Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подражание




Французский философ XVIII в. Клод Адриан Гельвеций говорил: «Человек весь состоит из подражания». А.М. Агальцев рассматривает подражание как достаточно сложное со­циально-психологическое явление, предполагающее не толь­ко слепое копирование, абсолютное повторение, но и творчес­кое воспроизведение того или иного примера. Отсюда он делает вывод, что подражание есть воспроизведе­ние образца или примера с учетом имеющегося опыта и об­стоятельств воспроизведения.

Являясь одним из наиболее массовидных явлений социально-психологического общения, под­ражание самым тесным образом связанно с заражением и внушением. Вопрос о соотношении подражания, внушения и зараже­ния является спорным. Часть исследователей рассматривает заражение как проявление подражания. Так, французские со­циологи А. Вигуру и П. Жукелье говорили, что «Психическая зараза является одной из форм подражания, но это подражание непроизвольное». По мнению французского социолога Г. Лебона, подра­жание, наоборот, представляет собой лишь частный случай за­ражения. Г. Тард считал, что подражание является разновидностью гипно­тизма.

Б. Ф. Поршнев рассматривал подражание и внушение как различные фор­мы психического заражения людьми друг друга, ведущие к известной стандартизации поведения, а при определенных ус­ловиях и к нивелировке личности. При этом уровень, степень интенсивности функционирова­ния различных форм психического заражения в пределах той или иной социальной общности находятся в прямой зависимо­сти от степени ее однородности, от уровня, присущего этой общности сознания, и чувства «мы», от степени внутренней солидарности, взаимного доверия, а следовательно, и степени взаимной внушаемости.

Чем сильнее чувство противопоставления «мы» и «они», тем выше коэффициент взаимной доверчивости и тем боль­ше шансов для функционирования внушения и взаимной мис­тификации. Вот почему, в частности, возможности для иллюзорных форм сознания столь велики (конечно, наряду с другими при­чинами) в условиях такой классически замкнутой формы общности людей, какой являлась, например, первобытная община.

Ясно, что опасность мистификации общественного созна­ния в не меньшей степени может угрожать и тем социальным общностям, которые доводят механизм противопоставления себя другим общностям до уровня сознательной изоляции от других наций и народов. Ярким примером этого в наше время может служить КНДР.

Общее в социально-психологических механизмах общения - заражении, подражании и внушении, состоит в том, что все они не поддают­ся полному контролю сознания человека. Однакоесли заражение, внушение и убеждение носят в основном внешний характер по отношению к индивиду, то подражание является качеством его психики. Понятно, что в реальной психологии общения дей­ствуют как внешние, так и внутренние факторы, однако ошибкой являются попытки выводить одно из другого. Они действуют одновременно. Они одинаково необходи­мы, но роль их достаточно различна. Очевидно, что без готовности индивидов, образующих массу, к подражанию не дей­ствовали бы ни заражение, ни внушение, ни тем более убеждение.

По мнению Парыгина, различия между заражением и подражанием сводятся к следующему: заражение осу­ществляется через сопереживание индивидом психи­ческих состояний других людей, а подражание – через воспроизведение индивидом оп­ределенных внешних черт и образцов поведения, дей­ствий, поступков, которые сопровождаются при этом определенной эмоциональной и рациональ­ной направленностью.

Роль и функции подражания. Явление социально-пси­хологического подражания было подмечено еще А. Смитом и исследовалось Н.К. Михайловским, Г. Тардом, Д.М. Болдуином, У. Мак-Дугаллом, Г. Зиммелем и др.

Согласно взглядам Тарда, подражание имеет три основные формы. Во-первых, это подражание другому человеку. Во-вто­рых, это подражание современным (мода) или привычным (традиции) образцам. В-третьих, это подражание самому себе (привычка). Тард объяснял через феномен подражания практически все: язык, право, традиции и многие другие социальные яв­ления. По его глубокому убеждению, именно подражание есть основной закон проте­кания всей человеческой жизни, собственно говоря, и выражающейся в постоянном подражании.

Накладывая отпе­чаток на психику людей и их взаимоотношения, подражание играет весьма суще­ственную роль в человеческом поведении. Под влиянием подражания формируются не только простейшие навыки деятельности, но и духовные ценности — обычаи, идеи, вкусы, наклонности и манеры поведения.

Особенно велико положительное значение подражания на ранних ступенях становления и развития человеческой личности. Не только в онтогенезе, но и в филогенезе человечества подражание играло и продолжает играть несомненно прогрессивную роль. Как справедливо отмечает в этой связи известный польский логик Т. Котарбиньский, «нет обучения без подра­жания; достаточно представить себе это, чтобы понять ог­ромное значение подражания для прогресса... Благодаря по­очередному и изменчивому прибавлению актов изобретения и актов подражания накапливаются и сливаются в закончен­ное единое целое завоевания предков, прапредков и их со­временных потомков».

Природа и сущность подражания.

