Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояний человека 12 страница




Способы борьбы с гневом. Психологи предлагают следующие меры борьбы с гневом.

1. Поискать другое объяснение.

2. Поискать юмористичное в сложившейся ситуации.

3. Вести диалог с самим собой.

4. Отвлечься, заняться другой работой.

5. Научиться признавать, что жизнь не всегда честна, справедлива.

6. Научиться договариваться, находить компромисс и выговаривать­ся (организовать диалог, который даст возможность посмотреть, как ситуация видится другой стороне).

7. Выяснить, какие ситуации чаще всего вызывают гнев. Затем раз­работать план по преодолению таких ситуаций.

Исступление

Исступление — крайняя степень возбуждения с потерей самооблада­ния, чаще всего возникающая при фрустрации и проявляемая в этом случае как состояние бессильного гнева. Это состояние описано

Глава 6. Состояния, связанные с достижением или недостижением цели 163

М. Ю. Лермонтовым в поэме «Мцыри», когда ее герой бежал из мона­стыря и заблудился в лесу:

Моя кружилась голова; Я стал влезать на дерева,

Но даже на краю небес

Все тот же был зубчатый лес.

Тогда на землю я упал; И в исступлении рыдал;

И грыз сырую грудь земли, И слезы, слезы потекли В нее горючею рекой...1

Печаль

Печаль, согласно «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, — состо­яние душевной горечи. Она хорошо описана С. Есениным:

Грустно... Душевные муки Сердце терзают и рвут, Времени скучные звуки Мне и вздохнуть не дают.

Ляжешь, а горькая дума Так и не сходит с ума... Голову кружит от шума. Как же мне быть... и сама

Моя изнывает душа. Нет утешенья ни в ком. Ходишь едва-то дыша. Мрачно и дико кругом.

Доля, зачем ты дана! Голову негде склонить, Жизнь и горька и бедна, Тяжко без счастия жить2.

Печаль может быть вызвана разлукой, психологической изоляцией (так называемым чувством одиночества) и неудачей в достижении це­ли, разочарованием, т. е. несбывшейся надеждой. Последняя означает

1 Лермонтов М. Ю. Собр. соч.: В i т. М; Л: Изд. АН СССР, 1958. Т. 2. С. 481.

1 Есенин С А. Собр. соч.: В 2 г. М/ Советская Россия—Современник, 1991 Т. 2. С. 28.

J

164 Раздел III. Психические состояния

не что иное, как утрату мечты. Таким образом, главной и универсаль­ной причиной печали является утрата чего-либо значимого для чело­века: непосредственного психологического контакта с дорогим чело­веком или с другими людьми (ощущение одиночества), утрата перс­пективы в достижении желаемой цели.

Роль печали в духовной жизни человека, в формировании устой­чивых связей с людьми, которыми мы дорожим, очевидна (напри­мер, проявление печали в виде скорби о смерти любимого человека; см. п. 7.8). Правда, хотя печаль относят к негативным эмоциям, она может сопровождать и положительные переживания и чувства чело­века. Недаром в одной песне поется, что «любовь никогда не бывает без грусти», потому что разлука с любимым человеком приводит к пе­чали. Тихая печаль может быть приятна человеку.

Как отмечает Изард, «печаль, замедляя общий темп жизни челове­ка, дает ему возможность "оглянуться назад". Замедление психиче­ских и соматических процессов, которыми сопровождается эмоция пе­чали, позволяет по-новому взглянуть на мир, увидеть его иначе. Эта новая перспектива может усугубить печаль, но она же может освежить взгляд на вещи, позволит понять то, о чем человек прежде не задумы­вался. Так, в печали вы вдруг осознаете, сколько драгоценных возмож­ностей, предоставленных вам жизнью, вы упустили. Подчас, только потеряв близкого человека, мы начинаем понимать, что значат в на­шей жизни родственные и семейные узы. Печаль может напомнить вам, как важно оказывать знаки внимания дорогим людям, позволит остро оценить ценность жизни» (2000, с. 201). Важна и сигнальная роль эмоции печали: выражая печаль, человек показывает другим людям, что ему плохо, он нуждается в помощи, поддержке. И действи­тельно, выражение печали вызывает сочувствие со стороны окружа­ющих, даже если эта печаль — печаль преступника (Savitsky, Sim, 1974).

