Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности памяти, и их проявление в профессиональ­ной деятельности юриста




Память

Память – это интегративный психический процесс, проявляющийся в способности человека запечатлевать, сохранять, узнавать, воспроизводить и забывать различные обстоятельства, имевшие место в прошлом.

Основное предназначение памяти – актуализировать прошлый опыт для выработки решений возникающих проблем. Память осуществляет связь между прошлым состоянием психики, настоящим и будущими действиями и психическими процессами человека, обеспечивает связность и устойчивость его жизненного опыта, непрерывность существования сознания и самосознания личности.

Большая роль памяти в деятельности юриста, в формировании показаний всех участников процесса.

Виды памяти:

1) По связям с психическими процессами:

а) с восприятием - это вид образной памяти, которая бывает: зрительная, слуховая, осязательная, слуховая, а также -

- двигательная память — память, в основе которой лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокуп­ности движений, передвижения человека в пространстве. Иногда свиде­тели, затрудняясь определить время какого-либо события, вспоминая ха­рактер и очередность своих действий, дают очень важные показания о длительности того или иного события, его последовательности и о других, связанных со своими действиями обстоятельствах.

б) с воображением

- творческая

- воссоздающая

в) с эмоциями - эмоциональная память - состоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Она тесно связана с образной памя­тью. Эмоциональная память является необходимой предпосылкой в раз­витии способности к сочувствию и сопереживанию.

г) с мышлением:

- Наглядно-образная память

- Вербально-логическая память — вид памяти, основным со­держанием которой являются наши мысли, выраженные в словесной форме. Вербально-логическая память — ведущий вид памяти. Особенно велика ее роль в процессе обучения, в деятельности, например следователя, расследующего сложное, многоэпизодное дело.

- Наглядно-действенная память

д) с волей:

- Непроизвольная память - чаще всего сопровождает деятельность,
которая не преследует цели запомнить и сохранить сопутствующие ей
обстоятельства. Обычно данный вид памяти проявляет себя в ситуации
допроса свидетеля, который случайно оказался очевидцем какого-либо
происшествия.

- Произвольная память - опосредована целью и задачами запечатлеть, сохранить в сознании, а иногда и воспроизвести какие-то факты, знания. Это наиболее продуктивный вид памяти. Поэтому юрист дол­жен обладать развитой произвольной памятью и умело использовать ее в своей профессиональной деятельности.

2) по объему и длительности хранения:

Мгновенная (сенсорная) память, осуществляющая сохранение информации на уровне рецепторов, время сохранения — 0,3— 1,0 с. Некоторые ее формы получили специальные названия: иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная память. Если информация из рецепторного хранилища не переводится в другую форму хранения, то она безвозвратно теряется.

Кратковременная память (7+-2 за 20 сек.)- характеризуется очень коротким вре­менем сохранения следов после однократного воздействия раздражите­ля. Воспроизведение следа с помощью кратковременной памяти возможно в первые секунды после восприятия. В результате повторения она постоянно обновляется и может преобразовываться в долговремен­ную память.

Долговременной памяти - присуще длительное сохранение полу­ченных знаний, приобретенных навыков. Она безгранична по времени, действует в течение всей жизни человека. В долговременной памяти ма­териал семантически обрабатывается и организуется. Происходит его смысловое структурирование. В долговременной памяти хранится очень большой объем информации. Вся сложность состоит в том, чтобы получить доступ к ней. Долговременная память отличается от кратковременной не только временем сохранения информации, но и способом ее переработки. Кратковременная память представляет собой механическое запечатление, в то время как долговременная предполагает сложную переработку информации, что обеспечивает ее оптимальное, экономичное сохранение. Информация как бы раскладывается по полочкам.

Оперативная память - обеспечивает сохранение и воспроизведе­ние той информации, которая необходима для достижения цели опреде­ленного действия, с выполнением которого она перестает функциониро­вать. Она включает в себя некоторые признаки как долговременной, так и кратковременной памяти, занимая среди них промежуточное место. Велика роль оперативной памяти в деятельности юриста, занятого, например, рассмотрением гражданско-правового спора. С окончанием судебного разбирательства многие детали полностью утрачиваются из памяти как потерявшие актуальность и значение.

