Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Землю, где живет Церковь, нельзя завоевать, она Богом дается, и тогда она называется библейским словом «наследие»: то, что отец передает сыну, то, что Бог дает своим людям




Глобализм – это часть антицерковной идеологии.

Церковь может быть гонимой и странствующей, но она не может быть экстерриториальным образованием.

Какая из реальностей нашей жизни достойна стать первой и первенствующей, чтобы Церковь имела о ней неусыпное попечение – освоила, признала своей и сама стала для нее родной? – Это земля.

Через спасение явилось, что семья Аврама стала Церковь… В Авраме произошло «самочувствие Церкви»[1], оно стало верным, как и обещал ему Бог: «благословлю тебя, и будешь благословен» (Быт. 12:2).

После того, как семья Аврама состоялась и была испытана как Церковь, верующий человек должен освоить какие-то важнейшие жизненные реальности. Это сейчас называется «воцерковить». Первое будет что? Очень важный вопрос:

В библейском мировоззрении земля – нравственный спутник человека, вернейший показатель его действительного состояния. Земля – это обязательное церковное достояние.

Земля, с которой так связана Церковь, – это место на земле, то, что имеет границы, следовательно, живое. Как мембрана клетки имеет свойство нечто пропускать внутрь, что-то категорически отталкивать, иное извергать… так и земля, на которой стоит Церковь. Эта земля, страна, которая для Церкви стала своей и родной, может менять свои очертания, но некоторые границы на земле, которые образуют «место», отмечены Духом и остаются незыблемы. Некоторые истины постигаются только на «своей» земле, а за ее рубежами либо теряются, либо требуют подвига для сохранения и передачи.

На языке Св. Писания «безместное» означает «злое» [2]. «Безместное» – это глобальное.

Когда возникла и была оформлена Вселенская Церковь, она не была глобальной, но составилась из «местных» (поместных) Церквей. Земля, которую опекает Церковь, это земля – родная, в нее Церковь может пустить корни.

В земле Церковь имеет то, чего навсегда лишен «Каин» – отечество. Опыт Аврама показывает, а Писание нас этому учит, что прежде, чем осваивать землю, нужно устроиться как Церковь.

 

Б

огатство Аврама, заслуживающее упоминания, началось началось от событий в Египте: в Палестину Аврам вернулся, будучи богат.

И поднялся Аврам из Египта, сам, и жена его, и все что [было] его, и Лот с ним – в пустыню.

Аврам же был богат весьма скотом, и серебром, и золотом.

Быт. 13:1, 2

Впервые называет Писание понятие «богатый» – кавед dbk, по-еврейски также «тяжелый». Хорошее определение богатства: это тяжесть, которую нужно таскать… Здесь же встречаем первое упоминание металлических ценностей (Аврам мог познакомиться с ними в Египте).

Кончился голод, начался дележ... Вместе с Аврамом ходил его племянник Лот, и Лот тоже был богат.

И у Лота, который ходил с Аврамом, были овцы и волы и шатры.

И не вмещала их земля, чтобы селиться [им] вместе, ибо имение их было многое, и они не могли селиться вместе.

Быт. 13:5, 6

«Хорошо братьям жить (селиться) вместе» (см. Пс.132:1). Однако земля уже не вмещала такого множества стад, как у Авраама и Лота. «Избыток богатства становится причиной разделения», – говорит св. Иоанн Златоуст. Нужно быть готовым к тому, чтобы делиться и разойтись по земле.

И была распря между пастухами скота Аврама и между пастухами скота Лота. Хананеи же и Ферезеи тогда населяли землю [ту].

Быт. 13:7

«Подлинно, где мое и твое, там все виды вражды», – говорит Златоуст. А враждовать, к тому же, было просто опасно, потому что Аврам и Лот пасли стада в земле, где жили чужие племена.

Аврам справедливыми словами мог бы вразумить своего племянника. Смысл его речи мог быть таков: 1. Ты позволил быть дерзости… Как домашние твои осмелились открыть и уста против моих пастухов? Как они не подумали, какое расстояние между нами? 2. Не ты ли сам решился идти со мной? Ты мог остаться в Харране вместе с другими твоими родственниками. 3. Откуда взялось твое богатство? Кто тебя в люди вывел? Не я ли водил тебя всюду с собою? 4. Не я ли тебя спас от голодной смерти? Что я ради тебя в Египте претерпел? 5. Не постыдиться ли тебе хотя и моей старости? – Примерно такими словами пересказывает Златоуст речь любого человека, который потерпел обиду от младшего родственника. Это естественно…

Сказал же Аврам Лоту: да не будет распря между мною и тобою, и между пастухами твоими и между пастухами моими, ибо человеки братья мы.

