Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнит анализ отеч и заруб взгляд на движущие силы, источники и условия психического развития




Рассмотрим 3 поколения теории соц-ого научения.

1. Миллер и Доллард: ввели терм «социальноеое научение»; социализациию - процесс, к-рый позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоц-го «гуманоида» к полноценному члену общества; проц-с соц-ции - рез-т научения; исследовали роль подражания (3-ий мех-зм научения, после классич обусловливания и оперант научения); придавали большое значение научению методом проб и ошибок; детство - период преходящего невроза (маленкий ребенок -дезориентированный, расторможенный, не способный к высшим психич процессам)=>родит долж социализировать ребенка.

2. Бихевиоризм (Торндайк, Уотсон, А. Бандура, Скиннер, Уолтерс, Гевиртс, Баер). Бандура: люди осознают последствия своих действий (замечают, какие их действия принос «+» результат, какие – «-», какие не принос): наблюдая за последствиями реакций=>информация+побуждение к действию+сознаваем подкрепление=>предполагает правильное поведение=>предвидение результата к.-то действийий. Люди учатсяся на непосредственном опыте последствий своего повед+наблюдая за повед других.

=>Проц-ра визуального научения очень эфф-на для усв-ия соц-го опыта, а подкрепление необх-мо для усиливания, сохранения new паттернов поведения

3. Бронфебренер, Аронфрид: анализ стр уктуры семьи, др-х соц-ых институтов (важнейшие ф-ры развит повед реб). Брофебренер: открывает явлениеие «возраст сегрегации» (неспособность молод люд найти место в жиз общ-ва): чув-во оторванности от окруж его людей, дел и даже враждебность к ним: он хочет заним-ся своим собств делом, но часто не знает точно, какое это дело и как им надо заним-ся. Когда же МЧ находит его, практич работа не принос ему удовлетворения. Факт оторв-ти молод людей и настоящ - отчуждения. Корни отчуждения: в особеностях соврем амер семьи: воспитанием детей занимаются равнодушные к ним люди (няни и т.д.).

=> Cоциализация - проц-с стихийно соверш-ся. Развитие - проц-с колич-го накопления навыков, связей и приспособлений Соц-ая жиненная - приспособ к среде. Ребенок – существоо, чуждое обществу. Cсоциальное - разновидность биологического.

=> Природные органические особ-ти инд-да - предпосылки (не источники, не причины) развития: в них нет ни механизмов, ни движущих сил развития=> движущие силы развития: социум, соц опыт, сист сложив-сядкятельности ( Пиаже: операции).

Предпосылки и условия: соц строй нормативной структуры. (мех-зм – социализация)

Зарубежная Y (Ст. Холл, К. Бюллер, Э. Торндайк, В. Штерн, К. Коффка, З. Фрейд, Ж. Пиаже, А. Бандура, Э. Эриксон):

v Рассмотрели ход детского развит как соц-цию: от индив-го к соц-му (приспос-ие к среде, пассив- аспект);

v Основное условие развития – наследственность (и среда, но примат наслед-ти);

v Источники развития – внутри индивида, в его природе;

v Форма развития – приспособление;

v Специфика развития – рекапитуляция(повторение признаков далеки предков в онтгенезе)

v Движущие силы развития – преформизм или конвергенция двух факторов

Отечественная Y (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов):

Ø Рассмотрели ход детского развития от соц-го к индив-му (закон форм-ия ВПФ: присвоение опыта, от интерпсихич к интрапсихич);

Ø Условия развития – морфофизиологические особенности мозга и общение;

Ø Источники развития – вне индивида: среда;

Ø Формы развития – присвоение (активный момент);

Ø Специфика развития – развитие подчиняется д-ию общ-но-историч, а не биол-их законов;

Ø Движущие силы развит – обучение и деятельность.

Эпигенетическая теория развития Э.Эриксона: попытка решения проблемы «Я и общ-во» в психич.анализе, акцент: воздействие культуры и общ-ва на развит; каждой стадии развития отвечает своя, присущая данному общ-ву, ожидания, к-рые индивид может оправдать/не оправдать, и тогда он включ-ся в общ-во/отверг-ся им; «групповая идентичность» (формируется благодаря тому, что с 1 дней жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную соц-ую гр-пу) и «эго-идентичность» (формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чув-во устойчи-ти и непрерыв-ти своего «Я»). Формирование эго-идентич-ти продолжается в течение всей жизни чел-ка и проход ряд стадий. Для кажд стадии жиз-го цикла хар-на некоторая задача, к-рую ставит перед инд-ом общ-во. Реш-ие задачи завис от: уже достиг-го ур-ня психомотор развит+от общей духов атмосферы общ-ва, в к-ром этот инд-д живет.