Генетическая память - из поколение в поколение.

Мнемическая деятельность (от «мнемони­ка» — искусство запоминания) складывается из следующих процессов: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

1) ЗАПОМИНАНИЕ — это процесс памяти, в результате которого проис­ходит закрепление и сохранение в сознании новой информации. Запо­минание начинается с запечатления различных сенсорных признаков, образов, в процессе которого происходит их отбор, кодирование и вклю­чение в систему уже усвоенных знаний.

Объем памяти у людей в зависимости от индивидуальных особен­ностей, возраста различен. Установлено, что в среднем человек запоми­нает 7 (±2) отдельных элементов из десяти. Люди с хорошей памятью удерживают 7—9 элементов, люди с плохой памятью — всего лишь 4— 5 изолированных элементов.

Запоминание может быть произвольным, т.е. подчиненным определенной задаче запомнить что-либо, и непроизвольным, т.е. не имеющим специальной задачи, происходящим «само собой».

Элементарной формой непроизвольного запоминания как одной из разновидностей образной памяти являются последовательные образы. Это те результаты отражения, которые сохраняются в сознании в тече­ние очень короткого времени после того, как раздражитель уже пере­стал действовать на анализатор. Поэтому последовательные образы представляют собой проявление кратковременной памяти в элементарной форме. Чаще всего последовательные образы появляются в резуль­тате воздействия на зрительные, слуховые анализаторы.

Для следственной, судебной практики могут представлять интерес наглядные (эйдетические) образы. Некоторые люди обладают спо­собностью непроизвольно запечатлевать какой-либо объект настолько хорошо, что для них не составляет никакого труда воспроизвести его потом во всех мельчайших подробностях, как будто они его продолжа­ют видеть перед собой. «Отличие эйдетических образов от последова­тельных образов заключается в том, что они сохраняются без всяких изменений четкости, не обнаруживают никаких явлений расплывания и флюктуации, могут произвольно вызываться в любой момент, в том числе и через очень большие промежутки времени, после того, как они были зафиксированы». И если такой способностью обладает свидетель, у следователя, незнакомого с этим явлением, могут возникнуть "сомне­ния в отношении правдивости его показаний только на том основании, что они отличаются гораздо большими подробностями, чем показания других лиц. Чаще эйдетические образы возникают в детском и юношес­ком возрасте.

Наконец, запечатление может происходить в виде образов-пред­ставлений. У каждого человека в памяти содержится большое количе­ство самых различных представлений.

Множественность признаков образа, усвоенных в ходе повседнев­ной практики, делает представление о нем гораздо богаче, чем просто его внешний вид. Это объясняется тем, что представление несет на себе печать интеллектуальной переработки впечатления о предмете. Возни­кает его обобщенный образ.

Особенности запоминания:

- Психологические исследования, и в частности работы отечественного психолога П.И.Зинченко, показали, что прямая постановка цели на запоминание не является решающей для эффективности запоминания. Непроизвольное запоминание оказывается продуктивнее произвольного. Эффективность запоминания зависит от установки. Установка запомнить материал, чтобы ответить на семинаре или зачете, не способствует долговременному запоминанию: после сдачи зачета материал быстро забывается. Иную роль играет понимание значимости материала для будущего, для дальнейшего обучения или профессиональной деятельности. За поминаемый с такой установкой материал помнится дольше.

- Определенные искажения при запоминании события преступления может носить эмоциональная память, особенно память, связанная с от­рицательно окрашенными аффективными переживаниями, в результате которых некоторые события могут гиперболизироваться, а иногда, наобо­рот, вообще вытесняться из сознания. Однако эмоциональная память иг­рает не только отрицательную, но и положительную роль, являясь своего рода пусковым механизмом в последующем припоминании событий.

