Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регуляция состояний




В регуляции психических состояний целесообразно различать три основных уровня: организмический, индивидный и личностный. Личностная регуляция психических состояний осуществляется в разных планах. И свойства личности, и ее содержательное наполнение определенным образом влияют на возникновение и устойчивость психических состояний. Ценностные ориентации, самосознание, самооценка, доминирующие потребности и мотивы, установки, актуализированные цели, намерения — каждый из этих факторов влияет на возникновение и динамику состояния. Взаимосвязи между личностью и психическими состояниями носят характер взаимовлияния — состояния оказывают обратное влияние на личность, ее развитие и динамику, формирование одних свойств и ослабление других, возникновение и переструктурирование мотивов и целей. Об обратном влиянии К. Юнг писал: «Если состояние каким-нибудь образом становится хроническим, то вследствие этого и возникает тип, то есть привычная установка, в которой один механизм постоянно господствует, не будучи в состоянии, конечно, полностью подавить другой, так как он необходимо принадлежит к психической деятельности жизни» (1992).

Вряд ли возможно связать личностную регуляцию только с формальными или только с содержательными свойствами личности. А. В. Брушлинский (1988) отмечает трудность разделения свойств личности на формальные и содержательные, поскольку они являются недизъюнктивными, взаимопроникающими и взаимообусловливающими. Необходимы более конструктивные деления личностных свойств. Л. И. Анцыферова (1990) предлагает новое понимание динамического подхода к личности, она выделяет два класса понятий, выражающих разные формы динамики внутренней жизни личности и ее поведения. К первому относятся понятия психологических новообразований личности — формирование новых субъективных отношений, позиций, черт личности, нового стиля мышления, новой системы ценностей, нового смысла жизни, совершенствования. В него входят необратимые изменения личности. Понятия, их обозначающие, объединены на основе категории «развитие». Во второй класс входят обратимые изменения в психологической организации личности, объединенные на основе категории «функционирование», — это актуализация и дезактуализация уже выработанных психологических механизмов, операций, знаний и умений; смена установок; повышение или понижение психического напряжения, интеллектуальных усилий, изменения психических состояний и т. п.

Существен вопрос о тесноте связи свойств личности, о степени их ортогональности. Ортогональность параметров личности возможна, потому что разные полюса свойств могут проявляться в разных ситуациях, принадлежа одной личности. В параметрах же ситуативного, актуального состояния проявляется какая-то конкретная «точка», реализация индивидуального диапазона данного психического качества. Здесь мы должны говорить не о возможном доминировании одного механизма над другим (Юнг, 1992), а о совершенном выборе — выборе, обусловленном индивидуальностью данного человека.

Структура личности, динамика личности и состояния личности образуют основную категориальную триаду психических явлений, относящихся к личности. Структура личности — это совокупность устойчивых связей между различными образованиями (подструктурами) личности. Динамика личности — это развитие личности, возникновение новых свойств и ослабление или исчезновение существующих. Эти процессы обусловлены возрастными изменениями индивида, статусными изменениями, средовыми и некоторыми другими факторами. Динамика имеет как внешнюю, так и внутреннюю детерминацию, связанную с развитием потребностей, мотивов, формированием отношений, ценностей, установок и т. д. Динамика личности в целом — это интеграция перечисленных отдельных процессов, сведение их в единое русло личностного развития.

Состояния личности можно рассматривать в двух аспектах. Они являются одновременно и срезами динамики личности, и интегральными реакциями личности, обусловленными ее отношениями, потребностями, целями активности и адаптивности в окружающей среде и ситуации. Они интегрируют состояния мотивационной, эмоциональной и волевой сфер, сферы ценностных ориентации. Состояния личности в целом и отдельных ее сфер зависят от межличностного, социального и экономического статуса личности, от доминирующих в настоящее время интересов, симпатий, эмоциональных привязанностей и зависимостей. Большое влияние на состояние личности оказывают кризисы развития. Состояния личности тесно связаны с доминирующими установками, в них осуществляется координация отдельных линий и фаз развития в разных сферах личности.