Быт. 13:8

Совсем не так говорит Аврам, как можно было подумать. «Человеки братья» – буквальный перевод с еврейского на греческий и славянский. Допустим перевод «люди родственные», «родственники», однако он не передает настоящего отношения Аврама к Лоту: Лот – «сын брата Аврама» (Быт. 14:12), но в Церкви Аврам и Лот – братья.

Мы Церковь, говорит Аврам, а в Церкви не должно быть раздора, тем более ради имущества.

Между Аврамом и Лотом установлены «братские» отношения – как в Церкви, а в Церкви соблюдается иерархия и чин. Взвешенное справедливое решение о разделе Аврам должен поставить так: 1) я старший в Церкви, послушай мое предложение. 2) Поделим землю поровну, каждый возьмет свою часть. 3) Бросим жребий, кому что достанется.

Аврам предлагает Лоту:

Вот не вся ли земля пред тобою? Отделись от меня: если ты налево, я направо, если же ты направо, я налево.

Быт. 13:9

Поведение Аврама превышает естественные нормы поведения, оно – сверх естества, «Аврам не допустил и дать росток корню зла» (св. Ин. Златоуст).

Аврам и Лот стоят на возвышенности в окрестностях Вефиля – недалеко на север от Иерусалима (Быт. 13:3) – и осматриваются. Лот обозревает землю, что-то он видит, что-то представляет и вспоминает: «вся земля» перед ним». У Лота, конечно, есть варианты поведения: уступить выбор патриарху, либо самому выбрать лучшее, – но можно не сомневаться, что он понял благородство Аврама и проникся его кротостью. – Нет.

И подняв Лот очи свои, увидел всю окрестную [3] (страну) Иорданскую, что вся она была напоена – прежде, чем низверг Бог Содом и Гоморру, – как рай Божий и как земля Египетская, – до вхождения в Сигор [4].

Быт. 13:10

Земля, которую избрал Лот орошалась как «рай Божий» ― ган-Яхве. А как орошался рай? Согласно греческому тексту Быт.2:6, «источник исходил»; здесь: Иордан и, может быть, отводные каналы; орошение Иорданской долины сопоставляется с орошением Египта. Согласно еврейскому тексту Быт. 2:6, в раю «пар поднимался»; низовья Иордана лежат примерно на 400 метров ниже уровня моря; воздух мог быть насыщен влагой.

И избрал себе Лот всю окрестную (страну) Иорданскую...

Быт. 13:10

Польстился Лот и выбрал... В Книге Бытия дважды упоминается это действие человеческой свободы – выбор [5]. И оба раза последствия были катастрофические: в первый раз для всего человечества, когда сыны Божии брали за себя дочерей человеческих, «ото всех, каких они выбирали» (Быт. 6:1). Результатом таких выборов был Потоп. Второй раз выбор обернулся катастрофой для семьи Лота, который ко времени истребления Содома оказался в Содоме.

И избрал себе Лот всю окрестную (страну) Иорданскую. И отошел Лот от востока [6], и отделились каждый от брата своего.

Быт. 13:10

Итак, Лоту дали, и он взял… Лот взял данное ему право, присвоил дареное, сделал свой выбор. Лот выбрал, как думал, лучшее: самую богатую землю, но… поселился в городе.

Авраам же поселился в земле Ханаанской, Лот же поселился в городе окрестных [Иордану мест] и вселился в Содоме.

Быт. 13:12

В патриархальный период Священной Истории жизнь в городе – тревожный знак. Первым градостроителем был Каин. Лот «отошел от востока» и сразу присоединился к грешникам. Жители Содома уже тогда были вот каковы:

Человеки же, которые в Содоме, [были] лукавы и грешны пред Богом весьма.

Быт. 13:13

Лот в Содоме будет жить праведно. У жителей Содома была возможность сравнить свои нравы с нравами семьи Лота (чего содомляне не сделали). Участь семьи Лота – частичная гибель, кровосмешение, затем полное вырождение.

 

В

ыводы из этого эпизода в жизни Аврама касаются основных положений учения о Церкви. Еще не дан Закон, еще нет «десяти заповедей», составивших основание Закона Моисея, а




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.