1.младенчество – форм-ие базового доверия к миру / недоверие; надежда/отдаление

2.ранний возраст – автономия / стыд, сомнение за собственную независимость, самостоятельность; воля/импульсивность

3.возраст игры – инициативность / чувство вины и моральной ответст-ти за св желания; целеустрем-ть/апатия

4.школьный возраст – достижение (форм-ие трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда) / неполноценность (как осознание собственной неумелости); компетентность/инерция

5.подростковый возраст – идентичность (первое цельное осознание себя, своего места в мире) / диффузия идентичности (неуверенность в понимании своего Я); верность/отречение

6.молодость – интимность (поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей) / изоляция; любовь/замкнутость

7.зрелость – творчество / застой; забота/отвержение

8.старость – интеграция / разочарование в жизни; мудрость/презрение

Развит личн: рез-т борьбы крайних возмож-ей, к-рая не затухает при перех на следующ стадию развит.

А. Валлон (франц псих): исследовал причины развития пс-ки: социум необходим для маленького ребенка, неспос-го ничего сделать самостоятельно=>необходим взрослый=>ребенок – сущ-во соц-ое: генетически, соц-ая среда не насаждается на ребенка, она включена в биологию как необход-сть. Ребенок не пассив приспосаб-ся к внеш миру яв-ий и предм, созд-му предыдущ поколен, а актив овлад-ет их достиж-ми в проц-се многоплан д-ти, всегда опосред-ой отнош-ми реб и взрос; +: преодоление биогенетическогого подхода

Пиаже «генетическая эпистемология» (наука о происх-ии и развит различ мех-ов, форм и сп-ов мышл и позн-ия действит): не делает упор на фактор наслед-ти, но у него идея реформиста; основатель женевской шк; исслед интеллект от рожд до16 лет (форм-ся при жиз благодаря действию реб с предм); создал м-ды клинич-ой беседы: фиксацию вскрытия умст-ых проц-сов к-рыми руководитит повед; глав открыт - эгоцентризм.

Этапы:1. Открытие детс эгоцентризма – центр-ые особ-ти мышлен ребенка, его скрыт умст-ая позиция (от 2-3 до 8 лет). Самый ярко проявляющийся эгоцентризм «реализм»: ребенок рассматривает предметы такими, какими он их воспринимает, без логики внутр отношений. Проявления реализма: 1. Неразделение S и O - смешивает O-ый мир и S-ое представление о нем. 2. Считает свою точку зрения единственой. 3. Использует понятия «большой», «тяжелый» как абсолютные, без точного измер-ия. Развитие ребенка: по линии децентрации=>ребенок начинает разделять явления мира и свои впечатления+начинает использовать колич-ое поле. Проявления эгоцентризма: 1) тенденция связывать все со всем 2) отсутствует связи м-ду суждениями 3) Не чуствительность к противоречию. «+»: открытый эгоцентризм показывает: внешний мир не дает на ум S-а, а наши знания о мире не просто отпечаток внешних событий; мышление ребенка отличается от мышления взрослого не недостатком знаний, а качественной умст-ой позицией. Критика: Пиаже считал: мышление ребенка децентрировавшимся с необходимостью (взрослый ничего не меняет).

2 – Развит интел. Основал понятие Пиаже: цель развития интеллкта и всего живого в в процессе -это адаптаци я к среде – это адаптивный проц-с. Ассимиляция – изм-ия среды в соотв-ии с потреб. Аккомодация – изм-ие собс-го повед соотв-но с треб-ми среды. 1) Сенсомоторный интел: адаптация предм среды осущ-ся посредст внеш матер-ых д-ий, к-рые выпол-ся развернуто и послед-но. «+»:рассматривал в кач-ве элемента психич жиз не ощущеня, а действия (мысль - внешнее предм-ое действие) 2) Конкретные операции (2-3 до 10-12 лет): а) предоператорный интеллект (2-3 до 7-8 лет): внеш матер-ые д-ия благодаря повторению в различ ситуациях схематизируются и, с помощью символических средств (эмитация, игра, речь), переносятся во внутрений план. б) конкретные операции (8-9 до 10-12 лет) Термин операции (4 требования): 1. внутр д-ие, к-рое когда-то было внеш; 2. внеш д-ие, от к-рого берут свое происх-ие операции (д-ия типа сериации, систематизации, разложения по класс); 3. операц подчиняюся признаку обратимости (для кажд операц сущ-ет обратная ей, восстанавливающая исходное полож-ие); 4. скоординировать систему (операции не сущ-ют сами по себе, но в виде систем операций – группировки).

3: Формальные операции (11-12 до 13-14 лет): интеллект начинает полностью подчинятся знаниям формальной логики: ребенок выдвигает гипотезы, использует дидукцию, комбинацию, пропорции; мыслит идеями, понятиями, суждениями. Критика: считал, что ребенок пройдет все эти стадии без проблем. «+»: полагал, что развитие интеллекта идет не по линии развития знаний, а по качеству.

Монаков – материальный субстрат инстинктов – гормоны. Имеют морфогенную роль, обладают избирательным воздействием на физиологические и психич ф-ции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.