Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы военной экономики России и экономическая политика правительства в 1914 - 1917 годы




 

Экономика России не была готова к решению задач военного времени. Русская промышленность оказалась не в состоянии справиться с задачей производства вооружений для армии в необходимых количествах. Об этом свидетельствуют следующие цифры. В 1914 г. потребности фронта в винтовках составила 5 млн. штук, а в 1915 - 8 млн. штук, а производительность отечественных оружейных заводов составляла 525 тыс. винтовок в год. Русские заводы давали в год 300 млн. патронов при потребности в начале войны в 2,4 млрд., а в 1917 г. - в 4,2 млрд.

Острой проблемой военной эпохи России был транспорт. От него зависело продовольственное, топливное и материально-техническое снабжение. В результате отступления сеть дорого сократилась на 11 тыс. вёрст, а 33% оставшихся перешло в ведение военных властей вместе с 1/3 подвижного состава. На тыловые дороги легло обслуживание не только нужд хозяйства, но и огромных перевозок для фронта. Это определило ряд трудностей в работе тыла, который располагал вагонным парком, вдвое меньше, чем до войны. Недостаток паровозов и вагонов пытались возместить более интенсивным их использованием: в 1916 г. в день грузилось 91,5 тыс. вагонов против 58 тыс. в 1913 г. Однако это привело к выводу из строя большого количества подвижного состава. Сокращение подвижного состава в тылу привело на первом году войны к продовольственному кризису. Занятые военными перевозками железные дороги были не в состоянии доставить хлеб нового урожая в потребительские центры.

Война изменила направление грузопотоков. Три магистрали работали с наибольшим напряжением: Сибирская железная дорога, дорога от Архангельска к центру и дороги южного направления. По причине закрытия европейских границ (через них до войны велась европейская торговля), ввоз основных масс товаров из-за границы стал осуществляться через Владивосток и всю Сибирь или через Архангельск. С юга поступало в 1915 г. 94% всего топлива, 74% чугуна и 63% стали.

Неудачи русской армии весной и летом 1915 г., бессилие довоенных государственных органов в регулировании хозяйственной деятельности в стране заставили самодержавие согласиться на создание регулирующих органов - ВПК и Земгора (Всероссийский земский и городской союз). Ответ 2 (начало): Чтобы не упустить руководство из своих рук в противовес этим органам правительство создало высшие государственные органы регулирования народного хозяйства - Особые совещания по обороне, топливу, перевозкам, продовольствию, узаконенные в августе 1915 г.

Эти совещания были созданы по английскому образцу и были наделены исключительной властью. Они назначали "предельные цены" на топливо и распределяли его, могли закрывать предприятия, не выполняющие военные заказы, заменять их директоров и т.д.

Председателями "Особых совещаний" были соответствующие министры - военный, торговли и промышленности, путей сообщения, земледелия. При "совещаниях" были созданы рабочие органы, осуществляющие вмешательство в экономику. Ответ 2 (конец).

ВПК стали создаваться по инициативе съезда представителей промышленности и торговли в мае 1915 г. Речь шла о мобилизации "неиспользованной мощи русской промышленности". 220 местных ВПК, с Центральным ВПК во главе, распределяли заказы между предприятиями, отвечая перед правительством за их выполнение в срок. Чаще всего ВПК работали со средними и мелкими предприятиями. Крупные сами устанавливали контакты с военными органами или ЦВПК.

Земгор сосредоточил свою деятельность в мелкой и кустарной промышленности, которая была вне сферы деятельности ВПК и "Особых совещаний". Он ведал заготовкой сырья и материалов. В результате этих мер роль буржуазии в военно-хозяйственных мероприятиях повысилась и появилась перспектива влияния на общее руководство военной экономикой.

Следствием деятельности 4-х "Особых совещаний" и ВПК стал рост военного производства в 1916 г. и некоторое послабление кризиса вооружения в русской армии. Но проблемы топлива, продовольствия, транспорта, а также финансов не были решены. В 1916 г. количество паровозов и вагонов на железных дорогах начинает сокращаться и в 1917 г. на ремонте находилось 25 % паровозов. На отдельных линиях - до 50 %. В результате сокращения подвижного состава всё больше грузов скапливалось в Сибири, Архангельске, Донбассе, а когда в 1917 г. началось поступление достаточного количества паровозов и вагонов из-за границы, железнодорожное хозяйство уже было дезорганизовано.

"Особое совещание" по перевозкам внесло плановость в перевозки важнейших грузов (военных, интендантских, металла, топлива, рельсов, продовольствие для Петрограда и Москвы). Но общегосударственного плана перевозок не было, и по этому много грузов перевозилось стихийно. Особой остроты кризис транспорта достиг в последние месяцы перед Февральской революцией. Промышленность осталась без топлива и металла, городское население - без хлеба, рынки были разорваны, что привело к неравным ценам по областям.