При печали происходят сдвиги, обратные тем, которые наблюда­ются при радости: торможение моторики, сужение кровеносных сосу­дов. Это вызывает ощущение холода и озноба. Сужение мелких сосу­дов легких приводит к оттоку из них крови, в результате ухудшается поступление кислорода в организм и человек начинает ощущать не­достаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди. Стараясь облегчить это состояние, он начинает делать продолжительные и глубокие вздохи. Внешний вид тоже выдает печального человека. Его движения мед­ленные, руки и голова опущены; голос слабый, а речь замедленная, растянутая. Печаль может сопровождаться плачем или рыданиями.

1\

Глава 6. Состояния, связанные с достижением или недостижением цели 165

У опечаленного человека внутренние концы бровей приподняты и сведены к переносице, глаза слегка сужены, уголки рта опущены. Ха­рактерно при этом, что отчетливо мимика печали может выражаться всего несколько секунд, а ее переживание может длиться очень долго. Правда, при этом кое-какие мимические признаки все же остаются: лицо выглядит поблекшим, лишенным мышечного тонуса, глаза ка­жутся тусклыми.

Характерным для переживания печали является ощущение тяже­сти во всем теле. Воспринимая окружающий мир, человек видит во­круг себя только мрак и пустоту, жизнь кажется ему серой и унылой. При сильной печали у человека появляются болезненные ощущения в груди.

Печаль замедляет не только физическую, но и умственную актив­ность человека. Эмоция печали лежит в основе такого психического расстройства, как депрессия.

По С. И. Ожегову, безнадежная печаль — это уныние, а легкая пе­чаль — грусть.

Уехал

Уныние

Данное эмоциональное состояние С. И. Ожеговым (1985) понимает­ся двояко: как гнетущая скука и как безнадежная печаль. Мне пред­ставляется это понимание уныния с психологической точки зрения не совсем точным. Понимание уныния как скуки скорее бытовое, что

166 Раздел III. Психические состояния

УНЫНИ1

иллюстрирует, например, устойчивое словосочетание «унылый пей­заж», т. е. однообразный, наводящий скуку, Вспомним А. С. Пушки­на, писавшего про осень: «Унылая пора! Очей очарованье!» Другое дело уныние как эмоциональное состояние человека. Конечно, в ка­кой-то степени в нем может присутствовать и скука как потеря инте­реса к происходящему, но главной когнитивной составляющей данной эмоции представляется оценка безысходности ситуации, связанной с удовлетворением потребности, влечения, с достижением задуманно­го и желаемого. Уныние охватывает болельщиков после проигрыша их любимой командой матча, который являлся важным для завоева­ния призового места. Уныние испытывает абитуриент, получивший на первом вступительном экзамене в институт низкую оценку, остав­ляющую ему мало шансов на общий успех. Таким образом, уныние связано с неблагоприятным прогнозом на исход еще не закончивше­гося процесса, когда все же остаются какие-то шансы на успех, дости­жение цели. Когда же человеком завладевает ощущение безнадежно­сти или итог становится окончательно ясным, возникают другие эмо­ции — разочарование, отчаяние, печаль, горе.

Тоска и ностальгия

Тоска в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова определяется как душевная тревога, соединенная с грустью.

Глава 6. Состояния, связанные с достижением или недостижением цели 167

В. Н. Бакшеев. Житейская проза.

На картине изображены будни скучных людей в момент назревающей драмы. Обострение отношений в семье связано с невозможностью для девушки продолжать существование, ставшее привычным для ее родителей-обывателей. С тоской смотрит она на привычный вид из окна

Особым видом тоски является ностальгия. Это тоска по родине, по прошлому, особенно сильно проявляющаяся у эмигрантов после некоторого срока проживания за границей. По мнению Н. С. Хруста-левой (1997), ностальгию следует рассматривать как устойчивое пси­хическое состояние, отражающее эмоциональное и социальное небла­гополучие человека в чужом обществе. Она подчеркивает различие между эмигрантами и проживающими за границей, но имеющими воз­можность вернуться на родину. Последние испытывают качественно иное состояние: они могут скучать по дому,'но не «ностальгировать».

