Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5: Управление товарной номенклатурой и ее количественная оценка




Управление ассортиментом – деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.

Основополагающими элементами управления являются формирование ассортимента и установление уровня требований по показателям, опреде­ляющим рациональность ассортимента.

Формирование ассортимента -деятельность по составлению набора то­варов, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потреб­ности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации.

Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от кон­кретной организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и

задачах, обусловливающих направления развития ассортимента. Это опреде­ляет ассортиментную политику организации.

Ассортиментная политика – цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации.

Цель организации в области ассортимента – формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к ра­циональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.

Для этого должны быть решены следующие задачи: установлены ре­альные и предполагаемые потребности в определенных товарах; определены основные показатели ассортимента и дан анализ его рациональности; выявле­ны источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рацио­нального ассортимента; оценены материальные возможности организации для выпуска, распределения и/или реализации отдельных товаров; определены основные направления формирования ассортимента.

Основные направления в области формирования ассортимента: сокраще­ние, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармониза­ция. Указанные направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов.

Сокращение ассортимента – количественные и качественные изменения состояния набора товаров за счет уменьшения его широты и полноты.

Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недос­таточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при произ­водстве и/или реализации отдельных товаров. Например, в последние годы наблюдается тенденция сокращения ассортимента за счет дешевых продоволь­ственных и непродовольственных товаров, не выгодных изготовителю и про­давцу, но необходимых потребителю.

Расширение ассортимента – количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны.

Причинами, способствующими расширению ассортимента, являются уве­личение спроса и предложения, высокая рентабельность производства и/или реализации товаров, внедрение на рынок новых товаров и/или изготовителей. Так, современное состояние российского потребительского рынка характери­зуется расширением ассортимента за счет импортных товаров, а также това­ров, изготовленных на основе зарубежных технологий.

Стабилизация ассортимента – состояние набора товаров, характери­зующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.

Это достаточно редкое состояние ассортимента, присущее в основном ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса. Ассортимент непро­довольственных товаров отличается высокой степенью изменений под воздей­ствием моды, достижений научно-технического прогресса и других факторов.

Обновление ассортимента – качественные и количественные измене­ния состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением показателя новизны.

Критерием выбора этого направления можно считать необходимость удовлетворения новых постоянно изменяющихся потребностей; повышения конкурентоспособности; стремления изготовителей и продавцов стимули­ровать спрос, побуждая потребителей делать покупки новых товаров для удовлетворения функциональных, социальных и психологических потребно­стей; изменения моды; достижения научно-технического прогресса.

Это направление основывается на распространенном убеждении по­требителей, считающих, что новые товары лучше ранее выпускавшихся.

Поэтому обновление ассортимента – очень ответственнее направление его формирования, связанное со значительным риском для всех субъектов рыночных отношений. В то же время в условиях конкурентной среды без об­новления невозможно обойтись, так как новизна товаров — один из важ­нейших критериев конкурентоспособности организаций-изготовителей и продавцов.

Совершенствование ассортимента –количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности.

Это комплексное направление изменений ассортимента товаров обу­словливает выбор возможных путей: сокращение, расширение и/или обнов­ление ассортимента товаров для формирования рационального ассортимента. При этом должны учитываться научно обоснованные рациональные потребности, а также требования общества: обеспечение безопасности для потребителей и окружающей среды, использование достижений научно-технического прогрес­са для максимального повышения качества жизни.

Учитывая достижения науки о рациональном и сбалансированном пита­нии, совершенствование ассортимента пищевых продуктов на современном этапе может быть достигнуто путем сокращения ассортимента высококало­рийных продуктов и расширения биологически полноценных продуктов, бога­тых незаменимыми аминокислотами, жирными кислотами, витаминами, минеральными веществами и др., а также продуктов, содержащих пищевые во­локна и неусвояемые вещества.

Гармонизация ассортимента - количественные и качественные изме­нения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ас­сортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным анало­гам, наиболее полно соответствующие целям организации.

На российском потребительском рынке это направление формирования ассортимента сравнительно новое и выражается в стремлении ряда «элит­ных» магазинов формировать ассортимент по образцу известных зарубежных фирм.

Кроме того, это направление характерно для крупных фирм, корпора­ций, акционерных обществ, имеющих дочерние предприятия в разных регио­нах (города, страны или мира).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1049; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.