Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть II. Восточнославянские племена в составе древнеРусской народности. Зал предположение о принадлежности волынцевских древностей особому славянскому племени, вошед­шему в состав северян (ляпушкин и





 


зал предположение о принадлежности волынцевских древностей особому славянскому племени, вошед­шему в состав северян (Ляпушкин И. И., 1959а, с. 58—83). Однако, несомненно, что население, оста­вившее волынцевские памятники, было этнически неоднородно. На Битицком городище наряду со славянскими полуземлянками, открыто жилище с ок­руглым очагом в центре. Безусловно неславянскими являются захоронения в ямах-подбоях, исследован­ные в Волынцеве (Березовец Д. Т., 1967, с. 166—168).

Различные этнокультурные компоненты в волын­цевских памятниках позволяют предполагать, что чти древности принадлежали славянизированному мест­ному населению, родственному алано-болгарам сал-товской культуры (Седов В. S., 19706, с. 128—131; Горюнов Е. А., 1975а, с. 8, 9). В пользу этого как буд­то говорят и антропологические материалы: черепа славян левобережной части Среднего Поднепровья обнаруживают сходство с черепами погребенных в Салтовском могильнике (Алексеев В. 77., 1962, с. 88).

Анализ водных названий днепровского лесостепно­го левобережья показывает, что дославянским насе­лением здесь были балты и иранцы (Топоров В. Я., Трубачев О. Н., 1962, с. 229, 230; Стрижак О. С., 1963, с. 38—84). Гидронимия свидетельствует о длитель­ности пребывания в южной части северянского регио­на иранского этнического компонента, о том, что славяне застали здесь ираноязычное население и жили с ним какое-то время на одной территории.

Памятники вольшцевского типа встречены только в зоне распространения иранских гидронимов и отра­жают уже последний этап славяно-иранского взаимо­действия. Они оставлены славянизированными потом­ками ираноязычных племен, скорее всего — далекими потомками Черняховского населения. Косвенно об этом свидетельствует некоторая общность, свойствен­ная черняховской и салтовской глиняной посуде. «Керамический материал салтовской культуры, со­стоящий из гончарной и лепной (в меньшей мере) ке­рамики,— писал И. И. Ляпушкин,— содержит в себе сосуды, по форме и технике изготовления очень близ­кие сосудам культуры „полей погребений"» (Ляпуш­кин И. И., 1961, с. 353). Однако памятники собствен­но иранских племен, относящихся к V— VI вв., в ареа­ле северян до сих пор не обнаружены.

Племенное название северян (в летописях часто «север») по происхождению явно неславянское. Наи­более вероятным представляется мнение об иранском происхождении этого этнонима — из иранского sen — «черный». Интересно, что в этом регионе известно несколько географических названий от того же апел-лятива (реки Сев, Сава), иранское происхождение которых бесспорно (Vasmer M., 1923, S. 76; Топо­ров В. Н., Трубачев О. Я., 1962, с. 226).

По-видимому, северами первоначально иметовалась племенная группа ираноязычного населения, обитав­шая в днепровском лесостепном левобережье. Это население растворилось среди славян, которые и вос­приняли старый этноним. В документах XVI— XVII вв. в Посеймье упоминается небольшая группа населения — севруки, в которых иногда видят потом­ков северян. Но ведь славяне-северяне были основ­ным населением днепровского левобережья, и их по­томками являются обитатели и Посеймья, и смежных с ним районов Десны, Сулы, Пела и Ворсклы, т. е.


Северской земли (Severia), известной по историко-географическим материалам XIV—XVII вв. В севру-ках же скорее всего нужно видеть далеких потомков дославянских север, давших имя одному из восточно­славянских племен.

Первые курганные захоронения в регионе северян относятся к роменскому времени. Очевидно, обычай сооружать курганы распространился здесь в основном в IX в. Каков был прежний погребальный обряд сла­вян в регионе, неизвестно. Грунтовые могильники с трупосожжениями, аналогичные тем, что известны в днепровском правобережье, в северянском ареале пока не найдены. Судя по волынцевским захоронени­ям, здесь, как и в правобережной части Поднепровья, умерших хоронили по обряду кремации в могильни­ках без наземных признаков. При раскопках Ново­троицкого городища выявлено пять прямоугольных ямных могил, обложенных горелым деревом (Ляпуш­кин И. И., 1958а, с. 157, 159), но место таких погре­бений в роменских древностях пока неясно.

