Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки, условия, движущиеся силы и закономерности психического развития и их учет в пед. Процессе




Движ силы психич развит – это противореч м-ду потреб-ми личн и внеш обстоят-ми, м-ду ее возросшими физич способ-ми, духовными запросами и старыми фор-ми д-ти, м-ду new фор-ми д-ти несфор-ми умен и навык.

Движ силы развит по Выготскому: – различные противоречия, возникающие между чем-то на жизненном пути чел, независимо от его возраста. Разрешение таких противоречий приводит к скачку в совершенствовании психики чел. Обучен: в фор общен (реч-го) взрос и реб.

1. Противоречие между порождаемыми деятельностью new потреб-ми и возможностью их удовлетворений, обусловленными уже достигнутым уровнем развития.=>Переход на new этап развит (при разрешении противоречия).

2. противоречие между возросшими возможностями (физич и духов реб/чел) и старыми, уже сложившимисяся формами взаимоотношений и видами деятельности (например «я сам» - 1 противор).

3. Противоречие между растущими требованиями со стороны общества, коллектива взрослых и наличным уровнем психич развит (например, 31 авг – еще дошк-к, 01 сент – уже шк-к: отнош мамы).

=> Эти противоречия преобразующие подчас хар-р возрастных кризисов, разрешаетсяся путем установления new взаимоотношений ребенка с окружающимими, путем формирования new видов д-ти, что знаменует переход на следующ возраст ступень развит.

=> Закономерности: • неравномернность психич. развития (раннее/позднее формирование психич ф-ций)=>Сензитив период; • пластичность, возможность компенсации отсутст/недоразвит психич ф-ций (О. Скороходова компенсация – нет зрения и слуха, но вибрационные ощущения, кинестетика и обоняние развиты); • интергация развития психикики (суммация, все болшее соверш-ие- пс-ка стан-ся целост).

Желание=>Интерес=>Мотив=>Направлнность личности

Движущие СилыС по Леонтьеву: введениие в детскую психологию категории д-ти; показал, что за развит сознания, поведения личности ребенка лежит не общение языкового типа (Л.С.Выготского), а предметная д-ть: из анализаза содержания самой развивающей д-ти ребенка=> становитсяся понятной ведущая роль воспитания, воздействующегого именно на деятельность ребенка, на его отношение к действительности=>определяющего его психику, его сознание=>Движущей силой психического развития: деятельность ребенка, в которой он под руководством взрослых присваивает исторически сложив-ся чел-ие способности.

ДС и становление личности в возрастной периодизацции Эльконина Д.Б: закономерная смена 2 типов ведущ д-ти: 1) деятельность, внутри которой происходит ориентация и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми; 2) деятельность, внутри которой происходит усвоение обществнно выработанных способов действия с предметами, те/иные стороны. Эти типы деятельности меняют другие др-а.

Периодизация Эльконина:

1. Младенческий возраст (0-1 год). ВД: эмоц-ое общение, new – формирование потребности в общении;

2. Раннее детство (1-3). ВД: предметно-манипулятивная, new- развитие речи и наглядно-действенного мышления;

3. Дошкольный возраст (3-7).ВД: ролевая игра, new - стремление к общественной значимости;

4. Младш шк-ый возр (7-11). ВД: учение, new - произвольность психических явлений, функций;

5. Подрост возр (11-15). ВД: общение со сверстниками, new - форм-ие самооценки, стремлен к взрослости;

6. Старш шк-ый возр (15-17). ВД: учебно-профессиональная, new - мировоззрение, профессиональные интересы.

1 из важнейших проблем детс психики - проблема условий движущих причин развит психики ребенка; рассматривается в плане метафизической теории 2 факторов (-те обстоятельства, к-рые влияют на психич развит): наслед-ти и внеш среды:

I.Биогенетический подход к развитию: объединие разнородных концепций по 1 признаку: все они признавали главной наслед-ть в развитии и рассматривали развитие ребенка как префор-ный/заданный наперед проц-с.

Биогенетический закон Э. Геккеля: в ходе внутриутробного развития живот/чел повторяет кратко те стадии, которые проходит данный вид в своем филогенезе (онтогенез есть краткое и быстр повтор филогенеза).