Как отмечает Хрусталева, у ностальгии могут быть различные при­чины.

1. Разлука с привычными чувственными переживаниями: дефицит в новом обществе привычных для человека зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и вкусовых образов.

2. Утрата чувства собственной значимости, нарушение представле­ния о самом себе. Изменение социальных ролей и статуса, соци­ального окружения и образа жизни приводит к растерянности и

168 Раздел III. Психические состояния

стремлению вновь оказаться там, где человек был спокоен и защи­щен. Это заставляет его постоянно вспоминать и рассказывать о прошлой жизни. Уход в иллюзорный мир прежней жизни свой­ствен почти всем эмигрантам, переживающим шок от столкнове­ния с другими культурой, языком, общественным укладом. 3. Потеря корней. Отмечается путаница в самоидентификации: кто мы теперь, где наша история, история нашей семьи?

Легкость или трудность возникновения ностальгии зависит от лич­ностных особенностей эмигрантов. Так называемые «космополиты» с достаточно высоким уровнем профессиональных и социальных при­тязаний, которым безразлично, в какой стране эти притязания будут реализованы, почти не переживают ностальгию. Так называемые «практичные», для которых ценностями являются материально-бы­товые условия, возможность «посмотреть мир», ощущение физиче­ской безопасности, переживают ностальгию, но она не носит у них болезненного характера. «Рефлексивные» (это, как правило, предста­вители интеллигенции, которые не могут найти работу по специаль­ности) испытывают острое чувство социального дискомфорта, поте­рю самоуважения. Ностальгические переживания у них выражены сильно. «Творческие» личности — поэты, писатели, журналисты, му­зыканты и т. п., если не находят работы, переживают ностальгию силь­нее всего, что ведет к полному разрушению их личности.

Горе

Горе — это глубокая печаль по поводу утраты кого-либо или чего-либо ценного, необходимого. Крайняя печаль (горесть, страдание) называ­ется также скорбью.

Причинами горя могут быть:

1) длительная разлука или утрата (смерть, разрыв любовных отноше­ний) человека, к которому имеется привязанность; при смерти близкого человека утрачивается роль отца, матери, сына, друга и т. д., т. е. происходит разрушение ставших привычными функцио­нальных связей (Averill, 1968);

2) серьезная болезнь или увечье самого себя или близкого человека;

3) утрата ценного имущества, потеря источника средств к существо­ванию; это означает потерю источника удовольствия, радости, бла­гополучия.

Глава 6. Состояния, связанные с достижением или недостижением цели 169

И. И. Творожников. Горе

Все это свидетельствует о том, что горе может рассматриваться как фрустрирующее переживание. Например, потеря любимого человека означает, что не могут быть осуществлены намеченные с ним планы, удовлетворены желания, связанные с этим человеком.

Точка зрения-24

3. Фрейд обратился к осмыслению подобного психического состояния [скор­би] человека в связи с рассмотрением сходств и различий между скорбью и меланхолией. Этому была посвящена работа Trauer und Melancholie... С точки зрения 3. Фрейда, скорбь может приносить с собой тяжелые от­клонения от нормального образа жизни. Тем не менее она не является патологическим состоянием. С утратой любимого объекта у человека воз­никает внутренний протест, приводящий к существованию утраченного объекта в его психике. Протест может быть таким интенсивным, что про­изойдет отрыв от реальности, а сохранение объекта окажется возможным с помощью галлюцинаторного видения. Подобная реакция на утрату со­провождается большими затратами накопленной энергии и душевной бо­лью...

В случае тяжелой скорби реакция на утрату любимого человека включает в себя болезненное настроение и отход от всякой продуктивной деятель­ности, которая не связана с воспоминанием об умершем. Однако после завершения работы скорби Я человека снова становится свободным. Нор­мой является ситуация, когда человек возвращается к реальности. У некоторых людей, имеющих склонность к патологической предрасположен­ности, вместо скорби появляется меланхолия. При всех сходных проявлениях

170 Раздел III. Психические состояния

I i III

скорбь не сопровождается расстройством чувства собственного достоин­ства, в то время как при меланхолии наблюдается понижение чувства соб­ственного достоинства, выражающееся в упреках самому себе и перерас­тающее в бредовое ожидание наказания (Лейбин, 2002, с. 528—529).