Основным исследователем северянских курганов был Д. Я. Самоквасов. В последних трех десятиле-, тиях XIX в. и в начале XX в. он раскопал несколько сотен курганных насыпей, расположенных более чем в 25 могильниках (Самоквасов Д. Я., 1878, с. 185-224; 1908а; 19086; 1915а; 19156; 1917). В то время в научной литературе господствовало мнение о принадлежности северянам всей левобережной ча­сти Среднего Поднепровья с городами Черниговом, Любечем, Переяславлем и Новгородом-Северским. Д. Я. Самоквасов принадлежал к последовательным сторонникам этого мнения и все курганы данного ареала относил к северянам.

Раскопки северянских курганов, проведенные дру-гими исследователями в конце XIX и первых десяти­летиях XX в., были не такими значительными. В по­следней четверти XIX в. исследованиями курганов в Рыльском уезде Курской губернии занимался М. Сперанский (Сперанский М., 1894, с. 263—269). К началу XX в. принадлежат раскопки В. Л. Город-цова, В. Е. Данилевича и Е. Н. Мельник на юго-во­стоке северянского региона (Городцов В. А., 1905, с. 110-130; Данилевич В. Е., 1905, с. 411-433; Мель­ник Е. Я., 1905, с. 673-702). В первых десятиле­тиях XX в. небольшие раскопки курганов в области расселения северян вели И. С. Абрамов, С. А. Гат-цук, И. Е. Евсеев, Н. Е. Макаренко, К. П. Соснов-ский, В. В. Хвойко, Н. Шмытшш и В. М. Щербаков­ский (Хвойко В. В., 1904, с. 40—48; Спицын А. А., 19096, с. 164-167; Макаренко Н. Е., 1907, с. 36-43; Шмыткин Я., 1914, с. 318—322; Щербатвсъкий В. М., 1918).

В 1912-1915 гг. П. С. Рыков, В. Н. Глазов и В. С. Львович вели большие раскопки в Гочевском куд-ганном могильнике (Рыков П. С., 1923, с. 39—53).

В 20—30-х годах XX в. исследования курганов северян продолжили М. В. Воеводский, С. С. Магура, Г. М. Поршняков и М. Репский (Ренсъкий М., 1925, с. 39, 40; Магура С., 1930, с. 33-36). В послевоен­ный период раскопки вели М. В. Воеводский. И. И. Ляпушкин, Т. Н. Никольская, В. А. Падин и другие (Никольская T. Я., 1959, с. 83; Ляпушкин И. И., 19596, с. 81-86; Падин В. А., 1958, с. 218-226; 1976, с. 197-210; Узянов А. А., Смирнов Ю. А., Верещинский Л. И., 1979, с. 98, 99).


 

 


ГЛАВА 6. ПЛЕМЕНА ЮГО-ВОСТОКА


 


В IX—X вв. в земле северян господствовал обряд трупосожжения. Кремация умерших почти всегда совершалась на стороне, а кальцинированные кости в глиняной урне или без нее помещались, как прави­ло, в верхней части кургана. В виде исключения по­падаются курганы с захоронениями остатков крема­ции на горизонте. Зафиксирован случай трупосож­жения на месте курганной насыпи. Изредка встречаются курганы, содержащие ритуальные ко­стрища, обычные для северных соседей северян. Вероятно, такие насыпи отражают проникновение радимичей или дреговичей на территорию северян.

Сожженные кости, как правило, помещались в кур­ганах кучкой. Обычай выкапывать ямку для сож­женных костей здесь был неизвестен. В одном из курганов в урочище Крученое Болотце и в несколь­ких Гочевских насыпях отмечено рассеянное поло­жение кальцинированных костей.

В кургане, раскопанном Т. Н. Никольской в Шук-линке на берегу р. Тускарь, притока Сейма, остатки нескольких трупосожжений, помещенные в глиня­ные сосуды-урны были окружены оградой из дубо­вых плах. По-видимому, эта ограда являлась остат­ками погребальной камеры того типа, что обычны для верхнеокских и боршевских курганов.

Треть захоронений северян помещена в глиняные урны: реже — в лепные роменского типа, чаще — в гончарные.

По-видимому, все украшения и вещи, сопровож­давшие умерших, сгорали на погребальных кострах. Поэтому абсолютное большинство северянских тру­посожжений лишено вещей. Лишь изредка с кальци­нированными костями находят бронзовые или стек­лянные сплавы. По этим остаткам удается реконстру­ировать перстнеобразные височные кольца, проволоч­ные перстни, поясные пряжки и бусы из синего, зеленого и желтого стекла. Особое место занимают Гочевские курганы, где имеется много случаев кре­мации на месте. Здесь найдены браслетообразные сомкнутые височные кольца, перстнеобразные височ­ные украшения, трубчатая и витая с пластинчатыми концами шейные гривны, «усатый» перстень, цепоч­ки, лунница, бубенчики, пуговицы и пряжки. Однако Гочевский могильник был не собственно северян-ским, а разноплеменным некрополем, в котором, правда, значительная доля приходилась на захоро­нения северян.