До 1916 г в топливной промышленности был отмечен рост производства. Но в 1916 г. в угольной промышленности развивается кризис. Горнозаводское оборудование, которое было закуплено за границей до войны, было изношено. Однако заменить его было сложно. В результате мобилизации среди рабочих увеличился удельный вес молодёжи до 18 лет и пожилых старше 40 лет. Вместе с тем упал и квалификационный уровень занятых. В угольной промышленности количество занятых росло, а производительность падала. Добыча угля в Донбассе сокращалась также из-за того, что разработки были засыпаны невывезенным углём, который мешал вести добычу.

Россия была плохо обеспечена металлом для нужд войны. При ежемесячной потребности в железе в 23 млн. пудов (18,5 млн. для обороны и 5 млн. для нужд населения) в 1916 г. русская металлургия могла производить в месяц самое большее 19,5 млн. пудов, а в апреле 1917 г. производство железа составило около 6 млн. пудов. Нехватка топлива, снижение производства металла поставило русское производство в зависимость от поставок металла из Англии и США.

Необходимость снабжать продовольствием действующую армию, а также рабочих военных предприятий и крупные города заставило правительство взять снабжение продовольствием в свои руки. Но, не располагая собственными запасами продовольствия, государство должно было закупать его у частных производителей. Закупки осуществлялись по твёрдым ценам, законодательно введённым для всей страны, но при этом, завышенным ценам для привлечения поставщиков.

Ответ 3 (начало): Розничная торговля регулировалась на местах городскими Думами посредством такс - предельных цен, устанавливаемых на продовольствие в целях борьбы со спекуляцией. В разных городах таксы были различными. Поэтому таксируемые товары или перегоняли в те районы, где таксы были выше, или придерживались владельцами в ожидании повышения спроса и такс. Таким образом, будучи средством административного воздействия на рынок, таксы превращались из фактора регулирующего в фактор, дезорганизующий продовольственный рынок. Ответ 3 (конец).

Транспортные проблемы привели к тому, что в хлебородных районах Сибири продовольствие гнило, а в крупных городах нарастал продовольственный кризис. Первый кризисный период пришёлся на лето 1916 г., а из второго кризисного периода (конец 1916 г) страна так и не вышла. В крупных городах начался рост цен. Только за 1917 г. цены на хлеб в Петрограде выросли в 5 раз.

Кризис был усугублён инфляцией. Война потребовала чрезвычайных расходов, для которых нормативных накоплений госбюджета было недостаточно. Свои заграничные платежи правительство производило золотом. Госбанк в 1914 г. прекратил обмен кредитных билетов на золото. Правительство прибегло к внешним займам. Их было размещено за границей на 3 млрд. руб. с четвертью. Для внутренних платежей денег требовалось гораздо больше, чем давали традиционные источники доходов. Налоги были повышены, тем более, что с началом военных действий торговля водкой, которая давала казне около 1 млрд. руб. дохода ежегодно, была прекращена во избежание беспорядков. Но повышать налоги постоянно не возможно. И царское правительство прибегло к займам. Было выпущено 6 военных займов, давших 8 млрд. рублей

В результате недостаточности этих мер, правительство стало осуществлять свои внутренние платежи посредством выпуска всё новых денежных знаков. Это, естественно, привело к полному расстройству всего хозяйства в целом. После прекращения обмена кредитных билетов на золото, монетарное золото, а затем серебро и даже медь исчезают из обращения. К концу 1916 г. обращение становится исключительно бумажным. Причём количество бумажных денег непрерывно росло, достигнув к марту 1917 г. превышения уровня 1914 г. в 4 раза. Как следствие, было нарушено равновесие между товарной и денежной массой, что и привело к падению покупательной способности денежной единицы. Курс рубля упал к началу 1917 г. до 27 копеек серебром.

9.3. Экономическая политика Временного правительства (март - октябрь 1917 года)

 

Для осуществления эффективной власти в стране Временное правительство располагало ещё меньшими возможностями, чем царское. Не будучи всенародно избранным, оно отодвигало крупные преобразования до созыва Учредительного собрания.

Временное правительство предпринимало попытки поправить дела в области продовольственного снабжения, путей сообщения, рабочего и аграрного вопроса. С этой целью оно создало свои комитеты, являющиеся государственными органами, но включающие в себя и представителей демократических организаций и буржуазии. В мае 1917 г. было создано министерство труда, при котором начал работу особый комитет труда. В комитете на паритетных началах заседали представители рабочих и предпринимателей для выработки предложений по трудовому законодательству. Рабочие добивались повышения заработной платы, гос. обеспечения по болезни и старости. Но правительство не решилось узаконить даже 8- часовой рабочий день.

