые воз­можности, пытаясь воспользоваться преиму­ществами новой среды обитания. Обезьяны, которые используют палочки, чтобы выужи­вать муравьёв из муравейника, скорее все­го, не следуют заложенным в их генах ин­струкциям, но экспериментируют с возмож­ностями. Это может привести в будущем к бо­лее сознательному использованию орудий и ко всему тому, что мы называем прогрессом. По сути, вся история может быть понята как стремление людей реализовывать свои смут­ные мечты. И дело совсем не в телеологии — вере в некоторую предустановленность раз­вития, ведь это тоже механистическая идея. Цели, которые мы преследуем, не предопре­делены ничем вне или внутри нас. Они обна­руживаются, когда мы наслаждаемся совер­шенствованием наших навыков в новых усло­виях.

Пожалуй, именно радость является ме­ханизмом естественного отбора, который обеспечивает эволюцию в направлении ро­ста сложности. Этот тезис выдвигался в работах (Csikszentmihalyi, Massimini, 1985; Csikszentmihalyi I., 1988; Csikszentmihalyi M., 1988). Следствия потока для эволюционно­го развития анализировались в работе Кру­ка (Crook, 1980). Так же как удовольствие от еды заставляет нас снова принимать пи­щу, удовольствие от физической близости за­ставляет нас искать её снова и снова. Оба этих инстинкта обеспечивают выживание и продолжение рода — не более. И только ра­дость заставляет нас стремиться к чему-то, что лежит за пределами настоящего, в буду­щем. В самом деле, нет никаких оснований утверждать, что лишь удовольствие есть при­знак «нормального» желания, а все осталь­ные стремления и искания, непосредственно не направленные на него, вторичны и пред­ставляют собой их бледную тень. Награда за достижение новых целей не уступает награде за удовлетворение прежних потребностей.

С. 161 Зависимость между пережи­ваниями счастья и уровнем потребления энергии исследовалась в (Graef, Gianinno, Csikszentmihalyi, 1981).

С. 162 Слова американского подростка о наслаждении танцем взяты из работы (Csikszentmihalyi, 1975, р. 104). Рассказ ита­льянской танцовщицы приведён по (Delle Fave, Massimini, 1988, p. 212).

С. 164 Культивация сексуальности. Пре­красный обзор развития на Западе идей о лю­бовных взаимоотношениях дан в трёхтомнике «Природа любви» Ирвинга Син-гера (Singer, 1981). Хороший обзор различных психологи­ческих точек зрения относительно феномена любви даёт Кеннет Поп (Pope, 1980). Одной из последних публикаций на эту тему явля­ется работа психолога из Йельского универ­ситета Роберта Стернберга СSternberg, 1988). В ней он дополняет классическое разделе­ние видов любви на «эрос» и «агапе» тре­тьим компонентом: близость, страсть и пре­данность. Американский антрополог Лайза Дэлби провела несколько лет в Киото, изучая искусство японских гейш. Ей принадлежит хорошее описание тонкостей «восточного» по­нимания сексуальности (Dalby, 1983). Об от­сутствии романтичности в античных любов­ных отношениях см. (Veyne, 1987, р. 202).

С. 169 Правила ордена иезуитов, раз­работанные Игнатием Лойолой, организуют жизнь послушников как единую активность, потенциально подходящую для создания по­тока. См об этом у Изабеллы Чиксентми- хайи и Тоскано (Csikszentmihalyi 1,1986,1988;

Toscano, 1986).

Краткое описание патанджали-йоги содержится в Британской энциклопедии (Encyclopaedia Britannica 1985. V. 12, p. 846). Более подробное описание даёт Элиаде (Eliade, 1969).

С. 173 Наиболее значимый вклад в со­временную психологию эстетики представ­ляют собой работы Арнхей-ма и Гом- брича (Arnheim, 1954,1971,1982; Gombrich, 1954,1979). В частности, они подчёркивают важную роль в искусстве отрицательной эн­тропии, или упорядоченности. Психоанали­тическое понимание проблемы содержится в работах Мэри Гедо (Gedo, 1986, 1987,1988).

«Знаменитые «Купальщицы» Се­занна...»; «Когда я вижу произведе­ния...»; «Однажды утром...» — цитаты из (Csikszentmihalyi, Robinson, 1990).

С. 176 Использование музыки африкан­скими пигмеями описано в (Turnbu.ll, 1961).

Важность музыки в жизни американцев подчёркивается в моей книге «Смысл вещей» (Csikszentmihalyi, Rochberg-Halton, 1981). В ней, в частности, говорится, что наиболее важной для себя вещью домашнего обихода подростки считают музыкальный центр.

