Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура эпохи Возрождения Европы




Об эпохе Возрождения. Эпоху Возрождения называют еще Ренессансом. Это период в культурно-нравственном и идей­ном развитии определенных стран. Вы уже знаете из учебни­ка „История Узбекистана" для 7 класса, что такой период Средняя Азия переживала в IX - XII и XIV - XV веках. В странах Западной Европы расцвет эпохи Возрождения приходится в основном на XV-XVII века. Ученые считают Ренессанс периодом перехода от сред­невековой культуры к культуре нового времени. Эпоха Возрожде­ния Западной Европы не возникла сама по себе. Большое влияние на развитие мировой культуры и научной мысли оказал Ренессанс Средней Азии. Основными отличительными чертами эпохи Возрож­дения Западной Европы являются:

- светскость, отрицание невежества, фанатизма и консерва­тизма;

- привнесение гуманистического мировоззрения, вера в безграничные возможности человека, его волю и разум;

- обращение к культурному наследию античности, как бы "возрождение" его, отсюда явилось и название эпохи;

- воспевание в литературе и искусстве красоту жизни, а не заг­робную жизнь;

- борьба за свободу человека: духовную и физическую.

Предпосылки эпохи Возрождения. Величайшие достижения в науке и великие географические открытия кардинально изменили представления человека о мире. Появилась возможность к широко­му культурному обмену. В этих условиях гениальные представите­ли науки и культуры этого периода были заняты поиском идеала, красоты и гармонии. Примером для подражания служила античная культура - шедевры Древней Греции и Древнего Рима. И античные традиции были „возрождены". Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии. И это было закономерно, так как в Италии, по сравнению с другими государствами Западной Европы, капитализм возник раньше и развивался быстрее.

Богатые купцы, хозяева мануфактур, банкиры проводили сво­бодное время в путешествиях, заключая при этом торговые сдел­ки, пополняя свои знания изучением различных наук. Они стремились всячески украсить и сделать полезной свою повседневную жизнь, старались вкусить блага реальной жизни, а не потусторон­ней. Буржуазия училась и развива­лась. Она ценила не только деньги, но и знания, разбиралась в искусст­ве. Поэтому меценатствовала - по­кровительствовала развитию наук и искусств. По заказу богатых людей строились величественные здания, внутренний интерьер которых укра­шался картинами и скульптурами. Они коллекционировали произведе­ния искусства. Большое место в жизни людей стал занимать театр. Богатые люди стали красиво оде­ваться, что демонстрировало их от­каз от аскетизма.

Литература. В литературе и искусстве эпохи Возрождения тво­рили выдающиеся представители этого периода. Щедрая природа одарила их необыкновенными талантами.

Одним из гениев литературы этой эпохи был Вильям Шекспир (1564 - 1616). Он считал человека величайшим чудом природы. В. Шекспир был влюблен в театр. Он творил как актер и драматург. Окружающий мир представлялся ему сценой, а люди актерами.

Он глубоко верил, что театр станет для людей школой, которая научит их сопротивляться ударам судьбы, пробудит чувство нена­висти к предательству и двуличию, заставит бороться с низостью. Героями произведений В. Шекспира становились известные и муд­рые люди, которые любили и страдали, ошибались и разочаровыва­лись, боролись за свое счастье и, порой, погибали в этой борьбе. Например, в трагедии „Отелло" погибает оговоренная, невинная Дездемона; в трагедии „Гамлет" главный герой становится жерт­вой коварства; короля Лира, из одноименной трагедии, обрекают на скитания и нищету жестокосердные дочери; в „Ромео и Джульетта" из-за злопамятства родителей погибают влюбленные молодые люди. Но ни что не может заставить героев В. Шекспира отступиться от такого светлого и жизнеутверждающего чувства, как свобода. Воп­реки смертям и поражениям, все его произведения пронизывает мысль о том, что „человек - это величайшее чудо природы!".