- В ходе исследования памяти было установлено еще одно любопыт­ное явление, имеющее также значение для психологии свидетельских показаний, которое получило название «эффекта Зейгарник» по имени отечественного психолога Б.В. Зейгарник, изучавшей зависимость за­поминания от эмоционально-мотивационной сферы. Общий вывод, к ко­торому она пришла, состоял в том, что незавершенные, прерванные действия запоминаются почти в два раза чаще, чем законченные. Данная закономерность связана с тем, что эмоционально окрашенные впечатле­ния, сопровождающие незавершенные действия, вызывают более стой­кие очаги возбуждения в коре головного мозга. Поэтому, опрашивая свидетеля, который затрудняется что-то вспомнить, следует спросить, чем он занимался в интересующий период, помочь ему вспомнить важные для дела обстоятельства, отталкиваясь от его заня­тий, личных дел.

- В тех случаях, когда приходится допрашивать свидетелей о фактах, расположенных в определенном временном ряду, мы можем встретить­ся с так называемым фактором края. Как показали опыты, первые и пос­ледние элементы в ряду удерживаются в памяти лучше, чем элементы, расположенные в середине. Хуже всего запоминаются элементы, не­сколько смещенные от центра к концу ряда. Это связано с тормозящим влиянием, которое оказывают элементы друг на друга.

- Тормозящее воздействие предшествующих элементов на последую­щие называется проактивным («вперед действующим») торможением. Тормозящее влияние последующих элементов на предыдущие — ретро­активным («назад действующим») торможением. Под воздействием этих видов торможения средние элементы хуже всего сохраняются в па­мяти. Чтобы их все же восстановить, следует активизировать вербально-логическую память свидетеля, попытаться найти связи между выпавши­ми из памяти элементами и теми из них, которые сохранились в сознании.

Если при анализе свидетельских показаний мы чаще имеем дело с не­произвольной памятью, то в работе самого юриста гораздо больший удельный вес занимает произвольная, долговременная и оперативная па­мять. Характер профессиональной деятельности юриста диктует необхо­димость удержания в памяти продолжительное время различных фактов, событий. Поэтому в ряде случаев прокурор, следователь, нотариус, юрисконсульт, судья должны, пользуясь определенными приемами, повышать качество за­поминания.

2) СОХРАНЕНИЕ — это не пассивное хранение материала, не простое его консервирование, но динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающего переработку материала.

3) ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ можно охарактеризовать как процесс памяти, в результате которого актуализируется ранее усвоенный материал. В психологии изучены два основных вида воспроизведения: узнавание и собственно воспроизведение (припоминание).

А) узнавание — это воспроизведение объекта при повторном его вос­приятии с опорой на запечатленный образ данного объекта. Узнавание может быть непроизвольным (с чем мы сталкиваемся постоянно в нашей житейской практике) и произвольным процессом. Типичным примером узнавания является опознание лиц, предметов свидетелями. Узнать объект — это значит включить его в систему ранее усвоенных знаний, идентифицировать его с помощью имеющегося в нашем созна­нии образа.

Существуют разные уровни узнавания - наиболее элемен­тарный из них — ощущение знакомости, которое возникает при воспри­ятии какого-либо объекта. Однако отождествить его на данном уровне невозможно.

Б) Собственно воспроизведение проводится без вторичного предъяв­ления объекта. Оно также бывает непроизвольным, например в ходе обычной деятельности, которой занят человек, и произвольным, когда истцу предлагается рассказать о том, что он может сообщить в рамках данного гражданско-правового спора.

В тех случаях, когда воспроизведение затруднено и требуются усилия в решении непродуктивной задачи, мы говорим о припоминании.

Разно­видностью воспроизведения являются воспоминания, связанные с из­влечением из памяти событий, образов прошлого из жизни человека, общества.

В следственной практике в целях активизации памяти свидетелей, потерпевших используются возможности и узнавания, и собственно воспроизведения. Например, свидетелю предлагается, осмотрев предъ­явленные предметы, рассказать, есть ли среди них искомый, по каким признакам он его опознает, при каких обстоятельствах он его ранее видел. Примером комбинированного вида воспроизведения может слу­жить выход обвиняемого на место преступления с одновременным пояс­нением подробностей своего пребывания там.

Особое значение приобретает особенность воспроизведения, получившая в психологии название реминисценции, сущность которой состоит в усилении в памяти новых смысловых свя­зей при отсроченном воспроизведении. Проведенные отечественным психологом Б.П. Красилыциковым исследования выявили реминисцен­цию в 40,5% опытов. Более того, в ряде случаев наблюдалось улучше­ние качества воспроизведения не только во второй, но и в третий раз.