Обряд ингумации распространяется у северян с XI в. Первые трупоположения здесь относятся к по­следней четверти X в. Здесь господствуют трупопояо-жения в основаниях курганов. Ритуальных кострищ под костяками в насыпях северянского ареала нет. Исключение составляет разноплеменный Гочевский могильник.

Курганы с трупоположениями в подкурганных ямах на территории северян весьма немногочисленны. Значительная их часть приходится на западные райо­ны, непосредственно соседящие с Полянским регио­ном. Однако имеются курганы с ямными трупополо­жениями и в коренной области северян (в ок­рестностях Сум и Ахтырки, в Гочеве и на Десне — в Трубчевском и Новгород-Северском районах). В некоторых из них (Броварки, Роосава) встречены спиральные височные украшения. Хронологическое членение курганов с трупоположениями в основании


и насыпей с ямными захоронениями не выявляется. Очевидно, те и другие существовали синхронно или почти синхронно в течение XI—XII вв.

Захоронения выше основания кургана, на специаль­ной подсыпке, для северян, по-видимому, не харак­терны. Такие погребения зафиксированы только в Гочевском могильнике. Скелеты выше оснований от­крыты также в курганах Гукова хутора, Черных Лоз и Ницахи, но скорее всего это вводные захоронения.

Почти все трупоположения в северянской земле имеют западную ориентировку. Погребенные, обра­щенные головой к востоку, здесь единичны (карта 12). В Подесенье и в Гочевском могильнике они связаны с балтской традицией. Восточная ориентировка умер­ших была распространена также у кочевых племен Северного Причерноморья (Плетнева С. А., 1958, с. 172, 173). Поэтому весьма вероятно, что трупополо­жения, обращенные головами к востоку, в славянских курганных могильниках на пограничье лесостепи со степью обусловлены славяно-половецкой метисацией.

Характерными височными украшениями северян были спиральные кольца (табл. XXXVI, 5, 6]. Жен­щины носили их по два — четыре с каждой стороны. При исследованиях курганов в Броварке на р. Сула получены материалы для восстановления северян­ского головного убора (табл. XXXVII, 4). Голова была украшена серебряным пластинчатым венчиком с мелкими подвесочками над лбом. У правого и лево­го висков привешивали по нескольку спиральных колец. У одного из висков, кроме них, имелась длин­ная проволочная привеска с 11 бубенчиками.

Северянские спиральные кольца, как показал Б. А. Рыбаков (Рыбаков Б. А., 19496, с. 75—90), ве­дут происхождение от двуспиральных височных украшений, распространенных в днепровском лево­бережье в VI—VII вв. Связующим звеном между ними служат височные кольца IX в., происходящие из Полтавского клада, открытого в 1905 г. (Рыба­ков Б. А., 1953а, с. 68).

Кроме спиральных височных украшений, в севе­рянских курганах встречаются распространенные у всех восточнославянских племен перстнеобразные сомкнутые височные кольца. Изредка попадаются перстнеобразные колечки с завитком на конце (Бро­варки, Гочево, Ницахи). В курганах Гочева и Квету-ни найдены трехбусинные височные кольца (табл. XXXVII, 2, 7).

Шейные украшения северянских женщин не при­надлежат к распространенным. Ожерелья из бус встречены в сравнительно немногих курганах (табл. XXXVII, 15, 19—21). Обычно они составля­лись из бусин желтого, синего и зеленого стекла или из стеклянных позолоченных. Бусы из сердолика и горного хрусталя единичны и встречены только в пяти северянских могильниках. Изредка к ожерельям добавлялись бубенчики, лунницы, монетообразные и округлые прорезные привески (табл. XXXVI, 1, 3, 4, 7, 9,11-15; XXXVII, 1, 3, 5, 9). В Гочевском могиль­нике найдены также крестики, привески с изображе­нием креста (табл. XXXVII, #), иконки и монеты, использованные как нагрудные украшения.

Шейные гривны принадлежат к редким находкам в северянских курганах. В Гочевских и Голубовских курганах встречены гривны с розетками на концах, занесенные сюда радимичами. В трех могильниках


 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.