Н. Д. Левитов (1964) пишет, что в аффективном переживании горя можно выделить ряд компонентов: жалость к тому, с кем случилось несчастье, и отчасти — к себе; ощущение беспомощности, невозмож­ности вернуть все назад; в редких случаях — отчаяние.

Изард рассматривает горе как взаимодействие печали, страдания с другими базовыми эмоциями: страхом, гневом и чувством вины. Дж. Эйврил полагает, что горе имеет биологическую основу и генети­ческие механизмы возникновения. Вследствие этого оно проявляется и у высокоразвитых животных (обезьян, собак) и, являясь биологи­ческой реакцией, служит для обеспечения групповой сплоченности. Отлучение от группы или от определенных членов группы вызывает крайнее физиологическое и психологическое напряжение. По Изар-ду, горе сводится главным образом к страданию, печали, унынию (для него эти эмоциональных переживания синонимичны).

Однако уныние, как уже говорилось, понимается и как безнадеж­ная печаль, и как гнетущая скука (Ожегов, 1985), поэтому к горю мо­жет относиться только первое понимание уныния. Кроме того, уны­ние отражает не всякое горе, точнее — не всякой интенсивности. Аф­фективно проявляемое горе при потере близкого человека никак не сводится к унынию. Лишь когда аффективные проявления горя утих­нут, оно может перейти в безнадежную печаль. Не случайно Экман и Фрайзен (Ekman, Friesen, 1975), рассматривающие уныние как фор­му страдания, все же отмечают и различия между ними: страдание побуждает активные действия, а уныние пассивно.

Дж. Боулби (Bowlby, 1960) отмечает приспособительное значение горя для человека. Оно позволяет ему «превозмочь себя» и приспосо­биться к потере, показать людям, какой он любящий и заботливый человек, вызвать со стороны других сострадание и помощь. По мне­нию Дж. Уордена (Worden, 1982), переживание горя помогает напра­вить в другое русло ту эмоциональную энергию, которую они раньше вкладывали в отношения с потерянным человеком.

Стадии переживания горя. Авторы, изучавшие переживание горя (Василюк, 1991, Боулби, 1973), выделяют ряд стадий его пережива­ния. Первоначальной реакцией при переживании горя может быть

Глава 6. Состояния, связанные с достижением или недостижением цели 171

шок, оцепенение, отрицание случившегося, неверие, ощущение нере­альности происходящего. На лице отражаются страдание и печаль. В некоторых случаях возможны гнев и обвинение. Вот как эту острую стадию переживания горя описал Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» в той сцене, где графиня Ростова узнает о гибели ее младшего сына Пети.

Графиня лежала на кресле, странно-неловко вытягиваясь, и билась об стену.

— Наташу! Наташу!.. — кричала графиня. — Неправда, неправда, неправ­да... Он лжет... Наташу! — кричала она, отталкивая от себя окружающих. — Подите прочь все, неправда! Убили!.. Ха-ха-ха!.. Неправда!1

Фаза шока продолжается несколько дней, поэтому при погребении близкого человека люди могут быть в оглушенном состоянии и произ­водить впечатление человека, отрешенного от происходящего. Во вто­рой фазе (на 5-12-й день) они ведут себя более активно: плачут, при­читают, испытывают тоску по умершему и живут как бы двойной жиз­нью. Наряду с обычной жизнью у них есть другая, в которой они как бы ждут встречи с умершим (при звонке в дверь возникает мысль «Это он...», рассказывают об умершем как о живом), надеются на чудо.

В третьей фазе, длящейся до 6—7 недель с момента трагического события, появляются отчаяние, депрессия. У некоторых людей в со­стоянии горя наблюдается бессонница, пропадает аппетит; они чув­ствуют слабость, разбитость, опустошенность. У них пропадает инте­рес к своим обычным занятиям, увлечениям. Часто возникает чувство собственной вины перед умершим из-за того, что с ним не было луч­ших отношений, что для него не было сделано всего, что могло быть, как кажется, возможным (Block, 1957). На этой фазе происходит пре­образование психологического времени: погибший в сознании скор­бящего человека переходит из настоящего времени в прошедшее.