Концепция рекапитуляции (рекапитуляция - идея повтор-ти в развит истории чел-ва) Ст. Холла ( являясь результатом перенесения биогенетического закона на процесс онтоген-го развит реб): ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие чело-го общ-ва; этап развит ребенка-этап в развит чел-ва; поиск законов развития (1 теоретическая концепция и попыталась показать, что между истор-ким и индив-ым развит есть связь);=>критика: Рубинштейн: нельзя сравнивать созревшего индивид с созревающим. Преформизм(учение о зародыш в половых клетках уже созревший, потом он только увеличивается в размерах)

●Теория 3 ступеней деткого развит К. Бюллера: инстинкт (переживание удовольствия возникает в рез-те удовлетворения инстинк-ых потреб), дрессура ( возник функциональное удовольствие по ходу действия, т.е. удовольствие переносится на проц-с ), интеллект ( решение задач, здесь возможно предвосхищяющее удовольствие; связал переход от 1 стад к др с созрев-ем мозга+услож-ем отнош-й с окруж средой+с развит аффективных проц-ов+с развит переживания удовольствия, связанного с действием. В ходе эволюц поведения отмеч-ся переход удовольствия «с конца на начало» это осн движ сила развит; попыт анализа качественных особ-ей этапов детс развит;=> критика: Л.С. Выготский: Бюллер этапы развит реб=ступеням развит живот=>игнор-ал своеобразие развит реб.

●Теория конвергенции 2 ф-ров детс развит В. Штерна ( наслед-ть и среда ): психич развит - результат конвергенции внутр задатков и внеш условий; ψ развития= взаимодействию наслед-ти (определяющ роль)+среды (регулятор условий, в к-рых реализ-ся наслед-ть). Идея конвергенции: ● структурная теор личн Фрейда: конфликт м-ду инстинк-ой сферой душев жиз (Оно) и треб-ми общ-ва (Сверх -Я). Общ-во - источник душевных травм, а его теория - теория детс травм. ● К. Коффка: система внутр условий совместно с сист внеш условий определяет наше поведение - предпочтение наслед-ти.

●Норматив подход А. Гезелл к исслед-ию детс развит (детс психология- норматив наука, описывающая достижения ребенка в проц-се роста и развит; на их основе строит разнообразные ψ шкалы): развит не простая ф-ция, определяющаяся х-элемен наслед-ти и у-элемен среды; - самообуславливающийся проц-с, т.к. развит - приспособлен ребенка к окруж-ей среде (адаптация).

+ ввел понят «нормы»; практической системы диагностикики психич развит, феноменол развит ребенка от рождения до16 лет (базируясь на систематич сравнит исслед-ях нормы и патологии с помощью фото- и кино регистрации возраст изменений моторики, общения, речи...); собрал эмпирику; созд лонгитюдный метод;

— ограничивался чисто колич изучением сравнительных срезов, сводя развит к приросту поведения без анализа качественого своеобразия этапов; Выготский: назв концепцию Гезелла «теор эмпирич-го эволюц-зма», к-рая рассм-ла соц-ое развит реб как разновид биол-го, как приспособ-ие к среде.

=>Исход основанием в понимании происхождения психики - конц-ция наслед-ти. Становление псих ф-йразворачивание во времени и воплощение в телес струк-ах предшествующей биогенной программы (наслед-ые мех-змы, врожде задатки и телес организация).

Среда содержательно не определяет, а только модифицирует процесс развития в рамках приспособления природного инд-да к усл-ям его существования

Психика: 2-ная 1-врем действующая причинная детерминация: 1) в своих качествах, проявлениях: рез-т организменных биогенетичеких преобраз-ий, 2) в своих функциях – следствие приспособления инд-да к прир-ой и соц-ой среде.

Предпосылки и условия: законы природы, средовые характеристики. (мех-зм - созревание)

II.Социогенетический подход: психика чел на момент рождения - «чистая доска»=>все можно сформировать в результате научения (развитие=научение); индивидуальны различия не являются врожденными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.