Данное явление объясняется процессами торможения в коре головного мозга, которые появляются сразу же после события под влиянием силь­ного раздражителя, каким может быть акт преступного поведения. И лишь после угасания этих процессов заторможенные следы начинают восстанавливаться в сознании. Поэтому повторные допросы свидете­лей, потерпевших с интервалом в несколько дней и более нередко дают положительные результаты.

Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последователь­ность воспроизведения зависят от отношения субъекта к воспринимае­мым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий.

Однако, несмотря на индивидуальные особенности личности, в каждом случае прослеживаются общие тенденции искажения воспри­нятой реальности:

- У некоторых лиц в процессе воспроизведения может проявляться такое качество, как склонность к фантазированию, т.е. стремление со­знательно или бессознательно дополнить запечатленные в памяти образы элементами вымысла. Это явление чаще наблюдается у несовершен­нолетних, особенно у малолетних свидетелей.

- Отрицательно влияет на процесс воспроизведения внушаемость, подверженность субъекта чу­жому воздействию без достаточно критического отношения к фактам и событиям.

- Большое влияние на качество воспроизведения оказывают также и объективные факторы: например, обстановка, в которой проходит допрос, форму­лировка вопросов следователем и некоторые другие обстоятельства.

4) ЗАБЫВАНИЕ — процесс памяти, обратный запоминанию и сохране­нию.

Это процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях — даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Это целесообразный процесс, т.к. забывание – фильтр памяти, малоинтересующая информация забывается, запоминается только та, которая имеет значение для человека.

На забывание действуют факторы (забывается активнее):

- редкое использование усвоенного материала человеком в своей деятельности;

- ослабление интереса к усвоенному материалу;

- перенапряжение нервно-психической деятельности;

- употребление алкоголя;

- недостаток сна;

- проактивное и ретроактивное торможение.

В процессе юридической деятельности правоведу приходится сталкиваться с людьми с нарушениями памяти (амнезия). Амнезии могут быть вызваны различными причинами. В 1887 русский психиатр С. С. Корсаков в своей публикации «Об алкогольном параличе» впервые описал картину грубых расстройств памяти, возникающих при сильном алкогольном отравлении. Открытие под названием «корсаковский синдром» прочно вошло в научную литературу. В настоящее время все нарушения памяти делятся на:

Гипомнезии — ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсии и т. д.).

Гипермнезии — аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, наблюдается гораздо реже. Люди, отличающиеся этой особенностью, забывают события с большим трудом.

Парамнезии, которые подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.


Мышление

Среди различных познавательных процессов, представляющих собой отражение в сознании человека объективной реальности, высшим и наиболее сложным процессом является Мышление, которое активно влияет на формирование личности.

Долгое время единственным способом изучения мышления считалось самонаблюдение (интроспекция). Сейчас спектр научных средств изучения мышления значительно расширился: от наблюдения и самонаблюдения до лабораторного и естественного эксперимента, от тестирования мыслительных особенностей, психофизиологических способов регистрации мыслительных действий (детектор лжи) до создания компьютерных программ, способных моделировать мысли человека (компьютерный игрок в шахматы). Пока не изобретено способа узнать мысли другого человека, — мы можем только догадываться об их содержании с большей или меньшей достоверностью. При этом очень велико стремление человека к раскрытию этой охраняемой природой с особой тщательностью загадки, так сюжетами многих фильмов и книг является создание аппарата для чтения мыслей (миелофон в «Гостье из будущего»), роботов-андроидов, искусственного интеллекта, телепатия. Изучать мышление сложно, но чрезвычайно интересно.

Мышление – познавательный психический процессобобщенного отражения человеком действительности в ее существенных связях и отношениях между вещами и явлениями природы.

Мышление протекает на языковой основе. Слова создают необходимую материальную оболочку мысли. Чем лучше продумана какая-либо мысль, тем яснее она выражается в словах и, наоборот, чем четче словесная формулировка, тем глубже мысль.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.