В четвертой фазе (остаточных толчков), длящейся в течение года, происходит постепенный отход от угнетенного и депрессивного состо­яния. Люди возвращаются к повседневной деятельности и заботам.

Интенсивность переживания горя обусловлена рядом обстоятельств. В частности, если смерть близкого человека происходит после длитель­ной болезни последнего, то его близкие имеют возможность психоло­гически подготовиться к его смерти. У них возникает так называемое

Толстой Л. Н. Война и мир // Собр. соч.: В 14 т. М.: Гослитиздат, 1952. Т. 7. С. 182.

172 Раздел III. Психические состояния

антиципаторное горе, меньшее по интенсивности, чем горе при вне­запной смерти близкого человека. С другой стороны, если болезнь длится больше 18 месяцев, близкие могут внушить себе, что смертель­но больной человек на самом деле не умрет. И тогда его смерть может вызвать большее потрясение, чем внезапная смерть (Rando, 1986).

Серьезной угрозой для здоровья, особенно для мужчин, является развитие депрессии и злоупотребление алкоголем после смерти близ­кого человека. Выходу из этого состояния помогает социальная под­держка, особенно тех, кто сами пережили подобную утрату. Поэтому поддержка молодой вдовы сверстницами, тоже пережившими утрату мужа, более эффективна, чем поддержка семьи (Bankoff, 1986). Роди­тели, потерявшие ребенка, также часто находят утешение в общении с людьми, пережившими сходную утрату (Edelstein, 1984).

Вина

Вина — эмоциональное состояние, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нормы, регулирующие по­ведение людей в обществе.

Мужской разговор

Глава 6. Состояния, связанные с достижением или недостижением цели 173

Фрейд (1992) назвал сознанием вины то напряжение, которое воз­никает в психике человека при конфликте между Сверх-Я и Я. Ис­точником переживания вины он считал страх перед авторитетом и страх перед Сверх-Я (требованиями совести). Страх перед авторите­том заставляет человека отказываться от удовлетворения своих вле­чений, в результате чего у него не остается чувства вины. Отказ от влечений, обусловленный страхом перед Сверх-Я, не устраняет чув­ства вины, так как от совести невозможно скрыть запретные желания. С психоаналитических позиций человек оказывается как бы обречен­ным на «напряженное сознание виновности».

Д. Anrep(Unger, 1962) рассматривает вину как двухкомпонентную эмоцию. Первый компонент — вербально-оценочная реакция чело­века («Я не должен был делать этого!»), или раскаяние. В ее основе лежит негативное отношение к себе, самообвинение, связанное с осо­знанием либо совершенного проступка, либо нарушения собственных моральных принципов. Признание своей провинности («неправиль­ного» поступка), неправоты или предательства в отношении собствен­ных убеждений порождает второй компонент — вегетативно-висце­ральную реакцию с целой гаммой мучительных и довольно стойких переживаний, преследующих человека: угрызения совести, сожаление о совершенном, неловкость (стыд) перед тем, кого обидел, страх поте­рять дорогого человека и печаль по этому поводу. Правда, возможно и раскаяние без эмоциональной реакции, чисто формальное, внешнее, неискреннее, вошедшее в привычку или как рассудочный вывод. Так, дети часто раскаиваются, но не исправляются.

Фрейд (Freud, 1959) рассматривал вину как нравственную разно­видность тревоги, «тревогу совести». Этой же точки зрения придер­живается и другой психоаналитик — Г. Мандлер (Mandler, 1975), утверждающий, что вина и тревога — разные названия одного и того же явления. Вина, по его мнению, это тревога относительно реального или воображаемого промаха. Переживание данной разновидности тревоги запускает особый защитный механизм, с помощью которого человек пытается загладить или нейтрализовать ущерб, нанесенный его ошибочными действиями.

Некоторые западные психологи отмечают тесную связь вины со страхом (Switzer, 1968; Sarason, 1966), а О. Маурер (Mowrer, 1961) вообще отождествляет вину со страхом перед наказанием. Подобная позиция авторов объясняется тем, что они придерживаются представ­лений о генезисе вины с позиции теории научения, где наказание (порицание) является основным фактором.