21 апреля 1917 г. при министерстве земледелия был создан Главный земельный комитет, а на местах губернские, уездные и волостные земельные комитеты. Главный земельный комитет должен был подготовить земельную реформу, т.к. аграрный вопрос был одним из наиболее острых ещё в довоенные годы. В основу аграрного законодательства предлагалось положить принцип изъятия всей земли из товарного оборота с передачей её в общенародную собственность и предоставлением трудовому населению равного права на землю. Это была аграрная программа партии эссеров.

Однако разработка проекта реформы шла медленно. Крестьянское же движение в стране нарастало. Временное правительство разрешило передавать незасеянные помещичьи земли в аренду крестьянам с поступлением арендной платы помещикам. Эта мера диктовалась тяжёлым продовольственным положением и необходимостью увеличения посевных площадей. В результате крестьянских выступлений за полную ликвидацию помещичьего землевладения вопрос об аренде земли потерял своё значение.

25 марта 1917 г. Временное правительство при участии Петроградского Совета ввело хлебную монополию. Весь хлеб урожая 1916 г. (за вычетом необходимого для земледельцев) подлежал передаче государству по твёрдым ценам. Продажа хлеба потребителям была объявлена монополией государства. Землевладельцы и торговый капитал выступили против этой меры, заявляя о бесполезности решить продовольственную проблему чисто государственными средствами. Они добивались привлечения к хлебозаготовкам торгового капитала. В августе 1917 г. правительство удвоило твёрдые цены, но это не вызвало притока хлеба. Вопрос упирался в выявление излишков хлеба и создание эффективной системы государственных продовольственных органов. Но Временное правительство успело осуществить учёт имеющегося хлеба только в 3-х губерниях. К осени 1917 г. в стране было 3,8 млрд. пудов хлеба (3,1млрд. пудов урожая 1917 г. и 0,7 млрд. запасов). Это было более, чем достаточно, т.к. потребности населения и армии составляли 3,2 млрд. пудов. Но правительство не могло получить его.

14 сентября 1917 г. была введена сахарная монополия. Её постигла судьба монополии на топливо и ткани, монополии на хлеб. Существенную роль в срыве снабжения армии и населения предметами первой необходимости сыграло расстройство транспорта.

Финансирование войны достигло при Временном правительстве 42 млн. рублей в день. Чтобы уменьшить инфляцию правительство решило вначале изъять из обращения лишние деньги и объявило подписку на "займ свободы" на сумму в 3 млрд. руб. Но доверие к нему падало, и размещение займа шло медленно. Временное правительство не только не отказалось от денежной эмиссии, но и увеличило её: оно выпустило денежных знаков на 9,5 млрд. руб., доведя их массу до 19,5 млрд. руб. к 1 ноября 1917 г. В августе 1917 г. Госбанк стал выпускать кредитные билеты достоинством в 250 и 1000 руб., известные под названием "думских", а в сентябре начался выпуск казначейских билетов достоинством в 20 и 40 руб. ("керенок"). В это время техника изготовления денежных знаков была предельно упрощена. "Керенки" печатались на плохой бумаге, неразрезанными листами, не имели номера, подписи, и по внешнему виду напоминали бутылочные этикетки.

С марта по октябрь 1917 г. рубль обесценился более чем, в 4 раза, упав до 6-7 копеек довоенного рубля. Материальное положение рабочих, реальная заработная плата которых отставала от роста цен, ухудшилось в 2 раза.

Эта разруха резко обострила классовые противоречия в стране, расшатала основы хозяйства, обнаружила бессилие правящих кругов руководить общественным производством.

Партия большевиков выступила с программой спасения страны от экономической катастрофы. В программе намечались меры по организации более действенного контроля над производством и распределением с помощью:

1).объединения всех банков под контролем Госбанка (контроль над их операциями);

2) национализация синдикатов (не предприятий, входивших в их состав, а сбытовых организаций);

3) принудительное объединение промышленников и торговцев в союзы, чтобы установить контроль через эти союзы над их деятельностью (принудительное синдицирование);

4) отмена коммерческой тайны как препятствия к осуществлению всестороннего контроля над деятельностью предприятий; рабочий контроль;

5) принудительное объединение населения в потребительские общества с целью контролируемого распределения предметов первой необходимости.

6) конфискация частных земель.

Это не была ещё программа социалистической революции. Слабому Временному правительству эта программа была не под силу, и будучи не в состоянии с ней справиться оно пало в октябре 1917 года.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.