Мигель де Сервантес (1547 - 1616), испанский писатель, один из крупнейших представителей эпохи Возрождения. Главный герой его знаменитого романа „Дон Кихот" последний из благородных рыцарей в мире несправедливости. Дон Кихот борется в силу своих возможностей с несправедливостью. Его поступки - отражение его девиза: „За свободу, как за славу, нужно подвергать свою жизнь опасности".

Изобразительное искусство. Еще одним выдающимся предста­вителем эпохи Возрождения является Леонардо да Винчи (1452 -1519). Он был одновременно и художником, и поэтом, и зодчим, и скульптором, и музыкантом, и изобретателем. Леонардо да Винчи называл живопись „принцессой искусств". Великий художник был также и пытливым ученым.

Героями его живописных произведений были не боги и не анге­лы, а обыкновенные люди. Например, картина „Мадонна с младен­цем", где мать бережно прижимает к груди младенца. Обнимая его, она глядит с нежной полуулыбкой. Земля же отражает бесконечную материнскую любовь к ребенку. Знаменита настенная роспись Лео­нардо да Винчи „Тайная вечерня". В ней отражена библейская ле­генда, согласно которой Иисус последний раз собрал своих учени­ков, чтобы объявить: „Один из вас предаст меня". Собравшиеся за­стыли в изумлении. Их лица выражают удивление, испуг, гнев и недоверие. Иисус же спокоен и печален. Лишь бессильно свисаю­щие руки говорят о его покорности судьбе и неминуемой смерти.

Другой великий художник этого периода Рафаэль Санти (1483 - 1520). Он прожил всего 37 лет. Но за этот короткий период успел создать шедевры мировой живописи, одним из которых является „Сикстинская мадонна". Современники художника оценивали это полотно „как единственное в своем роде". На нем босая Святая Мария, будто не стоит на облаках, а парит по ним навстречу своей судьбе. Взгляд, еще младенца Иисуса, серьезен как у взрослого. Будто он чувствует будущие страдания и неминуемую смерть. Во взгляде матери тоже печаль и беспокойство. Она все знает наперед. Тем не менее, идет навстречу к людям, которым откроется путь истины за счет жизни ее сына. Самое знаменитое произведение голландского художника Ремб­рандта (1606 - 1669) - картина „Возвращение блудного сына". Он создал его в самые тяжелые для него годы - после смерти сына. Библейская легенда рас­сказывает о том, как сын долгие годы блуждал по миру, и, истра­тив все свои богатства, возвра­щается в отчий дом, где его при­нимают обратно. Рембрандт изобразил в своем произведении минуту встречи отца и сына. Заб­лудший сын стоит на коленях у порога дома. Ветхая одежда и облысевшая голова свидетель­ствуют о перенесенных горестях жизни. Пальцы слепого отца касаются плеч сына. Застывшее движение рук выражают светлую радость отчаявшегося человека и его бесконечную любовь.

Другим видом изобразительного искусства является скульпту­ра. Среди творцов этого периода неизгладимый след в истории оста­вил Микеланджело Буонарроти (1475 - 1564). Он с наибольшей си­лой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеа­лы эпохи Возрождения. Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой проявились уже в ранних его произведениях. Созданная им статуя Давида утверждает физическую и духовную красоту человека, его безграничные твор­ческие возможности. Это произведение великого скульптора отража­ет образ библейского героя, пастуха Давида, сразившегося с мифи­ческим великаном Голиафом. Согласно легенде, Давид убивает в еди­ноборстве Голиафа и становится впоследствии царем. В скульптуре Микеланджело Давид изображен готовящимся к бою.

С 1546 года Микеланджело руководил строительством собора святого Петра, созданием ансамбля Капитолия в Риме. Собор до Микеланджело строился на протяжении ста лет, но не был завер­шен. Микеланджело завершил его строительство. Этот собор явля­ется главным католическим храмом Рима и Европы.

Аскетизм - крайняя степень воздержания, отречение от жизненных благ.

Ренессанс (франц. «возрождение») - термин, обознача­ющий эпоху Возрождения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 5953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.