Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретическая база опыта




Диапазон опыта

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с 2010 по 2013 годы (с 9 по 11 класс) и включает в себя несколько этапов:

I этап- 2010-2011 учебный год: определение методических и теоретических аспектов исследования, диагностирование, обнаружение противоречий, определение целей, постановка задач, выбор методов и средств их решения;

II этап – 2011-2012 учебный год: внедрение в программу обучения практических занятий, корректировка приёмов и методов достижения целей;

III этап –2012-2013 учебный год: становление опыта, подведение итогов, обработка и обобщение полученных диагностических данных, выявление результативности.

Диапазон опыта охватывает систему уроков обществознания в 9-11 классах общеобразовательного уровня с усилением практической направленности преподавания обществоведческих дисциплин в данных классах.

 

Проблема самореализации личности сложна и многоаспектна, она подвергалась теоретическому анализу в исследованиях педагогов (Н.В.Борисова, Э.В.Галажинский, Б.С.Гершунский, И.Б.Дерманова, Е.А.Никитина, О.В.Питерская, Ф.В.Повшедная и др.) и психологов (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, JI.A. Анцыферова, И.А.Зимняя, Д.А.Леонтьев, Л.А.Коростылева, А.И.Крупнов). Самореализация учащихся в учебной деятельности возможна с помощью различных способов и методов. По мнению ряда ученых (Д.И.Кавтарадзе, М.В.Кларин, A.B. Хуторской), большое значение в современной науке отводится интерактивным методам обучения, так как они ориентированы на активную совместную учебную деятельность, общение, взаимодействие учителя и учащихся и позволяют выстроить образовательное пространство для самореализации учащихся.

Интерактивный метод обучения («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие школьников не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учеников на достижение целей занятия. Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействиепрежде всего между обучающимися.

В исследованиях А.Е.Авдюковой, Л.Н.Вавиловой, В.А.Вакуленко, Ю.Е.Водопьяновой, П.Д.Гаджиевой, В.В.Гузеева, Л.К.Гейхман, О.А.Голубковой, Т.Н.Добрыниной, В.К.Дьяченко и др. нашла отражение проблема освоения и использования интерактивных методов обучения. В настоящее время понятие "интерактивные методы обучения" наполняется новым содержанием, приоритетная роль в нем отводится:

ü взаимодействию (П.Д.Гаджиева, Д.И.Кавтарадзе, М.В.Кларин, Т.А.Мясоед, Б.Ц.Бадмаев);

ü развитию навыков общения личности (Л.К.Гейхман, Л.В.Зарецкая, Д.А.Махотин);

ü развитию и осуществлению социального опыта людей (Л.Н.Куликова);

ü учебно-педагогическому сотрудничеству между участниками образовательного процесса (Е.В.Коротаева, А.Ю.Прилепо, Н.Е. Щуркова и др.).

Вместе с тем, проблема использования интерактивных методов как фактора самореализации старшеклассников в учебной деятельности недостаточно исследована.

Следует отметить, что научно обоснованная, базирующаяся на результатах глубокого исследования концепция интерактивного обучения с целью развития личности в настоящее время отсутствует. Только в последнее время начинают активно исследоваться возможности применения интерактивных методов обучения в практической деятельности школ и вопросы эффективности и результативности их использования.

В психологическом словаре термин «социализация» определяется как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта, осуществляемого воспитанием. Общетеоретический подход к исследованию проблемы усвоения и воспроизводства личностью социального опыта был разработан в трудах В.Г. Аександрова, Л.П. Буевой, В.П. Иванова, В.С. Карагодина, В. П. Ушака, И.П. Чорного, Л.П. Швец и др. Социальный опыт рассматривается как источник самодвижения личности, как результат ее социализации, свидетельствующей о наличии у личности определенной, соответствующей ролевым предписаниям, системы ценностей, знаний, умений и функционировании ее как полноценного члена общества. Однако педагогический аспект данной проблемы не исследован.

Рассмотрев образовательное учреждение и педагога как значимых участников социализации ребенка, влияющих на формирование его социального опыта, Н.Ф. Голованова, А.В. Зеленцова, Е.П. Попова, Н.Р. Сафонова, Р.А. Фахрутдинова и др. посвятили свои исследования моделированию и обоснованию технологи формирования социального опыта учащихся в педагогическом процессе школы. Вместе с тем следует отметить, что авторам удалось проанализировать социализирующие возможности лишь одного (начального образования) звена непрерывного образования человека. Роль остальных его звеньев в формировании социального опыта личности осталась не изученной.

В течение последних лет усиливается значение образовательных и воспитательных учреждений в решении насущных проблем социализации человека. Социально-педагогическая деятельность направлена на оказание помощи ребенку в социальном становлении, в социальной адаптации, в формировании социального опыта посредством улучшения условий его социализации. Разнообразные социально-педагогические исследования посвящены изучению многих проблем, осложняющих социализацию современной молодежи, а также характеристике личности педагога, выявлению его особых психологических, нравственных качеств, способствующих эффективному осуществлению профессиональной деятельности. В то же время, вопрос формирования социального опыта еще не разрешен ни в теоретических исследованиях, ни в методических работах известных ученых (А.М.Булынин, Р.Х.Гильмеева, С.Б.Елканов, В.А.Сластенин и др.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.