Не всегда легко с уверенностью отнести некоторое психическое качество к состояниям или чертам личности. По мнению А. В. Махнача (1995), критерием может служить степень стабильности измеряемого свойства личности.

Центральным звеном взаимосвязей личностных свойств с характеристиками психических состояний является самоотношение, поскольку именно оно определяет параметры доминирующего настроения. Большое значение имеет также активное отношение к жизненной ситуации, готовность личности к преодолению препятствий, удовлетворенность самореализацией.

 

Классификация психических состояний

Систематизация состояний предполагает отнесение определенного состояния к тому или иному классу. Это в большинстве случаев не удается сделать достаточно уверенно, без оговорок и примечаний. Особенно трудны для классификации состояния в обычных, а не в экстремальных условиях. Например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне утомления, монотонии и ряда других состояний. В проблеме «разведения» состояний не последнюю роль играет сложность структуры состояний.

Рассматривают состояния не только психики как целостности, но и состояния отдельных ее составляющих. При таком подходе выделяют состояния внимания, состояния анализаторных систем, состояния психомоторики и др. Или в соответствии с делением психики на сферы, описывают состояния: эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые. Обобщая текущие характеристики функционирования основных интеграторов психики (личности, интеллекта, сознания), используют термины состояние личности, состояние интеллекта, состояние сознания. Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психуофизиологические, праксические, стенические, астенические, пограничные, кризисные, гипнотические и другие состояния.

Критерием для различения состояний может быть взят уровень активации. Э. И. Киршбаум и А. И. Еремеева (1990) считают, что различия между психическими состояниями обусловлены различной интенсивностью функционирования ретикулярной формации. Этот нейрофизиологический критерий активации совпадает с психологическим — уровнем сознания и продуктивностью поведения.

Левитов обращал внимание на то, что состояния классифицируют либо по аналогии с классификацией психических процессов (познавательные, эмоциональные, волевые), либо заимствуя характерологические принципы (состояние собранности—рассеянности, решительности—нерешительности, трудового подъема — лени и т. п.). Для своей широко известной книги Левитов принял подразделение по аналогии с классификацией психических процессов.

Обоснование такой классификации достаточно понятно. В зависимости от ситуации (преобладающий вид деятельности, уровень эмоциональной насыщенности, комфортность или, напротив, необходимость преодоления трудностей, препятствий и др.) параметры той или другой сферы личности имеют разное значение в плане адекватности поведения или успешности деятельности в целом. Другими словами, на передний план выступают характеристики познавательной, эмоциональной или волевой сферы — уровень функционирования, слаженность процессов (соответственно познавательных, эмоциональных волевых) и т. п.

Достаточно часто в качестве самостоятельного класса выделяют эмоциональные состояния. К этой группе относят большое число состояний. Она отличается значительным пересечением с другими классификационными группами. Такая особенность объясняется тем, что среди любых других состояний мы не сможем найти ни одного, для которого эмоциональные характеристики не имели бы значения и их не стоило бы включать в его описание. В. Н. Мясищев эмоциональные состояния выделял как отдельную группу эмоциональных явлений: «... область чувств (эмоций) охватывает три разнородные группы явлений — эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения» (1960).

Эмоции и состояния неразрывно связаны. И те и другие имеют интегративные функции и обеспечивают реагирование человека как целостности (в его духовном, психическом и телесном единстве) на текущую ситуацию, на все воздействия, направленные на него. Любое состояние включает в себя определенные эмоции как неотъемлемую составляющую. Эмоциональные состояния — это класс состояний, которых эмоциональные характеристики выходят на передний план. Отнесение к этому классу предполагает, что индивид, находясь в одном из эмоциональных состояний, переживает интенсивные эмоции.