Одной из наиболее рас­пространенных в прошлом была попытка трактовки природы подражания с позиций инстинктивной теории (В. Вундт, В. Джемс, Г. Тард, У. Мак-Дуголл, Б. Болдуин, 3. Фрейд и др.). По мнению В. Джемса, подражание присуще человеку «на­равне с другими стадными животными и представляет собой инстинкт в полном смысле этого слова».

Б.Ф. Поршнев также считает, что массовое под­ражание восходит к физиологическому явлению, общему для всех стадных и особен­но высших животных, хотя иногда, конечно, оно может принимать и специфически человеческую форму (социальное подражание). В основе подражания лежит обычный имитационный акт.

Обыденное, повседневное подражание связано с таким свойством, как экономич­ность сознания. Как правило, наше сознание «дремлет» или даже вообще отключает­ся, контроль с его стороны снижается при выполнении бытовых, обыденных опера­ций. Зачем думать, если можно сделать так, как это годами, десятилетиями, всегда делают другие? Решение творческих задач и постоянная нацеленность на превра­щение любой задачи в творческую — удел немногих людей. В массе, где уровень со­знания снижается автоматически, в силу того, что присутствие большого количества людей как бы автоматически избавляет от ответственности и, следовательно, от не­обходимости думать самому, действует та же «экономичная» психология.

Таким образом, в основе феномена подражания лежат несколько факторов, опре­деляющих наличие ряда его разновидностей.

1. Простая имитация наблю­дается в экстремальных ситуациях, когда сознание «отключается» либо по причине дефицита времени для осмысления ситуации и для принятия собственного решения, либо же по причине действия автоматизированных физических реакций — «мышеч­ной антиципации».

2. Обыденное подражание часто наблюдается как резуль­тат действия повышенной «экономичности» сознания в бытовых, повседневных си­туациях.

3. Особое, как бы «уважительное» подражание достаточно очевидно в ситуациях повышенной значимости того, кому подражают.

4. Принижающее себя подражание является следствием ощущения недостаточности собственного опыта или неуверенности в своих силах в тех или иных ситуациях, в ситуации заниженной самооценки.

Достаточно расчетливое (хотя и необязательно осознанное) подражание вполне может быть связано с совпадением потребностей, интересов и целей подражающего с аналогичными характеристиками тех, кому он подражает.

Естественно, что выраженность способности к подражанию и склонности чело­века к самому феномену подражания зависит от целого ряда факторов. Многочисленные эмпирические исследования, в том числе проведенные в рамках изу­чения конформизма, позволяют установить ряд конкретных зависимостей и для бе­зусловно родственного ему феномена подражания.

1. Подражание зависит от возраста — чем старше человек, тем менее он склонен к подражанию. Помимо это­го, с возрастом меняются объекты и характер подражания: к старости людям свой­ственно не автоматическое имитационное подражание конкретным поведенческим образцам, а осознанное следование традициям и принципам.

2. Подражание зависит от пола — мужчины обычно менее склонны к под­ражанию, чем женщины. Здесь же надо выделить различный в половом плане харак­тер подражания. Если для мужчин больше свойственно инструментальное подража­ние, то для женщин — эмоциональное.

3. Подражание зависит от уровня образования — чем менее образован че­ловек, тем больше он склонен к подражанию. И здесь подражание имеет различный характер. Менее образованный человек подражает конкретным поведенческим быто­вым образцам, более образованный — образцам обобщенным, абстрактным, часто от­кровенно «книжным».

4. Подражание зависит от некоторых национальных особенностей — например, представители национальных меньшинств более склонны к подражанию чем представители национального большинства.

5. Подражаниезависит от общего уровня социально-политической культуры, существующей в обществе. Так, в рамках «патриархального» или «подданнического» типа политической культуры (по Г. Алмонду и В. Вербе) уровень подражания намного выше, чем в рамках культуры «ак­тивистской». Соответственно, выше и вероятность возникновения масс и массового поведения. В последующих главах мы еще увидим эти различия вполне конкретно и достаточно наглядно.

В психологическом отношении подражание и его выраженность отчетливо зави­сят от целого ряда конкретных индивидуально-психологических параметров. Наиболее важными здесь, естественно, оказываются такие личностно-психологические характеристики, как сила «я», локализация контроля, адек­ватность самооценки и образа «я», податливость групповому давлению (склонносп к конформизму) и т. п. Сюда же относятся критичность восприятия, уровень критич­ности мышления и общая способность человека к критике по отношению к собствен­ному поведению. Здесь же — общий уровень эмоциональности индивида. Говоря обобщенно, чем более индивидуальным оказывается в психологическом плане индивид, тем менее он склонен к подражанию. И наоборот: чем менее индивидуализировано сознание и по­ведение, тем более склонным к подражанию и массовому поведению оказывается дан­ный человек.

В настоящее время разрабатываются вопросы о механизмах и структуре са­мого процесса подражания, об индивидуально-типологичес­ких особенностях подражания и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 4854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.