Интервью с полицейским также приводит­ся по этой книге. О том, как музыка помога­ет подросткам восстановить хорошее настро­ение, о её роли в качестве поддерживающей матрицы подростковой солидарности расска­зывается в (Csikszentmihalyi, Larson, 1984; Larson, Kubey, 1983).

С. 177 Музыкальные записи обогащают жизнь. Мне довелось услышать эту точку зрения из уст известного философа-эстетика Элизео Виваса (Eliseo Vivas) во время его лек­ции в Колледже Лэйк Форест в Иллинойсе в конце 1960-х гг.

С. 178 В своей знаменитой работе «Эле­ментарные формы религиозной жизни» Эмиль Дюркгейм ввёл понятие «коллектив­ного воодушевления» для характеристики состояния, предшествующего становле­нию в обществе религиозности (Durkheim, 1912/1967). Современную трактовку важ­ности «коллективных» ощущений — чуства локтя — даёт в своей работе Виктор Тернер (Turner, 1969,1974).

Книги Карлоса Кастанеды, которые поль­зовались большой популярностью ещё деся­тилетие назад, сегодня не оказывают замет­ного влияния на общественное мнение (напр., Castaneda, 1971,1974). В самом деле, многое было сделано для того, чтобы дискредитиро­вать его наследие. Последние книги его длин­ной саги о годах, проведённых в учении у кол­дуна, выглядят слабыми и сбивчивыми. Пер­вые же четыре книги содержат много важ­ных и интересных идей, изложенных доста­точно увлекательно; к ним применима старая итальянская поговорка: «Если и неправда, то хорошо придумано».

С. 179 Указанные стадии восприятия му­зыкального произведения были описаны в неопубликованной работе Майкла Хейфеца из Чикагского университета. Похожую траек­торию развития ранее постулировал музыко­вед Леонард Мейер (Meyer, 1956).

С. 180 Похожую точку зрения в отноше­нии музыки высказывал ещё Платон в «Госу­дарстве», книга 3, в диалоге между Главко- ном и Сократом, посвящённом целям образо­вания. Её суть сводится к тому, что детям не должна навязываться ни слишком «печаль­ная», ни слишком «расслабляющая» музы­ка, поскольку в обоих случаях это негатив­ным образом будет сказываться на характе­ре. Поэтому музыка ионического и лидийско­го стиля должна быть исключена из учебно­го плана. Единственно приемлемыми явля­ются произведения дорического и фригийско­го стиля, так как они несут в себе «мотивы долга и свободы», внушая молодым чуства от­ваги и выдержки. Важно не то, как мы сего­дня относимся к музыкальным вкусам Пла­тона, но то, что великий мыслитель предавал музыке очень большое значение. Сократ го­ворит: «Так вот, Главкон <... > в этом глав­нейшее воспитательное значение мусического искусства: оно более всего проникает вглубь души и всего сильнее её затрагивает; ритм и гармония несут с собой благообразие, а оно делает благообразным и человека».

Алан Блум (Bloom, 1987, особенно р. 68­81) разделяет точку зрения Платона и выдви­гает обвинения в адрес современной музыки, вероятно по причине её сходства с ионически­ми или лидийскими гармониями.

С. 181 Лорин Холлэндер рассказала мне эту историю в 1985 г.

С. 182 Еда. Наши исследования по мето­ду выборки переживаний выявили, что для взрослых американцев еда является процес­сом, обладающим самой высокой внутренней мотивированностью из всех повседневных действий (Graef, Csikszentmihalyi, Giannino, 1983). Для подростков процесс еды находит­ся на втором месте по степени удовольствия после общения со сверстниками и занима­ет достаточно высокую позицию по внутрен­ней мотивации, уступая лишь прослушива­нию музыки, занятиям спортом и участию в

играх (Csikszentmihalyi, Larson, 1984, p. 300).

С. 184 Кир Великий. О нём писал древ­негреческий историк Ксенофонт (431-350 до н.э.) в своей «Киропедии» — вымышлен­ных записях о жизни царя Кира. Ксено- фонт был единственным современником ца­ря Кира, служившим в его армии, кто оста­вил письменные свидетельства, восхваляю­щие деяния этого человека (см. также его «Анабасис» — Warner; 1965).

С. 186 Пуритане и наслаждение. Историю вопроса см. в ([Dulles, 1965), а также в иссле­дованиях Джейн Карсон об отдыхе в колони­альной Вирджинии (Carson, 1965), и главу 5 книги Келли (.Kelly, 1982).