174 Раздел III. Психические состояния

Мне представляется, что авторы, придающие большое значение внешнему наказанию и отождествляющие вину и страх, допускают ошибку. Страх перед наказанием имеется и у преступников, но все ли они испытывают вину за содеянное? Дело не во внешнем наказании и не в страхе, а в том, что переживание вины, угрызение совести само по себе является наказанием для человека. Поэтому более правильным я полагаю мнение тех ученых, которые считают вину самостоятель­ным феноменом, помогающим снижать тревогу и избегать серьезных психических расстройств (Rosenhan, London, 1970).

В пользу последней точки зрения говорит и то, что многие авторы (McKennan, 1938; Miller, Swanson, 1956, и другие) показали: для эф­фективного научения вине более подходят не методы физического наказания, а психологические, ориентированные на «любовь» (при использовании их родителями, находящимися в психологическом контакте с ребенком). Именно боязнь потерять любовь родителей чаще всего приводит к раскаянию, угрызению совести, тревоге, т. е. к переживанию вины (McKennan, 1938). Переживание вины повыша­ет готовность человека идти на уступки (Freedman, Wallington, Bless, 1967). Однако этого не наблюдается в том случае, если уступка пред­полагает непосредственное взаимодействие с обиженным человеком. С другой стороны, как отмечает Б. Маэр (Maher, 1966), переживание вины может заставить человека желать наказания. Действительно, в некоторых религиях осознание вины перед Богом приводит к физи­ческому самоистязанию.

Различия между виной и стыдом. Изард отмечает, что неверный по­ступок может вызвать и стыд, но в том случае, когда поступок осозна­ется неверным не вообще, а только в связи с осознанием своего пора­жения, своей несостоятельности, неуместности этого поступка. Чело­век чаще всего испытывает стыд, потому что ему не удалось скрыть свой проступок.

Причиной для переживания стыда могут стать поступки, не всту­пающие в противоречие с моральными, этическими и религиозными нормами. Д. Осьюбел (Ausubel, 1955) такую разновидность стыда на­звал «неморальным стыдом». «Моральный стыд», согласно Осьюбе-лу, возникает при осуждении проступка другими людьми с позиции нравственности. При этом вовсе не обязательно самому придержи­ваться такого же мнения о своем поступке. Осьюбел считает, что в ос­нове стыда лежит осуждение, идущее извне, причем оно может быть как реальным, так и воображаемым.

Глава 6. Состояния, связанные с достижением или недостижением цели 175

В противоположность стыду вина не зависит от реального или пред­полагаемого отношения окружающих к проступку. Переживание ви­ны вызывается самоосуждением, сопровождается раскаянием и сни­жением самооценки. По мнению Осьюбела, вина является разно­видностью «морального стыда». Таким образом, получается, что стыд является родовым феноменом, а вина — видовым, т. е. ниже рангом в классификации.

Г. Льюс (Lewis, 1971) видит следующее различие между стыдом и виной: эмоция стыда играет существенную роль в развитии депрес­сивных заболеваний, а эмоция вины вызывает обсессивно-компуль-сивный невроз и паранойю. Однако ряд авторов не согласны с данной точкой зрения.

Разделяя переживание стыда и вины, Изард пишет, что стыд вре­менно затуманивает рассудок, а вина, напротив, стимулирует мысли­тельные процессы, связанные, как правило, с осознанием провинно­сти и рассмотрением возможностей для исправления ситуации. По­лучается, что сначала возникает вина (неизвестно почему), а потом осознается причина вины — проступок. И это не единственная неяс­ность в описании Изардом данного чувства. Так, он называет вину то эмоцией, то чувством, говорит о ситуации вины, хотя логичнее было бы говорить о ситуации проступка.

Детерминация вины. Очевидно, что переживание вины связано с фор­мированием у человека нравственных норм поведения (совести), с развитием его как личности, хотя некоторые авторы считают, что это формирование имеет под собой биологическую (генетическую) осно­ву (Eibl-Eibesfeldt, 1971; Mowrer, 1960). Осьюбел выдвинул три пред­посылки развития эмоции вины:

1) принятие общих моральных ценностей;

2) их интернализация;

3) способность к самокритике, развитая настолько, чтобы восприни­мать противоречия между интернализированными ценностями и реальным поведением.

