Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. УДК 14 Рекомендовано к изданию




Монография

НИЦШЕ И МУЗЫКА

Е.М. Щербакова

 


Рязань

«Копи-Принт»

Коломна

КГПИ


 

 

 

 


УДК 14 Рекомендовано к изданию

ББК 87.3 редакционно-издательским

Щ61 советом КГПИ

Рецензенты:

доктор философских наук,
профессор кафедры философии МГИМО (У)
МИД РФ B.C. Глаголев

доктор философских наук,
профессор кафедры эстетики МГУ им.
М.И. Ломоносова В.П. Крутоус

Обложка: П. Бородин

Щ61 Щербакова Е. В.

Ницше и музыка: монография / Е. В. Щербакова; Коломенский государственный педагогический институт. – Рязань: Копи-Принт; Коломна: КГПИ, 2009. – 338 с. – ISBN 978-5-91792-003-0.

В монографии рассматриваются музыкальные аспекты артистического дискурса Ф. Ницше, стилистические особенности философских произведений, объясняемые их музыкальным импульсом, композиции философа. Дается широкая культурологическая панорама ницшеанских идей в академической музыке XIX – XX веков; устанавливается география мировой музыкальной ницшеаны, жанровая динамика и стилистическая полифония ницше-версий, вызванные художественным обликом метафизики мыслителя и его творческой эволюцией. К изданию прилагается компакт-диск с записями музыкальных произведений Ф. Ницше и других композиторов.

ISBN 978-5-91792-003-0

УДК 14 ББК 87.3

© Щербакова Е. В., 2009

© ООО «Копи Принт», 2009

© ГОУ ВПО МО «Коломенский государственный педагогический институт», 2009


Содержание

 

Введение................................................................................................................ 4

ГЛАВА I. СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ ЭСТЕТИКИ ФРИДРИХА НИЦШЕ

1.1 Парабола эстетики Ницше в классико-модернистской системе координат 7

1.2 Композиции и «музыка языка» Ницше.................................................... 50

1.3 Ницше и Вагнер: хроника звездной дружбы........................................ 77

1.4 Диалектика греческих богов в философии Ницше: дуэт флейты и

кифары................................................................................................................... 107

ГЛАВА II. ИДЕИ НИЦШЕ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

2.1 Вариации на тему Ницше в музыке XX века........................................ 138

2.2 Разные лики Заратустры: Рихард Штраус versus Фридрих Ницше.. 161

2.3 «Веселая наука»: диалог Густава Малера и Фридриха Ницше..... 177

2.4 Проблема сверхчеловека в зарубежной музыке XX века (на примере

оперы Ф. Бузони «Доктор Фауст»)................................................................ 214

2.5Дионис, сверхчеловек и соборность в мировоззрении А.Н.

Скрябина.............................................................................................................. 243

ГЛАВА III. КУЛЬТ НИЦШЕ В ГЕРМАНИИ

3.1 Ницшеанство в идейно-духовной жизни Германии рубежа XIX-XX веков 257

3.2 Значение Архива Ницше в формировании ницшеанства в Германии

конца XIX – первой половины XX веков..................................................... 273

Заключение......................................................................................................... 305

Приложение....................................................................................................... 310


За истекшие сто с лишним лет со дня смерти философа философско-эстетические воззрения Ф. Ницше породили огромное количество литературы и до сих пор вызывают многоплановые споры. Часто позиции авторов не только отвергают друг друга, но и являются внутренне противоречивыми. Внимание Ницше к музыке общеизвестно, так же как и внимание его к проблемам искусства.

Своей основной задачей Ницше считал подготовку и обоснование нового общества «благородных» людей, а искусство выполняло для него функцию посредника в переходе от современности к будущему. Ницшевская онтологизация искусства, восприятие мира как эстетического феномена легли в основу панэстетизма представителей символистского направления, однако в творчестве самого философа не происходит абсолютизации искусства и сохраняется непосредственная связь искусства с жизнью. Художественным идеалом Ницше, эстетическим преображением иррационального хаоса существования становится хаокосмос греческой трагедии, основанный на синтезе аполлонического и дионисического начал. Трагедия как жанр искусства является отражением и преодолением трагизма бытия путем утверждения творческой радости жизни, дионисического пессимизма. Концепция гармонии как равновесия вечно противоборствующих хтонических и олимпийских сил (аполлонического и дионисического), сформировавшаяся в рамках предшествовавшей философско- филологической традиции, получает у Ф. Ницше многоуровневое обоснование.

В «триадичной» природе дарования Ф. Ницше генерал-басом является музыкальное начало, которое заложено в основу его философско-художественного метода, структуры произведений, их стилистики. С музыкальной точки зрения периодизация жизни и творчества Ницше выглядит следующим образом: юношеский этап


параллельного литературно-музыкального творчества, вагнеровский период и этап зрелого мастерства, когда реальные опыты композиции перевоплотились в вербальные, символически насыщенные музыкально-философские произведения.

Творчество Ф. Ницше получило статус бытового, культурного и социополитического феномена в европейской, прежде всего австро-германской, культуре уже в 1890-1900 годы. В творческой проблематике философа наиболее перспективными для музыкального искусства стали категориальная дихотомия аполлонического и дионисического начал и идея сверхчеловека, то есть развития человечества до качественно нового уровня.

Музыкальность гимнических текстов философа вызвала обращение к ним широкого круга композиторов XX века, относящихся к различным стилевым направлениям и представляющих многие страны. Принципиально важное влияние Ф. Ницше оказал на представителей позднего романтизма Г. Малера и Р. Штрауса и принадлежащих к новому поколению младоклассициста Ф. Бузони и экспрессиониста А. Шёнберга – экспериментаторов в области музыкальной поэтики. Своеобразное преломление идей философа демонстрирует творчество русского романтика и символиста А.Н. Скрябина. Анализ эстетики композиторов позволил сделать вывод, что идеи Ф. Ницше становятся для них импульсом творчества и подтверждением собственных концепций. Некоторые из них (Г. Малер, А.Н. Скрябин, А. Шёнберг, Ф. Бузони) разделяют отношение Ф. Ницше к музыке как к посреднику между реальностью и новым миром. В их творчестве принимается ницшевская критическая оценка современности, художественно воплощается противостояние человека и мира. Однако отношение к идее сверхчеловека как выходу человечества из кризисного состояния культуры у композиторов очень различно. Так, для Г. Малера цель духовно-физического роста человека совсем иная: это не сверхчеловек, а


«мыслящий, чувствующий и страдающий» человек-гуманист. Р. Штраус рассматривает явление Заратустры с позиции человечества, причем приход мудреца в мир показан как прекрасное, но чуждое миру явление: он не в силах рассеять сомнения человека и указать ему путь. Идеальный человек Ф. Бузони – античный «халкиониец» позднего Ницше.

Индивидуально преломляется в творчестве различных композиторов и концепция аполлонического – дионисического начал. Можно заключить, что композиторы-романтики рубежа XIX-XX веков находятся под ярким впечатлением ницшевского дионисического начала, а представители нового поколения, испытавшие последствия политического манипулирования страстями, тяготеют к регламентирующему аполлонизму.

Музыкальное ницшеанство в мировом масштабе развивалось динамически волнообразно – от кульминации конца XIX – начала XX веков через decrescendo к новой кульминации 1950–1980 годов, характеризующейся укрупнением жанрового и концептуального масштаба произведений. Как представляется, идейная многомерность «музыкальной» прозы Ф. Ницше заключает в себе дальнейшие перспективы художественной актуальности.


ГЛАВА I. СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ ЭСТЕТИКИ ФРИДРИХА НИЦШЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.