ГЛАВА 6

С. 189 Чтение. В результате опросов, про­ведённых профессором Массимини в различ­ных уголках земного шара, выяснилось, что чтение наиболее часто называлось в качестве деятельности, позволяющей испытывать по­ток, особенно среди представителей тради­ционных сообществ, находящихся в процес­се модернизации (Massimini Csikszentmihalyi, DelleFave, 1988, p. 74-75). О механизмах на­слаждения чтением см. также (Nell, 1988).

Интеллектуальные головоломки. Гол­ландский историк Йохан Хейзинга считает, что современная наука и образование про­исходят от древних игр по разгадыванию загадок (Huizinga, 1939/1970).

«За произведениями искусства...» — ци­тата из (Csikszentmihalyi Robinson, 1990).

С. 191 Нормальным состоянием сознания является хаос.

Это утверждение основано на разных сви­детельствах, связанных с методом выбор­ки переживаний. Например, из всех заня­тий, свойственных подросткам, «размышле­ние» меньше всего внутренне мотивировано и сильнее всего связано с негативными эмоция­ми и пассивностью (Csikszentmihalyi, Larson, 1984, p. 300). Причина этого — в их убежде­нии, что они «думают» лишь тогда, когда им нечем заняться, когда нет никаких внешних задач, требующих напряжения их интеллек­та. Та же логика справедлива и для взрослых. Они также чуствуют себя наименее счастли­выми и мотивированными, когда не вовлече­ны в какую-либо структурированную извне деятельность 0Kubey, Csikszentmihalyi, 1990).

Эксперименты по сенсорной депривации показали, что без непрерывного поступления структурированной информации упорядочен­ность сознания легко разрушается. По мне­нию Джорджа Миллера, «разум живёт, пи­таясь информацией» (Miller, 1983, Р. 111). В более обобщённом виде можно утверждать, что организмы выживают, поглощая негэн- тропию СSchroedinger, 1947).

С. 192 Негативная оценка сидения перед телевизором зафиксирована во мно­гих опросах по методу выборки пере­живаний (напр., Csikszentmihalyi, Kubey, 1981; Csikszentmihalyi, Larson, 1984; Csikszentmihalyi, Larson, Prescott, 1977; Kubey, Csikszentmihalyi, 1990, Larson, Kubey, 1983).

C. 193 Мысленные образы. Подроб­нее о грёзах и фантазиях см. (Singer, 1966,1973,1981; Singer, Switzer, 1980). В по­следнее время всё больше людей в США интересуются «ментальными образами».

С. 194 Высказывание Бунюэля приведено по книге Сакса (Sacks, 1970/1987, р. 23).

Перечисление имён предков. В большин­стве случаев задача заучивания доверялась старейшинам племени или его вождю. «У вождя меланезийского племени нет админи­стративных обязанностей, строго говоря, нет функции. Однако в нём заложена история племени, его миф, традиция, союзы и силы. Когда с его губ сходят магические заклина­ния или имена из истории клана, вдохнов­лявшие не одно поколение, время расширя­ет свои пределы для каждого члена племени. Власть вождя, его авторитет заключается в том, что он один являет собой Слово племе­ни» ^eenhardt, 1947/1979, р. 117-118). Хоро­ший пример того, насколько сложными мо­гут быть родственные связи в племени, дан в работе Эванс-Притчарда, посвящённой су­данским нуэрам. Это племя различало своих предков по наиглавнейшим, главным, сред­ним и незначительным линиям, каждая из которых прослеживалась на пять-шесть по­колений назад СEvans-Pritchard, 1940/1978).

С. 195 Загадки. Стихотворение в перево­де Шарлотты Гест (Charlotte Guest), а также материал на следующей странице отражают знаменитые идеи о происхождении поэзии и словесности, которые Роберт Грейвс изложил в «Белой богине» (Graves, 1960). Грейвс рабо­тал как раз в тот счастливый период разви­тия английской науки, когда серьёзные иссле­дования ещё не потеряли налёта романтики и двигались вперёд в свободном полёте мыс­ли. Именно в это время К. Льюис и Р. Тол- киен преподавали в Оксфорде классическую литературу и одновременно создавали свои бессмертные фантастические произведения. Можно спорить о мифопоэтических рекон­струкциях Грейвса, однако их заслугой яв­ляется то, что они в состоянии помочь непо­свящённому читателю понять остроту мысли и полёт воображения древнего творца, рас­ширив тем самым трактовку, даваемую более осторожными учёными.

