Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вступительное слово учителя




Организационный момент.

ХОД УРОКА

Образовательные

Итог урока

Тема нашего урока: “История русского костюма” Главной героиней стала бабушка Катя. Она познакомила нас с содержанием своего сундука, рассказала об одежде, в которой ходила в молодости, рассказала о тканях, из которых шили одежду, об отделочных тканях, о вышивках и кружевах.

 

Тема урока: "Кукла-берегиня"

Вялых Светлана Юрьевна, учитель технологии

Статья отнесена к разделу: Преподавание технологии

Тема урока: “Кукла-берегиня”.

Цель: Пробудить познавательный интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа нашей страны.

Задачи:

1. Расширить и закрепить знания и умения по технике работы с берестой, используя разные способы украшения народного костюма.

2. Совершенствование умений работы с технологической инструкционной картой.

Воспитательные

1. Изучая историю родного края, развивать кругозор обучающихся через ознакомление с символикой и атрибутикой обряда.

2. Воспитывать любовь и уважение к культуре народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте.

Развивающие

1. Продолжить развивать кругозор обучающихся через знакомство с куклами наших бабушек, с игрушками, показать красоту и самобытность берестяных кукол.

2. Развивать мыслительные операции и творческие способности обучающихся, навыки коллективного труда.

Основные понятия: сарафанная и понёвная форма одежды, оберёг, конусная кукла.

Форма организации деятельности обучающихся: групповая.

Оборудование: материалы, инструменты, инструкционные карты, памятка, таблицы, схемы, макеты кукол.

Девиз урока: “Кто грамоте горазд, тому не пропасть”. (Русская народная пословица).

“Умелые руки не знают скуки”. (Русская народная пословица).

План урока:

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Вступительная часть. Тема, цель.

3. Изучение нового материала: а) из истории кукол; б) отделка костюма.

4. Объяснения задания (практическая часть): а) работа с инструкционными картами; б) проверка наличия конусных кукол, материалов и инструментов; в) распределение по группам; г) распределение заданий индивидуально.

5. Самостоятельная работа: индивидуальная и фронтальная работа с обучающимися.

6. Итог урока: а) анализ работ; б) вывод по уроку; в) оценивание работ; г) домашнее задание.

7. Самоанализ урока: дать краткую характеристику проведенного урока.

- Знакомство с традицией и нравственным смыслом начинается с чтения сказки “Василиса Прекрасная”.

“В некотором царстве жил был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: – Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; держи ее всегда при себе и не кому не показывай; а когда приключиться тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью… ” Это, конечно, сказка, но…

Существовал в языческой семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли – берегиня. Этот древний ритуал отразился не только в сказках, он продолжается бессознательно до сегодняшних дней.

Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, мочало, янко, береста). Иногда куклу помещали притолокой двери, приговаривая: “Повернись с добром, отвернись со злом”.

В сказке о Василисе скрыт и еще один нравственный смысл: вещь, переданная от умершей матери, будет беречь нас всю жизнь.

Сегодня мы с вами обращаемся к истокам тех народностей, которые населяют наш регион. В нашем регионе проживают люди разных национальностей, их насчитывается более 150.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, нравы и обычаи, технические и художественные достижения.

Игрушки у многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде. И известный мастер, и простой крестьянин учились у одного великого мастера – природы, и в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл.

Только игрушки – куклы были разными. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими.

По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом (рисунок 1).

Рис. 1

Многие из вас при упоминании о русском народном костюме представляют себе сцену, где пляшут, водят хороводы, поют веселые или протяжные песни. А ведь действительно, русский костюм не возможно отделить от песни и танца. С этим люди рождались, жили и работали.

Особенность русского народного костюма плавности, мягкости, компактности, текучести линий. Русский народ называл женщину павой, лебедушкой, подчеркивая ее стать, плавность походки, неторопливость движений.

В женском костюме как вы уже знаете, существовала две формы: сарафанная и поневная (рисунок 2 – понёвная, рисунок 3 – сарафанная).

Рис. 2 Рис. 3

Мужской костюм состоял из портов и рубахи из домотканого холста. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали поясом (рисунок 4).

Рис. 4

Художник воплощает эту красоту в произведениях живописи, скульптуры, архитектуры.

- А ваша задача – воплотить услышанное и увиденное в создании куклы – берегини.

3. Звучит музыка. Рассказ о берёзе, о природном памятнике родного города – берёзовой роще (выступление ученицы).

Береза считает символом России. В старинных верованиях береза, как священное дерево, связывалась с невинностью и девичеством. В северных поселениях девушки во время святочных гаданий загадывали и писали на бересте заветное имя суженого, а из свернутой в трубочку из берестяной коры изготавливали незатейливых куколок.

Березовых рощ на свете много, особенно на Урале, особенно в Красноуфимском районе. Рощи, как рощи: грибы да ягоды. Но все-таки одной Березовой роще удалось прославиться. Расположена она в Красноуфимске, в районе Горняка и Нового поселка. А прославили ее жители города еще в начале прошлого века, когда собирались там на маёвки, чтобы решить важные вопросы, касающиеся свержения старого (царского) режима и установления нового светлого будущего под названием коммунизм.

А ведь мало кто знает, что эта, всем известная, Березовая роща – памятник природы. Об этом свидетельствует камень, установленный на постаменте при входе в лес.

4. Конкурс пословиц и примет о берёзе (опережающее домашнее задание).

Тесно связан образ березы в народных приметах о сельском хозяйстве:

· Из березы течет много сока – к дождливому лету.

· Когда береза перед ольхой лист пустит – лето будет сухое.

· Когда береза станет распускаться, сей овес.

Бесчисленны песни, пословицы, поговорки, загадки, связанные с березой:

· Береза – не угроза, где она стоит, там и шумит.

· Бела береста – да деготь черен.

· Для врага и береза – угроза.

· Зелена, а не луч, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

5. Стихотворение о березе (читает ученица).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.