Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Audi coelum




Nisi Dominus

Ave maris stella

Sonata

Lauda Jerusalem

Хвали, Иерусалим, Господа; хвали, Сион, Бога твоего.

2 Ибо Он укрепляет вереи ворот твоих, благословляет сынов твоих среди тебя;

3 утверждает в пределах твоих мир; туком пшеницы насыщает тебя.

4 Посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его.

5 Дает снег, как волну; сыплет иней, как пепел.

6 Бросает град Свой кусками; перед морозом Его кто устоит?

7 Пошлет слово Свое, и все растает; подует ветром Своим, и потекут воды.

8 Он возвестил слово Свое Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю.

9 Не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,

как было вначале, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Святая Мария, молись за нас.

 

Перевод С. С. Аверинцева

 

О Звезда над зыбью,

Матерь Бога-Слова,

Ты вовеки Дева,

Дщерь небес благая.

 

Знаменует «Аве»

Ангельского зова

Грешной имя Евы:

От грехов спаси нас!

 

Мир даруй заблудшим,

Свет открой незрячим,

Истреби в нас злое,

Ниспошли нам благо.

 


Свят Господь Бог Саваоф

Полна вся земля славы Его.

Ибо три свидетельствуют на небе,

Отец, Слово и Святой Дух,

И сии три суть едино.

Свят Господь Бог Саваоф

Полна вся земля славы Его.

 

Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.

2 Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон.

3 Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева.

4 Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.

5 Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах.

 

Услышь, о Небо, услышь мои слова, наполненные

ожиданием и пропитанные радостью. – Я слышу.

 

Скажи, молю, мне, кто она, что сияет подобно заре,

дабы я знал, как благословить ее. – Скажу.

 

Скажи, ибо она, прекрасная как луна, блистающая как солнце,

наполняет радостью землю, небо и море. – Мария.

 

Мария, дева сладчайшая, предсказанная

Иезекиилем, врата Востока? – Именно она.

 

Те священные и блаженные врата,

сквозь которые была изгнана смерть

и жизнь вошла? – Именно так.

 

Она, кто вечно посредник меж человеком и Богом,

искупление наших грехов? – Примиряющая.

 

Давайте же все последуем за ней,

и через милосердие ее обретем жизнь вечную.

Последуем же. – Последуем.

 

Помоги нам Господи, Отец и Сын, и Мать,


высоко и низко, быстро и медленно, и – любимая забава композиторов того времени – эффект эхо.

В Псалмах Монтеверди демонстрирует недюжинное мастерство композитора богатой полифонии в ренессансном стиле, prima prattica. «Первая практика» более консервативна, но совершенно точно не архаична: в каждом Псалме использованы различные техники контрапунта. Dixit Dominus уводит литургический распев в живые ритмы, шестиголосную полифонию и хоровую декламацию, с инструментальными ритурнелями. Laudate pueri делит восемь солистов на два хора, иногда на равнозначные дуэты. Laetatus sum построен на остинатном басу. Nisi Dominus и Lauda Jerusalem написаны для двойных хоров, с григорианским распевом, постоянно присутствующим как cantus firmus, основной мотив. В Nisi Dominus два хора постоянно чередуются, повторяя каждую фразу, но в Lauda Jerusalem два хора поют краткие фрагменты текста, чередование происходит все быстрее, пока они не сходятся, наконец, в один хор.

 

Наша постановка отражает последние достижения музыковедческих исследований по исполнительству времен Монтеверди. Основными приоритетами считались Текст, Ритм и драматическое Действо (и именно в таком порядке). Мы старались строго следовать данному правилу.

В Италии XVII века не было дирижеров. Ритм задавался постоянным биением Такта – tactus, – подобного медленному качанию маятника (эффект маятника был недавно открыт Галилеем). Этот размеренный такт – символ совершенного движения звезд и планет по воле Божьей. Весь ансамбль поддерживаем и ведом группой континуо: органом, регалем (язычковым органом), теорбами (басовыми лютнями) и барочными арфами. Как и в современном джазе, эта аккомпанирующая ритм-секция поддерживает постоянный свинг, пока певцы создают синкопы и драматические эмоциональные смены.

Музыка «Вечерни» столь великолепна и широко известна, что мы считаем Монтеверди композитором духовной музыки. Но, несомненно, сам он считал себя композитором мадригалов и, позднее, опер. Стиль первых опер отлично слышен в его духовных ансамблях, а звуковая палитра мадригалов – в красочных ансамблях инструментов и голосов в Магнификате. Внимание к поэтическим


деталям в композициях Псалмов навевает мысли об оперных речитативах.

«Вечерня» наполнена яркими образами: попрание пятой врагов, разбивание голов царям, прекрасная дочь Иерусалима, Город Мира, племена Израиля, Серафимы, поющие славу, строители за работой, глас с небес, дыхание Господа, что растапливает льды и снега. Медицинская наука того времени гласила, что воображение влияет на эмоции слушателей, вызывая смех или слезы, принося покой, благородный гнев или любовь даже самым холодным сердцам. В этой «Вечерне» сладкие переливы музыки Монтеверди сочетают интеллектуальную утонченность виртуозной полифонии с небесным ритмом и проникновенной страстью, дабы восславить высшую радость.

Эндрю Лоуренс-Кинг




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.