Не только в эмоциональном состоянии, но и в других состояниях, одна из характеристик состояния является ведущей в том смысле, что она в большей степени обусловливает прочие отдельные параметры состояния и его своеобразие в целом. В зависимости от того, какова ведущая характеристика, состояния можно разделить на классы (группы).

Во второй части книги собраны работы, в которых анализируются отдельные виды состояний. В ней четыре главы, каждая из которых посвящена одному классу состояний. Эти классы выделены в соответствии с основными характеристиками психических состояний, описании выше.

Более точными названиями глав были бы такие: «Класс состояний, выделяемых по эмоциональным (активационным, тоническим, тензионным) характеристикам». Но мы используем сокращенные названия: эмоциональные (активационные, тонические, тензионные) состояния». Такой вариант выбран по следующим соображениям. В научном языке, как и в обыденном, весьма часто происходит свертывание фраз, вследствие чего остаются лишь слова, несущие основную семантическую нагрузку. Эта закономерность функционирования языка проявилась, например, в возникновении названия «эмоциональные состояния», которое достаточно широко используется.

Многие состояния трудно с достаточной определенностью отнести к тому или иному классу, они могли бы занять одновременно разные места в предложенной классификации. Это объясняется тем, что состояния, как и другие психические явления, имеют множество изменений. Любому состоянию свойственны определенные уровни активации и тонуса, в любом состоянии человек переживает какие-либо эмоции, испытывает некоторое напряжение. Поэтому для каждого состояния могут быть найдены и зафиксированы эмоциональные, активационные, тонические и тензионные характеристики. Например, говоря об «эмоциональных состояниях», обычно не имеют в виду, что только в эмоциональных состояниях человек переживает те или иные эмоции.

Аналогичные рассуждения можно провести и в отношении остальных классов состояний. У всех активационных состояний могут быть выделены эмоциональные, тонические и тензионные характеристики. Например, у человека, находящегося в состоянии сосредоточенности, есть определенный тонус и уровень напряжения, он переживает какие-либо эмоции и чувства.

Все перечисленные характеристики (эмоциональные, активационные, тонические, тензионные) нет оснований считать независимыми — они взаимосвязаны и в большинстве случаев изменяются согласованно. Благоприятные состояния (или близкие к ним) характеризуются возрастанием уровней активации и тонуса, снижением напряжения, преобладанием положительных эмоции. Возникновению благоприятных состояний способствует гармоничное настроение с переживанием удовлетворенности жизненной ситуацией, уверенностью (низкой тревогой), положительным чувственным тоном, устойчивым уровнем настроения (повышенным). И наоборот, неблагоприятным состояниям (или близким к ним) свойственны сниженные уровни активации и тонуса, повышенное напряжение, преобладание отрицательных эмоций. Их возникновению способствует дисгармоничное настроение, характеризующееся переживанием неудовлетворенности жизненной ситуацией, повышенной тревогой, отрицательным чувственным тоном, изменчивостью уровня настроения.

Описания эмоциональных состояний внутри главы, посвященной этому классу состояний, размещены в порядке снижения благоприятности, уменьшения силы положительных эмоций и возрастания силы отрицательных. На этой шкале между положительным и отрицательным полюсами не так много градаций. Мы не нашли в литературе большого количества достаточно развернутых описаний различных эмоциональных состояний. Вероятно, это связано с тем, что не каждая эмоция может выступить в качестве определяющей всю структуру состояния в целом, все его параметры. По этой причине число эмоциональных состояний, привлекших внимание ученых, меньше числа перечисляемых эмоций. Как следует из приведенных выше принципов классификации, тот факт, что в описании состояния приведены те или иные эмоциональные характеристики, не является основанием для отнесения данного состояния к классу эмоциональных.

Как эмоционально нейтральное может быть взято состояние спокойствия—уверенности. Состояние спокойствия упоминается многими исследователями. Однако как отдельный вид состояния оно не рассмотрено детально. С нашей точки зрения, это может быть объяснено тем, что такое состояние входит как подвид в состояние удовлетворения.