С. 197 Заучивание наизусть. Гаретт собрал многочисленные экспериментальные доказа­тельства в пользу исключения заучивания из школьных программ СGarrett, 1941; см. так­же Suppies, 1978). Суть их сводятся к тому, что заучивание бессмысленной информации не развивает способности к запоминанию. Од­нако трудно понять, почему на этом основа­нии следует освободить школьников от запо­минания вполне осмысленных текстов.

С. 198 Контроль памяти. Похоже, что за­поминание, подобно сновидениям, невозмож­но полностью контролировать произвольным усилием. Например, мы вряд ли можем вы­нудить наше сознание запомнить то, что оно отказывается запомнить. Однако — так же, как и в случае со сновидениями, — если чело­век готов вложить определённый объём сво­ей энергии в процесс запоминания, его ка­чество может быть значительно улучшено. Следуя определённым правилам и проявляя немного дисциплины, можно выработать це­лый ряд мнемических средств, помогающих запомнить информацию, которая в против­ном случае была бы обречена на забвение. Об истории развития подобных методов запоми­нания в период от античности до Ренессанса писал, например, Спенс (Spence, 1984).

С. 200 Подробнее о мыслительных экспе­риментах Архита см. (de Santillana 1961/1970, p. 63).

Развитие арифметики и геометрии. Витт- фогель даёт прекрасный материалистиче­ский взгляд на историю развития этих наук (а также политических форм) в связи с разви­тием ирригационных технологий (Wittfogel, 1957).

Достижения той или иной культуры по­являлись вследствие стремления к радо­сти, а не вследствие необходимости (см. Csikszentmihalyi, 1988). Этот тезис справед­лив и по отношению к основным технологи­ческим прорывам, например таким, как ис­пользование металла: «В различных уголках мира отмечалось, в частности, в контексте развития металлургии, что, прежде чем на­чалось производство бронзы и других метал­лов для хозяйственных целей, они использо­вались в качестве украшений <... > Во мно­гих случаях использование металлов входи­ло в практику именно потому, что они об­наруживали новые ценные свойства в каче­стве символов или предметов, привлекающих внимание, повышающих престиж их облада­теля» (Renfrew, 1986, р. 144, 146). Йохан Хей- зинга считал, что многие общественные ин­ституты, такие как религия, закон, прави­тельство, армия, зародились в качестве свое­го рода игр и только затем обрели свойствен­ную им сегодня организационную жёсткость и серьёзность (Huizinga, 1939/1970). Анало­гичную точку зрения высказывал и Макс Ве­бер, объясняя развитие капитализма желани­ем предпринимателей играть в некую захва­тывающую игру. И лишь позже он оделся в жесткии каркас норм и правил, превратив­шись в пресловутую «железную клетку».

С. 201 История из жизни Демокрита при­ведена по (de Santillana, 1961/1970, p. 142 и далее).

С. 203 Подробнее об исландских сагах можно прочитать в сборнике С. Джонсона

(.Johnson, 1930).

С. 206 Тезис о том, как общение помога­ет сохранять символическую Вселенную, рас­сматривается в (Berger, Luckmann, 1967).

С. 207 Обучение поэзии живущих в гетто подростков и пожилых людей, не имеющих школьного образования, описано в работе Ко­ха (Koch, 1970,1977).

С. 208 Талант писателя и депрессия. По крайней мере со времён Романтизма всех творческих людей часто воспринимают как «мучеников» или «одержимых дьяволом». Есть немало сведений о том, что среди людей искусства в наше время многие подвержены обсессивным либо депрессивным расстрой­ствам психики (напр., Alvarez, 1973; Вегтап, 1988; Csikszentmihalyi, 1988; Matson. 1980). В последнее время много писалось о связях между маниакально-депрессивным психозом и литературным творчеством (Andreasen, 1987; Richards et at, 1988). При этом весьма вероятно, что эта связь между психической энтропией и художественным творчеством есть результат определённых общественных ожиданий и весьма неустойчивого обществен­ного положения людей искусства, а не свой­ственные самому творчеству черты. Другими словами, если для того, чтобы заниматься ис­кусством и при этом выживать в обществе человек должен смириться с неопределённо­стью, пренебрежением, насмешками, нехват­кой общепринятых символов самоутвержде­ния, то немудрено, что следствия этого отра­зятся на его психике. Вазари одним из первых ещё в 1550 г. выразил озабоченность духов­ным состоянием молодых художников своего времени. Эти люди, находившиеся под влия­нием маньеризма — предвестника барокко и




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.