Он предполагает существование общекультурных механизмов усвоения вины, что связано с одинаковыми взаимоотношениями меж­ду родителями и ребенком, необходимостью лишь минимума навы­ков социализации ребенка, имеющихся в каждой культуре, и опреде­ленной последовательностью этапов когнитивного и социального раз­вития. Предпосылкой воспитания совести и чувства вины является

176 Раздел III. Психические состояния

желание родителей и всего общества воспитать у подрастающего по­коления чувство ответственности.

Причиной для переживания вины могут служить как совершен­ные, так и несовершенные действия (бездействие), когда в данной ситуации они были бы уместны и необходимы.

Фейрес (Phares, 1976) выявил, что интерналы в своих неудачах винят себя и испытывают более сильные стыд и вину, чем экстерна-лы. Это связано, по Дж. Роттеру (Rotter, 1966), с тем, что интернала­ми, т. е. с людьми с внутренним локусом контроля, являются субъек­ты, полагающие, что сами управляют своей судьбой, а экстерналами, т. е. людьми с внешним локусом контроля, — субъекты, уверенные, что все происходящее с ними от них почти не зависит.

Иногда чувство вины бывает необоснованным и преувеличенным, нанося человеку вред: вызывает хроническую усталость, фригидность, может даже привести к самоубийству. М. Льюс (Lewis, 1992) считает, что самый простой способ избавиться от чувства вины — смириться с ним и дать ему постепенно угаснуть.

Глава 7

Коммуникативные эмоциональные состояния

7.1. Веселье

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова веселье определяется как беззаботно-радостное настроение, выражающееся в склонности к за­бавам, смеху. Однако не всякая забава вызывает эмоцию веселья. За­бавой может быть и серьезная игра (например, в шахматы) и вообще любое интересное времяпрепровождение. Когда же говорят о веселье, то имеют в виду особый вид забавы, связанный с шутками, дураче­ством, т. е. со странными, озорными, глупыми выходками, несерьез­ным поведением. Такое поведение связано с юмором, т. е. беззлобно насмешливым отношением к кому- или чему-нибудь.

А. Л. Гжевская. Веселая минутка

J 2-1-I13

178 Раздел III. Психические состояния

Часто веселье и смех возникают по пустяковым поводам, напри­мер когда ребенку показывают «козу», и он ожидает щекотки. Веселье и смех могут доходить до величины аффекта, проявляясь в гомери­ческом (т. е. необычайной силы, неудержимом — подобно смеху бо­гов в поэме Гомера «Илиада») хохоте. Реакция веселья может появить­ся у человека в состоянии алкогольного опьянения и в начальной ста­дии наркоза.

Веселое настроение выражается кроме упоминавшегося смеха в об­щем возбуждении, приводящем к восклицаниям, хлопанью в ладоши, бесцельным движениям.

7.2. Смущение

Сущность понятия. Смущение (состояние застенчивости) определя­ют как замешательство, ощущение неловкости. У маленьких детей смущение возникает без видимой причины, при обращении к ним не­знакомых людей. Дети отворачиваются, прячутся за мать. При этом некоторые из них украдкой посматривают на смутившего их челове­ка. Характерным для смущения считается закрывание лица руками или наличие легкой улыбки, пробегающей по лицу человека. В обы­денной речи говорят «человек сконфузился». У взрослых смущение

может вызываться как неудачей в ка­ком-нибудь деле, так и удачей.

Смущение стало предметом систе­матических исследований сравни­тельно недавно. Например, показано,; что самая большая степень смущения „ наблюдается, если человек терпит не­удачу в группе. При неуспехе в оди-. ночной ситуации смущение бывает, выражено слабо вследствие предпола-N гаемого отсутствия других (Modiglia-ni, 1971). Хотя смущение является эмоцией общения, связи между застен­чивостью и общительностью либо не существует, либо она очень слабая? (Crozier, 1986). Правда, В. Крозьер от-1 мечает, что у таких людей есть пробле-Смущение мы в общении с незнакомцами, что




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.