Активационные состояния рассмотрены в порядке снижения уровня активации: от высокого (состояние возбуждения) до низкого (скука и апатия). Активация представляет собой стержневую для психики характеристику: от психофизиологических процессов — до процессов, включенных в социальное поведение личности. Для ряда психических состояний может быть указан некоторый интервал, в котором величина активации оптимальна. То, насколько благоприятно активационное состояние, определяется не только близостью уровня активации к оптимуму. В зависимости от условий, ситуации, целей, стоящих перед индивидом, благоприятными могут быть состояния с различными уровнями активации.

Каждое состояние обусловлено не только внутренними причинами (процессами в организме, личностными причинами), но и — внешними: условиями жизнедеятельности, характером труда, обстоятельствами, в которых реализуется поведение. Эта двойная детерминация отражена в содержании главы, посвященной тоническим состояниям. В ней анализируются состояния суточного цикла «бодрствование — сон». Уделено внимание состоянию сонливости, которое часто связано с пароксизмами сонного состояния. Термин «пароксизмы» (приступы) — медицинский, но имеет непосредственное отношение не только к расстройствам психики, но и к ее функционированию в границах нормы. По этой причине мы сочли необходимым дополнить описание цикла «бодрствование—сон» материалами по этому интересному феномену.

Смена дня и ночи для человека, как и для любого другого живого существа, важнейший регулятор его поведения и психической активности. Бодрствование в ночное время создает основу для возникновения необычных переживаний и проявления малознакомых сторон психики. Этот аспект также затронут в данной главе. В главе помещены также работы, в которых анализируется влияние особенностей деятельности и длительности деятельности на тонус и другие параметры состояния. Для тонических состояний особенно важен оптимальный ритм чередования бодрствования и сна, деятельности и отдыха, при котором нагрузка вызывает эффект тренированности, повышения работоспособности, а не истощения сил.

Центральной характеристикой для класса тензионных состояний \ является напряжение. Можно выделить следующие главные группы ' факторов, вызывающих тензионные состояния.

1) Повышенная нагрузка (физическая, физиологическая, эмоциональная, информационная, рабочая), повышенные требования к результатам деятельности, осознание высокой ответственности. Осознание ответственности следует понимать широко, сюда должны быть отнесены и переживания событий, имеющих высокую личностную значимость (и положительных, и отрицательных событий).

2) Выход за границы комфортной или приемлемой для данного субъекта интенсивности взаимодействия с внешней средой (природной, предметной, социальной). Под интенсивностью взаимодействия с внешней средой понимается интенсивность поступающих из внешней среды стимулов, интенсивность потока информации, интенсивность общения, в том числе общения с новыми людьми. Чем больше отклонение от приемлемого диапазона, тем значительнее напряжение.

3) Препятствия на пути удовлетворения потребностей, достижения целей и решения задач. К значительному напряжению приводят конфликты, блокированная потребность в устойчивых, интимных межличностных связях и доверительных, эмоционально насыщенных отношениях, а также невозможность периодически побыть в уединении.

4) Физические и психические травмы, тревога за судьбу близких, утрата близких людей, лишение условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности или для полноценной самореализации, раскрытия потенциалов личности.

Отдельные виды тензионных состояний не удается выстроить внутри данного класса в сколько-нибудь строгом порядке. Каждый фактор, вызывающий напряжение, может быть разной силы, поэтому разным будет и глубина состояния.

Не только переживания напряжения и повышенная тревога объединяют тензионные состояния, но также и сходные альтернативы их возможных последствий. Здесь могут быть выделены три альтернативы как основные а) снижение напряжения (с соответствующими позитивными эмоциями стадии разрешения), переход этого состояния в другое в случаях преодоления препятствия, исчезновения препятствия при изменении ситуации или вхождения нагрузки в пределы приемлемого; б) адаптация к дискомфортной нагрузке или трудной ситуации (совладение): в) истощение сил и приспособительных механизме! приводящее к болезни или смерти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.